Введение сказки в занятие как основа формирования личности дошкольника.

1719
Автор: Демидова Татьяна Гаврииловна, старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 7 "Одуванчик" (Красноярский край)

Современный мир требует от воспитателя формирования личности, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности происходит в школе. Однако первой ступенью развития личности является семья, позже ребенок поступает в детский сад, где он получает первые знания о "большом" мире. Инновационные подходы обеспечивают успешного развитие ребенка в детских учреждениях, поскольку инновация – комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. – новшества для удовлетворения человеческих потребностей [4].

Новое может выступать в разных формах и быть:

  • ­ принципиально неизвестным новшеством (абсолютная новизна);
  • ­ условной (относительной) новизной;
  • "оригинальничаньем" (не лучше, но по-другому; формальная смена названий, заигрывание с наукой);
  • ­ "изобретательскими мелочами" [1].

На основании изложенного выше к числу инноваций относится внедрение в работу сказкотерапии. Сказкатерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем [3]. К тому же сказка это то, что есть в каждом доме, в дошкольный период они читаются детям всех возрастов. Л.Б. Фесюкова основательно описывает работу со сказкой в дошкольном учреждении [5]. Знакомство с этой работой и прохождение курсов повышения квалификации позволили нам определить перспективу нашей работы по внедрению метода сказкотерапии в процесс воспитания, обучения и развития детей.

При разработке и внедрения данного направления в своей работе мы учитывали то, что сказка как основа формирования знаний о жизни известна с незапамятных времен. В ней отражена мудрость наших предков. Ведь не зря есть пословица «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Именно это позволяет в современном мире использовать сказку для формирования основных знаний умений навыков в дошкольном учреждении.

В современной литературе представлено различные способы использования сказки для обучения, воспитания и развития дошкольников. Так, в работе Л.Е. Белоусовой "Там, на неведомых дорожках…" представлен опыт внедрения сказок А.С. Пушкина как средства организации досуга [2]. В статье Т.Е. Харзиной изложена методика развития математических представлений по сюжету сказки С. Маршака "Двенадцать месяцев"[6].

Совместно с коллегами мы разработали интегрированный недельный цикл занятий по сказке И.В. Ганичева "Одюдюка".

Приводим пример конспекта вводного первого занятия.Интегрированное занятие по окружающему миру и развитию речи в средней группе.
Тема "Путешествие в сказочный лес".Задачи:
1) учить узнавать и называть не менее трех видов деревьев;
2) развивать умение вести диалог, работать в компании;
3) воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: слайд-шоу "Летний лес", слайд-шоу "Правила поведения в лесу", аудиозапись "Звуки леса", макеты деревьев (сосна, ель, береза), шапочка щенка, альбом, карандаши.Ход занятия
Настрой на работу, приветствие в круге:
"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся"

Сюрпризный момент "Появление щенка Пифа".Пиф: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся! Меня зовут Пиф. Как вас зовут? (знакомство в круге). Я принес вам рассказ о своей жизни в сказочном лесу. Слушайте внимательно!
Чтение сказки: Жил-был сказочный лес. В жаркую погоду он укрывал своих жителей и гостей от палящих лучей солнца. В дождь давал всем пристанище и защиту. Лес был заботливым и внимательным, и его жители платили ему тем же.

Каждое утро щенок Пиф подметал лесные дорожки, убирал поломанные веточки и чистил пруд. У него был друг – медвежонок Тимка, который осматривал все деревья и отмечал, какое из них выросло, какое зацвело, а какое нужно подлечить. А еще в лесу жил дядюшка – медведь – Михаил Иванович. И был он самым мудрым, добрым и внимательным зверем в лесу. Если у кого-нибудь случалась беда, он всегда приходил на помощь.Пиф: А сейчас мы прервемся. Хочу пригласить вас в сказочный лес, в котором я живу. Для этого закройте глаза и произнесите волшебные слова.

Дети открывают глаза, звучит аудиозапись "Звуки леса", на экране слайд-шоу "Летний лес".

Пиф задает вопросы по слайд-шоу: 1) Что вы видите на экране? 2) Какое время года вы видите? 3) А как вы догадались? 4) Какие деревья вы видите? (на экране березы, сосны, ели) А как вы догадались?
Пиф предлагает поиграть в игру "С какого дерева веточка?"Пиф: Дети, я утром убирал лесные дорожки. Нашел поломанные веточки, давайте определим, с каких деревьев упали эти веточки?
Содержание игры: дети берут веточки у Пифа, говорят с какого они дерева и прикрепляют к макету. (В результате игры дети поделились на компании).Пиф: Кто еще живет в лесу? (Дети отвечают)

Пиф: Молодцы, ребята вы вспомнили и про моих друзей. Медвежонка Тимку и дядюшку медведя – Михаила Ивановича.Физкультминутка: Дети по лесу гуляли, / За природой наблюдали. / Вверх на солнце посмотрели / И их лучики согрели. / Бабочки летали, / Крыльями махали / Дружно хлопаем, / Ножками топаем! / Хорошо мы отдохнули.Пиф: Почему людям нравится в лесу? (ответы детей) Посмотрите, пожалуйста, на экран (на экране лес с мусором). А почему лес стал таким? (ответы детей) Чем мы можем помочь лесу? Как его можно полечить? (Ответы детей).Пиф: Мудрый Михаил Иванович постоянно предупреждает гостей леса о том, что лес нужно беречь. Но не со всеми гостями он может встретиться лично. Давайте поможем ему нарисовать знаки о правилах поведения в лесу, которые он может развешать по всему лесу. (Дети рисуют знаки).

Примеры: Топор – не рубить живые деревья и кусты. Рогатка – не стрелять. Разбитая бутылка и консервная банка – не оставлять мусор. Сломанная ветка, нож – не ломать веток, не ранить ножом кору деревьев. Магнитофон – не шуметь в лесу. Костер – не оставлять не затушенный костер. Сорванные цветы – не рвать растения без необходимости.Презентация рисунков. Пиф: Ребята, мне пора! Меня ждут дела. А вам пора возвращаться в детский сад. Для этого вам надо закрыть глаза и сказать волшебные слова.
Дети становятся в круг и рассказывают, что им понравилось и не понравилось на занятии.

Простая сказочная история, помогла нам в течение недели добиться многого в развитии наших детей. Переход от традиционных занятий к интегрированным занятиям позволяет на одном занятии обеспечить формирование личности дошкольника, прививать различные знания и умения. Кроме того если сказка включена в недельный цикл занятий, дети ждут следующего дня, чтобы не только узнать продолжение сказки, но и принять участие в различных играх и забавах, что показал опыт проведения данного цикла в нашем детском саду. В результате дети не только интересовались продолжением сказки, но и предполагали, что их может ожидать дальше, фантазируя. Это позволило разнообразить жизнь детей и вовлечь родителей в совместную деятельность по развитию детей. Для развития детей мы использовали не только уже существующие сказки, но и придумывали совместно с детьми и их родителями.

В любой сказке можно найти именно те элементы занятий, которые традиционно присутствуют в детском учреждении. Например, это может быть ФЭМП, когда ребенку нужно помочь герою сказки пересчитать предметы, разложить по цвету, найти путь домой по инструкции и т.д. Это может быть и развитие речи, когда ребенок помогает герою составить рассказ, описать предыдущего гостя из сказки, дать совет, и т.д. Это может быть и знакомство с окружающим миром, когда ребенок вместе с героем перемещается, то в лес, то на поляну, то к нему в дом, знакомится с его окружением. Это может быть изо-деятельность, когда ребенку нужно нарисовать, вылепить, изготовить аппликацию, что-то сконструировать для того чтобы помочь герою сказки преодолеть все трудности. Это и физкультурные занятия, когда ребенок должен принять участие в эстафете, подвижной игре и т.д. Это и музыкальное занятие, когда ребенок не только слушает музыку, поет и танцует.

Конечно, очень трудно объединять все занятия, через сюжет одной сказки, но вполне возможно использовать сказку для развития определенных знаний и умений дошкольника. Главное чтобы это было интересно, весело и интересовало детей. Кроме этого данный метод позволяет создать или подобрать именно тот материал, который будет полезен именно тем детям, с которыми ты работаешь в данное время.Литература:
1. Белая К.Ю. Инновации в ДОУ. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – № 2. – 2009.
2. Белоусова Л.Е. "Там, на неведомых дорожках…" // Дошкольная педагогика. – № 4. – 2002.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2002.
4. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995.
5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО Издательство АСТ, 2000.
6. Харзина Т.Е. Конспект занятия по сюжету сказки С. Маршака "Двенадцать месяцев" в подготовительной к школе группе // Дошкольное образование. – №8. – 2007.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль