Мини-музей как интерактивная развивающая среда

3226
Автор: Демидова Татьяна Гаврииловна, старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 7 "Одуванчик" (Красноярский край)
В настоящее время для представления детьми нашего прошлого можно использовать множество способов. Все они хороши по-своему. По моему мнению больше пользы приносит соприкосновение с историей. Это возможно осуществить в мини-музее. Мини-музей может трансформироваться под конкретные запросы. Представлять именно тот период истории, который нужен нам сейчас и здесь. Позволяет предоставить возможность детям не только посмотреть, но что более важно потрогать, попробовать применить предмет по назначению. Очень интересно было наблюдать за детьми, когда им предложили попробовать обычный суп поесть из деревянных чашек и деревянными ложками. Это стало возможным благодаря нашим родителям, которые принесли из дома деревянную посуду для проведения развлечения "А у нас сегодня гость", это развлечение проходило в группе. Накануне мы посетили мини-музей нашего садика, где познакомились с выставкой "Деревянная посуда". Эта выставка была временной и все экспонаты представленные родителями вернулись домой.

Наш музей был образован 4 года назад и в настоящее время он используется для проведения занятий и проведения экскурсий. Он расположен в отдельной небольшой комнате и воспроизводит быт нашего народа. Это небольшое помещение, стилизованное под комнату в избе. В этой комнате расположены предметы быта, посуда, представлены народные промыслы. В нашем музее есть постоянные выставки, а есть временные. Также мы наполняем, меняем убранство в соответствии с занятиями, например, украшали комнату к Рождеству, к Пасхе и т.д.

Я хотела бы рассказать, как я проводила занятия со старшей группой в этом мини-музее.

По программе М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой в старшей группе[4] предусмотрен ряд занятий по окружающему миру, где происходит знакомство ребенка с нашей историей. Это занятие в сентябре «Гуляй, да присматривайся» [2, 15]. На этом занятии мы с детьми поговорили об осенних месяцах, как их называли в прошлом. Говорили о том, чем занимались русские люди осенью, как отдыхали. Первая часть занятия проходила в мини-музее, где дети смогли не только увидеть прялку и веретено и другие предметы быта русского человека, но и разгадать загадки об осени, выучить новые пословицы об осени [1, 23], разгадать загадки о предметах находящихся в мини-музее. Дети попробовали покрутить веретено, запустить прялку. Это вызвало большой интерес у детей, и они сразу же решили, что прясть дело трудное. Вторая часть занятия проводилась в музыкальном зале, где детям были предложены народные игры "Ниточка с иголочкой", "Ручеек".

Все это позволило детям не только увидеть предметы быта, услышать русские народные пословицы и поговорки, поиграть в русские народные игры, соприкоснуться с историей. Это способствовало бережному отношению к старинным вещам. На следующий день Маша Т. принесла для нашего музея вышитый ее прабабушкой рушник и была очень довольна, когда при следующем посещении нашего музея увидела этот рушник в экспозиции.

Следующий раз, когда мы оказались в нашем музее был месяц январь. Это было занятие "Народные праздники. Рождество" [2, 16]. К этому занятию дети выучили рождественские стихи. Музейная комната была украшена к рождественскому празднику. На занятии дети узнали, как праздновали Рождество на Руси. Дети рассматривали, как украшали дом в старину к празднику, узнали, что готовили. Участвовали в рождественских гаданиях[3, 21]. Как и в прошлый раз, после посещения музея мы отправились в музыкальный зал и поиграли в игры, которые были популярны у наших предков.

Это посещение музея принесло пополнение - в нашем музее появились старинные новогодние игрушки. Такой подарок нам сделали Катя М. и Алена Ч. Кроме этого Максим П. и Кирилл П. вместе с родителями изготовили новогодние игрушки. Максим принес кедровые шишки украшенные "инеем", а Кирилл изготовил забавных снеговиков из ваты.

Дети очень любят посещать наш мини-музей в детском саду и очень радуются, что на следующий год, когда они как воспитанники подготовительной группы будут не только зрителями, а уже смогут стать экскурсоводами и рассказывать малышам о том, что они уже знают, будут представлять экспонаты, выставленные в нашем музее.

Я думаю, эти примеры говорят о том, что использование музея позволило детям не только воочию посмотреть на прошлое, но и вызвало потребность что-то добавить, чем-то поделится. Они стали ближе к нашей истории. Очень интересно было услышать, как дети говорили родителям, что "старые вещи нужно беречь, потому что они потом будут жить в музее".

Литература
1. Ахметзянова С.Э. В ноябре тепло морозу не указ. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. № 10, 2008.
2. Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа /авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011.
3. Мартынова Л.Н. Развлечение посиделки. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. № 10, 2008.
4. Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М: Мозаика-Синтез, 2008
5. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа /авт.-сост. Т.И. Кандила и др. – Волгоград: Учитель, 2011.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль