Исследовательско – творческий проект детей, воспитателей и родителей по экологическому воспитанию "Кружевные облака"

7466
Автор: Багаутдинова  Марина Владимировна, воспитатель МАДОУ КВ "Детский сад № 51" (Республика Башкортостан)

Проблема: недостаточная сформированность экологической воспитанности дошкольников и взрослых, низкая речевая активность, бедность словарного запаса у детей.
“…Дети любят искать, сами находить. В этом их сила”, - писал А.Эйнштейн; а “…творчество – разновидность поисковой активности", утверждал В.С.Ротенберг и что “на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”, необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания”, - писал К.Н. Вентцель.
Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью. “…Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить” (Ф.А.Дистервег).

Знания, приобретенные ребёнком в ходе проекта, становятся достоянием его личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самим ребёнком в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

При постановке проблемы мы ориентировались на замечательную древнюю китайскую пословицу. "Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

Срок реализации проекта: три месяца

Тип проекта: исследовательско – творческий

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели.Цель проекта:
формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.Задачи проекта:

  • создать экологически благоприятную среду на территории и внутри ДОУ для реализации приоритетного направления;
  • формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
  • развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы, используя нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций;
  • развивать связную речь детей через экологическое воспитание;
  • развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
  • воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.

Актуальность
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наш детский сад - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности.

В современном обществе экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до " Я и природа".Описание проекта
На выбор темы проекта повлияло и то, что такие природные явления, как облака, радуга, небо и т.д. мы не можем приблизить к детям, дать им их потрогать, рассмотреть поближе, а также бурные фантазии детей на тему "Из чего сделаны облака?". Работа над проектом началась с создания в нашей группе «экологической лаборатории», где с детьми были проведены различные эксперименты и опыты с моделями облаков, беседы из серии "Познание", "Коммуникация" в интеграции с экологическим воспитанием; родители и дети совместно сочиняли стихи об облаках и рисовали рисунки на тему своего четверостишья.
Нами был организован просмотр видеофильма «Парим над облаками», оформлена выставка рисунков и поделок «Кружевные облака», создан мини-музей "Чудо – облака". В своей работе мы использовали технологию ТРИЗ, которую построили на системе игр.
В проекте активное участие принимают узкие специалисты: музыкальный руководитель и педагог-психолог. Завершение проекта произошло в виде презентации сказки, сочиненной воспитателями и детьми.

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. "Экологическая лаборатория"
  2. Методический инструментарий (конспекты из серии "Познание", "Коммуникация" в интеграции с экологическим воспитанием, художественным творчеством, безопасностью)
  3. Оборудование для исследовательской деятельности (модели облаков, фонарик, колбы, схемы круговорота воды в природе и т.д.)
  4. Библиотека юного исследователя (книги, энциклопедии, иллюстрации)
  5. Использование информационных компьютерных технологий

Основные средства:

  1. информирование родителей о задачах и содержании поисково – познавательной деятельности воспитанников в детском саду и семье;
  2. вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместной с ребёнком деятельности;
  3. подготовка оборудования, материалов и инструментов;
  4. обогащение "Экологической лаборатории";
  5. драматизация сказки "Птицы – облака".

Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость.

Этапы реализации проекта:

1 этап - аналитический (сентябрь).
Задача этапа: анализ ситуации; формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап - организационный (сентябрь-октябрь).
Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме.

3 этап - практическая деятельность (октябрь).
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через словотворчество, художественно-продуктивной деятельности.

4 этап - итоговый, диагностический (ноябрь).
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

Ожидаемые результаты проекта:

  • повышение уровня знаний по экологии у детей, развитие связной речи;
  • совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.

Приложение
Системный оператор

 ТРИЗ.
 Модификация сказки
“Облако в корыте”
 
 
 
6

 Природное
явление
 
 
 
 
3

Вода:- капля,
- ручей,
- море,
- океан.
 
 
4

Понятие "Облака"
 
 
 
 
1

Игра  ТРИЗ"Хорошо  -  плохо"
 
 
 
5
 

Составляющие:- капельки воды,
- пылинки,
- льдинки
 
 
2
 


Загадки
Между гор, средь быстрых речек,
Ветерок пасет овечек.
Дунет он - летят овечки
Воду пить от речки к речке.
Пьют без удержу, пока
Не нальются их бока!
(облака)

Белые овечки по небу гуляли,
вниз упали - в речку попали. (Облака)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
(облака)

Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)Приметы
Облака движутся с юга на север – к ненастью
Облака движутся с севера на юг - к ясной погоде
Облака или тучи быстро движутся - к ясной погоде
К обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака
Облака идут низко - к снегопаду
Облака движутся против ветра – к метелиПословицы и поговорки со словом ОБЛАКА
Из малого облака бывает большой дождь
Богатство - как тень облака

Стихи, сочиненные совместно детьми и родителями

Простор бескрайний дивно украшал,
Плывут вальяжно в небе облака…
Я их достану, вы мне не мешайте,
Проста это задача и легка!

Вот облако, похожее на кошку,
И тянется к нему моя рука,
Но надо подрасти ещё немножко,
Даль неба бесконечна высока.

Сижу и плачу, чётко понимая,
От неба я уж очень далека.
Задача это вовсе непростая
Подпрыгнуть и пощупать облака!(Гусева А.)

Облака, облака,
Пышные, белые
Если летом плывут,
То грозу с собой несут.
Если поплывут зимой,
Принесут пургу с собой. (Ишмухаметов А.)

Облака бегут куда-то
Облакам всегда легко.
С ветерком лететь приятно
Облакам с ним так легко!(Гималетдинова К.)

Облачко закрыло солнце,
Стало пасмурно, темно.
С мамой мы пойдем к оконцу,
Что случилось? Где же солнце?
Облачко ушло, солнышко взошло!(Тимербулатова К.)

Облака – сестренки тучи!
Облака – летите кучно!
Облака - ведь вам не скучно
По небу летать, облачка толкать!(Кашеварова С.)

Солнышко взошло,
Облако к нему пришло.
Я закрою вас немножко,
На земле полью картошку!(Камила Т.)

Облачко спросило тучу:
"Мама с папой, вам не скучно?"
"Нет!"- ответила ей мама.
"Дождик – милая забава!"(Саша К.)

План -схема работы по проекту

Непосредственно -образовательная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Работа с узкими специалистами

Дата проведения

Создание проблемной ситуации с использованием метода ТРИЗ: системный оператор
 
 
 
Познание. Формирование целостной картины мира Красота природных явлений. Облака”
 
Художественное творчество:
·   изготовление поделок
·   Аппликация
·   рисование
 
 
Коммуникация:
·   чтение художественной литературы
·   чтение сказок, рассказов, заучивание стихов, пословиц, поговорок?; загадывание загадок

Презентация:  драматизация сказки, сочиненной воспитателями и детьми “Птицы – облака”.

Наблюдение за облаками.
 
Экология. Опытно-экспериментальная деятельность “Что такое облака?”
 
 
Беседа “Что бы ты увидел, сидя на облаке?”
 
Сказкатерапия “Облачко по имени Непоседа”
 
Создание мини-музея “Чудо –облака”
 
 
 
 
  Индивидуальное речевое развитие:
· игра ТРИЗ “Рифмы-рифмушечки”
· составление мини-рассказов по схемам

Рассматривание иллюстраций
 
 
 
 
 
 
 
 
Конструирование: сбор паззлов с изображением облаков
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Д/и по ТРИЗ «Что сначала, что потом»
Подвижная игра «Догони облачко»

Сочинительство стихов про облака
 
 
 
 
 
 
 
 
Рисование по сюжету сочиненного стихотворения
 
Оформление выставки “Кружевные облака”
 
 
 
 
 
 
 Изготовление атрибутов к драматизации сказки “Птицы-облака”

Музыкальное развлечение “Приключение Тучки и Облачка”
 
 
 
 
 
 
Просмотр видеофильма “Парим над облаками”
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Релаксация с пушистыми облаками

Сентябрь
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Октябрь
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Ноябрь



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль