Урок русского языка в 5 классе "Тире между подлежащим и сказуемым. "

14989

Цели:

  1. Изучить случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, когда оба они выражены именем существительным в именительном падеже.
  2. Формировать навыки точного определения подлежащего и сказуемого.
  3. Закрепить умение учащихся определять лексическое значение слов по толковому словарю.
  4. Воспитывать стремление постоянно повышать уровень своих знаний.

Ход урока:
1. Организационный момент.
2. "Разминка". Цель: Переключить учащихся с состояния беспечного отдыха, перемены на работу во время урока. Создать эмоциональный настрой на совместную учебную деятельность.

- Сегодня, ребята, речь пойдёт о знаках препинания, точнее об одном каком-то знаке, о нём мы узнаем из кроссворда, но для этого мы должны вспомнить, что же мы узнали на предыдущих уроках о предложении, о главных членах предложения.
Кроссворд 

  1. П У Н К Т У А Ц И Я
        2. С И Н Т А К С И С
        3. П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е
4. С К А З У Е М О Е

 
1. Какой раздел русского языка рассказывает нам о правилах постановки знаков препинания? Его название?
2. Какой раздел русского языка изучает строение словосочетаний?
3. Зачем нужно знать все о словосочетание? Где оно всегда встречается?
4. Один из главных членов предложения называется…3. Подготовительный этап урока. Актуализация знаний.
Cлайд №2

- Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения?
- Какие мы знаем предложения по цели высказывания? По интонации?

Cлайд №3
Задание: записать предложения, подчеркнуть грамматическую основу, охарактеризовать предложение по цели высказывания, по интонации, по наличию главных членов. Вставить пропущенные буквы.

Осень. Утро ярк..е , солнечн ...е. Прозрачен и чист воздух. На золотом фон… пожелтевшей листвы выделяют(?)ся яркие пятна кленов и осин. Разноцветные листья тихо падают на х...лодную землю. Они медленно ш..ршат (под) ногами. Хороша ранняя осень! Но осень - предвестница зимы.

Итак, мы уже знаем о предложении много, можем правильно расставить знаки препинания. А знаем ли мы когда в предложении ставится тире? Это и будет темой нашего сегодняшнего урока. Запишите её название в тетради.

Учитель читает стихотворение : Cлайд №4
Когда свои подчёркиваешь мысли,
Когда ты пишешь диалог любой,
Твоя отметка полностью зависит
От поперечной палочки одной.
Тире – моё короткое названье,
Не палка я, а очень важный знак.
Чтоб уделить грамматике вниманье,
Не сможешь избежать меня никак!
Прочитайте внимательно тему. Что нужно вспомнить перед её изучением?
- Что же такое подлежащее?
- Что такое сказуемое? Чем они могут быть выражены? Приведите примеры.4. Изучение нового материала.
Упражнение 166. (устно по «цепочке»)
Выясним, в каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире. Обратим внимание на последнее предложение из записанного ранее текста. Почему же здесь стоит тире?
Чтение теоретического материала учебника § 34.5. Закрепление изученного материала. Cлайд №5
Спишите предложения, ставя, где надо, тире.
1. Ранняя осень пора грибов.
Сырой октябрь дышит мне в окно.
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чёло.
Осень это таинственное, отмеченное особой красотой время года.
Осенняя пора прекрасна!
Октябрь второй месяц осени.
2. Творческое задание. Cлайд №6
3. Рассмотрите внимательно картину И.Левитана "Золотая осень". Придумайте три предложения с тире между подлежащим и сказуемым. Задание выполняется самостоятельно, затем коллективная проверка вместе с учителем.
4. Работа с учебником. Упражнение 167. Задание выполняется письменно, самостоятельно. Возможна взаимопроверка выполненного упражнения.6. Проверочный тест.
1.Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире?
А) Осенняя пора прекрасна!
Б) Осень пора грибов.
В) Осенние пейзажи радуют душу
Г) В чистом воздухе витают осенние запахи.

2.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А) Мчатся по небу хмурые тучи.
Б) Люблю дымок спалённой жнивы.
В) Птицы жители леса.
Г) Луг и озеро окутал густой туман.

3. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире.
А) Мой отец капитан дальнего плаванья.
Б) Сказка мечта человека о прекрасном.
В) Моя мама шьет одежду.
Г) Октябрь второй месяц осени.7. Итоги урока.
Давайте подведем итог нашей работы. Чему учились на уроке?
В каком случае ставится тире между подлежащим и сказуемым?

8. Оценивание учащихся.

9. Домашнее задание: § 34, Упражнение 168, 169.

Автор: Шкоркина Марина Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №14 (г.Тверь).

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль