Профориентационная работа в общеобразовательной школе

35562
С.М. Курганский, канд. пед. наук, проф. каф. естественно-математического образования Института развития образования Ханты-Мансийского автономного округа -Югры, заслуженный учитель РФ

Эффективность профессиональной ориентации обучающихся во многом зависит от хорошо организованного управления образовательным процессом. В каждой школе складывается своя система педагогического управления профориентацией. Автор статьи делится опытом организации этой работы в общеобразовательной школе.

Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим в школе большое внимание должно уделяться проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся.

Профориентационная работа подразумевает несколько направлений деятельности:
1. Организационно-методическая работа:

  • деятельность координаторов по профориентационной работе с обучающимися;
  • методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

2. Работа с обучающимися:

  • комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
  • консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые), анкетирование;
  • организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального образования, на предприятия);
  • встречи с представителями предприятий, учреждений профессионального образования.

3. Работа с родителями:

  • проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
  • лектории;
  • индивидуальные беседы;
  • анкетирование;
  • организация и проведение профориентационной работы;
  • руководство кружками, спортивными секциями, художественными студиями, ученическими театрами, общественными ученическими организациями;
  • помощь в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
  • помощь в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время;
  • участие в работе родительских комитетов, Совета школы и других общественных формирований школы.
Содержание профориентационной работы

Классы

Содержание работы

1-4

Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и в обществе.

Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в т. ч. социальную, трудовую, игровую, исследовательскую

5-7

Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях.

Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре

8-9

Уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору.

Групповое и индивидуальное консультирование с целью формирования адекватного решения о выборе профиля обучения.

Формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям обучающихся

10-11

Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности

Примерный план профориентационной работы школы на учебный год

Цель: формирование у обучающихся готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута в условиях свободы выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • создание условий для оказания обучающимся поддержки в профессиональном самоопределении;
  • организация социального партнерства школы с представителями образовательного и профессионально-производственного территориального окружения, обеспечение преемственности общего и профессионального образования;
  • использование профориентационно значимых ресурсов: трудового воспитания, обучения предмету "Технология", отдельных образовательных областей на начальной и основной ступенях общего образования, профильного обучения на старшей ступени;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на элективных курсах и в воспитательной работе;
  • адаптация имеющегося в школе банка профориентационных технологий к условиям изменяющегося рынка труда и услуг профессионального образования; конструирование педагогами самостоятельных вариантов оказания обучающимся педагогической поддержки в профессиональном самоопределении;
  • проверка эффективности использования действующих и вновь созданных учебно-методических комплектов; вариантов реализации средств профессиональной ориентации в начальной, основной и старшей школе (с учетом существующего опыта).

Мероприятия

Срок

Ответственный

Нормативно-правовое обеспечение мероприятий, направленных на организацию профессиональной  ориентации обучающихся

Издание приказов:

• о плане работы по профориентации на учебный год;

• назначении координатора (ответственного) по профориентационной работе;

• утверждении положения о профориентационной работе в школе;

• создании центра профориентационной работы в школе;

• утверждении положения о центре профориентационной работы в школе;

• утверждении положения о кабинете профориентации в школе;

• составе совета по профориентации;

• утверждении положения о совете по профориентации;

• создании кабинета профориентации;

• итогах месячника профориентации

Сентябрь

Директор школы

Внесение изменений в должностные обязанности педагогических работников в части организации деятельности по профессиональной ориентации обучающихся

Сентябрь

Директор школы

Разработка и утверждение программ (комплекса мер, планов работы, графиков, в т. ч. социально-психологического сопровождения обучающихся, методической работы с педагогическими работниками и др.), направленных на профессиональную ориентацию обучающихся в соответствии с требованиями регионального рынка труда

В течение учебного года

Директор школы

Разработка плана совместной работы школы по профориентации с заинтересованными организациями и учреждениями

Сентябрь

Заместитель директора по ВР

Заключение договоров о совместной деятельности по профориентации школьников с образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования детей и другими заинтересованными организациями

Август

Директор школы

Разработка и утверждение локальных актов, регламентирующих деятельность по профессиональной ориентации обучающихся (положений о Центре по профориентационной работе с обучающимися, о стенде по профориентации и др.)

В течение учебного года

Директор школы

Разработка и утверждение реализуемых в течение учебного года образовательных программ элективных курсов (курсов по выбору, ориентационных и информационных курсов и др.), посвященных планированию обучающимися профессиональных и жизненных перспектив; дополнительных образовательных программ (кружков, студий, секций)

Сентябрь

Директор школы

Подготовка плана профориентационной работы с обучающимися и их родителями на учебный год

Сентябрь

Заместитель директора по ВР

Разработка и внедрение в практику работы школы "Профориентационной карты обучающегося"

Сентябрь

Заместитель директора по ВР

Обзор новинок методической литературы по профориентации, проведение в школьной библиотеке выставки книг "Человек и профессия"

В течение учебного года

Заведующий библиотекой

Разработка программы по профессиональной ориентации и адаптации обучающихся к рынку труда на учебный год

Сентябрь

Заместитель директора по УВР

Включение в учебный план школы элективных курсов:

• "Я в мире экономики";

• "В мире юридических профессий";

• "Я и мой профессиональный выбор";

• "Твоя профессиональная карьера";

• "Мой выбор";

• "Я выбираю профессию";

• "В поисках своего призвания";

• "Я и мир профессий"

• "Бизнес и карьера"

Сентябрь

Заместитель директора по УВР

Материально-техническое обеспечение профориентационной работы в школе

Оборудование кабинета профориентации и приобретение:

• компьютеров с программным обеспечением для создания базы данных;

• компьютеров для самостоятельного получения консультаций;

• комплектов аудио-, видеотехники с материалами по теме; телефоном;

• справочников по учреждениям НПО, СПО, вузам;

• профессиографического материала;

• портативных компьютеров (ноутбуков) с программами по профориентации и психологическому тестированию;

• принтера;

• сканера

Август

Заместитель директора по АХР

Оборудование 12 автоматизированных рабочих мест для профориентационного и психологического компьютерного тестирования обучающихся

Август

Заместитель директора по АХР

Дополнительная комплектация штатов специалистами для работы в Центре профориентации

Август

Директор школы

Работа с педагогическим коллективом

Педагогический совет:"Формирование основ жизненного и профессионального самоопределения учащихся"

Октябрь

Заместитель директора по ВР

Совещание при директоре по вопросам:

• анализ трудоустройства и поступления в учреждения профессионального образования выпускников 9 и 11-х классов;

• анализ результатов профориентации и задачи на новый учебный год;

• состояние профориентационной работы с обучающимися и распределение их по профилям обучения;

• содержание профориентации в условиях непрерывного образования

 

Август

 

 

Сентябрь

 

Октябрь

 

 

Ноябрь

Заместитель директора по ВР

Совещание при заместителе директора по УВР по вопросам:

• о плане профориентационной работы на новый учебный год;

• анализ планов воспитательной работы по профориентации "Организация профориентационной работы в классе";

• изучение уровня ведения профориентационной работы учителями-предметниками в 9-х классах;

• изучение уровня ведения профориентационной работы учителями-предметниками в 11-х классах

 

Август

 

Сентябрь

 

 

Октябрь

 

Ноябрь

Заместитель директора по УВР

Совещание при заместителе директора по НМР по вопросам:

• методика проведения элективных курсов;

• роль элективных курсов в предпрофильном обучении;

• портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся;

• перспективы профильного обучения

 

Сентябрь

Октябрь

 

Ноябрь

 

Декабрь

Заместитель директора по НМР

Совещание при заместителе директора по ВР по вопросам:

• как оценивать эффективность работы по профориентации школьников;

• критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению;

• организация профориентационной работы в классе;

• методические основы организации профориентационной деятельности во внеклассной работе;

• работа с обучающимися по интересам;

• методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей обучающихся, основы профконсультации;

• методы работы с родителями по вопросу выбора профессии их детьми;

• профориентация в процессе изучения основ наук;

• роль классного руководителя в профориентации обучающихся

 

Сентябрь

 

Октябрь

 

 

 

Ноябрь

 

Декабрь

 

Январь

Февраль

 

 

Март

 

Апрель

Май

Заместитель директора по ВР

Учебно-методические семинары для классных руководителей по теме "Теория и практика профориентационной работы":

• “Нормативно-правовые документы, обеспечивающие функционирование системы профориентационной работы”;

• “Психолого-педагогическое сопровождение процесса выбора профессии”;

• “Профессиональная проба – основной компонент процесса профессионального самоопределения”;

• “Интерактивные формы и методы профориентационной работы”;

• “Подготовка обучающихся к компетентному выбору профессии”;

• “Система профориентационной работы в школе”;

• “Методика профориентационной работы по возрастным группам”;

• “Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками”;

• “Роль типологических особенностей в профессиональном становлении старшеклассников”

 

 

 

Сентябрь

 

 

Октябрь

 

Ноябрь

 

Декабрь

 

Январь

 

Февраль

Март

 

Апрель

 

 

Май

 

Педагог-психолог

Семинар-практикум "Организация работы по изучению профессиональных намерений обучающихсявыпускных классов"

Октябрь

Заместитель директора по НМР

Семинар-практикум "Возможности группового и индивидуального консультирования как форм профориентационной работы"

Январь

Заместитель директора по НМР

Лекторий для педагогического коллектива по профориентационной работе:

• “Основы организации профориентационной работы в школе. Этапы развития профессионального самосознания. Возрастно-психологические особенности профориентационной работы”;

• «"День карьеры" – форма профориентационной работы в начальной школе. Структура профориентационного занятия в начальной школе. Принципы анализа занятия. Примеры из практики»;

• «"Я и мир профессий" – форма профориентационной работы для учащихся 5–8-х классов. Структура профориентационного занятия в 5–8-х классах. Принципы анализа занятия. Примеры из практики»;

• «Структура профориентационного занятия в старших классах. Ведущие профессиональные мотивы. Важность осознания ведущих профессиональных мотивов. Методика "Мое профессиональное будущее"»;

• «Личностные и биографические факторы выбора профессии. Мифы о профессиональном самоопределении. Биографические факторы выбора профессии. Прием "Профессиональная биография"»;

• «"Анатомия" профессии: схема описания профессии. Методика "Профессиограмма"»;

• “Профессиональные ценности. Методика ранжирования профессиональных ценностей. Взаимосвязь между личными и профессиональными целями”;

• “Портфолио будущего профессионала. Организация рефлексии по результатам профориентационных занятий. Оценка готовности к профессиональному выбору”

 

 

Сентябрь

 

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

 

Январь

 

 

 

 

 

Февраль

 

 

Март

 

 

Апрель

 

 

Педагог-психолог

Семинары-тренинги:

• "Роль элективных курсов в предпрофильном обучении";

• "Порфолио как форма оценивания индивидуальных достижений обучающихся. Перспективы профильного обучения";

• "Функциональное разделение труда. Способности и склонности человека как основа выбора профессии. Мотивы выбора профессии"

 

Октябрь

 

Декабрь

 

Январь

Март

Педагог-психолог

Конкурс пособий, образовательных программ, методических разработок внеклассных мероприятий по профориентационной работе

В течение учебного года

Заместитель директора по НМР

Оформление стенда "На пути к выбору профессии"

Сентябрь

Заместитель директора по ВР

Создание школьного совета по профориентации

Сентябрь

Директор школы

Создание тематической базы данных:

1. Словарь новых профессий.

2. Профессиограммы профессий.

3. Учреждения профессионального образования региона

Сентябрь

Педагог-психолог

Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению

Сентябрь

Заведующий библиотекой

Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с обучающимися различных возрастных групп

Октябрь

Заместитель директора по ВР

Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной направленности обучающихся в педагогическом процессе

Ноябрь

Педагог-психолог

Профконсультации по изучению личности школьника:

• “Исследование готовности обучающихся к выбору профессии” (5–6-е классы);

• “Изучение личностных особенностей и способностей обучающихся” (7–8-е классы);

• “Изучение склонностей и интересов обучающихся” (9-е классы);

• “Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся” (10–11-е классы)

В течение учебного года

Педагог-психолог

Мастер-класс "Профориентационные ребусы"

Декабрь

Заместитель директора по УВР

Работа с родителями обучающихся

Лекторий для родителей по теме "Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении детей":

• “Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении”;

• “Профессия и рынок труда, рабочие специальности”;

• “Как помочь ребенку выбрать профессию”;

• “Ступени карьеры: азбука профориентации”;

• “О сайтах и профориентационных ресурсах в Интернете”;

• “Как сделать правильный выбор: о профилизации старшей ступени школы”;

• Воспитание трудовых навыков в семье (обязанности детей в семье)

 

 

 

Сентябрь

 

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

 

Февраль

 

Март

 

Педагог-психолог

Родительское собрание для  параллели 9-х классов "Предпрофильная подготовка"

Сентябрь

Заместитель директора по УВР

Общешкольные родительские собрания:

• “Роль семьи в выборе профессии”;

 • “Сопровождение и поддержка профессионального выбора со стороны родителей”

 

Сентябрь

Январь

 

 

Педагог-психолог

Психологический тренинг:

• “Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении”;

• “Эмоциональное отношение к выбору профессии”;

• “Психоэмоциональная разгрузка как здоровьесберегающий фактор”;

• “Одаренные дети. Технология работы и социально-педагогическое сопровождение”

 

Октябрь

 

Декабрь

 

Февраль

 

Апрель

Педагог-психолог

Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к выбору детьми профиля

Сентябрь

Педагог-психолог

Обобщение лучшего опыта воспитания в семье по подготовке детей к сознательному выбору профессии

Октябрь

Заместитель директора по ВР

Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора обучающимися профессий, элективных курсов

В течение учебного года

Педагог-психолог

Родительский урок по теме: "Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования" (8-е классы)

Октябрь

Педагог-психолог

Круглый стол:

• “Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе”;

• “Медицинские аспекты при выборе профессии”;

• “Приобщение к миру взрослых”

 

Сентябрь

 

Ноябрь

Март

Педагог-психолог

Выпуск буклета для родителей по профориентации

Октябрь

Заместитель директора по ВР

Социологический опрос родителей:

• “Каким я вижу своего ребенка”;

• “Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии”

 

Ноябрь

Март

 

Педагог-психолог

Подготовка рекомендаций родителям по проблемам профориентации

Ноябрь

Заместитель директора по НМР

Читательская конференция "Смысл жизни" и "Выбор профессии". Равнозначны ли эти понятия?

Март

Заведующий библиотекой

Книжная выставка "Через профессию к успеху"

Апрель

Заведующий библиотекой

Информационное, организационно-кадровое и психолого-педагогическое обеспечение профессиональной ориентации обучающихся

Диагностика профессиональных склонностей с целью определения будущих профессий (9–11-е классы)

Сентябрь

Педагог-психолог

Диагностика обучающихся 9-х классов с целью выявления их профессиональных интересов при выборе профиля обучения

Октябрь

Педагог-психолог

Диагностика профессионального профиля личности (интересов и способностей) обучающихся 9 и 11-х классов

Февраль

Педагог-психолог

Диагностика  общего уровня и направленности познавательных интересов "Карта интересов" (8-е классы)

Март

Педагог-психолог

Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками

Сентябрь

Заместитель директора по ВР

Профдиагностика и консультирование выпускников 9, 11-х классов "Оценка профессиональной направленности личности выпускника"

Октябрь

Педагог-психолог

Мониторинг запросов детей и родителей (законных представителей) по направлениям организации профориентационной работы школы

Сентябрь

Педагог-психолог

Мониторинг самоопределения выпускников 2012 г.

Сентябрь

Педагог-психолог

Мониторинг эффективности реализации программ (системы, проектов, комплекса мер, планов работы, графиков, в т. ч. социально-психологического сопровождения обучающихся, методической работы с педагогическими работниками), направленных на профессиональную ориентацию обучающихся в соответствии с требованиями регионального рынка труда

Май

Педагог-психолог

Мониторинг эффективности организации предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников (включая отслеживание результатов выбранного обучающимся направления при предпрофильной подготовке: продолжение реализации данного направления на этапе профильного обучения и выбора специальности при поступлении в учреждения НПО, СПО, вузы), социальных проб, практик и др.

Май

Педагог-психолог

Анкетирование:

• "Профессиональное самоопределение на основе самооценки" (9-е классы);

• "Будущее профессиональное предпочтение" (11-е классы);

• "Кем я хочу быть" (7–8-е классы)

Октябрь

Педагог-психолог

Пополнение банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников школы

Сентябрь

Заместитель директора по УВР

Научно-практические конференции:

• "Моя профессиональная карьера";

•"Формула успешного проектирования профессиональной карьеры"

 

Октябрь

Декабрь

Заместитель директора по НМР

Игровая программа "Наша служба и опасна, и трудна" (профессиональное определение – юриспруденция, органы МВД, службы спасения)

Октябрь

Заместитель директора по ВР

КВН:

• "Все профессии важны, все профессии нужны (8–9-е классы)";

• "Твоя профессия – твое будущее (10–11-е классы)"

 

Ноябрь

 

Март

Заместитель директора по ВР

Фестиваль профессий "Многообразие мира профессий"

Апрель

Заместитель директора по ВР

Развлекательно-познавательная игра "Кто больше знает профессий"? (5–6-е классы)

Январь

Заместитель директора по ВР

Беспроигрышная лотерея "Узнай мир профессий" (7–8-е классы)

Апрель

Заместитель директора по ВР

Брейн-ринг "Марафон профессий" (9–11-е классы)

Заместитель директора по ВР

Единый день профориентации

Октябрь

Заместитель директора по ВР

Неделя профориентации

Апрель

Заместитель директора по ВР

Конкурсно-развлекательная игра "Как много профессий хороших" (7–9-е классы)

Январь

Заместитель директора по ВР

Конкурсы:

• декоративно-прикладного творчества (5–7-е классы);

• технического творчества (8–9-е классы);

• рисунков "Радуга профессий" (1–4-е классы);

• рисунков "Замечательная профессия" (5–7-е классы);

• сочинений "Моя будущая профессия" (5–8-е классы);

• семейных сочинений "Профессии нашей семьи" (9–10-е классы);

• компьютерных презентаций "Иллюстрации к профессии…" (10–11-е классы);

• презентаций профессий "Выбор, определяющий судьбу" (8–9-е классы);

• профориентационных проектов "Учреждения профессионального образования на карте нашего города" (10–11-е классы);

• "Молодые хозяюшки" (5–6-е классы);

• "Молодые модельеры" (7–8-е классы);

• профессий "Все работы хороши – выбирай на вкус!" (5–7-е классы)

В течение учебного года

Заместитель директора по ВР

Профориентационные экскурсии в учреждения профессионального образования

В течение учебного года

Заместитель директора по ВР

Вечер-портрет "Звезда в своем деле": встречи с ветеранами труда (11-е классы)

Март

Заместитель директора по ВР

Костюмированный карнавал профессий "Прекрасные дела"

Январь

Заместитель директора по ВР

Ярмарки по профориентации:

• "Образование и карьера" (8–9-е классы);

• "Горизонты образования" (10–11-е классы)

 

Сентябрь

Февраль

Заместитель директора по ВР

Деловые игры:

• "Что я знаю о профессиях" (5–6-е классы);

• "Дорогами профессий" (7–8-е классы)

 

Сентябрь

Январь

Заместитель директора по ВР

Викторины:

• "Путешествие в мир профессий" (7–8-е классы);

• "Что я знаю о мире профессий" (9–10-е классы)

 

Октябрь

Январь

Заместитель директора по ВР

Ролевые игры:

• "Найти свой путь" (5-е классы);

• "Мои профессиональные планы" (6-е классы);

• "Профессии, которые нам предлагают" (7-е классы);

• "Как выбрать профессию?" (8-е классы);

• "Я выбираю профессию рабочего" (9-е классы);

• "Мой профессиональный выбор" (9-е классы);

• "Выявление способностей и осознанный выбор профессии" (10-е классы);

• "Выбери свою дорогу" (11-е классы);

• "Качественное обучение – надежное будущее" (11-е классы);

• "Мои профессиональные планы" (11-е классы)

В течение учебного года

Педагог-психолог

Диспут: "Правильный выбор профессии как первый шаг к построению карьеры" (10–11-е классы)

Январь

Заместитель директора по ВР

Профориентационный тренинг (5–11-е классы):

• "Познай себя";

• "Дороги, которые мы выбираем";

• "Выбор профессии";

• "Профессиональное самопознание";

• "Способности и профессиональная пригодность";

• "Куда пойти учиться?";

• "Выбор профессии – ответственный шаг";

• "Помечтаем о будущей профессии".

 

 

В течение учебного года

Педагог-психолог

Круглые столы (9–11-е классы):

• "Мастерство и талант";

• "Что такое труд?";

• "Профессионализм. Что это такое?";

• "Куда пойти учиться?"

 

Сентябрь

Ноябрь

Февраль

Апрель

Педагог-психолог

Театрализованное представление "Ярмарка профессий" (6–8-е классы)

Сентябрь

Заместитель директора по ВР

Читательская конференция "Выдающиеся люди в различных сферах деятельности" (9–11-е классы)

Май

Заведующий библиотекой

Книжные выставки:

• "Стратегия профессионального выбора";

• "Каждый может стать звездой в своем деле";

• "Как стать студентом"

В течение учебного года

Заведующий библиотекой

Подбор литературы для педагогического персонала школы по профессиональному самоопределению учащихся

В течение учебного года

Заведующий библиотекой

Библиотечные уроки:

• "Профессии на все времена";

• "Выбери работу по душе";

• "Нефть и люди";

• "Старт в профессию";

• "Открытие профессии";

• "Пусть каждый выберет свой путь";

• "Из школы в жизнь";

• "Сам себе адвокат";

• "Выбор профессии – дело серьезное";

• "Познай вкус ремесла";

• "Как сделать выбор";

• "Путь к карьере";

• "Проверь себя, найди свой путь";

• "Библиотека – помощник в выборе жизненного пути"

В течение учебного года

Заведующий библиотекой

Подготовка дайджестов:

• "Будущему офицеру";

• "В поисках призвания";

• "Инженеры на рынке труда";

• "Компьютерщик – это звучит модно!";

• "Профессия – экономист";

• "Будущему дизайнеру ландшафта"

В течение учебного года

Заведующий библиотекой

День абитуриента:

• "Мое увлечение – моя профессия" (11-е классы);

• "Работа? Профессия? Призвание? Хобби?" (9-е классы)

 

Апрель

Май

Заведующий библиотекой

Создание картотеки "В помощь профессиональной ориентации"

Сентябрь

Заведующий библиотекой

Выпуск буклетов по профориентации для обучающихся:

• «Путешествие по океану "Профессия"»;

• "Выбор профессии – выбор пути";

• "Тебе, абитуриент!";

• "Путеводитель по образовательным сайтам"

В течение учебного года

Заведующий библиотекой

Подготовка библиографических списков:

• "Что нужно знать абитуриенту";

• "Сам себе репетитор";

 • "Калейдоскоп профессий";

• "Как стать юристом";

• "Как стать экономистом";

• "Компьютерные профессии";

• "Профессия – медработник";

• "Как выбрать вуз"

В течение учебного года

Заведующий библиотекой

Защита проектов:

• "Мой выбор профессиональной деятельности и реализация профессионального плана";

• "Ступени мастерства";

• "Мои жизненные планы, перспективы и возможности"

 

Ноябрь

 

 

Январь

Апрель

Заместитель директора по НМР

Социологический опрос с целью выявления профессиональных намерений и их реализации (7–11-е классы)

Март

Педагог-психолог

Ток-шоу "Как стать профессионалом" (7–8-е классы)

Март

Заместитель директора по ВР

Ток-шоу "Выбор" (9–11-е классы)

Март

Заместитель директора по ВР

Игра-путешествие "Дорога в страну профессий" (5–7-е классы)

Апрель

Заместитель директора по ВР

Профориентационные игры (9–11-е классы):

• "Угадай профессию";

• "Заглянем в будущее";

• "Защита профессий"

В течение учебного года

Заместитель директора по УВР

Профориентационная акция по набору обучающихся в учреждения профессионального образования системы МВД, министерства обороны

Ноябрь

Заместитель директора по ВР

Индивидуальное консультирование по результатам диагностики и выбору образовательного маршрута

В течение учебного года

Педагог-психолог

Индивидуальное консультирование по проблемам выбора профиля обучения и профессионального самоопределения

В течение учебного года

Педагог-психолог

Консультации по проблеме выбора профессии обучающимися (по запросу родителей)

В течение учебного года

Педагог-психолог

Групповые консультации по следующим вопросам:

• осознание необходимости профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации;

• выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями (досуговыми, семейными, личностными). Выделение ближних и ближайших профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели;

• представление об основных внешних препятствиях на пути к сформулированным целям. Поиск путей и способов преодоления внешних препятствий;

• представление о внутренних препятствиях (недостатках), осложняющих достижение профессиональных целей, а также выявление своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив (самопознание как основа самоопределения);

• поиск путей и способов преодоления внутренних недостатков и оптимального использования достоинств, способствующих подготовке к самостоятельному и осознанному выбору будущей профессиональной деятельности;

• наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения;

• методы построения карьеры

В течение учебного года

Педагог-психолог

Оформление стенда по предпрофильной подготовке с образцом заполнения портфолио и инструкцией к нему, структурой образовательной сети, набором профилей, списком курсов по выбору

Сентябрь

Заместитель директора по УВР

Оформление стенда "Календарь профессиональных праздников"

Октябрь

Заместитель директора по ВР

Оформление стенда "К вершинам мастерства"

Декабрь

Заместитель директора по НМР

Организация регулярной рубрики "Уроки самоопределения" в школьной печатной газете

Сентябрь

Заместитель директора по ВР

Информационная акция "День старшеклассника"

Ноябрь

Заместитель директора по ВР

Подбор литературы для педагогического персонала школы по профессиональному самоопределению обучающихся

В течение учебного года

Заведующий библиотекой

Выпуск общешкольной газеты "Кем быть"

Ежемесячно

Заместитель директора по ВР

Создание на школьном сайте действующей в постоянном режиме страницы, посвященной психологическим проблемам подростков

Сентябрь

Заместитель директора по ВР

Использование в учебно-воспитательном процессе следующих видов урочной деятельности по профориентации обучающихся:

• "Человек – природа": лабораторные, практические работы по биологии;

• "Человек – техника": лабораторные, практические работы по физике, химии, выполнение работ на уроках технического труда;

• "Человек – человек": разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор поведения окружающих, выполнение работ на уроках труда, общественно-организаторская работа среди сверстников, участие в коллективных мероприятиях, спортивных играх;

• "Человек – знаковая система": выполнение письменных работ по разным предметам, чтение, ведение записей, перевод с одного языка на другой, выполнение вычислений, чертежей, схем;

• "Человек – художественный образ": разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, пения, участие в эстетическом оформлении класса, школы, участие в художественной самодеятельности

В течение учебного года

Заместитель директора по УВР

Классные часы по профориентации для учащихся 1–4-х классов:

• "Мир моих интересов";

• "Все работы хороши – выбирай на вкус";

• "Профессии наших родителей";

• "О профессиях разных, нужных и важных";

• "Путь в профессию начинается в школе";

• "Моя мечта о будущей профессии";

• "Труд на радость себе и людям";

• "Сто путей, сто дорог";

• "Как выбирать профессию".

Классные часы по профориентации для учащихся 5–8-х классов:

• "Мир профессий. Человек – техника";

• "Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в отделение связи";

• "Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Экскурсия в парикмахерскую";

• "Мир профессий. На страже закона. Встреча с работниками правоохранительных органов";

• "Мир профессий. Электронные помощники";

• "Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Экскурсия в аптеку";

• "Выбери свою профессию";

• "Календарь профессий";

• "Профессия и призвание".

Классные часы по профориентации для учащихся 9–11-х классов:

• "Познай самого себя";

• "Мотивы выбора профессии";

•"Психологические характеристики профессий";

• "Учителя – выпускники школы";

• "Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека";

• "Что век грядущий нам готовит?";

• "Труд и творчество как главный смысл жизни";

• "Сотвори свое будущее";

• "Классификация профессий"

В течение учебного года

Классные руководители

Беседы для учащихся 1–4-х классов:

• "Профессии наших родителей";

• "Как хлеб на столе появился";

• "Азбука редких профессий";

• "Моя профессия – библиотекарь";

• "Путешествие по профессиям";

"Кем хочешь быть?";

• "Замечательные люди моей будущей профессии";

• "Книги о профессиях";

• "Здоровье и выбор профессии".

Беседы для учащихся 5–8-х классов:

• "Роль знаний в выборе профессии";

• "Мир профессий и место в нем человека";

• "Работа моих родителей";

• "С чего начать профессиональную карьеру";

• "Требования профессии к человеку";

• "Профессиональная деятельность и социальный статус человека";

• «Что важнее: "Кем быть" или "Каким быть"?»;

• "Кто и что оказывает влияние на выбор профессии?";

• "Самообразование, саморазвитие и выбор профессии".

Беседы для учащихся 9-х классов:

• "В мире профессий";

• "Как выбрать нужную профессию";

• "Все работы хороши – выбирай на вкус";

• "Что такое рынок труда?";

• "Оптимальное поведение на рынке труда";

• "Мир профессий и место в нем человека";

• "Профессиональные качества человека";

• "Типы профессий. Формула профессии";

• "Профессии, специальности, должности"

В течение учебного года

Классные руководители

 

 

 

Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя"

Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль