Введение сказки в занятие как основа формирования личности дошкольника.

1721
Автор: Демидова Татьяна Гаврииловна, старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 7 "Одуванчик" (Красноярский край)

Современный мир требует от воспитателя формирования личности, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности происходит в школе. Однако первой ступенью развития личности является семья, позже ребенок поступает в детский сад, где он получает первые знания о "большом" мире. Инновационные подходы обеспечивают успешного развитие ребенка в детских учреждениях, поскольку инновация – комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. – новшества для удовлетворения человеческих потребностей [4].

Новое может выступать в разных формах и быть:

  • ­ принципиально неизвестным новшеством (абсолютная новизна);
  • ­ условной (относительной) новизной;
  • "оригинальничаньем" (не лучше, но по-другому; формальная смена названий, заигрывание с наукой);
  • ­ "изобретательскими мелочами" [1].

На основании изложенного выше к числу инноваций относится внедрение в работу сказкотерапии. Сказкатерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем [3]. К тому же сказка это то, что есть в каждом доме, в дошкольный период они читаются детям всех возрастов. Л.Б. Фесюкова основательно описывает работу со сказкой в дошкольном учреждении [5]. Знакомство с этой работой и прохождение курсов повышения квалификации позволили нам определить перспективу нашей работы по внедрению метода сказкотерапии в процесс воспитания, обучения и развития детей.

При разработке и внедрения данного направления в своей работе мы учитывали то, что сказка как основа формирования знаний о жизни известна с незапамятных времен. В ней отражена мудрость наших предков. Ведь не зря есть пословица «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Именно это позволяет в современном мире использовать сказку для формирования основных знаний умений навыков в дошкольном учреждении.

В современной литературе представлено различные способы использования сказки для обучения, воспитания и развития дошкольников. Так, в работе Л.Е. Белоусовой "Там, на неведомых дорожках…" представлен опыт внедрения сказок А.С. Пушкина как средства организации досуга [2]. В статье Т.Е. Харзиной изложена методика развития математических представлений по сюжету сказки С. Маршака "Двенадцать месяцев"[6].

Совместно с коллегами мы разработали интегрированный недельный цикл занятий по сказке И.В. Ганичева "Одюдюка".

Приводим пример конспекта вводного первого занятия.Интегрированное занятие по окружающему миру и развитию речи в средней группе.
Тема "Путешествие в сказочный лес".Задачи:
1) учить узнавать и называть не менее трех видов деревьев;
2) развивать умение вести диалог, работать в компании;
3) воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: слайд-шоу "Летний лес", слайд-шоу "Правила поведения в лесу", аудиозапись "Звуки леса", макеты деревьев (сосна, ель, береза), шапочка щенка, альбом, карандаши.Ход занятия
Настрой на работу, приветствие в круге:
"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся"

Сюрпризный момент "Появление щенка Пифа".Пиф: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся! Меня зовут Пиф. Как вас зовут? (знакомство в круге). Я принес вам рассказ о своей жизни в сказочном лесу. Слушайте внимательно!
Чтение сказки: Жил-был сказочный лес. В жаркую погоду он укрывал своих жителей и гостей от палящих лучей солнца. В дождь давал всем пристанище и защиту. Лес был заботливым и внимательным, и его жители платили ему тем же.

Каждое утро щенок Пиф подметал лесные дорожки, убирал поломанные веточки и чистил пруд. У него был друг – медвежонок Тимка, который осматривал все деревья и отмечал, какое из них выросло, какое зацвело, а какое нужно подлечить. А еще в лесу жил дядюшка – медведь – Михаил Иванович. И был он самым мудрым, добрым и внимательным зверем в лесу. Если у кого-нибудь случалась беда, он всегда приходил на помощь.Пиф: А сейчас мы прервемся. Хочу пригласить вас в сказочный лес, в котором я живу. Для этого закройте глаза и произнесите волшебные слова.

Дети открывают глаза, звучит аудиозапись "Звуки леса", на экране слайд-шоу "Летний лес".

Пиф задает вопросы по слайд-шоу: 1) Что вы видите на экране? 2) Какое время года вы видите? 3) А как вы догадались? 4) Какие деревья вы видите? (на экране березы, сосны, ели) А как вы догадались?
Пиф предлагает поиграть в игру "С какого дерева веточка?"Пиф: Дети, я утром убирал лесные дорожки. Нашел поломанные веточки, давайте определим, с каких деревьев упали эти веточки?
Содержание игры: дети берут веточки у Пифа, говорят с какого они дерева и прикрепляют к макету. (В результате игры дети поделились на компании).Пиф: Кто еще живет в лесу? (Дети отвечают)

Пиф: Молодцы, ребята вы вспомнили и про моих друзей. Медвежонка Тимку и дядюшку медведя – Михаила Ивановича.Физкультминутка: Дети по лесу гуляли, / За природой наблюдали. / Вверх на солнце посмотрели / И их лучики согрели. / Бабочки летали, / Крыльями махали / Дружно хлопаем, / Ножками топаем! / Хорошо мы отдохнули.Пиф: Почему людям нравится в лесу? (ответы детей) Посмотрите, пожалуйста, на экран (на экране лес с мусором). А почему лес стал таким? (ответы детей) Чем мы можем помочь лесу? Как его можно полечить? (Ответы детей).Пиф: Мудрый Михаил Иванович постоянно предупреждает гостей леса о том, что лес нужно беречь. Но не со всеми гостями он может встретиться лично. Давайте поможем ему нарисовать знаки о правилах поведения в лесу, которые он может развешать по всему лесу. (Дети рисуют знаки).

Примеры: Топор – не рубить живые деревья и кусты. Рогатка – не стрелять. Разбитая бутылка и консервная банка – не оставлять мусор. Сломанная ветка, нож – не ломать веток, не ранить ножом кору деревьев. Магнитофон – не шуметь в лесу. Костер – не оставлять не затушенный костер. Сорванные цветы – не рвать растения без необходимости.Презентация рисунков. Пиф: Ребята, мне пора! Меня ждут дела. А вам пора возвращаться в детский сад. Для этого вам надо закрыть глаза и сказать волшебные слова.
Дети становятся в круг и рассказывают, что им понравилось и не понравилось на занятии.

Простая сказочная история, помогла нам в течение недели добиться многого в развитии наших детей. Переход от традиционных занятий к интегрированным занятиям позволяет на одном занятии обеспечить формирование личности дошкольника, прививать различные знания и умения. Кроме того если сказка включена в недельный цикл занятий, дети ждут следующего дня, чтобы не только узнать продолжение сказки, но и принять участие в различных играх и забавах, что показал опыт проведения данного цикла в нашем детском саду. В результате дети не только интересовались продолжением сказки, но и предполагали, что их может ожидать дальше, фантазируя. Это позволило разнообразить жизнь детей и вовлечь родителей в совместную деятельность по развитию детей. Для развития детей мы использовали не только уже существующие сказки, но и придумывали совместно с детьми и их родителями.

В любой сказке можно найти именно те элементы занятий, которые традиционно присутствуют в детском учреждении. Например, это может быть ФЭМП, когда ребенку нужно помочь герою сказки пересчитать предметы, разложить по цвету, найти путь домой по инструкции и т.д. Это может быть и развитие речи, когда ребенок помогает герою составить рассказ, описать предыдущего гостя из сказки, дать совет, и т.д. Это может быть и знакомство с окружающим миром, когда ребенок вместе с героем перемещается, то в лес, то на поляну, то к нему в дом, знакомится с его окружением. Это может быть изо-деятельность, когда ребенку нужно нарисовать, вылепить, изготовить аппликацию, что-то сконструировать для того чтобы помочь герою сказки преодолеть все трудности. Это и физкультурные занятия, когда ребенок должен принять участие в эстафете, подвижной игре и т.д. Это и музыкальное занятие, когда ребенок не только слушает музыку, поет и танцует.

Конечно, очень трудно объединять все занятия, через сюжет одной сказки, но вполне возможно использовать сказку для развития определенных знаний и умений дошкольника. Главное чтобы это было интересно, весело и интересовало детей. Кроме этого данный метод позволяет создать или подобрать именно тот материал, который будет полезен именно тем детям, с которыми ты работаешь в данное время.Литература:
1. Белая К.Ю. Инновации в ДОУ. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – № 2. – 2009.
2. Белоусова Л.Е. "Там, на неведомых дорожках…" // Дошкольная педагогика. – № 4. – 2002.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2002.
4. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995.
5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО Издательство АСТ, 2000.
6. Харзина Т.Е. Конспект занятия по сюжету сказки С. Маршака "Двенадцать месяцев" в подготовительной к школе группе // Дошкольное образование. – №8. – 2007.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль