Личностно-ориентированное и здоровьеформирующее двигательное развитие ребенка

2777

"Предлагаемые развивающие двигательные комплексы способствуют профилактике психофизиологических отклонений, развитию связей между движениями и эмоциональными, познавательными психическими процессами и поведением, приводят к улучшению функционирования мозга. Можно ознакомить с этими движениями родителей, научить их двигаться правильно. Совместное выполнение упражнений дома не только поможет развитию малыша, но и будет способствовать установлению хорошего эмоционального контакта с родителями. Данные комплексы можно использовать начиная с 3-4 лет.

Фундаментальной предпосылкой воспитания и обучения детей является забота общества об их здоровье, полноценном развитии и психическом благополучии. Тем не менее здоровьеформирующие программы зачастую отданы на откуп медикам и преподавателям физкультуры, которые занимаются физическим развитием ребенка, уделяя внимание только укреплению опорно-двигательного аппарата и основным двигательным умениям.

Отметим, что полноценное физическое развитие ребенка включает формирование правильной осанки, координации и произвольности движений, моделирование оптимального двигательного стереотипа. Оно зависит от организации нервной системы, сенсорной интеграции и неразрывно связано с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием. В дошкольном возрасте ребенок, овладевая двигательной деятельностью, приобретает способность к схематически-образному мышлению: младший дошкольник социализирует свое двигательное поведение путем выделения метафорической субъектности, средний дошкольник моделирует двигательную деятельность, а старший дошкольник - достаточное количество усвоенных схем, опираясь на которые он произвольно использует движение для достижения нужной ему цели.

Двигательная активность - кинетический фактор, который во многом определяет развитие организма и нервной системы наряду с генетическим фактором и влиянием сенсорной разномодальной информации (Н. Бернштейн, Г. Шеперд) .

При этом единая интерпретация сигнала от глаз, уха, вестибулярного аппарата, сообщающего о положении тела в пространстве, сопряжена с тонкими установочными движениями шеи, мышцами глаза и уха, а двигательный ответ - с движениями частей тела, мышц лица, языка. Зачастую именно на эту связь в силу узкой специализации не обращают внимания медики и преподаватели физической культуры. На наш взгляд, деятельность, направленная на здоровьесбережение и личностно-ориентированное развитие ребенка, должна носить интегративный характер и не сводиться только лишь к физическому воспитанию и медицинским мероприятиям.

При разработке развивающих двигательных комплексов (см. приложение) мы учитывали возрастные особенности ребенка и делали ставку на его личностно-ориентированное развитие, что подразумевает:

  • создание условий для проявления внутреннего мира ребенка;
  • сотрудничество, предполагающее совместное решение проблем;
  • принятие ребенка таким, какой он есть.

Психолог организует работу в соответствии с гуманистическими принципами, из которых следует, что ребенок:

  • учится только через действие;
  • имеет свои индивидуальные возможности в обучающей деятельности;
  • осваивает мир в целостном восприятии;
  • учится от другого ребенка, как и от учителя;
  • успешен в учении, когда ему хорошо, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители.

Совершенствование двигательной деятельности ребенка неразрывно связано с его психическим развитием, формированием нейронных связей, интеграцией сенсорных ощущений – все это база для успешного обучения. Чем лучше развита способность двигаться, тем больше потенциал к обучению.

Речь в данном случае идет не столько о количестве, сколько о качестве движения, последовательности его этапов в соответствии с естественным развитием и формированием двигательной активности.

Двигательные навыки формируются на основе врожденных рефлексов младенца и поначалу отличаются хаотичностью и непроизвольностью. Постепенно в результате многократных повторений и тренировок схема движения осваивается ребенком настолько, что он может целенаправленно и осмысленно осуществлять желаемое действие. Такой рефлекс называется интегрированным. Движения, активность - важный компонент для осознания собственного тела и его возможностей, для исследования окружающего мира и развития уверенности в себе. Двигаясь, ребенок на уровне тела усваивает пространственные отношения - лево - верх - низ - право,  что впоследствии поможет ему избежать трудностей при чтении и письме. Двигаясь в разных положениях, ребенок тренирует свой вестибулярный аппарат, который помогает ему настроить нервную систему на эффективную работу. Нарушение функций вестибулярного аппарата приводит к ошибкам в интерпретации ощущений - ребенок становится невнимательным, часто отвлекающимся. Кроме того, ощущения, идущие от вестибулярной и проприоцептивной систем, обеспечивают мышечный тонус, благодаря которому тело удерживает вертикальное положение и получает достаточно энергии для любого вида активности.

Нарушение функций вестибулярного аппарата приводит к ошибкам в интерпретации ощущений.

Дети с недостатком интеграции нередко имеют низкий мышечный тонус, быстро устают, утомляются, и часто это приводит к проблемам со здоровьем - они болеют, появляются проблемы опорно-двигательного аппарата.

Дети, использующие компенсаторное движение, осуществляемое за счет других систем, испытывают повышенное напряжение, у них страдает двигательная координация и точность в выполнении действий, требующих сложной координации, отсутствует концентрация внимания. Зачастую такие дети для разрядки проявляют повышенную физическую активность, что провоцирует проблемы с поведением, а впоследствии к ним приклеивается ярлык"гиперактивный".

Психологу на заметку. Проприоцептивная сенсорная система обеспечивает наш мозг информацией о движении, положении частей тела относительно друг друга. Основная функция ее  заключается в планировании движений и их контроле. Рецепторы системы находятся в мускулах, суставах, связках, сухожилиях и соединительной ткани, они непрерывно посылают информацию в мозг о положении тела, даже в тот момент, когда мы не двигаемся. Благодаря работе мышечной системы в мозгу хранится информация о двигательных актах, поэтому мы можем совершать многое автоматически без участия сознания (напри-
мер, умываться, расчесываться и т. д.). Когда наш мозг испытывает трудности в распознавании проприоцептивной информации, такие каждодневные действия, как сидение на стуле, пожимание руки, уход за собой, могут вызывать огромные трудности.

Словарь психолога
Бинокулярное зрение (от лат. bini - «два» и лат. oculus - "глаз') - способность четко видеть изображение предмета одновременно обоими глазами.
Галанта рефлекс - физиологический рефлекс: перекрестное или двустороннее сокращение мышц живота при перкуссии (постукивании отдельных участков тела и анализе звуковых явлений, возникающих при этом) верхней передней подвздошной ости.
Иннервация - связь нервных волокон с каким-либо органом или частью тела; по этим волокнам либо передаются двигательные импульсы, идущие в направлении к ткани, либо сенсорные импульсы, которые идут от ткани к головному мозгу.
Контралатеральные движения -диагональные движения верхней конечности с нижней на противоположной стороне тела.

Таким образом, если на каком-либо участке формирования и интеграции движения имели место пропуски или сбои, то они проявятся в дальнейшем и в учебе, и в жизни в целом. Например, такому ребенку тяжело сидеть 45 минут на уроке, он часто отвлекается, сильно сжимает ручку, вследствие чего возникают трудности при формировании почерка, грызет ручку и карандаш, у него снижен уровень концентрации и внимания, поэтому он пропускает буквы, повышенная утомляемость, снижение иммунитета, сколиоз, зеркальное написание, пропуски строчек при чтении и написании, т. к. нет освоенной пространственной схемы и т. п. Одни проблемы будут почти незаметны, а другие достаточно серьезны и требуют внимания и коррекции.

Подбирая развивающие двигательные комплексы, мы ставили своей целью создать игровое поле движения с учетом ведущей деятельности дошкольника, помочь ему пройти этапы построения естественного движения, осуществить сенсорную интеграцию и таким образом наработать телесный ресурс, который поможет ребенку стать более успешным в социуме и заложит основу для обучения и развития.

Упражнения, используемые в комплексах, выполняются на разных пространственных уровнях. Особое внимание уделяется перекрестным движениям, способствующим межполушарному взаимодействию. Помимо этого происходит опора на три основных вида сенсомоторной координации:

  • зрительно-моторную - она закладывает основу для последующего формирования письма и чтения;
  • слухо-моторную - основа способности к чтению и устной речи;
  • координацию ритма - помогает активизации вестибулярного аппарата, благодаря чему происходят дифференциация прилагаемого усилия и согласованность внешних условий действий с внутренними ритмами организма.

Особенность предлагаемых упражнений заключается в интегра-ции сенсомоторных факторов и этапов развития, использовании разных модальностей при выполнении. Упражнения способствуют интеграции первичных рефлексов, межполушарному взаимодействию, формированию правильной осанки, произвольной регуляции, развитию физических навыков, ориентации в пространстве, созданию оптимального двигательного стереотипа высоко социализированных движений. Все это необходимо для реализации нормального онтогенеза на начальных этапах и в дальнейшем для формирования полноценной познавательной деятельности.

При выполнении перекрестных упражнений на начальном этапе для некоторых детей можно использовать дополнительную маркировку, например диагональные рука и нога одеты в носочек и перчатку одного цвета или на них завязаны ленточки одного цвета, что дает опору на зрительно-моторную координацию.

Рекомендуется формировать занятие из 4-6 упражнений, выполняемых на разных уровнях, с использованием предметов и упражнений на баланс таким образом, чтобы ребенок освоил движение до автоматизма. Продолжительность ежедневных занятий -10-15 минут. По отдельности упражнения можно включать в физ-минутки и выполнять их несколько раз в день. Опорные точки для коррекции правильности выполнения упражнения и интеграции рефлексов приведены к каждому блоку упражнений. Психолог должен проводить первоначальные занятия с детьми для правильной постановки движения, т. е. дать первичный образец и закрепить правильное движение.
Упражнения окажутся особо эффективными, если связать их с интересной и актуальной для детей тематикой, использовать сказочных героев и животных.Ландау рефлекс – физиологический рефлекс у детей в возрасте от 6 месяцев до полутора лет: рефлекторное разгибание  головки, спины и ног у ребенка, положенного  грудью на руку исследующего, и исчезновение разгибательного тонуса при сгибании  головки.Латерализация (от лат. lateralis – "боковой", "расположенный в стороне") – процесс, посредством которого различные функции и процессы связываются с одной или  другой стороной мозга.Проприорецепторы, проприоцепторы  (от лат. proprius – "собственный", "особенный") – специализированные чувствительные нервные  окончания, расположенные в опорно-двига- тельном аппарате (скелетные мышцы, сухожилия, связки), реагирующие на сокращение и напряжение или расслабление и растяжение мышц. Шейно-тонические, или позотонические, рефлексы – рефлексы, обеспечивающие фиксацию и положение тела в покое и при движении.

Приложение

Упражнения, выполняемые на полу
Для выполнения упражнений понадобятся гимнастические коврики.

1. "Растягивание на животе"
Лечь на живот и потянуться руками и ногами в разные стороны, подготавливая тело к нагрузке. Важно потянуть каждый пальчик.

Примечание. Растягивание лучше производить на выдохе. Можно добавить звуковое сопровождение, распевая гласные звуки.
Комментарий. Растягивание на животе помогает подготовить ребенка к освоению новых упражнений и движений, снимает напряжение мышц и связок. Сопровождение звуком помогает естественно выдыхать и задействовать весь дыхательный аппарат, включая диафрагму.
Внимание! Часто поверхностное или грудное (неполное) дыхание сопутствует мышечному напряжению, сопровождаемому процессами возбуждения в нервной системе.

2. "Морская звезда"
Исходное положение (далее - и. п.) - лежа на животе, руки перед собой в полусогнутом положении, ноги свободно лежат. Выдохнуть и одновременно приподнять и выпрямить руки и ноги. На короткое время удержать это положение. Вернуться в и. п. Повторить упражнение 3 раза.

Примечание. Выполнение упражнения можно сопровождать зрительной стимуляцией: в и. п. взгляд направлен на близкий объект перед собой, при подъеме рук и ног взгляд фиксируется на дальнем объекте.
Комментарий. Данное упражнение способствует укреплению мышечного корсета, формированию правильной осанки. Позволяет ритмично чередовать периоды напряжения и расслабления. При добавлении работы глаз тренирует бинокулярность зрения и способствует формированию внимательности. Обращайте внимание на равномерное распределение веса между конечностями. Важно скорректировать положение шеи, чтобы не было закидывания головы назад. В период освоения упражнения можно добавить ритмичное похлопывание ведущего в ладошки или счет.

3. "Кобра"
И. п. - лежа на животе, руки согнуты в предплечьях и вытянуты вперед, голова - между рук с опорой на лоб. На вдохе поднять голову, шею и верхнюю часть спины, "тянуть себя за макушку вверх". Предел подъема - окончание вдоха или напряжение в спине. Нижняя часть тела и плечи расслаблены. В высшей точке сделать плавные наклоны головой от плеча к плечу. Амплитуда наклонов маленькая! Вернуться в и. п. в той же последовательности: голова, шея, спина. Повторить упражнение 3 раза. Комментарий. Важно синхронизировать работу тела с дыханием и следить за плавностью выполнения движений. Упражнение активизирует работу мышц - разгибателей туловища, снимает напряжение с плечевого пояса, интегрирует шейно-тонические рефлексы, выстраивает позвоночный столб, а также дифференцирует ощущения верха и низа тела. Упражнение стимулирует парасимпатический отдел нервной системы, что способствует профилактике вегетативных проявлений.

4. Перекатывания
И. п. - лежа на спине, ноги вытянуты, руки согнуты в локтях. Повернуть голову в левую сторону и потянуться правой рукой влево. Можно поставить мягкую игрушку слева около головы, рука будет тянуться до игрушки. Начинать переворот, отрывая голову от пола и скручиваясь в районе пояса. Согнуть правую ногу в колене и выдвинуть ее вперед. Рукой и коленом коснуться пола и окончательно перевернуться на живот. Опора на обе руки. Перекатываться с живота на спину и наоборот. Повторить упражнение столько раз, сколько захочется.

Комментарий. Упражнение направлено на интеграцию и отработку рефлексов Ландау, Галанта, позволяет укрепить мышцы спины, способствует координации мышц - сгибателей и разгибателей, развивает волевое управление последовательностью движений, придает плавность движению в таких видах деятельности, как ходьба, бег, прыжки, катание на коньках и др., что, в свою очередь, делает эти виды деятельности эффективными и нетравматичными. Также упражнение помогает координации "рука - глаз". Внимание! Плохая координация в системе "рука - глаз" служит причиной медлительности и неуклюжести при выполнении ручной работы (застегивание одежды, вырезание ножницами и т. п.) и приеме пищи, пропусков слов при чтении, а также негативно влияет на освоение учебных навыков. При выполнении упражнения точно соблюдайте последовательность движений. Они должны быть медленными и плавными. Помогайте ребенку, прикасаясь к тем местам, которые должны последовательно включиться в движение.

5. "Сороконожка"
Одностороннее ползание на животе на одном месте.
И. п. - лежа на животе, опереться на согнутые в локтях руки; ноги чуть согнуты в коленях. Перенести вес тела на правую сторону и почувствовать натяжение мышц справа. Позвоночник выгибается в левую сторону, левая нога сгибается в колене и подтягивается вперед, левая рука вытягивается. Вернуться в и. п. То же самое - с правой стороны. Выполнять упражнение 1 минуту.

6. "Медвежата ползают"
Одностороннее ползание на четвереньках.
И. п. - стоя на четвереньках. Нужно выдвинуть левую ногу вперед, отталкиваясь стопой от пола. Ноги в коленях пружинят. Отталкиваясь левой рукой от пола, передвинуться вперед. То же самое проделать с правой стороны.

Примечание. Можно предложить ребенку игру: кто быстрее доползет до игрушки, передвигаясь таким образом.
Комментарий к упражнениям 5, 6. Упражнения направлены на дифференциацию пропре-оцептивных ощущений сторонности, что помогает формированию ощущения "право-лево" на уровне тела и впоследствии переносу данного ощущения на пространственный уровень, таким образом подготавливая детей к ориентации в пространстве листа книги и тетради. Также данные упражнения интегрируют спинальные двигательные автоматизмы, такие как рефлексы Галанта; способствуют отработке рефлекса Ландау, что позволяет овладеть не только «тонусом позы», но и более сложными движениями без лишнего мышечного напряжения.

7. "Ящерка"
Перекрестное ползание на животе на одном месте.
И. п. - лежа на животе. Повернуть голову вправо, правая рука согнута в локте вправо, левая нога согнута в колене влево. Вернуться в и. п.: голову держать прямо, руку и ногу опустить. Повернуть голову влево, левая рука согнута в локте влево, правая нога сгибается в колене вправо. Вернуться в и. п. Выполнять упражнение 1 минуту.

Примечание. Изучив технику, можно выполнять упражнение с продвижением вперед. При этом следует поощрять ребенка интересующим его зрительным или слуховым стимулом: поставить впереди игрушку или издавать звуки каким-либо предметом - благодаря этому активизируется ведущий канал восприятия и облегчается выполнение движения, т. к. происходит опора на первичный ресурс, на то, что уже возбуждает ориентировочный рефлекс и дает импульс к началу движения. При затруднении передвижения нужно дать ребенку возможность оттолкнуться от опоры ногами, например от плотно прижатой к стопе руки взрослого.

8. "Тигрята играют"
Перекрестное ползание на четвереньках.
И. п. - стоя на четвереньках с опорой на колени и предплечья. Выдвинуть левую ногу вперед и, отталкиваясь правым предплечьем от пола, передвинуться вперед. То же самое проделать противоположными рукой и ногой. Таким образом следует передвигаться как вперед, так и назад.

Комментарий к упражнениям 7, 8. Ползание - необходимый этап развития ребенка, когда при движении вперед одновременно работают диагональные рука и нога, а также происходит развитие координированной системы "рука - глаз". При перекрестном ползании происходит интеграция всех модально-специфических факторов развития ребенка с его двигательной системой. На основе ползания формируется походка и правильная осанка. Это упражнение улучшает межполушарное взаимодействие, что, в свою очередь, стимулирует интеллектуальное развитие. Ползание в разных направлениях, по разным покрытиям поверхностей (резиновые гимнастические или ворсистые коврики, линолеум), а также с огибанием препятствий стимулирует правильную работу вестибулярного аппарата и проприорецепторов.

9. "Лягушка"
И. п. - сидя на носочках, развести колени в стороны и поставить руки между ног чуть впереди, опереться на ладони. Перенести вес тела на руки и подтянуть ноги вперед. Перенести вес тела на ноги и передвинуть вперед руки. Передвигаться таким образом 1 минуту.

Комментарий. При выполнении упражнения происходит дифференциация верха и низа тела, развивается умение распределять вес с использованием разных точек опоры. В работу активно включаются мышцы - сгибатели и разгибатели верхних и нижних конечностей с переменной нагрузкой, а также мышцы спины, что помогает формированию правильной осанки.

10. "Брюшное дыхание"
И. п. - лежа на спине. Сделать вдох через нос. Выдох производится маленькими порциями через сжатые губы. Выдыхая, представить удерживаемую на весу над губами пушинку. Это подготовка к упражнению. Далее положить руки на живот. Сделать вдох через нос и надуть живот. Задержать дыхание на три секунды. Медленно выдыхать, при этом живот сдувается и немного втягивается. Задержать дыхание на 3 секунды и сделать вдох. Повторить упражнение не более 3 раз.

Комментарий. Дыхание во время выполнения упражнения должно быть ритмичным. Упражнение развивает диафрагмальное дыхание, улучшает дыхательный процесс, расслабляет центральную нервную систему, повышает уровень энергии, обогащая кровь кислородом, способствует гибкости и точности выполняемых движений. Улучшает речь, способствует ее связности и эмоциональности.

11. "С горки на горку"
И. п. - лежа на спине, руки в стороны перпендикулярно телу, ноги согнуты в коленях и стоят с опорой на стопы. На выдохе положить ноги на правый бок. Внешняя сторона правой стопы и внутренняя сторона левой должны соприкасаться с полом. Вернуться в и. п. Проделать то же самое в другую сторону. Повторить упражнение по 3 раза в каждую сторону.

Комментарий. Упражнение направлено на дифференциацию проприоцептивных ощущений сторонности, что помогает формированию ощущения право-лево на уровне тела и впоследствии переносу данного ощущения на пространственный уровень. Также данное упражнение интегрирует спинальные двигательные автоматизмы, такие как рефлексы Галанта; способствует отработке рефлекса Ландау, что позволяет не только овладеть «тонусом позы», но и более сложными движениями без лишнего мышечного напряжения. Особое внимание во время выполнения упражнения направлено на положение стопы, которое способствует мягкому растяжению мышц и сухожилий ног, увеличению подвижности в голеностопном суставе, что, в свою очередь, служит профилактикой плоскостопия и способствует укреплению свода стопы и эластичности мышц.

12. "Рокер"
И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять согнутые в коленях ноги. Описывать коленями горизонтальные восьмерки, делая круги справа и слева с пересечением в центре, при этом следить за коленями глазами. При затруднении в выполнении упражнения можно вращать ногами по кругу или из стороны в сторону.

Комментарий. Данное упражнение помогает координировать работу всех частей тела, равномерно распределять энергетическое обеспечение движений, вырабатывать их плавность, а также укрепляет мышцы нижних конечностей, снимает напряжение после длительного сидения. Включение в работу ягодичных мышц способствует их укреплению и стимуляции парасимпатических ядер вегетативной нервной системы, расположенных в крестцовой части спинного мозга, которые отвечают за иннервацию внутренних органов. Данное упражнение развивает бинокулярное зрение, расширяет поле зрения, способствует формированию периферического зрения и зрительно-вестибулярной координации.

13. "Качалочка"
И. п. - сидя на ягодицах, сгруппироваться и обхватить руками колени. В таком положении несколько раз перекатываться с ягодицы на ягодицу. Не размыкая замка из рук, мягко перекатиться на спину и несколько раз сделать перекаты на спине из стороны в сторону.

Комментарий. Упражнение помогает координировать работу всех частей тела, равномерно распределять энергетическое обеспечение движений, помогает вырабатывать их плавность. Способствует выносливости, укреплению крестцово-остистой группы мышц. Мягкие перекаты на спине позволяют снять излишний мышечный тонус в районе спины. Включение в работу ягодичных мышц способствует их укреплению и активации парасимпатических ядер вегетативной нервной системы, расположенных в крестцовой части спинного мозга, которые отвечают за иннервацию внутренних органов и органов головы.

14. Хождение на ягодицах
И. п. - сидя на ягодицах, колени согнуты и опираются на стопы, руки согнуты в локтях. Помогая себе перекрестным движением рук вперед, скручивая корпус вокруг живота, передвигаться вперед и назад на ягодицах (по 6 «шагов» в одном и другом направлении).
Примечание. При хорошем освоении упражнения можно менять темп и чередовать направления движения по команде.
Комментарий. При выполнении упражнения активизируются мышцы ягодиц и мышцы, отвечающие за поддержание позы. При скручивании корпуса вокруг живота происходит растяжение мышц боковой части туловища, что способствует повышению их эластичности и развивает гибкость. Отрабатываются шейно-тонические рефлексы, улучшаются межполушарные связи, регулируется волевое управление выполнением движения при смене темпа и направления.

15. Перекрестные шаги лежа
И. п. - лежа на спине, приподнять голову и, сложив руки в замок, придерживать затылок. Оторвать ноги от коврика. Производить движения, похожие на езду на велосипеде, соединяя локоть с противоположным коленом. Дыхание ритмичное, шейные мышцы расслаблены. При напряжении в шее опустить голову чуть ниже, можно положить ее на руки.

Комментарий. Упражнение координирует работу мышц - сгибателей и разгибателей туловища, а также нижних и верхних конечностей, что способствует формированию правильной осанки как в статике, так и в движении. В основе упражнения лежат контралатеральные схемы движений, формирующие рефлекс походки. Отработка контралатерального движения в позиции лежа помогает снять излишний мышечный тонус с плеч, формирует правильную осанку и оптимальный двигательный стереотип, учит ребенка перекрестному движению, опыт которого он может перенести в позицию стоя.Внимание! При затруднении в выполнении контралатеральных движений в позиции стоя следует обязательно отработать эти движения лежа или на четвереньках и далее интегрировать освоенный опыт в позицию стоя. Данное упражнение способствует латерализации полушарий и улучшению межполушарного взаимодействия.

16. "Тандем"
Упражнение выполняется в паре со взрослым.
И. п. - сидя на ягодицах. Стопы ног воспитателя и ребенка упираются друг в друга, руки опираются на пол для устойчивости. Воспитатель выпрямляет одну ногу, не сдвигаясь с места и не разрывая контакта со стопой ребенка, у ребенка эта нога сгибается. Вернуться в и. п. Таким же образом производить движения другой ногой. Примечание. Движения задаются попеременно то воспитателем, то ребенком. Упражнение можно выполнять, держа ноги на весу, а также - при условии хорошо скоординированного совместного движения - с закрытыми глазами.

Комментарий. При выполнении этого упражнения с закрытыми глазами усиливается воздействие на проприорецепторы. Стимулирование стопы приводит к активизации рефлекса походки, положительное воздействие оказывается на проприоцепторы стоп. Формируется ощущение согласованной работы по отталкиванию, но сохранению контакта, вырабатывается навык самостоятельно управлять движением и задавать темп, не разрывая контакта, а также умение следовать за движением другого, сохраняя контакт. Упражнение способствует формированию и удержанию внимания, регуляции приложенного усилия и устанавливанию контактных отношений.

17. "Пальчики-хватальчики"
И. п. - сидя на ягодицах. На вдохе одновременно согнуть пальчики рук, сжимая их в кулачки, и стоп. На выдохе разогнуть и растянуть.

Примечание. Для стимуляции проприорецепторов и регуляции мышечного напряжения дети могут брать в руки резиновые или тряпичные мячики. Необходимо обращать их внимание на полное отведение большого пальца рук при раскрытии ладоней.
Комментарии. Упражнение способствует отработке ладонного и подошвенного рефлексов, развивает силу пальцев кистей и стоп, способствует профилактике плоскостопия и формированию свода стопы. Отведение большого пальца рук необходимо, чтобы уменьшить тенденцию к сильному зажиму карандаша или ручки в кулачке при рисовании или письме. Чередование сжатия и раскрытия кисти приводит к волевой регуляции расслабления и точности при выполнении движений.

18. "Расслабление стопы"
И. п. - сидя на коврике или стуле, положить лодыжку одной ноги на колено другой. Поднять носок вверх на себя, опустить вниз, вращать стопу по часовой и против часовой стрелки. В каждом положении задерживаться на 5 секунд. Размять руками каждый пальчик ноги, внутреннюю и внешнюю поверхность стопы в направлении от пятки к носку. Кулачками мягко помассировать подошвенную часть стопы. Поменять ноги и проделать то же самое с другой стопой.

Комментарий. Упражнение способствует мягкому растяжению мышц и сухожилий ног, увеличению подвижности в голеностопном суставе, что, в свою очередь, служит профилактикой плоскостопия и способствует увеличению эластичности мышц. Самомассаж оказывает положительное воздействие на проприоцепторы стопы, биологически активные точки, находящиеся на внутренней поверхности стопы и связанные с внутренними органами, а также разогревает стопы, подготавливая их к последующей нагрузке, активизирует рефлекс походки. Выполнение данного упражнения снимает напряжение с ахиллесова сухожилия.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам таблицу «Меню-требование на выдачу продуктов питания».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль