Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса

3805

Развитие информационных технологий, их активное использование в образовании и повседневной жизни кардинально изменили пространство нашей жизни, характер межличностных и деловых коммуникаций, в том числе и образовательные технологии. Изменилась структура общения современных детей и подростков. В последнее десятилетие у всех возрастных групп детей значительно уменьшился объем непосредственного эмоционального общения с взрослыми и сверстниками. У значительного числа современных детей, наряду с достаточно высоким уровнем умственного развития, обнаруживается задержка в их личностном развитии.
"Все негативные явления, по мнению ученых, связаны с катастрофой человеческой души, с деформацией системы духовно-нравственных ценностей".[2]
В связи с этим назрела необходимость модернизировать воспитательно-образовательную систему.Модернизация – введение усовершенствований, отвечающих современным требованиям.
Основная цель модернизации сложившейся в последние десятилетия системы образования – повышение качества образования, которое отвечало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.[2]

Очевидно, что успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с научно-техническими достижениями и новыми информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности.[2]
Задачи воспитательной работы учителя начальной школы логически вытекают из общей задачи общеобразовательной школы. В настоящее время обозначены ключевые понятия и основные принципы построения новой гуманистической начальной школы.
1.Гуманистический принцип (воспитание отношений, построенных на основе духовного чувства любви, миролюбия, дружелюбия и взаимопонимания).
2.Коммуникативный принцип (понятие «общение» является предметом обучения).
3.Культурно-исторический принцип дает представление о зарождении, накоплении «живых знаний», превращении их в словесно-понятийную форму, в систему теоретических понятий, абстракций, правил, законов, формул, которые даются детям на усвоение).
4.Принцип творческой активности предполагает признание за каждым ребенком творческого начала, которое должно быть реализовано в любой деятельности.[2]

Новые принципы обучения нашли отражение в программах и учебниках по обучению грамоте, русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру, объединенных в проекте «Перспектива».
Кроме этого, в настоящее время разработаны и внедрены в практику различные воспитательные технологии.
Однако, очевидно, что ни одна даже самая совершенная образовательная и воспитательная технология не сможет дать положительного результата без участия педагога, обладающего высокой психолого-педагогической культурой.

Я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. Как много воспоминаний связано с именем первого учителя. И какими будут эти воспоминания, зависит от меня. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, - своих детей.

Вместе с тем я понимаю, что в начальной школе практически невозможно без помощи родителей научить чему-то ребенка, а тем более раскрыть, развить его личность, индивидуальность и самобытность.
Поэтому с первых дней я начинаю изучать каждого ребенка: его подготовленность к школе, уровень тревожности, развития интеллекта, мотивации, эмоциональный фон ("Мои любимые вещи", "Десять моих я", "Краски", "Мое настроение" и т.д.). Начинаю изучать и семью каждого из учеников.

Очень хороший урок я получила, когда приняла своих первых воспитанников. Девочка долгое время представляла свою тетю за мать (с согласия своей родной матери). Документы в школу оформлены были также этой женщиной. По моим наблюдениям за поведением этой женщины и ее отношения к ученице меня все больше мучили сомнения. Тем более что женщина эта не нравственных устоев. Постепенно мне удалось вскрыть правду. Мать долго упорствовала, не приходила объясниться с учителем, а потом доказывала, что ей пока не под силу воспитывать дочь. Однако сейчас девочка возвращена в семью, воспитывает ее родная мать, а названная мать недавно оказалась в местах лишения свободы. Это говорит об изменившимся отношении родителей к детям, и о том, какое пристальное внимание должен уделять учитель семье каждого ученика.

После этого случая я налаживаю контакт не только с родителями, но и с бабушками, дедушками, с другими ближайшими родственниками своих учеников. Я стремлюсь вызвать у них уважение, стать для них другом.
Два с половиной года назад ко мне пришли дети, которые не знали элементарных вещей: своего адреса, свою фамилию, не различали времена года, не могли одеваться и собрать свои вещи. Третья часть класса не разговаривали по-русски. Дети разных национальностей относились очень враждебно друг к другу. Поэтому мне пришлось приложить немалые усилия, чтобы изучить каждого ребенка, понять его проблемы и проблемы его семьи, помочь им.

Для этого в течение всего первого года обучения я проводила еженедельно родительский час. Это практическое занятие, где анализируются и обсуждаются все возникающие проблемы в обучении и воспитании.

Примерная тематика:

  1. Ребенок пришел в школу.
  2. Уголок школьника дома.
  3. Слоговое чтение. Что это такое?
  4. Семейные привычки.
  5. Компьютер дома.
  6. Как тренировать память.
  7. Упражнения для запоминания состава чисел в пределах 10.
  8. Как выполнять домашнее задание.
  9. Неорганизованность ребенка и как с этим бороться и т.д.

Родительские часы способствовали более успешному обучению первоклассников, сплочению детей и их родителей.

Конечно, неотъемлемой формой работы с семьей являются родительские собрания, которые я провожу нетрадиционно: час общения, вечер вопросов и ответов, "круглый стол", собрание отцов, собрание-консультация, собрание-рекомендация, собрание рецептов, собрание-совет.

Тематика также разнообразна. Мы говорим об особенностях развития младшего школьника, об укреплении памяти, развитии речи, воспитании любви к чтению, о детской дружбе и агрессии, трудовом и эстетическом воспитании. Нередко на собраниях работает родительская почта – любой родитель может задать вопрос или высказать пожелание в письменном виде, причем подписываться необязательно.

На собраниях я никогда резко не высказываюсь в адрес учеников и их родителей, а говорю о том, в каком направлении нам надо работать. Рассказывая о своих учениках, я большей частью хвалю их, а родителей благодарю за помощь.

Двери нашего класса всегда открыты для родителей. Они на свое усмотрение выбирают урок, который хотят посетить. Обычно выбор их останавливается на том предмете, с которым у ребенка возникают трудности. Родители наглядно видят определенные методы и приемы, применяемые на уроке, а затем используют их дома. В конце каждого года обучения проводятся так называемые отчетные открытые уроки для родителей по всем предметам, где мы с ребятами показываем, чего достигли за год. И родители, и дети очень любят такие уроки. А свои отзывы и пожелания родители оставляют в специальной тетради под названием "Дневник общения родителей и учителя".

У меня класс с разным национальным составом. И эту проблему я тоже не могу обойти. Главной задачей для меня является: заинтересовать школьников и родителей в сохранении этнокультурных ценностей, привить уважение к людям других национальностей. На уроках чтения мы знакомимся не только с русскими сказками, но и с татарскими и азербайджанскими, знакомимся с поэтами разных национальностей. На уроках окружающего мира обязательно рассматриваем разные национальные костюмы. Причем рисуют их сами дети. На занятиях кружка по истории изучаем не только традиции России, но и республики Татарстан и Азербайджан; знакомимся с государственными символами России и других республик; знакомимся с подвигами героев, защищавших Родину. Родители помогают нам в этом. В нашем классном музее, благодаря детям и их родителям, имеются купюры денег разных республик в разные времена, медали ветеранов ВОВ. Когда поздравляем именинников, угощаемся выпечкой то русской, то татарской, то азербайджанской, то башкирской кухни. А праздновать такие национальные праздники, как Курбан-байрам или Пасха, стало традицией. Инициаторами праздника Масленицы обычно являются родители. Мои ученики знают: главное – не национальность, главное – человек, его душа, его поступки.

Считаю главной своей целью – сплотить учеников в большую дружную семью через индивидуальный подход к каждому ребенку. Приведу несколько примеров.

Среди первоклассников сидит мальчик, который не общается ни с кем из ребят, не общается со мной. Лишь изредка подходит ко мне и бросает абсолютно неуместные фразы. Позже выясняется, что ребенок не может пересказать текст из 4-5 предложений. Начинаю изучать семью. При первом впечатлении – благополучная семья: полная, двое детей, очень обеспеченная, родители участвуют в жизни ребенка. Однако после первых же бесед с родителями выяснилось, что главное увлечение мальчика - компьютерные игры. Причем, у родителей опускаются руки: если они запрещают подходить к компьютеру днем, мальчик включает его ночью. Конечно, посоветовала обратиться к психологу. А со своей стороны попыталась, хотя бы частично, вернуть ребенку детство. Мы вместе читали и пересказывали сказки, (начали с "Колобка" - оказалось ребенок не знает даже ее), рисовали себя, свою семью. Посоветовала родителям купить добрые детские мультфильмы и художественные фильмы, завести дома четвероногого друга, а обязанности по уходу за ним возложить на ребенка. И, конечно же, систематические беседы с родителями. Сегодня мой ученик пересказывает, пишет изложение и сочинение на твердую оценку «четыре». А компьютерные игры мы выбрали с ним только самые нужные.

В прошлом году ко мне привели мальчика – воспитанника детского дома, который сбегал не раз из детского дома, поменял уже две школы, а главное не освоил даже программу 1-го класса и старше остальных ребят на 2 года. Изо дня в день, наблюдая за мальчиком, я заметила за ним одно: на переменах и на многих уроках он рисует. Сначала думала, что это ему мешает, отобрала карандаши. Он не обиделся, но сник. Я вернула карандаши с условием, что он будет выполнять все с нами на уроке. Оказалось, мальчик рисует то, о чем мы говорим на уроке, да как рисует! На уроке чтения прошу дать характеристику главному герою. У моего ученика блестят глаза – он одной рукой рисует этого героя, а другую держит, чтобы отвечать. Изучаем животных на уроке окружающего мира. К концу урока он получает положительную оценку за ответы, а мне показывает тех же животных, нарисованных своей рукой. Свои рисунки дарит мне, а потом с гордостью смотрит на них, когда я их использую как наглядность для всех ребят. Сейчас мальчик посещает кружок изобразительной деятельности и с радостью в конце каждой четверти считает на сколько еще у него уменьшилось количество «троек», а со мною делится самым сокровенным.
Это яркие примеры того, какие разные могут быть проблемы у неблагополучных и внешне благополучных детей. И нет готового рецепта для их устранения.

В заключении хотелось бы перечислить принципы, которых я придерживаюсь в своей работе.

  1. Никогда не разговаривать с ребенком и его родителями на повышенных тонах. Я не диктатор, я – друг.
  2. Никогда не обзывать, не унижать ребенка. Уважай ребенка, тогда он будет уважать тебя.
  3. Никогда не называть ребенка по фамилии. Мы – одна семья, а в семье не фамильярничают.
  4. Никогда не говорить о недостатках и проблемах ребенка при всех, тем более говоря о нем в 3-ем лице.
  5. Никогда не сравнивать девочек и мальчиков. Они по своей сути разные и подход к ним разный.
  6. Никогда не бояться признаваться в том, что ты чего-то не знаешь. Ребенок рад поделиться с учителем чем-то недавно услышанным и увиденным.
  7. Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, только с собственными достижениями.
  8. Никогда не общаться с ребенком с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже тебя. Придет время, и в каких-то областях он будет знать и уметь больше тебя.
  9. Никогда не терять чувство собственного достоинства. Только достойный учитель может сформировать личность творческую, самостоятельную, гуманную, способную ценить себя и уважать других.

Я разработала так называемый проект модели выпускника начальной школы, к которому постоянно стремлюсь в воспитании и обучении своих учеников.Проект модели выпускника начальной школы
- Качества личности
мыслительныесоцио- динамическиепсихическиесубъект
- Интеллект
логика последовательность самостоятельность независимостьреализм активность ответственность разнообразие - предприимчивость альтруизмкоммуникативность уверенность в себе рассудительностьтворчество свобода

Мои бывшие и настоящие ученики, а также их родители говорят так: "Анастасия Юрьевна – наша вторая мама". А это для меня является лучшей оценкой моего учительского труда, моей работы.Литература:
1. Кирдяева Н. В. Социально ориентированная подготовка детей предшкольного возраста к начальному обучению// "Начальная школа", 2008, № 11.
2. Климанова Л. Ф. О новой модели гуманистической школы// "Начальная школа", 2009, №4.

Электронные ресурсы.
1. Проекты ФГОС начального образования http://mon.gov.ru/pro/fgos/noo/
2. Учебно – методический комплект для начальной школы "Перспектива" http://www.prosv.ru/umk/perspektiva

Автор: Сергеева Анастасия Юрьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 города Бугульмы Республики Татарстан

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль