Адаптационная группа кратковременного пребывания. Программа и организация.

5624

Опыт организации адаптационной группы кратковременного пребывания в детском саду

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверия. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка через формирование адаптационной группы кратковременного пребывания, разработки эффективных психологических рекомендаций. В детском возрасте многое дается легко и весело, и задача взрослого помочь малышу открыть этот мир.

Именно поэтому в нашем детском саду начала функционировать группа "ЦИПР" (Центр игровой поддержки ребёнка).

Вырастить эмоционально здорового ребенка в наше время становится все более сложной задачей. Адаптация к дошкольному учреждению для любого малыша это стресс, дискомфорт. Примерно так это бывает: пришел малыш в незнакомую обстановку (группу детского сада), а там много других детей, незнакомых интересных игрушек, да ещё чужая тетя - воспитатель! Испугался, заплакал, ищет маму, а мама уже ушла, исчезла в незнакомом пространстве, растворилась. Что за этим может последовать? Тяжелое состояние разлуки, психологическая травма, а может и социальный страх…

Встает очень важный вопрос: как избавить ребенка от стресса, как подготовить малыша к детскому саду, не нанося ущерба его психическому здоровью?

В детском саду мы нашли выход - предоставили возможность малышам от года посещать детский сад вместе с родителями! Дважды в неделю дети приходят на занятия с мамами. Играя, они знакомятся друг с другом, с педагогами, с помещением и развиваются, выполняя несложные познавательные задания и физические упражнения вместе с мамами. Танцуют, поют песни, лепят, рисуют, делятся игрушками. На занятиях дети чувствуют себя безопасно, учатся доверять миру, ощущая физическую мамину помощь и близость. Родители тоже общаются друг с другом, а вместе с тем, получают огромный багаж знаний о развитии и обучении детей младшего возраста. Так мама и ребенок постепенно привыкают к дошкольному учреждению, знакомятся с педагогами ясельной группы, психологом и музыкальным руководителем, с людьми которым через год доверят самое дорогое и любимое свое сокровище - своего малыша.

Адаптационная группа кратковременного пребывания демонстрирует эффективность. Адаптация к садику у детей, посещающих группы раннего развития не проходит уже болезненно, малыши здесь были раньше, они знают, как себя вести, здесь чувствуют себя в безопасности. Мы же, педагоги, создали все условия для того, чтобы наше дошкольное учреждение стало для них родным и знакомым местом встречи в новом учебном году!

На занятиях дети получают возможность:

  • Развить двигательные навыки и крупную моторику рук
  • Научиться согласовывать свои действия с другими детьми
  • Делиться игрушками, общаться
  • Заняться наглядным экспериментированием
  • Поиграть в пальчиковые игры, обогатить словарный запас
  • Выполнить несложные задания на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления

Родители получают информацию:

  • О правилах адаптации ребенка к детскому учреждению
  • Как обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка
  • Как правильно создать игровое пространство
  • Что такое кризис трех летнего возраста

Центр дает возможность мамам понять, чем будут заниматься их дети в детском саду, детям – дает возможность адаптироваться к условиям ДОУ посредством создания адаптационных групп кратковременного пребывания.

Основными задачами, которые призван решать центр являются:

  • Организация периода адаптации ребенка в детском саду;
  • Формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками;
  • Налаживание гуманных, доброжелательных отношений между детьми;
  • Укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивающего эмоциональное благополучие и учёт индивидуальных возможностей детей;
  • Развитие основных видов деятельности;
  • Подготовка детей к поступлению в детский сад.

В сравнении с ясельной группой детского сада специфика Центра состоит в том, что здесь время пребывания сжато, для детей, приходящих в детский сад 2 раза в неделю на один час, образовательный процесс организуется максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребёнка.
Принимая во внимание такую специфику, был разработан перспективный план работы с детьми, учитывающий закономерности развития детей раннего возраста, их интересы, особенности их мышления и эмоциональной жизни. Предлагаем вам перспективный тематический план занятий и развлечений группы "ЦИПР".

Программа адаптационной группы кратковременного пребывания

ОКТЯБРЬ

ТЕМА

Цели и задачи

1

В гостях у деток

Упражнять в ходьбе в прямом направлении, упражнять в ползании, развивать чувство равновесия; воспитывать положительные эмоции.

2

Кто-то в гости к нам спешит

Учить детей начинать ходьбу по сигналу, развивать равновесие – ходить по ограниченной поверхности (между двух линий).

3

Киска к деткам пришла

Учить детей ходить и бегать, меняя направление на определённый сигнал, развивать умение ползать.

4

Воробушки – пташки

Учить детей соблюдать указанное направление во время ходьбы и бега, приучать бегать в разных направлениях, не мешая друг другу, развивать внимание.

НОЯБРЬ
 

ТЕМА

Цели и задачи

1

Наши ножки ходят по дорожке!

Упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности, познакомить с бросанием мяча, упражнять в ползании и подлезании, развивать внимание и умение реагировать на слово.

2

В гости к гномику

Учить детей ходить по ограниченной поверхности, ползать и катать мяч, упражнять в ходьбе, сохраняя равновесие, помогать преодолеть робость, способствовать развитию умений действовать по сигналу.

3

Озорные котята

Учить ходьбе по гимнастической скамейке, бросанию из-за головы двумя руками, упражнять в ползании на четвереньках, развивать чувство равновесия.

4

Шустрые бельчата

Ознакомить детей с выполнением прыжка вперёд на двух ногах, учить бросать предмет на дальность правой и левой рукой, совершенствовать умение передвигаться в определённом направлении.

ДЕКАБРЬ
 

ТЕМА

Цели и задачи

1

Вышла курочка гулять

Упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности, учить подлезать под рейку, упражнять в бросании мяча, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать коммуникативный навык.

2

Зайка серенький сидит

Познакомить с броском мешочка вдаль правой и левой рукой, учить прыгать в длину с места, развивать двигательную активность.

3

Цыплятки играют

Учить детей ходить парами в определённом направлении, учить бросать и ловить мяч, упражнять в катании мяча, приучать внимательно слушать и ждать сигнал для начала движений.

4

Серенькая кошечка

Учить детей  ходьбе по наклонной доске, упражнять в прыжках в длину с места, в переступании через препятствия, закреплять умение реагировать на сигнал, воспитывать умение действовать по сигналу.

ЯНВАРЬ
 

ТЕМА

Цели и задачи

1

Весёлые Петрушки

Учить детей ходьбе  по кругу, взявшись за руки, упражнять в ходьбе по ребристой доске, в ползании на четвереньках, переступании через препятствия, учить ходить на носочках, воспитывать самостоятельность.

2

Мишка по лесу гулял

Упражнять детей в ходьбе с высоким подниманием ног, в ходьбе по наклонной доске, катании мяча, развивать внимание и ориентировку в пространстве, воспитывать двигательную активность.

3

Зашагали ножки

Упражнять детей в ходьбе по гимнастической скамейке, катании мяча под дугу, закреплять умение не терять равновесие во время ходьбы по гимнастической скамейке.

4

В гости к зайчику

Учить детей прыгать в длину с места, ползать на четвереньках по гимнастической скамейке, развивать внимание и координацию движений.

 ФЕВРАЛЬ

ТЕМА

Цели и задачи

1

Мы-милашки, куклы-неваляшки!

Закреплять у детей умение ходить в колонне по одному, упражнять в бросании в горизонтальную цель правой и левой рукой, повторить ползание и пролезание в обруч, учить во время броска соблюдать указанное направление.

2

Белочки на веточках

Упражнять в ходьбе по наклонной доске, повторить ползание и перелезание бревна, бросать мяч двумя руками, воспитывать смелость и самостоятельность.

3

Вот как мы умеем

Учить детей катать мяч,  в лазанье по гимнастической стенке, приучать соблюдать направление при катании мяча, учить дружно играть.

4

Как у нашего кота

Учить  детей ходить и бегать в колонне по одному, совершенствовать прыжок в длину  с места, упражнять в метании в горизонтальную цель правой и левой рукой, развивать глазомер.

 
МАРТ

ТЕМА

Цели и задачи

1

По ровненькой дорожке шагают наши ножки!

Повторить ползание и подлезание под рейку, совершенствовать навык бросания мяча на дальность из-за головы, выполняя бросок только по сигналу, согласовывая свои движения с движениями товарищей, развивать умение ориентироваться в пространстве.

2

В гости к куклам

Учить детей прыгать с высоты, упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке, учить катать мяч в цель, воспитывать выдержку и внимание.

3

Мой весёлый звонкий мяч

Повторить ползание и пролезание в обруч, познакомить с броском мяча через ленту, учить катать мяч друг другу, развивать умение действовать по сигналу, закреплять умение дружно действовать в коллективе.

4

Мы весёлые ребята

Учить детей катать мяч в цель, упражнять детей в ходьбе по наклонной доске, бросании в цель, прыжках в длину с места, способствовать развитию глазомера, координации движений и чувства равновесия, учить быть дружными, помогать друг другу.

 АПРЕЛЬ

ТЕМА

Цели и задачи

1

В гости к бабушке

Продолжать учить детей в ходьбе по гимнастической скамейке, бросать и ловить мяч, учить подпрыгивать, способствовать координации движений, способствовать воспитанию сдержанности, ловкости и умению дружно играть.

2

Сорока, сорока, где была? Далёко!

3

Мохнатенькая, усатенькая

Учить детей прыгать с высоты, упражнять в метании в горизонтальную цель, повторить ходьбу на четвереньках, способствовать развитию координации движений, умению сохранять определённое направление при броске предметов..

4

Птички-невелички

Учить детей бросать мяч вверх и вперёд, совершенствовать ходьбу по наклонной доске, способствовать развитию чувства равновесия, ловкости и смелости.

 МАЙ

ТЕМА

Цели и задачи

1

Мишка косолапый

Учить ходить высоко поднимая ноги, закреплять у детей умение прыгать в длину с места, упражнять в метании на дальность одной рукой, учить быстро реагировать на сигнал

2

К нам пришла собачка

Учить детей ползать по гимнастической скамейке и спрыгивать с неё, упражнять в катании мяча в цель, способствовать воспитанию выдержки, смелости, развитию чувства и  глазомера

3

Петушок-Золотой гребешок

Закреплять у детей умение бросать на дальность из-за головы, катать мяч друг другу, способствовать развитию глазомера, координации движений и ловкости, учить дружно играть и быстро реагировать на сигнал.

4

Солнышко-вёдрышко

Закреплять у детей умение прыгать в длину с места, упражнять детей в метании на дальность одной рукой, совершенствовать ходьбу по гимнастической скамейке, воспитывать ловкость, развивать чувство равновесия и глазомер.

Условия работы группы. Педагоги заранее готовят предметную развивающую среду, которая стимулирует развитие познавательной активности ребенка и способствует появлению различных ситуаций общения между детьми и взрослыми.

Педагоги работают, как с группой, так и индивидуально, степень концентрации внимания детей постепенно увеличивается, и они включаются в совместную деятельность.
У детей появляется больше возможностей для развития навыков общения, поэтому быстрее развивается речь и познавательная активность. Мама – активный участник общения, взаимоотношения мамы и ребенка оптимизируются. Навыки, приобретенные на встречах, ребенок легко переносит в повседневную жизнь. В группе одни и те же игры повторяются на каждой встрече. Это не случайно, повторяемость игр необходима: для создания комфортной предсказуемой обстановки, очень важной для детей раннего возраста. Малыши радуются, когда заранее знают, что будет дальше, для повышения уровня самостоятельной игры. Предлагаемые игры одни и те же, но они постепенно усложняются. Дети узнают, как можно по-разному играть с одной и той же игрушкой.

Только тогда, когда ребенок хорошо знает игру, он может начать обращать внимание на то, как играют другие дети. В спортивном зале игра не регулируется педагогом. Педагог не говорит детям и родителям, что нужно делать. Но это совсем не означает, что дети ничему не учатся. Наоборот, именно во время свободной игры дети приобретают навыки общения, которые станут фундаментом для всего дальнейшего обучения. Во время свободной игры сами собой возникают различные ситуации, в которых дети вынуждены взаимодействовать, а родители и педагог могут помочь в тех случаях, когда малыш не в состоянии справиться сам.

Педагог иногда включается в ситуации, если это дает возможность родителям увидеть другую модель разрешения конфликта. А также может присоединиться к игре ребенка и усложнить ее сюжет, или предложить игру, в которой могут принять участие все дети.

На таких занятиях взрослые могут увидеть: какие игрушки предпочитает их ребенок, как он в них играет, как поведет он себя в конфликтных ситуациях, например, когда другой ребенок попытается отнять понравившуюся вещь и т.д.

Наблюдая за поведением ребенка во время игры, родители узнают о нем гораздо больше, чем в обычных бытовых ситуациях. Игра покажет им все грани характера их малыша - его доброту, чувство юмора, фантазию, открытость или агрессивность, хитрость, своеволие. Благодаря игре родители получат мощный инструмент воспитания и развития своего ребенка. Играя с ребенком, можно научить его быть добрым, внимательным и отзывчивым.

Результаты работы группы "ЦИПР":

  1. Разработаны методические разработки адаптационной группы кратковременного пребывания, ориентированные на социальный заказ родительского общества, на личностно-ориентированное взаимодействие.
  2. Создан консультативный центр молодой семьи по вопросам воспитания детей, не посещающих детский сад.
  3. Создание атмосферы сотрудничества, взаимодействия и доверия педагогов и родителей, системы совместного подхода к решению проблем воспитания детей дошкольного возраста, сохранения и укрепления их здоровья (физического и психического).
  4. Увеличение доли детей, проходящих адаптацию к ДОУ в лёгкой степени, без стресса и заболеваний.
  5. Стабильная привлекательность учреждения для родительского контингента микрорайона города.

Автор: Кареева Елена Валерьевна, воспитатель ДОУ № 33 г. Новосибирска



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль