Опыт применения дидактических игр в работе по в экологическому воспитанию дошкольников

4115
Автор: Багаутдинова  Марина Владимировна, воспитатель МАДОУ КВ "Детский сад № 51" городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
В нашем детском саду повышение педмастерства по экологическому воспитанию в ДОУ происходит по следующим направлениям:

  1. Овладение инновационными методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей.
  2. Осуществление систематической работы с детьми в рамках технологии программы "М" Кондратьевой, постоянное её совершенствование.
  3. Выявление уровня экологической культуры - реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при её взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.

Воспитатель – главная фигура педагогического процесса и решающий человеческий фактор в экологическом воспитании. Педагог, обладающий экологической культурой, должен иметь развитую наблюдательность, которая, с одной стороны, ему позволяет постоянно видеть в природе новые явления, их особенности и качества, а с другой – замечать и оценивать развивающиеся личностные качества в каждом его воспитаннике. Хорошо развитая наблюдательность – одно из свойств педагогического мастерства – в случае экологического воспитания является особо значимой, так как постоянно обогащает профессионализм воспитателя в области контакта с природой и детьми.Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания, вдохновения и стимулятором творческой деятельности.

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а так же к людям, создающим на основе её богатства материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно- природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Минутки любования природой – это один из эффективных методов формирования экологической культуры.
Во время минуток любования мы просим детей соблюдать тишину, не мешать другим, разбиться на подгруппы, выбрать удобное для себя место.

Летом дети наблюдают за дождем, распусканием почек, передвижением насекомых на участках, в «Зеленой аптеке», около природных часов.

Во время минуток любования природой дети получают огромное удовольствие от общения с природой.
Задачи экологического воспитания – это создание и реализация воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Они сводятся к следующему:

  • создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
  • создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;

Восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира — вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка.

Дети пяти-семи лет склонны к разным видам предметной деятельности, прежде всего, к игровой. В этом возрасте происходит становление произвольности, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире. Дети старшей и подготовительной группы любознательны и активны, готовы к сотрудничеству со мной, как с воспитателем, хорошо воспринимают мою речь, если она, конечно, опирается на их опыт и знакомые образы.

Я считаю, что воспитатель сам должен быть носителем экологической культуры, он должен обнаруживать ее в повседневных проявлениях, в способах общения с природой. В своей работе приучаю детей наблюдать окружающий мир природы и вещей, формирую умение видеть и понимать элементарные связи и зависимости, воспитываю способность испытывать радость созидания и осознанного взаимодействия с живыми существами.

В свою систему работы с детьми старшего дошкольного возраста включаю разнообразную деятельность - наблюдение, экскурсии, целевые прогулки.

Правильно организованные наблюдения позволяют мне активизировать исследовательскую деятельность детей, побуждают их к самостоятельному экспериментированию.Экспериментально-опытническая деятельность.
Большое значение для развития личности ребенка имеет формирование представления о взаимосвязи природы и человека. Особую роль здесь играет поисково-познавательная деятельность (эксперименты, опыты). Правильно организованная исследовательская деятельность развивает логическое мышление, обогащает словарь.Умение работать с энциклопедией.
Мы приучаем детей интересоваться энциклопедией, самостоятельно рассматривать фотографии и рисунки, а так же побуждаем задавать вопросы по интересующей их теме.

Формирую умение правильно вести дневник наблюдений за живой и не живой природой.
В них дети фиксируют свое видение наблюдаемого объекта.Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о природе.
Особое место отводиться Е.Чарушину, С.Баруздину, В.Берестову, чтению и обыгрыванию авторских иллюстраций в книгах.Театрализованная деятельность побуждает детей проживать различные экологические ситуации и видеть их через призму своего восприятия мира.Изодеятельность, через неё ребенок отражает все свои переживания, эмоции и впечатления от познания мира и окружающей среды.

Все перечисленное помогает мне ввести детей в мир "отраженной природы", но особую, важную роль я отвожу дидактическим играм по развитию связной речи.

Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания. Они способствуют развитию у детей:

  • внимания,
  • логического мышления,
  • памяти,
  • элементов моделирования,
  • коммуникативных навыков,
  • культуру поведения в природе.

1. Дидактическая игра "Природа - не природа".
- Скажите, что нарисовано на картинке? (Дети называют)
- Отберите картинки, на которых изображено то, что можно назвать одним словом «природа».
-Почему вы так думаете?
Вспомним с вами одно правило: "Природа - это то, что существует без помощи человека, а "не природа" - это то, что создано руками человека".

2. Дидактическая игра "Сравни и скажи..."
Сравни картинки "Обычный дом" и "Наш дом - природа"
- Я хочу предложить всем 2 картинки и попробовать ответить на вопросы в следующей игре, которая называется "Сравни и скажи..."
- Отчего в нашем доме бывает светло? (Свет идет от лампы). А что можно сравнить с лампой? В природе? (Солнце).
- Но солнце не только светит, оно и греет. С чем его можно сравнить? (с домашним обогревателем, плитой, батареей).
- В природе идет дождь, а что есть в доме? (Душ, вода в трубах).
- В природе - ветер, а что в доме?.. (Вентилятор, освежитель воздуха).
- В комнате есть пол, а в природе-доме?...(Под ногами земля, почва).
- На полу лежит ковер, а на земле-почве?... (растет трава).
- В обычном доме бывают каменные, деревянные стены, а в доме - природе? (Горы и деревья).
- У нас в обычном доме горит пламя на газовой плите, а в природе? (Огонь вырывается из вулкана, молния также может вызвать пожар).
- В природе выпадает снег, высоко в горах на вершинах лежит снег, а у вас в обычном доме?... (Человек научился «делать» снег в холодильнике).
- В природе - дикие животные, а в обычном доме. (Домашние).
- В природе есть дикорастущие растения, а в обычном доме? (Комнатные).
- Почему в обоих домах часть рисунка оставили не закрашенной? (Это - воздух. Он невидим и прозрачен. В каждом доме должны быть и тепло, и свет, и растения).

3. Моделирование картинки "Наш дом — природа".
Cейчас мы с вами придумаем картинку о природе с помощью цветной бумаги. На подносах лежат детали для составления или моделирования картинки. Разложите эти детали, чтобы у вас получился рисунок, похожий на образец. Клеить вам не нужно. Подумайте, на что похожа коричневая полоска, зеленая и т.д. вот вы и собрали картинку "Наш дом — природа". А теперь попробуем составить небольшой рассказ по картинке.

4.Игра в моделирования "А если..." (ТРИЗ)

- А сейчас решим задачу. Что произойдет, если не будет воздуха? Воды? Солнца? Почвы?
- А если не будет растений?
- Подумайте, как в природе связано друг с другом. Если не будет чего-то одного, тут же может исчезнуть другое. Природа - это и есть растения, животные, горы, реки, воздух, земля - почва. И все это находится на нашей планете, вокруг нас. Значит, наш дом - это вся Земля. В природе нет ничего ненужного вредного. А человек - сам часть природы. Поэтому он бережет природу, дружит с ней, считается с ее законами. Ответьте на вопрос: "А что ты сделал для природы?"

5.Чтение стихотворения В. Орлова "Живой букварь"
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок — терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте.
Учат солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.

Таким образом, дидактические игры обеспечивают возможность усвоения экологических представлений, пробуждает интерес к природе и развивает ценностное отношение к ней, развивает связную речь и формирует культуру поведения в природе.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль