Исследовательско – творческий проект детей, воспитателей и родителей по экологическому воспитанию "Кружевные облака"

7438
Автор: Багаутдинова  Марина Владимировна, воспитатель МАДОУ КВ "Детский сад № 51" (Республика Башкортостан)

Проблема: недостаточная сформированность экологической воспитанности дошкольников и взрослых, низкая речевая активность, бедность словарного запаса у детей.
“…Дети любят искать, сами находить. В этом их сила”, - писал А.Эйнштейн; а “…творчество – разновидность поисковой активности", утверждал В.С.Ротенберг и что “на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”, необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания”, - писал К.Н. Вентцель.
Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью. “…Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить” (Ф.А.Дистервег).

Знания, приобретенные ребёнком в ходе проекта, становятся достоянием его личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самим ребёнком в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

При постановке проблемы мы ориентировались на замечательную древнюю китайскую пословицу. "Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

Срок реализации проекта: три месяца

Тип проекта: исследовательско – творческий

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели.Цель проекта:
формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.Задачи проекта:

  • создать экологически благоприятную среду на территории и внутри ДОУ для реализации приоритетного направления;
  • формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
  • развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы, используя нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций;
  • развивать связную речь детей через экологическое воспитание;
  • развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
  • воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.

Актуальность
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наш детский сад - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности.

В современном обществе экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до " Я и природа".Описание проекта
На выбор темы проекта повлияло и то, что такие природные явления, как облака, радуга, небо и т.д. мы не можем приблизить к детям, дать им их потрогать, рассмотреть поближе, а также бурные фантазии детей на тему "Из чего сделаны облака?". Работа над проектом началась с создания в нашей группе «экологической лаборатории», где с детьми были проведены различные эксперименты и опыты с моделями облаков, беседы из серии "Познание", "Коммуникация" в интеграции с экологическим воспитанием; родители и дети совместно сочиняли стихи об облаках и рисовали рисунки на тему своего четверостишья.
Нами был организован просмотр видеофильма «Парим над облаками», оформлена выставка рисунков и поделок «Кружевные облака», создан мини-музей "Чудо – облака". В своей работе мы использовали технологию ТРИЗ, которую построили на системе игр.
В проекте активное участие принимают узкие специалисты: музыкальный руководитель и педагог-психолог. Завершение проекта произошло в виде презентации сказки, сочиненной воспитателями и детьми.

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. "Экологическая лаборатория"
  2. Методический инструментарий (конспекты из серии "Познание", "Коммуникация" в интеграции с экологическим воспитанием, художественным творчеством, безопасностью)
  3. Оборудование для исследовательской деятельности (модели облаков, фонарик, колбы, схемы круговорота воды в природе и т.д.)
  4. Библиотека юного исследователя (книги, энциклопедии, иллюстрации)
  5. Использование информационных компьютерных технологий

Основные средства:

  1. информирование родителей о задачах и содержании поисково – познавательной деятельности воспитанников в детском саду и семье;
  2. вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместной с ребёнком деятельности;
  3. подготовка оборудования, материалов и инструментов;
  4. обогащение "Экологической лаборатории";
  5. драматизация сказки "Птицы – облака".

Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость.

Этапы реализации проекта:

1 этап - аналитический (сентябрь).
Задача этапа: анализ ситуации; формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап - организационный (сентябрь-октябрь).
Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме.

3 этап - практическая деятельность (октябрь).
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через словотворчество, художественно-продуктивной деятельности.

4 этап - итоговый, диагностический (ноябрь).
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

Ожидаемые результаты проекта:

  • повышение уровня знаний по экологии у детей, развитие связной речи;
  • совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.

Приложение
Системный оператор

 ТРИЗ.
 Модификация сказки
“Облако в корыте”
 
 
 
6

 Природное
явление
 
 
 
 
3

Вода:- капля,
- ручей,
- море,
- океан.
 
 
4

Понятие "Облака"
 
 
 
 
1

Игра  ТРИЗ"Хорошо  -  плохо"
 
 
 
5
 

Составляющие:- капельки воды,
- пылинки,
- льдинки
 
 
2
 


Загадки
Между гор, средь быстрых речек,
Ветерок пасет овечек.
Дунет он - летят овечки
Воду пить от речки к речке.
Пьют без удержу, пока
Не нальются их бока!
(облака)

Белые овечки по небу гуляли,
вниз упали - в речку попали. (Облака)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
(облака)

Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)Приметы
Облака движутся с юга на север – к ненастью
Облака движутся с севера на юг - к ясной погоде
Облака или тучи быстро движутся - к ясной погоде
К обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака
Облака идут низко - к снегопаду
Облака движутся против ветра – к метелиПословицы и поговорки со словом ОБЛАКА
Из малого облака бывает большой дождь
Богатство - как тень облака

Стихи, сочиненные совместно детьми и родителями

Простор бескрайний дивно украшал,
Плывут вальяжно в небе облака…
Я их достану, вы мне не мешайте,
Проста это задача и легка!

Вот облако, похожее на кошку,
И тянется к нему моя рука,
Но надо подрасти ещё немножко,
Даль неба бесконечна высока.

Сижу и плачу, чётко понимая,
От неба я уж очень далека.
Задача это вовсе непростая
Подпрыгнуть и пощупать облака!(Гусева А.)

Облака, облака,
Пышные, белые
Если летом плывут,
То грозу с собой несут.
Если поплывут зимой,
Принесут пургу с собой. (Ишмухаметов А.)

Облака бегут куда-то
Облакам всегда легко.
С ветерком лететь приятно
Облакам с ним так легко!(Гималетдинова К.)

Облачко закрыло солнце,
Стало пасмурно, темно.
С мамой мы пойдем к оконцу,
Что случилось? Где же солнце?
Облачко ушло, солнышко взошло!(Тимербулатова К.)

Облака – сестренки тучи!
Облака – летите кучно!
Облака - ведь вам не скучно
По небу летать, облачка толкать!(Кашеварова С.)

Солнышко взошло,
Облако к нему пришло.
Я закрою вас немножко,
На земле полью картошку!(Камила Т.)

Облачко спросило тучу:
"Мама с папой, вам не скучно?"
"Нет!"- ответила ей мама.
"Дождик – милая забава!"(Саша К.)

План -схема работы по проекту

Непосредственно -образовательная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Работа с узкими специалистами

Дата проведения

Создание проблемной ситуации с использованием метода ТРИЗ: системный оператор
 
 
 
Познание. Формирование целостной картины мира Красота природных явлений. Облака”
 
Художественное творчество:
·   изготовление поделок
·   Аппликация
·   рисование
 
 
Коммуникация:
·   чтение художественной литературы
·   чтение сказок, рассказов, заучивание стихов, пословиц, поговорок?; загадывание загадок

Презентация:  драматизация сказки, сочиненной воспитателями и детьми “Птицы – облака”.

Наблюдение за облаками.
 
Экология. Опытно-экспериментальная деятельность “Что такое облака?”
 
 
Беседа “Что бы ты увидел, сидя на облаке?”
 
Сказкатерапия “Облачко по имени Непоседа”
 
Создание мини-музея “Чудо –облака”
 
 
 
 
  Индивидуальное речевое развитие:
· игра ТРИЗ “Рифмы-рифмушечки”
· составление мини-рассказов по схемам

Рассматривание иллюстраций
 
 
 
 
 
 
 
 
Конструирование: сбор паззлов с изображением облаков
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Д/и по ТРИЗ «Что сначала, что потом»
Подвижная игра «Догони облачко»

Сочинительство стихов про облака
 
 
 
 
 
 
 
 
Рисование по сюжету сочиненного стихотворения
 
Оформление выставки “Кружевные облака”
 
 
 
 
 
 
 Изготовление атрибутов к драматизации сказки “Птицы-облака”

Музыкальное развлечение “Приключение Тучки и Облачка”
 
 
 
 
 
 
Просмотр видеофильма “Парим над облаками”
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Релаксация с пушистыми облаками

Сентябрь
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Октябрь
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Ноябрь



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль