Программа элективного курса "Психология общения"

6610
Единственная настоящая роскошь, известная мне -
это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент Экзюпери.

Автор: Екатерина Авдеева,  педагог-психолог СОШ №10 г. Чебоксары
В подростковом возрасте общение со сверстниками – ведущий тип деятельности. В общении осваиваются нормы морали, социального поведения, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Сфера общения в отрочестве выходит за пределы семьи и школы. У подростка появляется необходимость дифференцированного отношения к собеседникам. Однако в отрочестве можно наблюдать некоторую разорванность, прерывистость звучания устной речи, которая возникает из-за недостаточного развития у подростка способности прогнозирования: часто последующая мысль теряется или он затрудняется ее выразить. Предложения в устной речи нередко наплывают друг на друга, образуя не расчлененное целое, в речи присутствует масса обрывков не сформулированных предложений. Как правило, подростки мыслят лучше, чем оформляют свою мысль в предложение. Все большее значение для подростка приобретают теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в изучаемом материале. Если в детстве особая школа социальных отношений игра, то в отрочестве этой школой становится общение. Результаты анкетирования учащихся 9-х классов также говорят о высокой потребности в курсе по психологии общения.

Необходимо также заметить, что в последнее время к выпускникам школ предъявляются определенные требования, в числе которых на первое место выдвигаются такие качества, как:

  • коммуникабельность;
  • способность гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
  • обладать словарным запасом и умело им пользоваться;
  • умение думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, т.е. адекватно использовать полученные знания.

Требования общества к выпускникам школы вызывают изменения в собственно школьной системе. Процесс обучения должен быть способным обеспечить осознанный выбор будущего направления своей профессиональной деятельности.Элективный курс "Психология общения" направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов учащихся в области психологии межличностных отношений. Психологические знания и практические умения в области общения позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей.Цель курса: показать сложность и многоплановость общения в человеческой деятельности, повысить уровень психологической компетентности старшеклассников в коммуникативной сфере, обеспечение их личностного развития.Задачи курса:

  1. Обеспечение учащихся психологическими знаниями в области общения.
  2. Формирование у учащихся практических навыков общения, самопознания, саморазвития.
  3. Повышение самооценки и уверенности в себе.

Продолжительность курса: 34 часа (1 час в неделю).

Возрастная группа: учащиеся 10-х классов (профильные классы)

Наполняемость группы: 20-25 человек.

Методы:

  • информирование
  • диагностика
  • ролевое проигрывание
  • беседа
  • психотехнические приемы
  • дискуссии
  • анализ ситуаций.

Методы ведения занятий выбирались исходя из их выраженной практической направленности. На протяжении занятий психолог занимает позицию активного участника. В зависимости от вида задания он выступает то, как информатор, то, как эксперт, то, как равноправный участник или наблюдатель.

Ожидаемые результаты.
По окончании курса учащиеся должны:
знать:

  • правила эффективного общения;
  • проблемы межличностного взаимодействия;
  • коммуникативные барьеры.

уметь:

  • рефлексировать свое поведение;
  • самовыражаться;
  • анализировать ситуации общения.


Тематический план
элективного курса.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Дата  

1.

Введение. Общее представление о психологии. Понятие общения в психологии.

1

Изучение нового материала

Психология и психическая жизнь человека. Общение как деятельность человека.

 

Раздел 1. Общение как коммуникация (9 часов).
 

1.

Средства коммуникации: вербальные и невербальные средства в общении.

1

Изучение нового материала

Вербальная и невербальная коммуникация. Язык тела.

 

2.

Понятие "метаязык" или язык разговора.

2

Изучение нового материала

Понятие "метаязык", примеры его применения в жизни, его основные задачи. Популярный, деловой и политический метаязык.

 

3.

Язык телодвижений.

2

Изучение нового материала

Язык телодвижений. Восприимчивость, интуиция, предчувствие. Основные коммуникационные жесты. Как научиться говорить на языке жестов.

 

4.

Практикум. Умение распознать язык разговора и язык телодвижений.

1

Закрепление знаний

Хорошо знакомые учащимся игры "Мафия" и "Крокодил", новый взгляд на них.

 

5.

Коммуникативные барьеры.

1

Изучение нового материала

Понятие коммуникативных барьеров, их классификация.

 

6.

Практикум. Тренинг с включением упражнений группы "Психогимнастика".

1

Закрепление знаний

Тренировка приёмов и способов общения, элементов поведения.

 

7.

Практикум. Выступление со стихотворением (прозой).

1

Оценка знаний

Передача всех эмоций стихотворения при помощи языка тела и языка разговора.

 

Раздел 2. Общение в контексте взаимодействия людей (10 часов).
 

1.

Виды взаимодействия людей.

1

Изучение нового материала

Виды взаимодействия: совместная деятельность, конкуренция, конфликт.

 

2.

Трансактный анализ Э. Бёрна.

1

Изучение нового материала

Общение как воздействие на партнёра. Состояние Я и трансакции.

 

3.

Практикум. Тест "Трансактный анализ общения"

1

Закрепление знаний

Исследование соотношения состояний "Родитель", "Взрослый" и "Ребёнок" в поведении учащихся.

 

4.

Синтоническая модель общения и НЛП.

1

Изучение нового материала

Нейролингвистическое программирование. Синтоническая модель общения. Репрезентативная система.

 

5.

Практикум. Тест "Ведущая репрезентативная система"

1

Закрепление знаний

Определение ведущей репрезентативной системы, с помощью которой учащиеся получают наибольшее количество информации.

 

6.

Конфликт и способы его разрешения.

2

Изучение нового материала

Конфликт и его этапы. Стратегии поведения в конфликте. Выход из конфликте.

 

7.

11 табу в конфликтной ситуации.

1

Изучение нового материала

Табу в ситуациях конфликта. Ошибки конфликтующего. Кодекс поведения в конфликте.

 

8.

Практикум. Тест "Стратегии поведения в конфликте" (К. Томас).

1

Закрепление знаний

Диагностика предрасположенности учащихся к тем или иным формам социального поведения в условиях конфликта.

 

9.

Практикум. Тренинг умений.

1

Закрепление знаний

Обучение адаптивным способам поведения, отработка навыков уверенного поведения и коммуникативных навыков.

 

Раздел 3. Межличностное познание в общении (8 часов).
 

1.

Общение как восприятие людьми друг друга.

1

Изучение нового материала

Процесс восприятия людьми друг друга. Эффекты межличностного восприятия.

 

2.
 

Механизмы взаимопонимания в общении: эмпатия, рефлексия, идентификация.

1

Изучение нового материала

Раскрытие понятий эмпатия, рефлексия, идентификация, атрибуция.

 

3.

Умение слушать – путь к популярности и успеху.

1

Изучение нового материала

Умение слушать активно. Основные ошибки активного слушания.

 

4.

Практикум. Тест «Умеете ли вы слушать?»

1

Закрепление знаний

Оценка умения слушать собеседника у учащихся. Анализ.

 

5.

Умение поддержать разговор.

1

Изучение нового материала

Техники поддержания разговора: микротехника, "мостики", техника кивка.

 

6.

Самораскрытие. Особенности и ошибки.

1

Изучение нового материала

Процесс самораскрытия. Основные проблемы самораскрытия: формирование искажённого образа, недоверие, отстранённость.

 

7.

Зависимость стиля общения человека от его характера и типа темперамента.

1

Изучение нового материала

Типы темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Характер и его акцентуации.

 

8.

Практикум. Опросник Айзенка по определению темперамента.

1

Закрепление знаний

Определение типа темперамента учащихся.

 

Раздел 4. Основы делового общения (6 часов).
 

1.

Деловая беседа.

1

Изучение нового материала

Понятие и структура деловой беседы. Рекомендации по ведению беседы. Деловой метаязык.

 

2.

Правила убеждения собеседника.

1

Изучение нового материала

Раскрытие основных правил убеждения собеседника.

 

3.

Практикум. Выступление с убедительной речью.

1

Оценка знаний

Составление учащимися убедительной речи по интересующей их теме. Выступление с подготовленной речью.

 

4.

Этика делового общения.

1

Изучение нового материала

Раскрытие понятий "этика", "этика делового общения". Общение между коллегами.

 

5.

Практикум. Тест "Ваш стиль делового общения"

1

Закрепление знаний

Оценка стиля делового общения учащихся. Анализ.

 

6.

Заключительное, обобщающее занятие. Рефлексия.

1

Обобщение и систематизация знаний

Рефлексия учащихся, их ощущения и переживания по ходу прохождения курса.

 

 

 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль