Конспект урока подготовки к сочинению по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели"

8642
Автор: Шелемех Татьяна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ Боровковская ООШ №53 (Московская область)

Цели урока:

  • обучать написанию сочинения по картине;
  • совершенствовать способность создавать тексты описания и
  • повествования;
  • активизировать словарь учащихся по теме «Весна»;
  • расширение кругозора учащихся;
  • воспитание эстетических чувств, любви к родине.

Тип урока: изучение нового материала.Оборудование:

  • раздаточный материал – репродукция картины «Грачи прилетели» А.К. Саврасова;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • Колонки для воспроизведения mp3 файлов;
  • Диск с мультимедийной презентацией

Организация внимания.

I. Объявление темы и постановка целей.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами будет говорить о самом, пожалуй, трогательном времени года – о весне – о времени пробуждения природы, новых чувств, впечатлений. Творческих людей весна всегда вдохновляла на создание красивых поэтических, музыкальных, хореографических произведений. И каждый видел, чувствовал и изображал это чудесное время года по-своему. А сегодня на уроке мы увидим, воспринял и запечатлел весну талантливый художник.

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение о Павле Михайловиче Третьякове. (Слайд галерея)
Объясните лексическое значение слова галерея.
1) длинное крытое помещение, в котором одна из продольных стен заменена колоннами или столбами; длинный балкон.
2) Удлиненный зал со сплошным рядом больших окон в одной из продольных стен.
3) Верхний ярус зрительного зала (галерка).
4) Название многих художественных музеев (Национальная галерея, Картинная галерея). (Слайд П.М. Третьяков)

Третьяков Павел Михайлович, российский купец-предприниматель, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи. Получил хорошее домашнее образование. К концу 1840-х гг. Третьяковы владели пятью лавками в Старых торговых рядах. После смерти он возглавил семейное предприятие, расширил и укрепил его.

Обладая не самым крупным в Москве состоянием, Павел Михайлович пользовался в купеческой среде большим авторитетом и многократно выполнял общественные обязанности, занимал выборные должности. На его попечении лежала забота об Арнольдовском училище для глухонемых детей.

Как собиратель начал с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых «развалах» у Сухаревой башни. Не удовлетворяясь обладанием частной коллекцией, Павел Михайлович хотел создать национальную художественную галерею. Поставленной однажды цели Третьяков остался верен всю жизнь.

В собрание П.М. Третьякова поступали в первую очередь произведения его современников. Его личные художественные вкусы оказали немалое воздействие на русскую художественную школу.

Еще в 1851 Третьяков поселился в Лаврушинском переулке. Через несколько лет по значимости своего собрания галерея встала в один ряд с крупнейшими музеями России того времени, став одной из главных достопримечательностей Москвы. Побывать в ней считали обязательным не только русские люди, но и многие иностранцы, разносивших славу о музее по всей Европе.
В августе 1892 Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось около двух тысяч произведений. 15 августа 1893 состоялось официальное открытие музея под названием "Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых". Передав галерею родному городу, сделав ее достоянием всей России. (Слайд Третьяковская галерея)

Павел Михайлович Третьяков очень любил Родину, родную природу. Русская природа сама по себе неброская, неяркая, не поражает взгляд чем-то неожиданным, необычным: нет в ней ни эффектных горных вершин в снежных шапках, ни экзотических ярких растений, ни бирюзовых водоемов, ни кипящих горных ключей, ни крикливых красок… Все краски и звуки как бы приглушены, но таится в них скрытая могучая сила, которую может почувствовать только чуткое любящее сердце…

И как раз сегодня у нас и пойдет речь о такой природе, запечатленной на полотне большого русского художника.

В одном из залов Третьяковской галереи висит небольшая скромная картина, но возле нее всегда есть люди, притихшие, задумчивые, просветленные…

Написал ее художник Алексей Кондратьевич Саврасов, и называется она "Грачи прилетели". (Слайд репродукции картины "Грачи прилетели")

Эпиграфом к уроку я выбрала слова Н. Рыленкова
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Я хочу, чтобы после нашего урока ясной любовью к природе, к Родине, к своим друзьям, родителям наполнились ваши сердца.

2. Что мы знаем об этом художнике?
Сообщение о А. К. Саврасове. (Слайд - портрет А.К. Саврасова)

А.К. Саврасов родился в Москве, в семье купца. Отец мечтал, что сын продолжит его дело. Но мальчик не оправдал этих надежд, т.к. не интересовался коммерцией, а больше любил часами смотреть на облака в небе, на деревья, наблюдать за искристым течением реки и рисовать. Отец наказывал сына за эти занятия. Но ничего не помогало: талант юного художника, влюбленного в природу, рос и развивался. И вскоре, вопреки всему, Алексей Саврасов стал студентом Училища живописи, ваяния и зодчества. Его душа тосковала по своему, национальному, русскому. И вот однажды, взяв масляные краски, этюдник и отправился в санях на север Костромской губернии.

Извозчик, тощий мужичок, поинтересовался:
-Что, барин, по служебной надобности едешь? Или в гости, проведать кого?
-Я художник, - ответил Алексей Кондратьевич, - еду писать картины…
-А что на них будет, на этих картинах-то?
-Да вот весну хочу показать: как снег тает, как птицы вьют гнезда, как небо становится будто синька…
-А для чего, барин? Это нам и так известно. Привыкли… Ты лучше бы что-нибудь похлеще, позаковыристей нарисовал, чтобы удивление взяло…

Алексей Кондратьевич остановился в большом селе Молвитине, на окраине которого была старинная церковь. Саврасов пришел посмотреть на эту церковь вблизи и остался надолго. То ощущение весны, которым он жил все эти дни, когда ехал в санях по оттаявшей дороге, здесь, у околицы приобрело особую остроту и силу. Он увидел здесь то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть.

3. Работа над описанием картины.
Работая над сочинением, мы должны будем рассказать о художнике, об истории создания картины и описать ее. Какой тип речи мы будем использовать? –повествование и описание.
Посмотрите внимательно на картину.
Как называется этот вид живописи?
Что же такого необыкновенного изобразил художник?
По каким признакам вы определили, что это весна?
Что изображено на заднем плане?
Как вы считаете, почему именно весну изобразил Саврасов?
Какие чувства возникают у людей весной?
Пробуждается природа
Постепенно ото сна.
Наступает утро года
Начинается весна.
В. Лифшиц.
Почему весну называют "утром года"?

4. Работа над планом сочинения.
I. О художнике.

  1. Что вы можете сказать о художнике?
  2. Где находится большинство его картин?
  3. Что изображал на своих картинах А.К. Саврасов? – пейзажи, деревенские проселки.
  4. Как называется его самая знаменитая картина?

II. История создания картины.
III. Описание картины.
Какое время года изображено?
Что изображено? – окраина села, уголок России.
Перечислите, что вы видите на переднем плане? (орфографическая работа над выделенными словами)

Березы

Серые, серо-белые, уродливо искривленные, узловатые, высокие

Грачи

Вестники весны, вьют, строят, суетятся, хлопочут

Снег

Тающий, грязный, рыхлый

Вода

Талая, мутная, темная

Перечислите, что вы видите на заднем плане? (орфографическая работа над выделенными словами)

Церковь

Белокаменная, сельская, старинная

Избы

Убогие, ветхие, почерневшие, со скошенными крышами

Небо

Облачное, бледно-голубое, косые лучи неясного солнца

Что такое палитра? -ПАЛИТРА (от франц. palette — пластинка), четырехугольная или овальная деревянная дощечка, металлическая или фарфоровая пластинка для смешивания красок; также подбор цветов, которыми пользуется художник.
Какие краски преобладают на картине?

III. Настроение картины. – Грусть, сердечность, теплота.

IV. Чем знаменита картина? Эта картина совершила переворот в русской живописи. Саврасов изобразил то, что до него еще никто не изображал. Послушайте, что сказал П.М. Третьяков об этой картине: "Мне не надо ни богатой природы, ни эффектного освещения, никаких чудес – дайте мне хоть лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия – дело художника. Она во всем может быть".
I
V. Итог урока.
Сегодня на уроке мы учились описывать картину. Значение каких слов вы узнали?

V. Д/З Сочинение.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль