Особенности новых Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях

2945
Автор: М.И. Степанова, д-р мед. наук, зав. отделом гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН

С 1 октября 2010 г. вступили в силу новые санитарные правила СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91. Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Этот документ введен вместо действовавших с 2003 г. СанПиН 2.4.1.1249-03 аналогичного названия.
Расширение сферы действия новых санитарных правил отразилось на структуре документа - в дополнение к основным его разделам введены новые.
СанПиН 2.4.1.2660-10 устанавливают санитарно-эпидемиологические требования:
- к условиям размещения дошкольных организаций;
- оборудованию и содержанию территории;
- помещениям, их оборудованию и содержанию;
- естественному и искусственному освещению помещений;
- отоплению и вентиляции;
- водоснабжению и канализации;
- дошкольным организациям и группам для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии;
- группам кратковременного пребывания;
- семейным дошкольным группам и иным подобным им видам дошкольных организаций;
- организации питания;
- медицинскому обеспечению;
- приему детей в дошкольные организации;
- организации режима дня и физического воспитания;
- личной гигиене персонала;
- соблюдению санитарных правил. Помимо этих разделов санитарные правила включают 16 приложений, которые раскрывают и конкретизируют многие позиции документа. Они содержат сведения о составе и площадях медицинских и служебно-бытовых помещений, помещений для детей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата, о размещении источников искусственного освещения, температуре воздуха и кратности воздухообмена в основных помещениях для детей в зависимости от климатических районов, об оборудовании пищеблоков. Также в них приведены:
- перечни пищевых продуктов, которые рекомендуется и не допускается использовать в питании детей в дошкольных организациях;
- среднесуточные нормы питания и объемы порций для детей разных возрастных групп;
- таблица замены продуктов по белкам и углеводам;
- формы журналов здоровья, бракеража поступающего продовольственного сырья и готовой кулинарной продукции;
- перечень и кратность медицинских обследований, исследований и профессиональной гигиенической подготовки сотрудников дошкольных организаций. Уже из названия новых санитарных правил видно их принципиальное отличие от действовавших ранее. Прежние санитарные правила касались деятельности дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ), причем только общеразвивающего вида, новый документ регламентирует работу дошкольных организаций (далее - ДО), к которым относятся не только традиционные ДОУ (включая ДОУ компенсирующего типа), но и организации, реализующие дошкольное образование в новых формах: группы кратковременного пребывания, семейные дошкольные группы и иные виды дошкольных организаций независимо от юридического статуса. Это означает, что, где бы ни базировались дошкольные организации (в ДОУ, общеобразовательных учреждениях - центрах образования, группах предшкольной подготовки и др., учреждениях дополнительного образования, культуры и др.), независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности выполнение требований, изложенных в новых санитарных правилах, является для них обязательным. А из этого следует, что все санкции, которые могут быть наложены за невыполнение предусмотренных требований и нормативов, ответственность за выполнение санитарных требований в ДОУ теперь будут юридически правомерны.

Среди отличий от ранее действовавших санитарных правил можно назвать:
- некоторую "либерализацию" требований, которая связана с расширением "сферы влияния" документа и появлением новых технологических решений, строительных и отделочных материалов;
- исключение требований, которые согласно современным представлениям не относятся к компетенции, связанной с санитарно-эпидемиологическим благополучием населения. В частности, это коснулось некоторых требований, направленных на профилактику травматизма детей, а также избыточных или чрезмерно конкретных требований.

В качестве примера можно привести следующее. Один из пунктов прежних санитарно-гигиенических норм для детского сада гласил: "Ежегодно, весной, на игровых площадках проводят полную смену песка, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение. Песочницы на ночь закрывают крышками. В теплое время года 1 раз в месяц песок исследуют на степень биологического загрязнения. При обнаружении возбудителей кишечных инфекций, гельминтозов и других примесей, опасных для здоровья детей, проводят смену песка".

В новой редакции он изложен следующим образом: "Ежегодно, весной, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. Песочницы в отсутствие детей необходимо закрывать во избежание загрязнения песка (крышками или полимерными пленками, тентами или другими защитными приспособлениями). При обнаружении возбудителей паразитарных болезней, кишечных инфекций и других примесей, опасных для здоровья детей (химических, механических, радиологических), проводят смену песка".

Еще один пример, который касается оборудования теневых навесов на групповых площадках. Прежняя редакция: "Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью не менее 40 м2. Деревянные полы навесов оборудуют на расстоянии не менее 15 см от земли. Теневые навесы для детей ясельного и дошкольного возраста в I, II, III климатических районах ограждают с трех сторон, высота ограждения не менее 1,5 м. В А, В, Г климатических подрайонах вместо теневых навесов оборудуют отапливаемые прогулочные веранды из расчета не менее 2 м2 на одного ребенка с принудительной вентиляцией. Теневые навесы, пристраиваемые к зданиям, не должны затенять помещений групповых ячеек. Навесы для детей ясельного возраста до 2 лет допускается пристраивать к зданию ДОУ и использовать как веранды. В одной из стен навеса устраивают встроенный шкаф для хранения игрушек и инвентаря. Игровые площадки для детей ясельного возраста до 1 года оборудуют манежем (2,5 х 2,5 м), настилом (5 х 6 м). На площадках для детей ясельного возраста от 1 года до 3 лет устанавливают игровое оборудование".

В новой редакции читаем следующий текст: "Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв. м. Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами на расстоянии не менее 15 см от земли или выполнить из других строительных материалов, безвредных для здоровья детей. Теневые навесы для детей ясельного и дошкольного возраста в I, II, III климатических районах ограждают с трех сторон, высота ограждения должна быть не менее 1,5 м. Рекомендуется в А, В, Г климатических подрайонах вместо теневых навесов оборудовать отапливаемые прогулочные веранды, из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка, с обеспечением проветривания веранд. Навесы для детей ясельного возраста до 2 лет допускается пристраивать к зданию дошкольной организации и использовать как веранды для организации прогулок или сна. Теневые навесы, пристраиваемые к зданиям, не должны затенять помещения групповых ячеек и снижать естественную освещенность".

В разряд избыточных попали требования, которые касаются проведения оздоровительной и лечебной работы в дошкольных группах. Например, взамен требований к медицинскому обеспечению и оценке состояния здоровья детей сформулированы требования к гигиеническим и противоэпидемическим мероприятиям, проводимым медицинским персоналом в дошкольных организациях в целях профилактики возникновения и распространения инфекционных и пищевых отравлений. То есть теперь эти требования описывают, какую работу должен выполнять медицинский персонал для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей в период их пребывания в дошкольных организациях. Это, конечно, не следует расценивать как сужение функциональных обязанностей медицинского персонала и отказ от проведения оздоровительной работы с дошкольниками. Просто выполнение оздоровительной работы, а также, к примеру, комплектование медицинского оборудования и медикаментов в медицинском кабинете относятся к компетенции органов здравоохранения и не регламентируется службой Роспотребнадзора.

Из новых СанПиН исчезли требования, которые касались оборудования игровых площадок в ясельных группах, оборудования и инвентаря для игр и физкультурных занятий на открытом воздухе, а также перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета и перечень дезинфицирующих средств. Перечисление примеров может быть продолжено.
В санитарных правилах появились и совершенно новые требования (помимо требований к дошкольным организациям и группам для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, семейным дошкольным группам), отражающие веяния сегодняшнего дня, в частности такие:
- "Не предусматривается размещение игровых площадок на крыше зданий дошкольных организаций";
- "Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона.

Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию теплой воды, моющих и дезинфицирующих средств. Размер настенной доски составляет 0,75-1,5 м, высота нижнего края настенной доски над полом - 0,7-0,8 м. Меловые доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или коричневый цвет и иметь антибликовое или матовое покрытие. При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого). Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить ее равномерное освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

В связи с высокой распространенностью аллергических заболеваний у детей дошкольного возраста и участившимися прецедентами завоза из других стран различных, в т. ч. и экзотических животных и рыб, внесены требования, которые запрещают размещение аквариумов, животных и птиц в помещениях групповых.

Значительно переработаны требования к организации питания детей . Они более структурированы и представлены в четырех разделах, посвященных:
- оборудованию пищеблока, инвентарю и посуде;
- условиям хранения, приготовления и реализации пищевых продуктов и кулинарных изделий;
- составлению меню и организации питания детей разного возраста;
- перевозке и приему в дошкольные организации пищевых продуктов. Полагаю, что обновление и более подробная детализация этих требований будет способствовать снижению столь нередких в наше время вспышек пищевых отравлений в детских садах. Специальные требования к технологии приготовления пищи для дошкольников строже учитывают необходимость профилактики и снижения распространенности у детей нарушений и заболеваний пищеварительной системы. В частности, указывается, что при приготовлении блюд должен соблюдаться принцип «щадящего питания»: для тепловой обработки применяется варка, запекание, припускание, пассерование, тушение, приготовление на пару и в конвектомате; следует исключать жарку блюд, а также использование продуктов с раздражающими свойствами. Некоторые нормативы в новом документе сокращены и носят отсылочный характер. В частности, это коснулось раздела, содержащего требования к естественному и искусственному освещению помещений. Для определения уровней естественного и искусственного освещения в помещениях ДО необходимо будет обратиться к санитарным правилам, которые регламентирует параметры естественного, искусственного и совмещенного освещения жилых и общественных зданий. Они также теперь должны быть в библиотечке руководителя ДО.

В последние годы мы стали свидетелями того, как разрослась сеть дошкольных учреждений и групп компенсирующего вида, между тем санитарно-эпидемиологические требования к их работе отсутствовали. В новом документе имеется специальная глава, которая посвящена дошкольным организациям и группам для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии. Требования этой главы определяют разные аспекты работы групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Такие группы могут быть организованы в ДО любого вида, где обеспечиваются необходимые условия для организации коррекционной работы. С появлением новых СанПиН руководители ДО компенсирующего вида могут опираться в своей профессиональной деятельности на требования к работе этих групп, дифференцированные с учетом патологии детей. В первую очередь, они касаются особенностей оборудования участков и помещений (подъезды и подходы к участку, особенности обустройства дорожек и ограждений, наличие пандусов, специальная цветовая отделка стен и др. - при нарушениях опорно-двигательного аппарата и зрения; повышенные уровни искусственной освещенности в помещениях и на участке - для детей с нарушениями зрения и др.).

Весьма напряженная ситуация с нехваткой мест в детских садах в большинстве регионов России и отсутствие возможностей быстро решить эту проблему привело к появлению новых форм дошкольного образования в нашей стране (группы кратковременного пребывания, семейные дошкольные группы и др.). Их организаторы и те, кто призван осуществлять надзор за обеспечением безопасности детей в таких группах, до выхода новых санитарных правил испытывали определенный дефицит информации, необходимой для работы. Глава XI новых санитарных правил восполняет этот пробел. Согласно положениям СанПиН, «группы кратковременного пребывания детей, семейные дошкольные группы и иные подобные им виды дошкольных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе созданные в виде структурных подразделений государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, могут размещаться на базе дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного образования и в иных приспособленных помещениях». Причем в этих группах могут быть оказаны услуги по присмотру и уходу за детьми, а также осуществление образовательной деятельности.

В зависимости от длительности пребывания детей в группах кратковременного пребывания дифференцированы требования к условиям размещения этих групп и к необходимому набору помещений. Для прогулок детей, посещающих такие группы, могут быть использованы территории скверов, парков, а также прилегающие к зданию дворовые территории, оборудованные детскими площадками.

Руководители такого рода ДО найдут здесь "подсказки" и для грамотного решения непростой задачи - безопасной организации питания детей. В этих группах, например, допускается организовывать питание детей с использованием готовых блюд и кулинарных продуктов, доставляемых в изотермической таре с пищеблоков других ДО или базовых предприятий общественного питания.

В документе определены также условия медицинского обеспечения детей, посещающих группы кратковременного пребывания, семейные дошкольные и иные группы, созданные в виде структурных подразделений государственных и муниципальных ДОУ. Согласно положениям СанПиН 2.4.1.2660-10 их медицинское обеспечение должно осуществляться медицинским персоналом, находящимся в штате указанных организаций, либо медицинским персоналом территориальных лечебно-профилактических учреждений на основании договора.

Другие ДО различных организационно-правовых форм и форм собственности вопросы медицинского обеспечения детей могут решать на основании договора, заключенного либо с дошкольной образовательной организацией, имеющей в штате медицинского работника и находящейся в непосредственной близости (в пределах одного муниципального района) от местонахождения групп, либо с территориальным лечебно-профилактическим учреждением.

Почти не изменилось (в сравнении с прежними санитарными правилами) содержание глав, определяющих требования к организации режима дня и образовательной деятельности детей, включая вопросы их физического воспитания. Однако такая "стабильность" вступает в противоречие с Федеральными требованиями к общеобразовательным программам дошкольного образования, которые предлагают отказаться от занятий в качестве основной формы образовательной деятельности и перейти на совместную деятельность взрослого и детей.

Завершает санитарные правила традиционная для документов такого рода глава, в которой приведены требования к соблюдению санитарных правил . Как и прежде, руководитель дошкольных организаций является ответственным лицом за полноту их выполнения. Это вполне согласуется со статьями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", в которых указывается, что образовательное учреждение обеспечивает меры по профилактике заболеваний и создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей.

Полагаю, что руководителям дошкольных организаций (и другим заинтересованным лицам) будет понятно, что новый документ не снижает, а наоборот, повышает их ответственность за выполнение содержащихся в нем требований. Так, если прежние санитарные правила устанавливали необходимость наличия санитарно-эпидемиологического заключения на строительные и отделочные материалы, покрытия детских площадок, детскую мебель, игрушки и многое другое, то в новых правилах формулировка изменилась. Это связано с отменой санитарно-эпидемиологических заключений о безопасности товаров и услуг. В настоящее время требования к безопасной для здоровья детей продукции и продуктам питания для детей включены в нормативные документы нового вида - технические регламенты или национальные стандарты, которые являются обязательными для соблюдения при производстве продуктов питания и товаров. Из этого следует, что руководитель ДО, приобретая новое оборудование, мебель, игрушки или организуя ремонт помещений, принимает на себя ответственность за то, что отделочные материалы и вся новая "начинка" помещений и оборудование участка дошкольной организации не повлекут за собой негативных последствий для здоровья детей.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль