Деятельность детского общественного объединения

11750

Работа общественной детской организации способствует становлению норм демократической культуры, формированию навыков игрового обще­ния и деятельности, развитию гражданских, патриотических чувств, а также чувства причастности ко всему происходящему в окружающем мире.

Период детства и юности - это время становления личности, которая может ярко проявиться во всей своей неповторимости только в процессе самоутверж­дения в коллективе сверстников, единомышленников. Склонность детей и подростков к общению в отсутствие организации, ориентированной на обще­человеческие ценности, нередко толкает их в группировки асоциальной на­правленности. Результат - рост детской преступности, наркомании и т. п.Компенсацией нарушений поведения ребенка, взаимоотношений в семье и школе может стать его участие в детском объединении, ориентированном на воспитание любви, милосердия, экологической и нравственной культуры.

В Ноябрьске существует одиннадцать детских организаций и объединений, насчитывающих несколько сотен детей и подростков. Работа первичных организаций содружества детских объединений (далее - СДО) носит вариативный характер. Каждая организация в зависимости от своих условий и традиций вправе выбрать наиболее подходящую программу деятельности. Условия про­граммы позволяют участвовать в ней как уже развитым, стабильно работающим, так и только начинающим малым первичным организациям.

Программу деятельности детского общественного объединения регламен­тируют следующие нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 № 82-ФЗ;
  • Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (в ред. федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ);
  • постановление Правительства РФ от 03.04.1996 № 387 "О дополнитель­ных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации";
  • постановление ВСРФ от 03.06.1993 № 5090-1 "Об основных направле­ниях государственной молодежной политики в РФ";
  • распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р "Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации".

Вне зависимости от направлений деятельности, масштабов организации, количества ее членов, срока деятельности в грамотно функционирующем дет­ском общественном объединении присутствуют основополагающие моменты.

К критериям деятельности детского общественного объединения относят­ся: история и культура организации, ее деятельность, актив, взаимодействие с окружающей средой, ресурсы, работа с потенциальными членами объединения.

История организации. Важным моментом в развитии организации явля­ется создание ее истории - фиксирование дат, событий, мероприятий, героев и партнеров, достижений. На начальном этапе необходимо создать летопись организации.

Культура организации. Это лицо организации. Необходимо разработать принципы и законы деятельности объединения, утвердить символику. В про­цессе функционирования организации возникнут ее традиции, обычаи, ритуа­лы.

Деятельность. Главная цель детского общественного объединения - соз­дание условий для всестороннего развития ребят в различных сферах жизни. Данная цель реализуется через включение членов организации в реальную социально-значимую многопрофильную деятельность. Направления деятель­ности, конкретные программы каждая организация выбирает самостоятельно, исходя из своих потребностей и условий, однако необходимо помнить, что объединяющим началом служат совместные дела, в которых участвуют все члены организации.Актив. Актив - это те ребята, которые первыми приходят тогда, когда за­думывается новое дело, сами выступают с новыми предложениями, являются главными помощниками руководителя. Они влияют на окружающих, наиболее полно понимают и представляют их интересы, приходят на помощь в трудную минуту, создают определенный психологический климат в коллективе, форми­руют нравственные ценности. От того, кто выступает в роли актива, насколько хороша их подготовка зависит успешность деятельности всей организации. Необходимо проводить обучение актива по разным направлениям деятель­ности организации.Взаимодействие с социумом. Часто школьная (или внешкольная) детская организация замыкается на себе и своей деятельности, в то время как должна быть вовлечена в общий водоворот событий. У организации должна быть воз­можность сравнивать себя с какой-либо другой организацией, обмениваться опытом работы, чувствовать себя причастной к общему делу. Для этого необ­ходимо установить контакты с другими организациями, например наладить переписку с организациями из других регионов.

Любая деятельность организации должна иметь рекламное сопровожде­ние. Это помогает создать позитивный имидж организации, рассказывать о ее текущей деятельности. Формы рекламной деятельности могут быть самыми разными:

  • публикации и выступления в местных СМИ (в газетах, на радио, теле­видении);
  • выпуск собственной газеты;
  • выпуск рекламной информационной продукции;
  • размещение сведений об организации в Интернете;
  • проведение рекламных акций и пр.

Ресурсы. Любое дело нуждается в ресурсах, которые можно привлечь для его осуществления и развития. Организация должна знать и использовать все виды ресурсов:

  • кадровые: специалисты-профессионалы, добровольцы, собственные и привлеченные;
  • методические: программы деятельности, технологии, разработки и т. д.;
  • информационные: СМИ и интернет-пространство;
  • материально-технические: оборудование, оргтехника, транспорт, по­мещения, средства связи, реквизит, инвентарь, расходные материалы;
  • финансовые;
  • связи: система договоров с различными лицами и организациями, личные связи.

Работа с потенциальными членами организации. Активно работающую организацию всегда должен волновать вопрос привлечения новых членов, чтобы не возникло проблем с преемниками. С самого момента образования организации надо начинать работу с ее потенциальными членами, постоянно пополнять их ряды. Организация может приглашать к участию в своих меро­приятиях, устраивать специальные мероприятия рекламно-агитационного характера. Особое внимание следует обратить на работу с учащимися началь­ной школы. Уже в младшей школе дети должны знать о существовании органи­зации и стремиться к членству в ней.Программа деятельности детского общественного объединения рассчи­тана на три года.

Результаты первого года работы:

  • наличие у руководителей детских организаций конкретных знаний, умений и навыков по организации работы детского коллектива;
  • наличие банка методических материалов;
  • разработанные сценарии проведения массовых дел;
  • наличие тематических подборок методического материала;
  • наличие подборок методической литературы;
  • умение вести документацию первичных детских организаций;
  • знание и ведение документации руководителя детской организа­ции;
  • осуществление работы организации по программе;
  • налаженная работа с детским активом.

Результаты второго года работы:

  • наличие у руководителей детских организаций углубленных знаний, умений и навыков работы с детским коллективом;
  • умение заниматься педагогическим и психологическим самообразова­нием;
  • умение анализировать свою деятельность и деятельность детской организации, выделять и учитывать допущенные ошибки и находить пути их устранения;
  • наличие работающего детского актива;
  • наличие собственной программы деятельности.

Результаты третьего года работы:

  • обобщение опыта работы и ознакомление с ним руководителей детских организаций школ города;
  • использование в работе с детским коллективом новых педагогических технологий и прогрессивных методик;
  • наличие наработанных творческих методов воспитания, применяемых в деятельности детской организации;
  • наличие в детском коллективе работающих органов самоуправле­ния, требующих минимального вмешательства со стороны руково­дителя;
  • апробация программы деятельности организации в детском коллекти­ве;
  • наличие отлаженной системы информации о деятельности детских организаций города;
  • освещение деятельности городской детской организации в СМИ.

По развитию отдельных компонентов общественного объединения можно судить о развитии организации в целом. Компоненты общественного объеди­нения выступают в качестве критериев ее развития. Определение уровня раз­вития критериев позволяет оценить, какие составляющие деятельности объе­динения находятся на должном уровне развития, а какие требуют приложения дополнительных усилий.

Критерии оценки уровня развития организации

Критерии оценки уровня развития организации

Критерии развития организа­ции

Уровни развития организации

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

История организации

Организация существует еще слишком незна­чительное время для того, чтобы сформировалась ее история. Деятельность организации, события в ее жизни пока не осознаются как история

История организа­ции письменно не зафиксирована, знает ее лишь узкий круг (участ­ники создания объединения). Знание истории чаще всего не передается из поколения в поколение

История организации письменно зафиксирована, но ее знают не все члены объединения, новички не изучают ее целенаправлен­но

Все члены организа­ции знают историю ее создания и развития. Есть человек, который занимается пополне­нием архива

Существует специ­альная программа по изучению истории организации в русле изучения истории детского движения. Организация имеет свой музей

Культура организации

Организация использует заимствованные элементы других организаций (значок, галстук и т. п.)

Появляются элементы и атрибуты собствен­ной культуры организации (эмблема, значок, галстук, флаг и др.)

Формируются

законы,

ритуалы,

традиции

организации,

своя система

награждения,

появляются

знаки различия

Элементы организа­ционной культуры приводятся в систему, происходит их письменная фиксация, деятель­ность организации выстраивается в соответствии с ней. Культура организа­ции становится важным механизмом привлечения ее потенциальных членов

В своих поступках, в мероприятиях и повседневной деятельности члены организации доносят до общественности ее ценности и нормы

Деятель­ность

организации

План и программа деятельности отсутствуют, проходят отдель­ные мероприятия

Организация осознает необходи­мость программно­го подхода, плани­рует деятельность на основе заим­ствованных программ и проектов, участву­ет в мероприятиях, по указанию сверху

Организация разрабатывает собственные мероприятия и реализует проекты с учетом интере­сов детей, пробует работать по собственным программам

Разрабатывается единая многоуров­невая программа, определяющая как ближние, так и дальние перспекти­вы деятельности и развития организа­ции, проводятся долгосрочные игры

Программы деятель­ности организации становятся образцом для программирова­ния деятельности других организаций

Деятель­ность актива

Актив отсутствует, все важные проблемы решает руководитель организации, мероприятия выполняются по составленному им плану

Вокруг лидера формируется группа активных ребят, выполняю­щих поручения руководителя

Актив проявля­ет инициативу в подготовке и проведении мероприятий. Руководитель обучает ребят основам организатор­ского мастер­ства

Актив принимает участие в составле­нии плана работы организации с учетом мнения всех ее членов. Постоян­но работают инициа­тивные творческие группы. Реализуется специальная про­грамма обучения лидеров

Актив - сплоченная команда, знающие и надежные организа­торы, авторитетные члены объединения. Ребята делятся своими секретами мастерства с активом других организаций

Памятка

Анализ деятельности детской организации Признаки наличия детской организации в школе

  • 1. Наличие ценностной идеи, ради которой осуществляется совместная дея­тельность детей и взрослых (цель, которую ставят дети и взрослые, и то, что их объединяет).
  • 2. Добровольность вступления в организацию и свободный выход из нее.
  • 3. Фиксированное членство.
  • 4. Организационная самостоятельность, наличие органа самоуправления, налаженное взаимодействие детей и взрослых.
  • 5. Четко выраженная структура, определяющая положение в организации каждого ее члена.
  • 6. Наличие норм и правил для всех членов организации.
  • 7. Гарантированные для всех членов организации права (право выбора видов, форм и способов осуществления деятельности).
  • 8. Конкретная деятельность детской организации, выход на более широкий круг детей и подростков.

Необходимое организационно-правовое оформление детской органи­зации в школе.

1. Положение об объединении. Положение определяет:

  • территорию, на которой действует объединение;
  • цели и задачи объединения;
  • организационную структуру, т. е. порядок образования и деятельность руководящих органов;
  • права и обязанности членов объединения;
  • полномочия руководящих органов;
  • порядок прекращения деятельности объединения.

2. Программа детской организации: программа развития или деятельности детской организации. Программа может быть:

  • Союза пионерских организаций - Федерации детских организаций (СПО
  • ФДО);
  • городская;
  • адаптированная (приведенная к конкретным условиям детской органи­зации);
  • авторская (с указанием авторства).

3. План работы органа детского самоуправления по реализации данной про­граммы:

  • на один год и более;
  • на учебный (календарный) год;
  • на четверть, месяц.

4. Договор о сотрудничестве детской организации и школы, который может включать следующие разделы:

  • условия, которые предоставляет школа детской организации (научно-методическое обеспечение, информационное, содействие повышению образования кадров руководителей детских организаций, их социальная поддержка, организация связей и контактов);
  • укрепление материальной базы детской организации;
  • ответные действия объединения (решение определенных воспитательных задач, выполнение практических задач: уход за территорией школы, вы­пуск общей газеты и т. п.);
  • совместные акции (фестивали, операции, праздники) и доля участия в них.

Информационное оформление

1. Наличие помещения для работы детской организации и уровень его осна­щенности:

  • возможность проведения заседаний органов самоуправления;
  • наличие места для хранения документации;
  • рабочее место руководителя детской организации;
  • фото- и видеоархив;
  • рабочие стенды;
  • помещение для проведения массовых акций.

2. Информационный стенд в школе, отражающий деятельность детской ор­ганизации:

  • информация, представляющая организацию ("визитная карточка");
  • стендовые материалы "Наши планы" (перспективы и планы на короткий срок);
  • информация о вступлении в организацию;
  • информация о текущей деятельности детской организации.

Работа руководителя детской организации

  • 1. Наличие плана педагогической работы руководителя детской организации, включающего мероприятия по самообразованию.
  • 2. Методическая работа руководителя детской организации в рамках школы (проведение семинаров по детскому движению для классных руководителей).
  • 3. Работа руководителя детской организации с активом.
  • 4. Работа руководителя детской организации с детьми, не входящими в дет­скую организацию.
  • 5. Владение основными формами работы детских организаций: реальное дело, имитационные игры, формы досуговой деятельности детской организации.
  • 7. Владение методами и формами работы с программой детской организации.
  • 8. Наличие методического багажа (методической копилки).

Создание детской общественной организации СДО "Я-МАЛ" призвано об­ратить внимание общества на проблемы детей и подростков, показать пример их успешного решения для формирования гражданской, патриотической по­зиции подрастающего поколения; активизировать и скоординировать деятель­ность детских общественных организаций и объединений в процессе развития, формирования, воспитания, обучения и социализации детей; доказать значи­мость, полезность и эффективность для общества такого социального инсти­тута, как детские общественные организации.

Цель программы: создание условий для активизации деятельности дет­ских организаций и объединений г. Ноябрьска.

Задачи программы:

  • организация конкурса деятельности школьных детских организаций и объединений;
  • повышение роли органов самоуправления детской организации;
  • налаживание деятельности совета СДО "Я-МАЛ" по взаимодействию с детскими общественными объединениями;
  • создание банка программ социально-значимой деятельности детей и подростков, стимулирование творческого поиска взрослых лидеров детских объединений по созданию таких программ;
  • изучение, обобщение и распространение наиболее результативного опыта;
  • создание организационных условий для привлечения детей и подрост­ков в организацию;
  • подготовка лидеров СДО "Я-МАЛ", развитие у подростков организатор­ских, коммуникативных способностей, привитие практических умений и навыков;
  • формирование у подростков готовности к социально-значимой дея­тельности.

В начале учебного года детские организации города получают маршрутный лист программы - вексель, поделенный на семь секторов (первые буквы на­звания этих секторов составляют аббревиатуру названия организации - СДО "Я-МАЛ"). Каждый сектор соответствует той или иной деятельности детской организации. По мере выполнения запланированных по данному направлению мероприятий в совет СДО "Я-МАЛ" руководитель детской организации пред­ставляет необходимую информацию. Это фиксируется на векселе определенным знаком: печатью, рисунком и т. п. В конце учебного года на заседании совета СДО "Я-МАЛ" подводятся итоги, определяется организация-победитель, наи­более полно выполнившая программу.

Направления

Предлагаемые мероприятия

Семья

Пропаганда семейных ценностей: конкурсы "Семейная реликвия", "Семейный праздник". Участие в городском конкурсе сочинений "Пионерский галстук в истории моей семьи"

Дружба

Эстафета "Приходите в гости к нам", праздник "Костер Дружбы". Творческие встречи с ребятами из других детских организаций

Охрана

Охрана природы. Акция "Экологический лабиринт'; дела, посвященные Дню Земли, конкурсы движения "Зеленая планета" Неделя защиты животных и т. д.


Направления

Предлагаемые мероприятия

Ямал

Мероприятия, направленные на изучение истории, культуры малой Родины - Ямала: конкурс ребят-мастеров, владеющих традиционными ремеслами народов Севера, конкурс знатоков истории освоения Ямала, встречи с почетными жителями города, краеведческие викторины

Милосердие

Операция "Рождественский подарок", привлечение силами детских организаций детей-инвалидов к участию в конкурсе "Добрый волшебник" шефство над ветеранами войны и труда, концерты, игровые программы для детей-сирот, инвалидов и ветеранов

Агитация

Чтобы привлекать в организацию новых членов, необходима агитация: информацион­ный стенд, символы и эмблемы, ритуал вступления в организацию и летопись интерес­ных дел, своя газета или публикации о деятельности организации в других СМИ

Лидер

Школа актива в детских организациях, внутренний конкурс "Лидер", участие в городском конкурсе "Лидер"

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль