Система работы с проблемными подростками и их родителями

13026
Автор: В.И. Наймушина, преподаватель дисциплин профессионально-технического цикла КОГОАУ СПО "Кировский государственный индустриальный техникум"

В педагогической науке и практике накоплен разнообразный материал, отражающий особенности воспитательной работы классного руководителя с проблемными подростками. Однако вопрос создания системы эффективной профилактической работы в обучении и воспитании трудных подростков остается актуальным.

Как правило, подростки получают клеймо “проблемного”, если их поведение не соответствует ожиданиям взрослых, и для их воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы.

Для проблемных подростков характерно следующее:
1. Уклонение от учебы:

  • неуспеваемость по большинству предметов;
  • отставание в интеллектуальном развитии;
  • отсутствие познавательных интересов.

2. Низкая общественно-трудовая активность:

  • отказ от общественных поручений;
  • пренебрежительное отношение к делам образовательного учреждения и учебной группы;
  • пренебрежительное отношение к общественной собственности и ее порча;
  • пропуски занятий производственного обучения без уважительных причин.

3. Негативные проявления личности:

  • сквернословие;
  • курение;
  • употребление спиртных напитков, психотропных и токсических веществ;
  • воровство, вымогательство;
  • тяга к азартным играм;
  • ранняя сексуальная активность.

4. Повышенный негативизм по отношению к педагогам и родителям:

  • грубость, агрессивность, критичность;
  • недисциплинированность на уроках;
  • нарушение общественного порядка;
  • немотивированные поступки;
  • отсутствие уважения к старшим (в т. ч. к родителям).

5. Отношение к воспитательным мероприятиям: равнодушное, скептическое,
негативное, ожесточенное.

Для решения этих проблем нами была разработана воспитательная программа группового взаимодействия с проблемными подростками и их родителями “Мы вместе”.Цели воспитательной работы в группе:

  • адаптация проблемных подростков к учебной группе и социуму;
  • выявление причин, степени и характера проблем подростков и их родителей;
  • разработка системы коррекционных мер для работы с проблемными подростками;
  • формирование нравственных качеств личности обучающихся и нравственной самооценки поведения;
  • формирование ценностного отношения к семье;
  • повышение уровня информированности подростка по проблемам алкоголизма, наркомании, курения, ВИЧ-инфекции и безопасного секса;
  • повышение родительской компетентности в вопросах преодоления проблем подростков и формирования позитивного стиля воспитания.

Задачи работы с проблемными подростками:

  • вовлечение в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию;
  • создание индивидуального плана коррекции вредных привычек на основе диагностики;
  • формирование социально-личностной готовности подростка к выполнению задач, связанных с семьей;
  • оказание помощи и поддержки в создании собственной позитивной системы ценностей поведения и жизни подростка;
  • развитие коммуникативных и творческих способностей у проблемных подростков через вовлечение в активную деятельность.

Программа работы в учебной группе с проблемными подростками и их родителями “Мы вместе” состоит из 4-х разделов и рассчитана на 2 учебных года.Раздел 1. “Кто я?” (психолого-педагогическая диагностика и коррекция поведения проблемных подростков). В ходе работы используются методики, опросники, тесты, которые помогают выявить характер и степень развития проблем обучающихся и их родителей, приемы их преодоления. На основе диагностики строится вся дальнейшая воспитательная работа педагога и других специалистов.

Результатом является составление плана коррекционных мероприятий.Раздел 2. “Хочу знать” (информационно-познавательный). Определяются эффективные формы работы по педагогическому просвещению родителей, информированию подростков о способах и методах решения их проблем. Для достижения наилучшего результата можно сочетать лекции, беседы и практикумы.Раздел 3. “Выбираю активную жизненную позицию” (социально-психологические тренинги). Занятия проводятся специалистами: психологами, медицинскими работниками, сотрудниками органов внутренних дел, социальными педагогами. Итогом их проведения будет формирование положительных ценностей и ответственное отношение к своему здоровью, к жизни; налаживание взаимопонимания подростков и родителей. Тематику тренингов можно выбирать в соответствии с проблемой подростка.Раздел 4. “Я смогу это сделать” (креативно-творческая деятельность проблемных обучающихся). Подросток вовлекается в творческую деятельность, адекватную его интересам, что помогает развить его коммуникативные и творческие способности, создать ситуацию успеха и повысить самооценку; развить стремление изменить свое отношение к обучению, семье, своей жизни.

Все разделы логически взаимосвязаны, в них используются эффективные формы и методы работы классного руководителя с проблемными подростками и родителями, помогающие достичь намеченных целей и задач.
Ожидаемые результаты воспитательной работы по программе:
1. С подростками:

  • формирование позитивных жизненных целей, повышение мотивации и способности к их достижению;
  • умение противостоять давлению окружающей среды и отстаивать свою позицию;
  • умение принимать решения, способствующие сохранению здоровья;
  • формирование адекватной самооценки;
  • развитие способности к самоанализу и контролю поведения;
  • социальная готовность к профессиональной и семейной жизни;
  • повышение ответственности за собственные поступки и жизнь;
  • раскрытие творческого потенциала и стремление к его реализации.

2. С родителями обучающихся:

  • повышение уровня педагогической компетенции в проблемах и стиле семейного воспитания;
  • формирование благоприятного семейного микроклимата с целью коррекции поведения подростка, решения конфликтов;
  • приобретение и использование родителями навыков конструктивного взаимодействия с подростками;
  • формирование адекватной самооценки стиля воспитания и повышение ответственности за жизнь и здоровье своих детей.
Содержание программы
Раздел 1. “Кто я?”

Содержание раздела: психолого-педагогическая диагностика и коррекция поведения проблемных подростков.Цели: создать условия для: определения уровня общего психического развития подростка, характера и причин проблем воспитания подростков; выявления проблем родителей, их отношения к трудностям подростков; разработки коррекционных мероприятий для проблемных подростков.Задачи:

  • оказать психолого-педагогическую помощь подросткам в решении их проблем, в саморазвитии, самостановлении, самоутверждении на основе, позитивных целей и ценностей;
  • на основе диагностики оказать педагогическую помощь родителям в создании стиля воспитания, способствующего решению проблем под- ростков.

Рекомендуемые методы работы по разделу
Необходимо помнить, что психолого-педагогическая и педагогическая диагностика – это не выявление слабостей и недостатков подростков, а исходный материал для дальнейшей деятельности педагогов в разработке индивидуальных коррекционных программ для проблемных подростков и их родителей.

В диагностической работе применяются следующие методы:

  • метод наблюдения используется с целью накопления фактов и их последующего теоретического анализа;
  • метод опроса используется для выявления оценок, мнений, проблем и их причин; прогноза и выработки рекомендаций по разрешению проблем;
  • диагностическая беседа проводится с целью получения материала, характеризующего индивидуально-личностные особенности подростка. С помощью диагностической беседы психологи и педагоги могут решить следующие задачи:

– выяснить причины конкретных проблем подростков;
– исследовать методы и средства воспитания, которые применялись к обучающемуся;
– изучить среду, в которой находится подросток, и степень ее влияния на несовершеннолетнего;
– выявить его нравственные позиции и ценности, ближайшие цели и т. п.;

  • интервью – разновидность беседы, в которой педагог задает вопросы,
  • воздерживаясь от собственных высказываний, а обучающийся отвечает;
  • анкетирование применяется для массового сбора информации;
  • тесты применяются с целью оценки какого-либо свойства или качества
  • психологических процессов, а также для определения способностей или состояния подростка;
  • психолого-педагогическое консультирование подростков и родителей проводится не только для выявления уровня возникших проблем, а главным образом для оказания поддержки и помощи проблемным подросткам и их родителям.

Раздел 1 состоит из 2-х блоков:

  • первичная диагностика подростков и их родителей;
  • оценочная диагностика и составление индивидуальных коррекционных программ для проблемных обучающихся и их родителей.

Рекомендуем психодиагностические и педагогические методики исследования проблемных подростков, которые можно использовать в разделах 1 и 3 при проведении занятий в форме бесед, лекций и тренингов:

  • психодиагностика психодинамических и характерологических особенностей подростков (Г. Айзенк);
  • характерологический опросник Леонгарда для подростков (выявление личностных особенностей подростков);
  • многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (юношеский возраст) (выявление личностных особенностей подростков);
  • диагностика тревожных состояний (CMAS) (выявление подростков группы
  • риска и причин дезадаптации в коллективе);
  • диагностика агрессивности Басса-Дарки (выявление степени агрессивности подростка с целью дальнейшей коррекции его поведения);
  • диагностика направленности личности:
  • – на себя (личностная);
  • – задачу (деловая);
  • – взаимодействие (коллективистская);
  • методика “Импульсивность” (выявление степени импульсивности: насколько подросток склонен к принятию недостаточно обдуманных решений);
  • методика изучения потребности общения и потребности достижения (выявление уровня сформированности потребности общения и потребности достижения);
  • тест-опросник МУН (мотивация на успех и неудачу) А. Реана (выявление степени мотивации подростка на успех, степени боязни неудачи, избегания наказания);
  • диагностика волевого самоконтроля А.Г. Зверкова, Е.В. Эйдмана (выявление уровня развития волевой регуляции, меры владения собственным поведением в различных ситуациях);
  • изучение самооценки личности (определение степени сформированности оценки отношения обучающегося к самому себе, степени адаптации к социуму);
  • шкала самооценки личности А. Пригожина (изучение особенностей самооценки с целью последующей коррекции);
  • проективная методика Р. Жиля “Межличностные отношения ребенка” (изучение степени социальной приспособленности подростка и его взаимоотношений с окружающими);
  • методика оценки способов реагирования в конфликте К. Томаса (выявление склонности подростка к соперничеству или сотрудничеству в группе, его стремления к компромиссам, избеганию или обострению конфликтов;
  • определение степени готовности к совместной деятельности);
  • методика диагностики социально-психологического климата коллектива (определение уровня развития коллектива и общая оценка психологического климата; выявление факторов его формирования, которые можно использовать для коррекции);
  • методика выявления трех возможных типов восприятия подростком группы:
  • – индивидуалистического;
  • – прагматического;
  • – коллективистского;
  • анализ семейных взаимоотношений.

Методики исследования родителей проблемных подростков:

  • анкета “Взаимодействие с учебным заведением” (выявление степени готовности и форм сотрудничества родителей с образовательным учреждением);
  • анкета “Причины проблемного поведения подростков” (выявление причин проблем и девиации подростков);
  • тест “Проблемы вашего подростка” (выявление причин возникновения проблем);
  • анкета “Детей воспитывают родители. А родителей?” (осознание своих методов воспитания подростков);
  • тест “Как вы поступите?” (выявление приемов семейного воспитания);
  • тест “Тип отношения родителей к подростку” (выявление и корректировка отношений родителей и их детей);
  • тест “Стили родительского поведения” (оценка педагогического мастерства, стиля воспитания подростков);
  • тест “Шкала родительской озабоченности” (ШРО) (выявление проблем подростка, степени их проявления).

Коррекционная работа классного руководителя

Коррекционная работа проводится классным руководителем совместно с психологом, социальным педагогом, медицинскими работниками, мастерами производственного обучения, преподавателями и администрацией училища.
В зависимости от выявленных проблем применяют различные виды коррекции:

1. Для исправления нарушений в сфере межличностного общения, развития коммуникативных способностей могут быть использованы следующие методы:

  • социально-психологические тренинги (3-й раздел);
  • обучающие беседы, встречи, практикумы (2-й раздел);
  • групповая игротерапия, дискуссии, диспуты (4-й раздел).

2. Поведенческая коррекция осуществляется с помощью:

  • методов психологической релаксации, используемых для повышения  уровня нервно-психической устойчивости (2, 3-й разделы);
  • техник поведенческого направления, методик, основанных на принципах положительного и отрицательного подкрепления;
  • методов арт-терапии (4-й раздел).

3. Коррекция морально-нравственных норм и правил:

  • метод сказкотерапии (4-й раздел);
  • тематические беседы;
  • работа с семьей, при отсутствии активного сопротивления (2–4-й разделы);
  • вовлечение подростка в общественную работу (4-й раздел).

Приемы коррекционной работы:

  • намек, просьба, упрек;
  • мнимое безразличие;
  • ирония;
  • доброта, внимание, забота;
  • поощрение, стимулирование;
  • проявление огорчения;
  • поручительство;
  • убеждение;
  • доверие;
  • моральная поддержка;
  • укрепление веры в собственные силы;
  • пробуждение нравственных чувств;
  • вовлечение в интересную творческую деятельность;

Нельзя забывать и о тормозящих (властных) приемах:

  • констатация поступка;
  • осуждение;
  • предупреждение;
  • приказание;
  • наказание.

Для оценки проведенных коррекционных мероприятий предложите подростку тест.

Тест-опросник
1. Изменилось ли твое отношение к обучению в училище? Почему?
2. По каким предметам заметно улучшились результаты, а какие все еще вызывают сложности?
3. Отметь, в работе над какими личностными качествами тобой достигнуты положительные результаты:

  • инициативность;
  • самостоятельность;
  • ответственность;
  • дисциплинированность;
  • выполнение намеченных задач;
  • требовательность к себе;
  • взаимодействие с педагогами, родителями, сверстниками.

4. Участие в каких внеурочных мероприятиях ты считаешь для себя успешным:

  • классные часы, собрания;
  • конкурсы, конференции, концерты, праздники;
  • кружки и секции;
  • мероприятия профессиональной направленности.

5. От каких вредных привычек тебе удалось избавиться? Если нет, то почему?
6. Над какими личными качествами надо серьезно поработать?
7. Какие умения и навыки необходимо еще развивать?
8. Что еще необходимо изменить в отношениях со сверстниками, родителями,
педагогами?
9. Отметь, какие творческие способности ты в себе обнаружил(а) и хотел(а) бы развить:

  • литературные;
  • актерские;
  • музыкальные;
  • хореографические;
  • изобразительное искусство;
  • дизайнерские.

Спасибо за сотрудничество!

Раздел 2. “Хочу знать”

Содержание раздела: информационно-познавательный.Цели: информирование проблемных подростков и родителей:

  • о путях сохранения и укрепления здоровья;
  • последствиях вредных привычек, свободных сексуальных отношений для человека и общества;
  • конфликтных ситуациях и способах их разрешения;
  • проблемах подготовки подростков к семейной жизни.

Задачи:

  • приобретение знаний и формирование социальной готовности к выполнению жизненно важных функций члена общества;
  • формирование умений самоорганизации, самовоспитания и самоконтроля;
  • создание позитивной системы жизненных ценностей.

На основании проведенной диагностики и выявленных проблем подбираются формы работы с проблемными подростками и их родителями.

Рекомендуемые формы работы:

  • интерактивные беседы. “Интерактивный” означает способность взаимодействовать в режиме беседы, диалога. Интерактивные беседы – самая эффективная форма информационной воспитательной деятельности, т. к. она создает комфортные условия, при которых подросток чувствует свою успешность и самостоятельность. Подростки учатся решать сложные проблемы на основе анализа соответствующей информации; принимать продуманные решения; общаться с другими людьми;
  • эссе (сочинения), письма по одной из актуальных тем и проблем подростка. Эта форма дает возможность обучающимся проявить свое отношение к проблеме, аргументировать его;
  • лекции с просмотром фрагментов кино- и видеоматериалов с последующим обсуждением. Использовать кино- и видеоматериалы следует в начале, в середине лекции, проводимой специалистами (медиками, психологами, социальными педагогами, юристами). При просмотре фрагментов рекомендуем следующие способы активизации внимания подростков:
  • – записывать или мысленно отмечать те фразы героев, которые сразу врезаются в память;
  • – смотреть материалы, представляя себя участниками событий.

После просмотра можно предложить обучающимся вопросы для обсуждения, учитывающие полученную информацию и их личный опыт. Составлять вопросы нужно так, чтобы на них нельзя было дать односложный ответ; необходимо следить за тем, чтобы ответы были аргументированы. Во время обсуждения не задавать сразу несколько вопросов;

  • практикумы – форма воспитательной деятельности, направленная на освоение проблемными подростками и их родителями способов овладения практическими умениями и навыками, оказание помощи в самообразовании и самовоспитании;
  • лекторий для родителей проблемных подростков способствует повышению родительской компетентности, выработке единых подходов семьи и училища к воспитанию проблемных подростков;
  • рефлексия – очень важная форма работы, позволяющая выяснить наличие интереса к конкретной проблеме; определить степень удовлетворенности занятием, совместной деятельностью и перспективу дальнейшей совместной деятельности.
Раздел 3. "Выбираем активную жизненную позицию"

Направление работы: социально-психологические тренинги.

Цели: способствовать формированию активной жизненной позиции подростков, развитию творческого потенциала обучающихся, изменению стиля семейного воспитания с помощью социально-психологических тренингов.Задачи:
развивать коммуникативные и творческие навыки проблемных подростков;
актуализировать и формировать личностные ценности обучающихся;
формировать у родителей стиль общения, способствующий исправлению  поведения подростка и решению его проблем.Рекомендуемые методы и приемы работы
Занятия в форме групповой работы с элементами тренинга представлены в виде набора:

  • оценочных упражнений;
  • ролевых игр;
  • мозговых штурмов;
  • дискуссий;
  • элементов лекции (информационно-правовой блок);
  • рефлексивных упражнений.

Занятия позволяют развить следующие коммуникативные навыки и навыки делового общения:

  • коммуникация чувств – ясное сообщение о своем внутреннем состоянии.
  • понимание и принятие своих и чужих чувств;
  • активное слушание – умение внимательно слушать других и понимать их точку зрения;
  • эмпатия – адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека, способность сопереживать;
  • ориентация в проблеме – умение анализировать информацию и делать вывод;
  • аргументации своей точки зрения, отстаивание своих интересов;
  • навыки принятия решений, нахождение компромисса;
  • заключительная рефлексия позволяет определить степень удовлетворенности занятием, совместной деятельностью, наличие интереса к данной проблеме.

К проведению занятий следует привлекать следующих специалистов:

  • педагогов, социальных педагогов, психологов;
  • сотрудников органов внутренних дел;
  • специалистов СПИД-центра, центра планирования семьи и репродукции, подростковых врачей-психотерапевтов, наркологов.

Раздел программы состоит из четырех блоков групповых тренингов:

  • развитие коммуникативных навыков;
  • профилактика асоциального поведения с основами правовых знаний; достижение позитивных жизненных целей;
  • профилактическая работа с родителями проблемных подростков.
Раздел 4. "Я смогу это сделать"

Содержание раздела: креативно-творческая деятельность проблемных подростков.Цель: активное вовлечение проблемных подростков в позитивную творческую деятельность, реализация их природного потенциала.

Задачи:

  • развить коммуникативные и творческие способности;
  • развить творческое мышление;
  • воспитать и развить нравственную культуру поведения подростков.

Креативно-творческая деятельность (по Савиной Н.Н.) ориентируется на ценности, которые формируются в сознании обучающихся: ценностные отношения к человеку, жизни, обществу и труду. Развивая креативность и творчество, педагог снижает факторы риска, корректирует характер и поведение проблемных подростков.

Направления работы:

  • трудовая, профессиональная деятельность (конференции, конкурсы, техническое творчество) способствует развитию профессиональных навыков и умений, повышает интерес к выбранной профессии;
  • занятия физкультурой и споротом (секции, спортивные конкурсы и соревнования на уровне училища) способствуют снятию эмоциональной напряженности и гиперактивности, выплеску агрессивности в приемлемой форме, вырабатывают чувство товарищества, укрепляют физическое здоровье;
  • игровая деятельность (ролевые, деловые игры) – самые креативный способ самовыражения, развивает сообразительность, инициативность, находчивость, нестандартный подход к решению проблем;
  • творческая самореализация в следующих видах:

– профессиональное искусство (кондитер, пекарь и т. д.);
– хореография, пение, литературно-театральная деятельность;
– создание компьютерных программ и т. д.Формы и методы работы:

  • дискуссия – способствует развитию умения слушать, говорить, толерантности к мнению других людей. Чтобы дискуссия была откровенной, важно создать атмосферу доверия и взаимного уважения;
  • “мозговой штурм” – дает возможность каждому принять активное участие в работе; свободно и открыто высказывать идеи по поводу решаемых проблем; побуждает использовать воображение и творческие способности проблемных подростков;
  • ролевые, деловые игры – создают условия для эмоционального проживания реальных жизненных ситуаций, самостоятельного разрешения проблемы; учат работать в команде; круглый стол – дает возможность обсудить масштабы проблемы в воспитании; изучить способы преодоления конфликтных ситуаций, найти практическое решение назревших проблем;
  • “Арт-терапия” (концерты, конкурсы, театрализованные представления, вечера отдыха и др.) способствует творческому самовыражению; повышению уровня самооценки; развитию навыков общения; формированию активной жизненной позиции.
Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя"

Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль