Конспект занятия по лепке "Забавный тигрёнок"

4045

Конспект занятия по рисованию и лепке в ДОУ "Забавный тигрёнок" в подготовительной к школе группе с детьми с общим недоразвитием речи  по мотивам ковровских свистулек.Задача:

  • Продолжать знакомить детей с народными промыслами России - ковровской народной игрушкой. Её особенностями - формой, колоритом.
  • Расширять знания детей об отличительных особенностях живого существа и игрушки, учить сравнивать, анализировать, обобщать.
  • Учить лепить игрушку, передавая особенности игрушки ковровских мастеров: туловище - сосуд -свистулька, короткие передние лапки, мордочка - налеп.
  • Учить детей определять содержание своей работы.
  • Активизировать мыслительную деятельность и речь детей.
  • Развивать мелкую моторику рук, фантазию, чувство красоты.
  • Воспитывать любовь к родному краю, уважение к народному творчеству и труду народных мастеров.
  • Воспитывать бережное отношение к произведениям народных мастеров.

Материалы: Глина, подготовленная к лепке, глина сухая, чаша, вода, мастерки, влажная ткань для лепки, влажные салфетки для рук, стеки; ковровские свистульки, фотография тигр, демонстрационный набор "Ковровские свистульки" для занятий по рисованию в ДОУ.

Готовые свистульки - подарки для гостей.

Аудиозапись с народными наигрышами - фоновая музыка.

Предварительная работа: чтение книг, рассматривание иллюстраций о животных жарких стран, диафильмов.

Ход занятия:

Дети проходят в мастерскуюПедагог:
Длинный коготь, острый клык,
Лютый нрав и грозный рык…
Лишь чуть-чуть, совсем немножко
Схож с домашней рыжей кошкой.
Он огромен и усат,
Мех роскошный полосат.
Все движенья очень ловки,
Поддаётся дрессировке.
С ним на воле не до игр.
Что за хищник это?
(Тигр).

Педагог прикрепляет на доску фотографию тигра.Педагог: Где живут тигры?Дети: в джунглях, в тайге, в зоопарке...Педагог: Правильно. А представляете у меня в мастерской тоже живёт тигр! Как вы думаете, что это за тигр такой?

(предположения детей)Педагог: Правильно тигр - игрушка.

Педагог прикрепляет на доску фотографию ковровской игрушки "тигр".Педагог: Скажите, чем отличается игрушечный тигр от настоящего. (Ответы детей)

Педагог показывает ковровскую свистульку.
Мы игрушки знатные,
Складные, да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся.
Сейчас мы заглянем в удивительный мир глиняной игрушки.

Земля… Для крестьянина она была словно живое существо. По представлениям народа земля засыпала на зиму и просыпалась от горячих лучей весеннего солнца. Пила воду, родила урожай. Нежно, по-матерински заботилась о людях – кормила, поила, одевала, охраняла от бед, плакала от человеческой несправедливости.
В глазах народа она была чистой и светлой.
С самого раннего детства в детях воспитывалось уважение к земле.
Свою любовь и уважение к земле, занятие земледелием люди выражали в глиняной игрушке.
С давних пор в городе Коврове, на берегах Клязьмы, богатых красной и голубой глиной мастера лепили глиняные игрушки и забавные свистульки. Сегодня мы с вами отправимся в мастерскую ковровских мастеров.
Прежде чем лепить, мастер - лепщик готовит глину к работе.Поэтапный показ.
Глина выкладывается в чаши и увлажняется до нужного состояния, затем разминается до тех пор, пока глина не станет мягкой, эластичной, перестанет прилипать к рукам.
Затем мастер формует глину, раскатывая ее скалкой на плоскости, используя стеки, палочки, ножички, петли, другие приспособления. У каждого - свой набор инструментов и свои приемы. Рабочее место оснащено мастерком, тканью, на которой раскатываются детали. Мелкие детали раскатываются пальцем на ладони.
Слепленную игрушку оставляют на подставке в комнате на несколько дней. Дальше ставят игрушки на батарею ещё на 2 дня. И только после этого абсолютно сухое изделие обжигают в печи в течение 8 часов. Затем игрушки оставляют в печи, пока не остынут. Остывшие изделия вынимаются из печи и их расписывают художники.

Сегодня мы с вами слепим вот такую забавную свистульку - тигрёнка.
Прежде чем лепить игрушку, давайте рассмотрим её. (Педагог демонстрирует игрушку)
- Из каких частей состоит свистулька? (туловище - большая часть, голова - поменьше, детали)
- Как нужно разделить глину, чтобы слепить игрушку?
- Раскатываем столбик, делим его пополам. Одна часть туловище. Вторую часть делим пополам: одна часть голова, а вторая часть детали.
Ковровские мастера туловище лепят как сосуд: раскатываем шар, делаем из него лепёшку. Сворачиваем лепёшку так, чтобы получился сосуд. Держим сосуд за горлышко - шею и стучим по поверхности мастерка, получилось туловище. Стекой делаем надрез у основания, пальцами закругляем края, получились задние лапы. Оттягиваем хвост, потом на этом месте будет отверстие свистульки.
Лепим голову. Что нужно раскатать, чтобы слепить голову? (шар)
Примазываем голову к туловищу. А теперь способом налепа дополняем игрушку деталями: ушки, лапки. Ещё какими деталями можно украсить нашу свистульку? (ответы детей) Вот и получится забавная игрушка - свистулька!
Только, чтобы слепить такую замечательную игрушку нужны золотые руки.

(автор А.Н.Макаревич (учитель-логопед МБДОУ д.с.№16 "Солнышко"компенсирующего вида ЩМР МО))

слова 

действия

Наши пальчики умеют

Сжимают и разжимают кулачки.

И печатать, и писать

Постукивают пальчиками по поверхности стола.

Рисовать, лепить и клеить,

В воздухе рисуют, пожимают руки, кистями проводят от себя и к себе.

 Что-то строить и ломать,
Никогда они не знают

Указательными пальцами обеих рук машут (Отрицание),

Скукотищи - скуки,

Показывают тыльную  и верхнюю сторону ладоней.
 

Подрастут они и станут-

Руки через стороны вверх,

Золотыми руки.

Показать ладони.

А теперь за работу.
Дети лепят игрушки. Педагог тоже лепит игрушку, по мере необходимости оказывает индивидуальную помощь.

По окончании работы свистульки ставятся на поднос для сушки.Педагог: Игрушка – это часть культуры народа. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье. И эти игрушки пусть тоже принесут вам радость, счастье и удачу.
Мы сегодня заглянули в мир народной игрушки.

Народная пословица гласит: “Хорошая работа два века живёт”. А мы можем добавить: “Живёт и того больше, когда её хранят и берегут”.

Дети дарят расписные свистульки гостям.

Автор: Шатова Ольга Абрамовна, заведующая МБДОУ д.с.№16 "Солнышко" компенсирующего вида ЩМР  (Московская область).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль