Конспект урока по теме "Звуки [ж], [з], [з’] и буквы Ж ж, З з. Роль фонемы в образовании слов"

10335
Автор: Шешукова Лариса Александровна, учитель начальных классов МКОУ Лицей №9 г. Слободского  (Кировская область)

Пояснения к конспекту урока

"Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания" [2].

Данное требование ФГОС второго поколения на протяжении уже многих лет успешно реализуется в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. "Каждый урок в системе Занкова нацелен прежде всего на общее развитие школьника" [3]. Предлагаемый урок проводится в букварный (основной) период на третьем этапе формирования техники чтения «Парные звонкие и глухие согласные звуки и их буквы». Следует отметить, что на этом уроке понятие "звонкие - глухие" не отрабатывается, так как вводится позднее, на четвертом этапе [1]. Согласно календарно – тематическому планированию урок по данной теме проводится в ноябре.

В соответствии с ФГОС также определены планируемые результаты обучения (предметные и метапредметные, в частности, личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД), формируемые у учащихся на разных этапах данного урока.

К основным видам деятельности на уроке относятся:

  • сравнение фонетических характеристик звуков, обозначенных буквами Ж, ж, З, з;
  • ознакомление с буквами Ж, ж, З, з;
  • различение предмета и слова, которое его называет,
  • подбор слов к заданным схемам, вписывание пропущенных букв на основе звукобуквенного анализа;
  • анализ и сравнение слов, понимание смыслоразличительной роли фонемы (на практическом уровне) [1];
  • составление слов и предложений;
  • чтение пословиц, анализ их смысла.

Виды деятельности постоянно меняются, что позволяет поддерживать познавательный интерес учеников на протяжении всего урока. Быстрая и частая смена видов деятельности, разнообразие заданий позволяют предотвратить утомляемость первоклассников. С целью снятия напряжения проводятся две динамические паузы, при выполнении которых учащиеся одновременно выполняют и физические упражнения, и дидактические задания по теме урока.Формы организации учебно-познавательной деятельности - индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Перечислим некоторые методы и приемы, используемые на уроке:

  • наблюдение и анализ, сравнение, сопоставление, классификация,
  • речевая разминка (дыхательная гимнастика),
  • хоровое чтение,
  • звукобуквенный и грамматический анализ слов,
  • демонстрация зрительного образа буквы,
  • работа с алфавитом,
  • ориентация в учебной книге,
  • рассматривание иллюстраций,
  • самостоятельная работа,
  • словарная работа,
  • взаимопроверка, самоконтроль, самооценка. Система оценивания на уроке выстраивается таким образом, что учащиеся включаются "в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке" [3].

"Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание" [2]. В конце урока ученики осуществляют рефлексию и оценку своей деятельности на уроке, моделируя "смайлик".

Планируемые результаты обучения:
предметные -

  • познакомить учащихся с новыми звуками [ж], [з], [з’] и буквами Ж ж, З з;
  • учить выделять эти звуки в речи, находить буквы в словах, читать слова с новыми буквами;
  • способствовать формированию навыков правильного и осознанного чтения и письма;

метапредметные – личностные УУД

  • пробуждать и развивать интерес к учебному материалу;

регулятивные УУД

  • создавать условия для овладения учащимися умения принимать и сохранять учебную задачу;
  • учить понимать и удерживать ориентиры действия в учебном материале, выделенные учителем;
  • формировать первоначальные умения выполнять учебные действия в устной речи и адекватно оценивать результат своих действий, в случае необходимости корректировать их;
  • познавательные УУД
  • продолжить работу по освоению учащимися активных форм познавательной деятельности (классификация, выделение «лишнего», подведение языкового факта под понятие, анализ, синтез, сравнение);
  • продолжить работу по формированию первичных навыков работы с информацией (ориентирование в заданиях и на страницах учебника, работа с форзацем);
  • коммуникативные УУД
  • развивать устную и письменную речь, фонематический слух.

Ход урока.

Этап урока

Задачи этапа

Содержание учебного материала

Деятельностьучителя

Деятельностьобучающихся

Орг.мом. 

Проверка обучающихся, их настроя на работу

Слайд 1.

Проверяет готовность учащихся к уроку

Проверяют свою готовность к уроку

Подготовка к изучению нового материала

Формируемые УУД: регулятивные (целеполагание, саморегуляция), познавательные (общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, логические – выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез).

Обобщение и актуализация знаний и умений, необходимых для изучения нового материала.
Подготовка речевого аппарата.
Подведение детей к формулированию темы и постановке целей урока. 

1.Анализ изученных букв. Слайд 2.
-Назовите хором буквы, которые вы видите на экране.А  л р У О Ы и э м Н й г д Б в
-Что вы можете сказать об этих буквах?
= обозначают гласные и согласные звуки;
их можно разделить на две группы (буквы, которые обозначают гласные звуки и  согласные звуки; большие и маленькие буквы); буква ы написана неправильно, в русском языке нет слов, которые начинаются на букву ы; буква г – лишняя, все печатные, а  г  письменная.
- Разделите эти буквы на две группы: обозначающие гласные и согласные звуки (появляются на слайде).- А теперь составьте слова из букв второй группы.
= мы не можем это сделать, потому что здесь нет гласных.
- А как можно выполнить это задание?
= если мы возьмем еще буквы из первой группы.2.Устное составление слов из данных букв.3.Дыхательная гимнастика. Слайд 3.
- Проведем дыхательную гимнастику. Встаньте, положите руку на брюшной пресс, вдохните через нос.
Произнесите звук [о] долго на одном выдохе.
о
Вдохните, коротко на одном выдохе произнесите звук каждой буквы.
иииии

 4.Актуализация знаний. Слайд 4.
- Мы подготовили свой речевой аппарат к работе и сейчас будем читать слова, записанные на экране. Первая буква в этих словах “спряталась”. Прочитайте шепотом первый столбик, попробуйте догадаться, что это за буквы.
 …уравль…ираф(Аналогично проводится работа со вторым столбиком).
 ..убр
 ..ебра
5.Формулирование темы и целей урока. Слайды 5 – 6.
- Кто догадался, о каких новых звуках и буквах мы сегодня будем говорить на уроке? Чему мы должны на уроке научиться?
= познакомиться с… (буквами Ж,З)
   учиться различать…(звуки, которые обозначают буквы Ж,З)   учиться читать… (слова с буквами Ж,З)

Организует диалог с обучающимися.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Делят буквы на группы.
Обосновывают свой выбор.
Составляют слова.
Выполняют дыхательные упражнения.
Определяют пропущенные буквы  в словах.
Формулируют тему и цели урока.

Освоение  нового материала

Формируемые УУД: познавательные (общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, логические – анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, синтез, классификация), коммуникативные  (выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи), регулятивные (оценка, коррекция, саморегуляция).

Знакомство с буквами Ж ж, З з.
Развитие фонематического слуха.
Создание положительных эмоций, снятие напряжения при проведении динамической паузы.
Развитие фонематического слуха.

1.Сравнительный анализ первых звуков в словах. Слайд 7.
- Еще раз прочитайте хором первый столбик, послушайте первые звуки в словах. Что можете сказать об этих звуках?
= жираф – первый звук [ж] – воздух проходит с преградами, значит, он согласный, произносим твердо; журавль – первый звук тоже [ж], согласный, твердый.
 (Аналогично проводится  работа со вторым столбиком).
= зубр - первый звук [з] – воздух проходит с преградами, значит, согласный, твердый; зебра  – первый звук [з’] – согласный, мягкий.2. Выделение лишнего слова и лишнего предмета. Слайд 8.
- Дайте общее название (= животные).
- Какое слово лишнее? (= зебра – начинается на мягкий согласный, зубр – состоит из одного слога).
- Какой предмет лишний? (= журавль – птица).3.Воспроизведение зрительного образа букв Жж,Зз. Слайд 9.
-Кто уже знает и может показать, как пишутся буквы Ж ж, З з?
- Сравните с записью на экране. Оцените работу товарища.4.Работа с алфавитом. Определение места букв Ж, З в алфавите.
- Откройте последний разворот Азбуки и найдите эти буквы. Прочитайте правильные названия букв, которые на письме обозначают звуки [ж], [з], [з’]. Какая буква в алфавите стоит перед буквой Ж? После буквы З?
- Почему букв по две? Какие слова мы пишем с заглавной буквы?
- Прочитайте первые три строчки алфавита хором. Кто знает наизусть, называйте по памяти.5.Работа с форзацем.
- Откройте форзац. Найдите буквы Ж и З. Прочитайте слово, в котором есть буква Ж. (= жук: «Ж – ж»)
- Прочитайте слово под буквой З. (= звезды)
- Всегда ли буквы Ж и З стоят в начале слова?
- Приведите примеры слов с буквой Ж (З), когда она находится не в начале слова.6. Перечисление названий предметов со звуком [ж].
- Откройте  Азбуку на странице 49. Внимательно рассмотрите рисунки. Назовите те предметы, в названии которых мы слышим звук [ж].
= желуди, жираф, лыжи, жук, жонглер, журавль, ежик, лужа, жаба.7. Выполнение физических упражнений, осложненное языковым заданием. Слайд 10.
Жаворонок, кожура, машина, ложечка, шуруп, халва, жизнь, цапля, ежонок, лужица.8.Перечисление названий предметов со звуками [з], [з’].= земляника; змея, заяц, зонт, замок, забор, звезды.9.Деление предметов на одушевленные, неодушевленные.10.Выполнение физических упражнений, осложненное языковым заданием. Слайд 11.
Стрекоза, земля, коза, азбука, обезьяна, зеркало, слон, бизон, зяблик, звонок, лось, кузнечик.

Формулирует задание при переходе к новому виду деятельности.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Обозначает цветом твердые и мягкие согласные звуки под вписанными буквами (на слайде).
Перечисляет слова, в названии которых есть звук [ж] или нет.
Перечисляет слова, в названии которых есть звуки [з], [з’].

Анализируют слова.
Выполняют сравнительный анализ первых звуков в каждой паре слов.
Выделяют лишнее слово и предмет.
Обосновывают свой выбор. Воспроизводят образ новых букв на доске (один учащийся), остальные сравнивают с образцом и сигнализируют знаками «±» при проверке.
Определяют место букв Ж, З в алфавите, называют предыдущие и последующие буквы.
Приводят примеры слов с буквами Ж,З не в начале слова.
Называют предметы, пользуясь иллюстрациями в Азбуке, в названии которых слышится звук [ж].
Выполняют наклоны вправо или влево.
Называют предметы, пользуясь иллюстрациями в  Азбуке, в названии которых слышатся звуки  [з] (девочки), [з’] (мальчики).
Классифицируют предметы на неодушевленные и одушевленные.
Выполняют притопывания и хлопки. 

Первичное закрепление во внешней речи

Формируемые УУД: познавательные (общеучебныеструктурирование знаний,осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; логические – анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов; постановка и решение проблемы – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера), регулятивные (планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, выражение своих мыслей).

Развитие фонематического  слуха.
Формирование навыка правильного и осознанного чтения.

1.Звуковой анализ слов. Самостоятельная работа. Слайд 12.
- Рассмотрите иллюстрацию в Азбуке. Назовите слова, которые подходят к схемам. (= дуб, лыжи, жираф, звезда)
-Договоритесь между собой, какой звук вы будете обозначать  в схемах -  [ж] или [з].
Ловушка: в слове дуб нет этих звуков.
Взаимопроверка по слайду №13.2.Поиск слов среди набора букв и составление предложений. Работа в парах. Слайд 14.
- В течение одной минуты найдите  и обведите слова, которые начинаются на букву Ж и З.
вздузпсзимакзфсжукивйзвоноквзождкждатьсзкы
Проверка по слайду.
- Составьте предложение с любыми двумя из этих слов.
= Жуки прячутся на зиму в коре деревьев. Папа  ждет  важного звонка.3.Чтение и анализ слов. Слайд 15.
- Откройте страницу 50. Найдите слова вверху страницы. Прочитайте их шепотом. Хором.
зуб – зоб – зол – зал – звал – завал,
жир – жар – жало – жаба – жалоба.
- Что заметили?
= в первой строчке все слова начинаются на букву ж, во второй – на букву з; меняется одна буква или добавляется одна буква -  меняется смысл слова.
- Задание на скорость: кто быстрее всех подчеркнет буквы, которыми следующее слово отличается от предыдущего. Проверка по слайду 16.
- Назовите лишнее слово в каждом ряду.
= завал – два слога, жир – есть буква и, в остальных а, жаба – обозначает одушевленный предмет.
- Назовите слова с мягкими согласными (= таких слов нет).
- Назовите слово, обозначающее действие предмета (= звал).
- Что такое зоб? Слайд №17. (= передняя часть груди у всех птиц)
- Поставьте в форму множественного числа: зуб, жаба, жар, завал.
- Назовите слово, обозначающее состояние человека (= зол).
- Подберите антоним (=добр).

Организует:
·   самостоятельную  работу по вариантам;
·   взаимопроверку;
·   работу в парах;
·   беседу по уточнению лексического значения слов.

Договариваются в парах о  выполнении самост. работы.
Определяют место звуков [з], [ж] в словах.
Осуществляют взаимопроверку.
Работают по карточкам в парах. Составляют предложения с найденными словами. Читают и анализируют слова.
Подчеркивают букву, которой одно слово отличается от другого.
Осуществляют самооценку.
Определяют лишнее слово. Объясняют свой выбор. Подбирают антоним к слову зол.
Называют форму множественного  числа  слов зуб, жаба, жар, завал. 

Применение знаний в новой ситуации

Формируемые УУД: личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация), регулятивные (планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи), познавательные (общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; логические – анализ объектов с целью выделения признаков, синтез; постановка и решение проблемы – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Формирование навыка правильного и осознанного письма.
Развитие умения высказывать свою точку зрения.

Восстановление пропущенных букв в пословицах, объяснение их смысла. Работа в группах (по одной одинаковой пословице на каждый ряд). Слайд №18.
Тому тя..ело, кто помнит ..ло.
..лой человек не про..ивёт в добре век.
Доброго чтут, а ..лого не ..алуют.
- А вы совершаете добрые поступки? Какие?

Организует групповую работу.
Контролирует выполнение работы.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Уточняет смысл пословиц.

Работают в группах по карточкам.
Вставляют пропущенные буквы в пословицах.
Объясняют смысл пословиц.
Осуществляют самооценку. 

Подведение итогов

Формируемые УУД: личностные (самоопределение,смыслообразование, нравственно-этическая ориентация), регулятивные (коррекция, оценка, саморегуляция), коммуникативные (выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи), познавательные (общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – синтез; знаково-символические - моделирование).

Соотнесение поставленных целей с достигнутым результатом.
Рефлексия.

Вернуться к целям урока (слайд 19). Каких целей достигли, каких – нет? В соответствии с этим – над чем нужно еще поработать? Повторение изученных букв: называние букв, характеристика звуков, которые обозначают буквы Ж, З.Оценивание деятельности на уроке. Слайд 20-21. Нарисовать смайлик. Поднять, у кого веселый, грустный.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

Называют основные позиции нового материала и оценивают их усвоение.

Литература

  1. Нечаева Н. В. Методические рекомендации к курсу "Обучение грамоте". – Самара: Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2011.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л. В. Занкова/ А. Г. Ванцян, Н. В. Нечаева, Е. Н. Петрова, А. Ю. Плотникова, С. Г. Яковлева. – Самара: Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2011.

Ресурсы: Азбука (авт. Нечаева Н.В., Белорусец К. С.) 1 класс, раздаточный материал для работы в парах  и для работы в группах , компьютерная презентация , круги желтого цвета по количеству учащихся.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль