"Изучение букв П и Б" Урок обучения грамоте в 1 классе

7343
Автор: Л.В.Абросова, учитель начальных классов ГБОУ “СОШ № 1412”, г. Москва

Цели урока:

личностные:

  • развитие у обучающихся навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • развитие у младших школьников мотивов учебной деятельности;

метапредметные:

  • овладение учениками способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • развитие умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

предметные:

  • формирование первоначальных представлений о нормах русского языка;
  • обучение обозначению согласных звуков [п], [п’], [б], [б’] буквами П, Б.

Оборудование: шкатулка с записанным на бумаге словом “ученик”, “карточки-помогайки” по числу групп, конверты с заданиями для групп, конверт с вырезанными из бумаги цветами, плакат с изображением букв алфавита, изображения сказочных героев.Литература: Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С. и др. Букварь.

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин) Учитель: Здравствуйте, ребята. Напомните, пожалуйста, какой у нас сейчас урок?Ученики: Обучение грамоте.Учитель: Какое нам с вами нужно настроение, чтобы урок получился удачным?Ученики: Хорошее.Учитель: Я желаю вам сохранять хорошее настроение на протяжении всего урока.Пожелаем друг другу удачи. (Обучающиеся хлопают друг друга по ладоням.) А теперь настроимся на работу.
Раз – два – три – слушай и смотри.
Три – два – раз – мы начнем сейчас.
Скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, кто самый главный, самый нужный человек на уроке? (Дети предлагают свои ответы.) У меня есть сказочный предмет: волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет узнать, кто самый важный и нужный человек на нашем уроке. Но пока это секрет. Я надеюсь, что в конце урока вы сможете его раскрыть.2. Актуализация знаний (1 мин) Учитель: Вспомните, на какие группы можно разделить все звуки?Ученики: Гласные и согласные.Учитель: Дайте общую характеристику гласному звуку.Ученики: Гласный звук можно спеть, протянуть, при произношении воздух во рту не встречает преграды.Учитель: Верно. Теперь скажите, как можно доказать, что звук согласный?Ученики: Он не поется, при произношении воздух во рту встречает преграду.Учитель: Совершенно верно.3. Постановка учебной проблемы (3 мин)

Учитель: Внимательно послушайте слова, которые я произнесу. Найдите в них общее: Печкин, Долин, Левин.Ученики: Все слова обозначают фамилии людей. В этих словах по два слога. Во всех словах ударение падает на первый слог.Учитель: Послушайте слова еще раз: Печкин, Долин, Левин. Исключите одно из них по нескольким признакам одновременно и вы узнаете фамилию героя, который пришел к нам на урок.

Ученики: Печкин, так как в этом слове 6 звуков, а в других словах по 5; в нем есть и глухие, и звонкие согласные, а в остальных словах – только звонкие.

Учитель: Правильно. Напомните мне, где живет наш герой? Кто он по профессии?

Ученики: В Простоквашино. Он почтальон.Учитель: Еще к нам на урок пришли Буратино и Белоснежка. Кто они такие?Ученики: Буратино – герой сказки Алексея Николаевича Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Белоснежка – героиня сказки братьев Гримм “Белоснежка и семь гномов”.Учитель: Произнесите про себя имена наших гостей, определите, с каких звуков они начинаются, и сформулируйте тему нашего урока.

Ученики: Звуки [п], [п’], [б], [б’] и буквы, которые их обозначают.Учитель: Сформулируйте цели нашего урока.

Ученики: Научиться обозначать звуки буквами. Познакомиться с буквами П и Б.4. Введение нового знания. Характеристика звуков (2 мин) Учитель: Возьмите “карточку-помогайку”. А сейчас предлагаю вам разделиться на четыре группы. (Обучающиеся делятся на четыре группы.) Выполните по порядку задания, указанные в карточке.

“Карточка-помогайка”

1

Произнесите слово

  2

Выделите первый звук

  3

Назовите этот звук

  4

Дайте характеристику звука

(Слова для работы: у 1-й группы – “почтальон”, у 2-й группы – “Печкин”, у 3-й группы –“Буратино”, у 4-й группы – “Белоснежка”. Ответ: “почтальон”: [п] – согласный, глухой, твердый; “Печкин”: [п’] – согласный, глухой, мягкий; “Буратино” – [б] – согласный, звонкий, твердый; “Белоснежка” – [б’] – согласный, звонкий, мягкий.)5. Введение нового знания. Знакомство с новой буквой (3 мин) Учитель: Белоснежка прикрепила на доску разные буквы, чтобы Буратино среди них нашел те, которые обозначают звуки [п], [п’], [б], [б’]. Для Буратино эта задача оказалась слишком трудна. Давайте ему поможем. Кто покажет и назовет эти буквы? (Дети называют буквы и показывают их на плакате, на котором изображены буквы алфавита.) Как вам кажется, на что похожа буква П?Ученики: На ворота, турник, дверной проем.

Учитель: Действительно.
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
А на что похожа буква Б?Ученики: На бочонок с краном, толстяка в кепке.Учитель:
Буква Б проснется рано.
Буква Б – бочонок с краном.
Сейчас прервемся на физкультурную минутку.6. Физкультурная минутка (1 мин)
(Учитель читает стихотворение, обучающиеся повторяют движения, которые в нем описываются.)Учитель:
Буратино потянулся,
Видно, ключик не нашел.
Раз нагнулся, два нагнулся,
Чтобы ключик нам достать,
Руки в стороны развел:
Надо на носочки встать.7. Игра “Буква потерялась” (3 мин) Учитель: Теперь поиграем в игру “Буква потерялась”. Снова предлагаю вам разделиться на четыре группы. Каждой группе раздаю по конверту. Откройте конверты, в них лежат листы бумаги, на которых записаны слова с пропущенными буквами. Прочитайте слова. Подумайте, какие буквы потерялись. Верните их на место.
(Текст карточек: для 1-й группы: …арус, …лита, са…оги, …алуба, кар…; 2-й группы: ка…итан, …илот, …екарь, …есня, …исьмо; 3-й группы: …улка, …анан, аз…ука, …уква, …аранка; 4-й группы: …елка, …ереза, …инт, …ерег, …егемот.)
Итак, какую букву вы вставили? Какой звук она обозначает? Прочитайте слова. (Обучающиеся выполняют задание учителя.) Молодцы!8. Работа букв в словах. Чтение по сигналу (2 мин) Учитель: Откройте букварь на странице … (Называет страницу учебника.) Прочитайте слова парами в столбиках. Скажите, что вы заметили?Ученики: Буква глухого согласного заменяется на букву звонкого согласного, из-за этого изменяется смысл слова.Учитель: Вы справились с заданием. Теперь снова сделаем паузу.9. Физкультурная минутка (2 мин)

(Учитель читает стихотворение. Обучающиеся выполняют соответствующие движения.)

Паучок ползет по ветке,

А за ним ползут и детки.

 

 (Дети пальцами рук “пробегаются” по плечам,

рукам, голове.)

 

  Дождик с неба вдруг полил,

  Паучков на землю смыл.

 

 (Ладони скользят по рукам сверху вниз.)

 

 Солнце стало припекать,

 Паучок ползет опять,

 А за ним все его детки,

 Чтобы погулять по ветке.

 

 (Далее игра повторяется.)

 

10. Работа с текстом (10 мин) Учитель: Продолжаем работу в группах. Снова раздаю каждой группе по конверту. Достаньте задание из конверта, прочитайте текст, найдите слова с новыми звуками и подчеркните их. (Обучающиеся выполняют задание учителя.)

Текст и задание для 1-й группы (звук [б’])
Текст: По тропинке ребята идут в парк. За ними бежит собака Бимка. На ветвях деревьев мальчики увидели белку. Вопрос: Какой буквой обозначается звук [б’]?

Текст и задание для 2-й группы (звук [б])
Текст: Все звери, птицы и букашки слушали песню жаворонка. Вылез из норы толстый барсук. Медведь заворочался с боку на бок в своей берлоге. Вопрос: Какой буквой обозначается звук [б]?

Текст и задание для 3-й группы (звук [п’])
Текст: Ребята делали скворечник, не торопились. Они разметили доску и пилой на части распилили. Затем сколотили скворечник. Хороший домик получился! Вопрос: Какой буквой обозначается звук [п’]?

Текст и задание для 4-й группы (звук [п])
Текст: Пришла осень. Полили холодные дожди. Подул сильный ветер. Покинули лес звонкие птицы. Вопрос: Какой буквой обозначается звук [п]?Учитель: Какими буквами обозначаются эти звуки? Какие слова вы подчеркнули? (Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.)11. Подведение итогов урока. Рефлексия (7 мин)

Учитель: Наш урок подходит к концу. Давайте подведем его итоги. Скажите мне, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой сегодня на уроке?Ученики: Знакомство с буквами П, Б.Учитель: Удалось ли нам ее достичь? И чему мы научились?Ученики: Удалось. Мы научились обозначать согласные звуки буквами: [п], [п’] – буквой П; [б], [б’] – буквой Б.Учитель: Что у вас сегодня получилось лучше всего? Удалось ли вам сохранить хорошее настроение? (Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.) Я снова предлагаю вам открыть конверт. Кому удалось сохранить хорошее настроение, достаньте из него цветок и прикрепите к доске. А кому не удалось, оставьте цветок в конверте. (Обучающиеся выполняют задание.) Помните, в конце урока мы договорились выяснить, кто же является самым важным и самым нужным человеком на уроке. Загляните в шкатулку. (Обучающиеся достают из шкатулки записку со словом “ученик”.)Ученики: Ученик!Учитель: Совершенно верно. Молодцы! Урок окончен.

Статья предоставлена редакцией журнала "Управление начальной школой"

Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов всегда под рукой с электронной версией журнала".

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль