Опыт использования музыкального фольклора для развития эмоциональности у детей раннего возраста

5407

Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо прежде всего воспитывать у ребенка музыкальное ухо и эмоциональную отзывчивость – два важнейших компонента музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности.

Вот почему уже в дошкольном детстве, с раннего возраста надо развивать музыкальность у всех детей, независимо от тех возможностей, которыми они обладают от природы.Музыкальное воспитание детей в детском саду раннем возрасте приобретает особое значение, правда это не всегда учитывается, происходит недооценка того, что именно в этом возрасте закладывается фундамент последующей музыкально-воспитательной работы. В раннем возрасте ребенок открывает для себя красоту музыки, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствует полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша.

На первый взгляд может показаться, что проведение музыкальных занятий с детьми раннего возраста не представляет сложности. Но это не так! Работа с ними требует умения, знания программы, хорошего владения методикой проведения занятий. Надо, чтобы каждое занятие вызывало интерес, оставляло яркое впечатление, побуждало к проявлению радостных эмоций. Решающая роль тут принадлежит мне, как я подготовлюсь к занятию, какой у нас будет контакт, какая у меня будет мимика, взгляд, улыбка, которой я поощрю ребенка, как бы вместе с ним разделяю его радость.

Первые 2-3 занятия в сентябре я прихожу в группу без музыкального инструмента, но с новой для группы игрушкой ( заяц, петух, птичка и т.д.) . Уже само мое присутствие, нового для них человека, немного настораживает детей. Но вот я поднимаю игрушку вверх и обращаю на нее внимание, почти все дети устремляют на меня взгляд, никто не остается равнодушным к новой игрушке. Кто-то из детей тянется к ней, кто перестал плакать, кто-то замер в нерешительности. Вот тут я предлагаю рассмотреть ее: глаза, головку, туловище, хвост и т.д., даю погладить и потрогать ее. Дети внимательно следят за происходящим, но сами участия не принимают. Этим и кончается первое короткое занятие.

Такое вот первое знакомство со мной побудило в детях интерес и внимание. Следующие 2 занятия подчиняю той же цели – установить контакт с детьми, где появление знакомой игрушки вызывает радостные эмоции. Теперь я направляю действия детей: они играют с ней, кормят ее, гладят. Если этой игрушкой была птичка, то дети пугают ее, произносят "кыш" - такие игровые приемы радуют детей, и тем самым они включаются в игру. Приходя на последующее занятие, я уже хорошо знакома и дети уже глядят не на меня, а на мои руки, в ожидании чего-то нового. И вот здесь я использую уже более сложный игровой прием – я предлагаю поискать игрушку, ведь руки у меня пустые. Даже пассивные дети идут ее искать. И я кладу ее незаметно на видное место, сколько радости и эмоций увидев ее. Затем сажу их на стулья и провожу занятие. Мы закрепляем, что мы знаем об этой игрушке, слушаем песню про нее, где воспитатель мой активный помощник, обыгрывает песню действиями. Первое время играю на маленьком аккордеоне, т.к. звучание у него нежнее, не так пугает детей. Таким образом дети безболезненно привыкают ко мне, к звучанию музыкального инструмента.

В работе с детьми раннего возраста использую разные методы и приемы, применяю формы словесного руководства : беседа, пояснения, рассказ, отдельные вопросы. Все обучение провожу с применением игровых приемов, немаловажную роль играет музыкально-двигательный показ, который побуждает к подражанию, помогает воспроизводить отдельные интонации мелодии, звукоподражать.

Предварительный музыкально-двигательный показ воспитателя поясняет смысл действий игрушки, которую он держит в руках, а в дальнейшем дети сами выполняют эти действия по словам песни и в соответствии с характером музыки по показу воспитателя. У детей 2-го года жизни слабо развита речь, узкий круг представлений о мире, неустойчивое внимание, нет навыков и умений в звукоподражании, в слоговом подпевании, не умеют согласовывать движения с музыкой. Успешное выполнение этих требований зависит от того, насколько интересно и методически верно дается программный материал. Но прежде, чем всему этому их научить, надо вызвать интерес к занятию, научить понимать простые игровые ситуации по сигналу, по слову воспитателя, а главное – вызвать у ребенка эмоциональный отклик, "разбудить" его эмоции.

Одна из ценностей дошкольного возраста - повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. Согласование музыкально-педагогической деятельности с природной эмоциональностью детей и использование в работе с малышами музыкального фольклора, позволяет выстраивать процесс обучения с учетом Российских законов и реализовать эмоциональный компонент образования. Успех образования детей раннего возраста определяется не только знаниями, умениями, навыками, но и желанием получить информацию и использовать ее в жизненных ситуациях. Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, запоминать события со всеми деталями и нюансами. Под влиянием эмоций по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь. Раннее детство- это уникальный период по силе восприятия, формирования начальных представлений о духовных ценностях. Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в раннем детстве.

Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити между старшим и младшим поколением. И сейчас как никогда важно обеспечить нравственное воспитание подрастающего поколения. Современная социальная ситуация далеко не всегда обогащает впечатлениями, не всегда насыщает детей эмоционально. Вот почему необходимо общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками. Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей раннего возраста. Интонация фольклорных произведений, наиболее близка детям раннего возраста и воспринимается на уровне чувств и эмоций.Малые фольклорные формы - хороший материал, на основе которого у ребенка рано вырабатывается понимание текста, развивается речь, музыкально-сенсорные способности, накапливается опыт разных движений. Репертуар фольклора огромен и задача специалиста- выбрать материал от которого "загорится" сам и "зажжет" своими эмоциями детей. В потешках, песнях, прибаутках отражается суть раннего детства : видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши. Поэтому значительное место в практике воспитания отводится эмоциональному воспитанию именно средствами музыкального фольклора. Периодом для формирования основ эмоций и чувств являются первые 3 года жизни.

Мною были поставлены задачи:

  • подобрать и систематизировать фольклорный репертуар в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями ребенка;
  • объединить усилия воспитателей и родителей в вопросах музыкально-эстетического развития ребенка;
  • добиться положительной динамики в развитии детей раннего возраста.

В связи с этим были подобраны средства воспитания и развития (фонотека, картотека сценариев и занятий, картотека музыкального репертуара, подбор костюмов и атрибутов к пляскам и играм), выбраны методики ( Н.А.Ветлугиной, А.Бурениной), разработан перспективно-тематический план развития эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 года жизни средствами музыкального фольклора, определен план работы музыкального руководителя совместно с воспитателем, составлен план работы с родителями, проведен анализ возрастных и индивидуальных характеристик музыкального развития детей на раннем возрасте.

Простота и доступность музыкальных, фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пять тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствовали первым успехам в развитии певческих интонаций, но проблема речевого развития детей в раннем возрасте остается актуальной. Учитывая речевые трудности подобрала ряд произведений: "Дождик", "Солнышко-ведрышко" и др., которые помогли малышам научиться различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание инструментов.

Развивая музыкально-сенсорные способности детей, обратилась к народным музыкальным инструментам – бубен, погремушка, дудочка, ложки, гармошка и музыкальным игрушкам. С интересом вслушиваясь к звучанию инструментов, дети постепенно, к концу года, начали различать тембровую окраску, например: звучание бубна-колокольчика, барабана-дудочки, совершенствовался динамический слух (тихо-громко), звуковысотный слух (высоко-низко).

Вся работа по развитию эмоциональной отзывчивости средствами музыкального фольклора проходит в тесном контакте с воспитателем, касаясь всех видов музыкальной деятельности: во время музыкальных занятий, интегрированных занятий ( по плану воспитателя), в процессе организации музыкальных развлечений, праздников, в индивидуальной работе с детьми, в режимных моментах: при приеме детей, для поднятия настроения-«Гости у нас, дорогие у нас», на зарядке, во время умывания - "Водичка, умой мое личико", пение колыбельных при укладывании детей на сон - "Спать не хочет", "Баю бай" - организуя перед обедом проведение хороводных игр "Петушок", "Заинька" и т.д. Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножает слуховой опыт, развивает двигательную активность, мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве, навыки владения разными предметами во время движений под музыку.

И везде воспитатель - помощник и опора музыкального руководителя. Реализация такого подхода к развитию эмоциональной отзывчивости средствами фольклора требует поддержки со стороны родителей. Знакомство родителей на родительских собраниях, на консультациях "Развитие слухового внимания средствами музыкального фольклора", "Фольклор, как средство развития речи", другой информацией способствует зарождению у родителей интереса к данной проблеме. Родители привлекаются к изготовлению атрибутов, масок, костюмов, и конечно же присутствуют при проведении самих праздников: "К нам пришла Матрешка", "В гостях у Зимушки". Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться со взрослыми и сверстниками, мы объединили усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малыша в детском саду и дома. Согласование музыкально-практической деятельности с природной эмоциональностью детей и использование в работе с малышами новых подходов и форм музыкального фольклора позволило реализовать эмоциональный компонент образования. Такая работа сопровождается изменениями в развитии и эмоциональном поведении детей и в целом отмечается положительная динамика развития ребенка, закладываются основы музыкальности: активный эмоциональный отклик на музыку, определенный музыкальный опыт, певческие интонации, совершенствуется речь, развивается двигательная активность.

Специально организованное общение, способствует развитию эмоционального мира малыша, а специально созданные условия - появлению разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражение движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками.

Считаю необходимым и дальше использовать в музыкальном воспитании детей раннего возраста фольклорные формы, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости детей.

Жукова Людмила Александровна МДОУ г. Омска "Детский сад № 219 общеразвивающего вида"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль