Личностно-ориентированное и здоровьеформирующее двигательное развитие ребенка

2793

"Предлагаемые развивающие двигательные комплексы способствуют профилактике психофизиологических отклонений, развитию связей между движениями и эмоциональными, познавательными психическими процессами и поведением, приводят к улучшению функционирования мозга. Можно ознакомить с этими движениями родителей, научить их двигаться правильно. Совместное выполнение упражнений дома не только поможет развитию малыша, но и будет способствовать установлению хорошего эмоционального контакта с родителями. Данные комплексы можно использовать начиная с 3-4 лет.

Фундаментальной предпосылкой воспитания и обучения детей является забота общества об их здоровье, полноценном развитии и психическом благополучии. Тем не менее здоровьеформирующие программы зачастую отданы на откуп медикам и преподавателям физкультуры, которые занимаются физическим развитием ребенка, уделяя внимание только укреплению опорно-двигательного аппарата и основным двигательным умениям.

Отметим, что полноценное физическое развитие ребенка включает формирование правильной осанки, координации и произвольности движений, моделирование оптимального двигательного стереотипа. Оно зависит от организации нервной системы, сенсорной интеграции и неразрывно связано с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием. В дошкольном возрасте ребенок, овладевая двигательной деятельностью, приобретает способность к схематически-образному мышлению: младший дошкольник социализирует свое двигательное поведение путем выделения метафорической субъектности, средний дошкольник моделирует двигательную деятельность, а старший дошкольник - достаточное количество усвоенных схем, опираясь на которые он произвольно использует движение для достижения нужной ему цели.

Двигательная активность - кинетический фактор, который во многом определяет развитие организма и нервной системы наряду с генетическим фактором и влиянием сенсорной разномодальной информации (Н. Бернштейн, Г. Шеперд) .

При этом единая интерпретация сигнала от глаз, уха, вестибулярного аппарата, сообщающего о положении тела в пространстве, сопряжена с тонкими установочными движениями шеи, мышцами глаза и уха, а двигательный ответ - с движениями частей тела, мышц лица, языка. Зачастую именно на эту связь в силу узкой специализации не обращают внимания медики и преподаватели физической культуры. На наш взгляд, деятельность, направленная на здоровьесбережение и личностно-ориентированное развитие ребенка, должна носить интегративный характер и не сводиться только лишь к физическому воспитанию и медицинским мероприятиям.

При разработке развивающих двигательных комплексов (см. приложение) мы учитывали возрастные особенности ребенка и делали ставку на его личностно-ориентированное развитие, что подразумевает:

  • создание условий для проявления внутреннего мира ребенка;
  • сотрудничество, предполагающее совместное решение проблем;
  • принятие ребенка таким, какой он есть.

Психолог организует работу в соответствии с гуманистическими принципами, из которых следует, что ребенок:

  • учится только через действие;
  • имеет свои индивидуальные возможности в обучающей деятельности;
  • осваивает мир в целостном восприятии;
  • учится от другого ребенка, как и от учителя;
  • успешен в учении, когда ему хорошо, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители.

Совершенствование двигательной деятельности ребенка неразрывно связано с его психическим развитием, формированием нейронных связей, интеграцией сенсорных ощущений – все это база для успешного обучения. Чем лучше развита способность двигаться, тем больше потенциал к обучению.

Речь в данном случае идет не столько о количестве, сколько о качестве движения, последовательности его этапов в соответствии с естественным развитием и формированием двигательной активности.

Двигательные навыки формируются на основе врожденных рефлексов младенца и поначалу отличаются хаотичностью и непроизвольностью. Постепенно в результате многократных повторений и тренировок схема движения осваивается ребенком настолько, что он может целенаправленно и осмысленно осуществлять желаемое действие. Такой рефлекс называется интегрированным. Движения, активность - важный компонент для осознания собственного тела и его возможностей, для исследования окружающего мира и развития уверенности в себе. Двигаясь, ребенок на уровне тела усваивает пространственные отношения - лево - верх - низ - право,  что впоследствии поможет ему избежать трудностей при чтении и письме. Двигаясь в разных положениях, ребенок тренирует свой вестибулярный аппарат, который помогает ему настроить нервную систему на эффективную работу. Нарушение функций вестибулярного аппарата приводит к ошибкам в интерпретации ощущений - ребенок становится невнимательным, часто отвлекающимся. Кроме того, ощущения, идущие от вестибулярной и проприоцептивной систем, обеспечивают мышечный тонус, благодаря которому тело удерживает вертикальное положение и получает достаточно энергии для любого вида активности.

Нарушение функций вестибулярного аппарата приводит к ошибкам в интерпретации ощущений.

Дети с недостатком интеграции нередко имеют низкий мышечный тонус, быстро устают, утомляются, и часто это приводит к проблемам со здоровьем - они болеют, появляются проблемы опорно-двигательного аппарата.

Дети, использующие компенсаторное движение, осуществляемое за счет других систем, испытывают повышенное напряжение, у них страдает двигательная координация и точность в выполнении действий, требующих сложной координации, отсутствует концентрация внимания. Зачастую такие дети для разрядки проявляют повышенную физическую активность, что провоцирует проблемы с поведением, а впоследствии к ним приклеивается ярлык"гиперактивный".

Психологу на заметку. Проприоцептивная сенсорная система обеспечивает наш мозг информацией о движении, положении частей тела относительно друг друга. Основная функция ее  заключается в планировании движений и их контроле. Рецепторы системы находятся в мускулах, суставах, связках, сухожилиях и соединительной ткани, они непрерывно посылают информацию в мозг о положении тела, даже в тот момент, когда мы не двигаемся. Благодаря работе мышечной системы в мозгу хранится информация о двигательных актах, поэтому мы можем совершать многое автоматически без участия сознания (напри-
мер, умываться, расчесываться и т. д.). Когда наш мозг испытывает трудности в распознавании проприоцептивной информации, такие каждодневные действия, как сидение на стуле, пожимание руки, уход за собой, могут вызывать огромные трудности.

Словарь психолога
Бинокулярное зрение (от лат. bini - «два» и лат. oculus - "глаз') - способность четко видеть изображение предмета одновременно обоими глазами.
Галанта рефлекс - физиологический рефлекс: перекрестное или двустороннее сокращение мышц живота при перкуссии (постукивании отдельных участков тела и анализе звуковых явлений, возникающих при этом) верхней передней подвздошной ости.
Иннервация - связь нервных волокон с каким-либо органом или частью тела; по этим волокнам либо передаются двигательные импульсы, идущие в направлении к ткани, либо сенсорные импульсы, которые идут от ткани к головному мозгу.
Контралатеральные движения -диагональные движения верхней конечности с нижней на противоположной стороне тела.

Таким образом, если на каком-либо участке формирования и интеграции движения имели место пропуски или сбои, то они проявятся в дальнейшем и в учебе, и в жизни в целом. Например, такому ребенку тяжело сидеть 45 минут на уроке, он часто отвлекается, сильно сжимает ручку, вследствие чего возникают трудности при формировании почерка, грызет ручку и карандаш, у него снижен уровень концентрации и внимания, поэтому он пропускает буквы, повышенная утомляемость, снижение иммунитета, сколиоз, зеркальное написание, пропуски строчек при чтении и написании, т. к. нет освоенной пространственной схемы и т. п. Одни проблемы будут почти незаметны, а другие достаточно серьезны и требуют внимания и коррекции.

Подбирая развивающие двигательные комплексы, мы ставили своей целью создать игровое поле движения с учетом ведущей деятельности дошкольника, помочь ему пройти этапы построения естественного движения, осуществить сенсорную интеграцию и таким образом наработать телесный ресурс, который поможет ребенку стать более успешным в социуме и заложит основу для обучения и развития.

Упражнения, используемые в комплексах, выполняются на разных пространственных уровнях. Особое внимание уделяется перекрестным движениям, способствующим межполушарному взаимодействию. Помимо этого происходит опора на три основных вида сенсомоторной координации:

  • зрительно-моторную - она закладывает основу для последующего формирования письма и чтения;
  • слухо-моторную - основа способности к чтению и устной речи;
  • координацию ритма - помогает активизации вестибулярного аппарата, благодаря чему происходят дифференциация прилагаемого усилия и согласованность внешних условий действий с внутренними ритмами организма.

Особенность предлагаемых упражнений заключается в интегра-ции сенсомоторных факторов и этапов развития, использовании разных модальностей при выполнении. Упражнения способствуют интеграции первичных рефлексов, межполушарному взаимодействию, формированию правильной осанки, произвольной регуляции, развитию физических навыков, ориентации в пространстве, созданию оптимального двигательного стереотипа высоко социализированных движений. Все это необходимо для реализации нормального онтогенеза на начальных этапах и в дальнейшем для формирования полноценной познавательной деятельности.

При выполнении перекрестных упражнений на начальном этапе для некоторых детей можно использовать дополнительную маркировку, например диагональные рука и нога одеты в носочек и перчатку одного цвета или на них завязаны ленточки одного цвета, что дает опору на зрительно-моторную координацию.

Рекомендуется формировать занятие из 4-6 упражнений, выполняемых на разных уровнях, с использованием предметов и упражнений на баланс таким образом, чтобы ребенок освоил движение до автоматизма. Продолжительность ежедневных занятий -10-15 минут. По отдельности упражнения можно включать в физ-минутки и выполнять их несколько раз в день. Опорные точки для коррекции правильности выполнения упражнения и интеграции рефлексов приведены к каждому блоку упражнений. Психолог должен проводить первоначальные занятия с детьми для правильной постановки движения, т. е. дать первичный образец и закрепить правильное движение.
Упражнения окажутся особо эффективными, если связать их с интересной и актуальной для детей тематикой, использовать сказочных героев и животных.Ландау рефлекс – физиологический рефлекс у детей в возрасте от 6 месяцев до полутора лет: рефлекторное разгибание  головки, спины и ног у ребенка, положенного  грудью на руку исследующего, и исчезновение разгибательного тонуса при сгибании  головки.Латерализация (от лат. lateralis – "боковой", "расположенный в стороне") – процесс, посредством которого различные функции и процессы связываются с одной или  другой стороной мозга.Проприорецепторы, проприоцепторы  (от лат. proprius – "собственный", "особенный") – специализированные чувствительные нервные  окончания, расположенные в опорно-двига- тельном аппарате (скелетные мышцы, сухожилия, связки), реагирующие на сокращение и напряжение или расслабление и растяжение мышц. Шейно-тонические, или позотонические, рефлексы – рефлексы, обеспечивающие фиксацию и положение тела в покое и при движении.

Приложение

Упражнения, выполняемые на полу
Для выполнения упражнений понадобятся гимнастические коврики.

1. "Растягивание на животе"
Лечь на живот и потянуться руками и ногами в разные стороны, подготавливая тело к нагрузке. Важно потянуть каждый пальчик.

Примечание. Растягивание лучше производить на выдохе. Можно добавить звуковое сопровождение, распевая гласные звуки.
Комментарий. Растягивание на животе помогает подготовить ребенка к освоению новых упражнений и движений, снимает напряжение мышц и связок. Сопровождение звуком помогает естественно выдыхать и задействовать весь дыхательный аппарат, включая диафрагму.
Внимание! Часто поверхностное или грудное (неполное) дыхание сопутствует мышечному напряжению, сопровождаемому процессами возбуждения в нервной системе.

2. "Морская звезда"
Исходное положение (далее - и. п.) - лежа на животе, руки перед собой в полусогнутом положении, ноги свободно лежат. Выдохнуть и одновременно приподнять и выпрямить руки и ноги. На короткое время удержать это положение. Вернуться в и. п. Повторить упражнение 3 раза.

Примечание. Выполнение упражнения можно сопровождать зрительной стимуляцией: в и. п. взгляд направлен на близкий объект перед собой, при подъеме рук и ног взгляд фиксируется на дальнем объекте.
Комментарий. Данное упражнение способствует укреплению мышечного корсета, формированию правильной осанки. Позволяет ритмично чередовать периоды напряжения и расслабления. При добавлении работы глаз тренирует бинокулярность зрения и способствует формированию внимательности. Обращайте внимание на равномерное распределение веса между конечностями. Важно скорректировать положение шеи, чтобы не было закидывания головы назад. В период освоения упражнения можно добавить ритмичное похлопывание ведущего в ладошки или счет.

3. "Кобра"
И. п. - лежа на животе, руки согнуты в предплечьях и вытянуты вперед, голова - между рук с опорой на лоб. На вдохе поднять голову, шею и верхнюю часть спины, "тянуть себя за макушку вверх". Предел подъема - окончание вдоха или напряжение в спине. Нижняя часть тела и плечи расслаблены. В высшей точке сделать плавные наклоны головой от плеча к плечу. Амплитуда наклонов маленькая! Вернуться в и. п. в той же последовательности: голова, шея, спина. Повторить упражнение 3 раза. Комментарий. Важно синхронизировать работу тела с дыханием и следить за плавностью выполнения движений. Упражнение активизирует работу мышц - разгибателей туловища, снимает напряжение с плечевого пояса, интегрирует шейно-тонические рефлексы, выстраивает позвоночный столб, а также дифференцирует ощущения верха и низа тела. Упражнение стимулирует парасимпатический отдел нервной системы, что способствует профилактике вегетативных проявлений.

4. Перекатывания
И. п. - лежа на спине, ноги вытянуты, руки согнуты в локтях. Повернуть голову в левую сторону и потянуться правой рукой влево. Можно поставить мягкую игрушку слева около головы, рука будет тянуться до игрушки. Начинать переворот, отрывая голову от пола и скручиваясь в районе пояса. Согнуть правую ногу в колене и выдвинуть ее вперед. Рукой и коленом коснуться пола и окончательно перевернуться на живот. Опора на обе руки. Перекатываться с живота на спину и наоборот. Повторить упражнение столько раз, сколько захочется.

Комментарий. Упражнение направлено на интеграцию и отработку рефлексов Ландау, Галанта, позволяет укрепить мышцы спины, способствует координации мышц - сгибателей и разгибателей, развивает волевое управление последовательностью движений, придает плавность движению в таких видах деятельности, как ходьба, бег, прыжки, катание на коньках и др., что, в свою очередь, делает эти виды деятельности эффективными и нетравматичными. Также упражнение помогает координации "рука - глаз". Внимание! Плохая координация в системе "рука - глаз" служит причиной медлительности и неуклюжести при выполнении ручной работы (застегивание одежды, вырезание ножницами и т. п.) и приеме пищи, пропусков слов при чтении, а также негативно влияет на освоение учебных навыков. При выполнении упражнения точно соблюдайте последовательность движений. Они должны быть медленными и плавными. Помогайте ребенку, прикасаясь к тем местам, которые должны последовательно включиться в движение.

5. "Сороконожка"
Одностороннее ползание на животе на одном месте.
И. п. - лежа на животе, опереться на согнутые в локтях руки; ноги чуть согнуты в коленях. Перенести вес тела на правую сторону и почувствовать натяжение мышц справа. Позвоночник выгибается в левую сторону, левая нога сгибается в колене и подтягивается вперед, левая рука вытягивается. Вернуться в и. п. То же самое - с правой стороны. Выполнять упражнение 1 минуту.

6. "Медвежата ползают"
Одностороннее ползание на четвереньках.
И. п. - стоя на четвереньках. Нужно выдвинуть левую ногу вперед, отталкиваясь стопой от пола. Ноги в коленях пружинят. Отталкиваясь левой рукой от пола, передвинуться вперед. То же самое проделать с правой стороны.

Примечание. Можно предложить ребенку игру: кто быстрее доползет до игрушки, передвигаясь таким образом.
Комментарий к упражнениям 5, 6. Упражнения направлены на дифференциацию пропре-оцептивных ощущений сторонности, что помогает формированию ощущения "право-лево" на уровне тела и впоследствии переносу данного ощущения на пространственный уровень, таким образом подготавливая детей к ориентации в пространстве листа книги и тетради. Также данные упражнения интегрируют спинальные двигательные автоматизмы, такие как рефлексы Галанта; способствуют отработке рефлекса Ландау, что позволяет овладеть не только «тонусом позы», но и более сложными движениями без лишнего мышечного напряжения.

7. "Ящерка"
Перекрестное ползание на животе на одном месте.
И. п. - лежа на животе. Повернуть голову вправо, правая рука согнута в локте вправо, левая нога согнута в колене влево. Вернуться в и. п.: голову держать прямо, руку и ногу опустить. Повернуть голову влево, левая рука согнута в локте влево, правая нога сгибается в колене вправо. Вернуться в и. п. Выполнять упражнение 1 минуту.

Примечание. Изучив технику, можно выполнять упражнение с продвижением вперед. При этом следует поощрять ребенка интересующим его зрительным или слуховым стимулом: поставить впереди игрушку или издавать звуки каким-либо предметом - благодаря этому активизируется ведущий канал восприятия и облегчается выполнение движения, т. к. происходит опора на первичный ресурс, на то, что уже возбуждает ориентировочный рефлекс и дает импульс к началу движения. При затруднении передвижения нужно дать ребенку возможность оттолкнуться от опоры ногами, например от плотно прижатой к стопе руки взрослого.

8. "Тигрята играют"
Перекрестное ползание на четвереньках.
И. п. - стоя на четвереньках с опорой на колени и предплечья. Выдвинуть левую ногу вперед и, отталкиваясь правым предплечьем от пола, передвинуться вперед. То же самое проделать противоположными рукой и ногой. Таким образом следует передвигаться как вперед, так и назад.

Комментарий к упражнениям 7, 8. Ползание - необходимый этап развития ребенка, когда при движении вперед одновременно работают диагональные рука и нога, а также происходит развитие координированной системы "рука - глаз". При перекрестном ползании происходит интеграция всех модально-специфических факторов развития ребенка с его двигательной системой. На основе ползания формируется походка и правильная осанка. Это упражнение улучшает межполушарное взаимодействие, что, в свою очередь, стимулирует интеллектуальное развитие. Ползание в разных направлениях, по разным покрытиям поверхностей (резиновые гимнастические или ворсистые коврики, линолеум), а также с огибанием препятствий стимулирует правильную работу вестибулярного аппарата и проприорецепторов.

9. "Лягушка"
И. п. - сидя на носочках, развести колени в стороны и поставить руки между ног чуть впереди, опереться на ладони. Перенести вес тела на руки и подтянуть ноги вперед. Перенести вес тела на ноги и передвинуть вперед руки. Передвигаться таким образом 1 минуту.

Комментарий. При выполнении упражнения происходит дифференциация верха и низа тела, развивается умение распределять вес с использованием разных точек опоры. В работу активно включаются мышцы - сгибатели и разгибатели верхних и нижних конечностей с переменной нагрузкой, а также мышцы спины, что помогает формированию правильной осанки.

10. "Брюшное дыхание"
И. п. - лежа на спине. Сделать вдох через нос. Выдох производится маленькими порциями через сжатые губы. Выдыхая, представить удерживаемую на весу над губами пушинку. Это подготовка к упражнению. Далее положить руки на живот. Сделать вдох через нос и надуть живот. Задержать дыхание на три секунды. Медленно выдыхать, при этом живот сдувается и немного втягивается. Задержать дыхание на 3 секунды и сделать вдох. Повторить упражнение не более 3 раз.

Комментарий. Дыхание во время выполнения упражнения должно быть ритмичным. Упражнение развивает диафрагмальное дыхание, улучшает дыхательный процесс, расслабляет центральную нервную систему, повышает уровень энергии, обогащая кровь кислородом, способствует гибкости и точности выполняемых движений. Улучшает речь, способствует ее связности и эмоциональности.

11. "С горки на горку"
И. п. - лежа на спине, руки в стороны перпендикулярно телу, ноги согнуты в коленях и стоят с опорой на стопы. На выдохе положить ноги на правый бок. Внешняя сторона правой стопы и внутренняя сторона левой должны соприкасаться с полом. Вернуться в и. п. Проделать то же самое в другую сторону. Повторить упражнение по 3 раза в каждую сторону.

Комментарий. Упражнение направлено на дифференциацию проприоцептивных ощущений сторонности, что помогает формированию ощущения право-лево на уровне тела и впоследствии переносу данного ощущения на пространственный уровень. Также данное упражнение интегрирует спинальные двигательные автоматизмы, такие как рефлексы Галанта; способствует отработке рефлекса Ландау, что позволяет не только овладеть «тонусом позы», но и более сложными движениями без лишнего мышечного напряжения. Особое внимание во время выполнения упражнения направлено на положение стопы, которое способствует мягкому растяжению мышц и сухожилий ног, увеличению подвижности в голеностопном суставе, что, в свою очередь, служит профилактикой плоскостопия и способствует укреплению свода стопы и эластичности мышц.

12. "Рокер"
И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять согнутые в коленях ноги. Описывать коленями горизонтальные восьмерки, делая круги справа и слева с пересечением в центре, при этом следить за коленями глазами. При затруднении в выполнении упражнения можно вращать ногами по кругу или из стороны в сторону.

Комментарий. Данное упражнение помогает координировать работу всех частей тела, равномерно распределять энергетическое обеспечение движений, вырабатывать их плавность, а также укрепляет мышцы нижних конечностей, снимает напряжение после длительного сидения. Включение в работу ягодичных мышц способствует их укреплению и стимуляции парасимпатических ядер вегетативной нервной системы, расположенных в крестцовой части спинного мозга, которые отвечают за иннервацию внутренних органов. Данное упражнение развивает бинокулярное зрение, расширяет поле зрения, способствует формированию периферического зрения и зрительно-вестибулярной координации.

13. "Качалочка"
И. п. - сидя на ягодицах, сгруппироваться и обхватить руками колени. В таком положении несколько раз перекатываться с ягодицы на ягодицу. Не размыкая замка из рук, мягко перекатиться на спину и несколько раз сделать перекаты на спине из стороны в сторону.

Комментарий. Упражнение помогает координировать работу всех частей тела, равномерно распределять энергетическое обеспечение движений, помогает вырабатывать их плавность. Способствует выносливости, укреплению крестцово-остистой группы мышц. Мягкие перекаты на спине позволяют снять излишний мышечный тонус в районе спины. Включение в работу ягодичных мышц способствует их укреплению и активации парасимпатических ядер вегетативной нервной системы, расположенных в крестцовой части спинного мозга, которые отвечают за иннервацию внутренних органов и органов головы.

14. Хождение на ягодицах
И. п. - сидя на ягодицах, колени согнуты и опираются на стопы, руки согнуты в локтях. Помогая себе перекрестным движением рук вперед, скручивая корпус вокруг живота, передвигаться вперед и назад на ягодицах (по 6 «шагов» в одном и другом направлении).
Примечание. При хорошем освоении упражнения можно менять темп и чередовать направления движения по команде.
Комментарий. При выполнении упражнения активизируются мышцы ягодиц и мышцы, отвечающие за поддержание позы. При скручивании корпуса вокруг живота происходит растяжение мышц боковой части туловища, что способствует повышению их эластичности и развивает гибкость. Отрабатываются шейно-тонические рефлексы, улучшаются межполушарные связи, регулируется волевое управление выполнением движения при смене темпа и направления.

15. Перекрестные шаги лежа
И. п. - лежа на спине, приподнять голову и, сложив руки в замок, придерживать затылок. Оторвать ноги от коврика. Производить движения, похожие на езду на велосипеде, соединяя локоть с противоположным коленом. Дыхание ритмичное, шейные мышцы расслаблены. При напряжении в шее опустить голову чуть ниже, можно положить ее на руки.

Комментарий. Упражнение координирует работу мышц - сгибателей и разгибателей туловища, а также нижних и верхних конечностей, что способствует формированию правильной осанки как в статике, так и в движении. В основе упражнения лежат контралатеральные схемы движений, формирующие рефлекс походки. Отработка контралатерального движения в позиции лежа помогает снять излишний мышечный тонус с плеч, формирует правильную осанку и оптимальный двигательный стереотип, учит ребенка перекрестному движению, опыт которого он может перенести в позицию стоя.Внимание! При затруднении в выполнении контралатеральных движений в позиции стоя следует обязательно отработать эти движения лежа или на четвереньках и далее интегрировать освоенный опыт в позицию стоя. Данное упражнение способствует латерализации полушарий и улучшению межполушарного взаимодействия.

16. "Тандем"
Упражнение выполняется в паре со взрослым.
И. п. - сидя на ягодицах. Стопы ног воспитателя и ребенка упираются друг в друга, руки опираются на пол для устойчивости. Воспитатель выпрямляет одну ногу, не сдвигаясь с места и не разрывая контакта со стопой ребенка, у ребенка эта нога сгибается. Вернуться в и. п. Таким же образом производить движения другой ногой. Примечание. Движения задаются попеременно то воспитателем, то ребенком. Упражнение можно выполнять, держа ноги на весу, а также - при условии хорошо скоординированного совместного движения - с закрытыми глазами.

Комментарий. При выполнении этого упражнения с закрытыми глазами усиливается воздействие на проприорецепторы. Стимулирование стопы приводит к активизации рефлекса походки, положительное воздействие оказывается на проприоцепторы стоп. Формируется ощущение согласованной работы по отталкиванию, но сохранению контакта, вырабатывается навык самостоятельно управлять движением и задавать темп, не разрывая контакта, а также умение следовать за движением другого, сохраняя контакт. Упражнение способствует формированию и удержанию внимания, регуляции приложенного усилия и устанавливанию контактных отношений.

17. "Пальчики-хватальчики"
И. п. - сидя на ягодицах. На вдохе одновременно согнуть пальчики рук, сжимая их в кулачки, и стоп. На выдохе разогнуть и растянуть.

Примечание. Для стимуляции проприорецепторов и регуляции мышечного напряжения дети могут брать в руки резиновые или тряпичные мячики. Необходимо обращать их внимание на полное отведение большого пальца рук при раскрытии ладоней.
Комментарии. Упражнение способствует отработке ладонного и подошвенного рефлексов, развивает силу пальцев кистей и стоп, способствует профилактике плоскостопия и формированию свода стопы. Отведение большого пальца рук необходимо, чтобы уменьшить тенденцию к сильному зажиму карандаша или ручки в кулачке при рисовании или письме. Чередование сжатия и раскрытия кисти приводит к волевой регуляции расслабления и точности при выполнении движений.

18. "Расслабление стопы"
И. п. - сидя на коврике или стуле, положить лодыжку одной ноги на колено другой. Поднять носок вверх на себя, опустить вниз, вращать стопу по часовой и против часовой стрелки. В каждом положении задерживаться на 5 секунд. Размять руками каждый пальчик ноги, внутреннюю и внешнюю поверхность стопы в направлении от пятки к носку. Кулачками мягко помассировать подошвенную часть стопы. Поменять ноги и проделать то же самое с другой стопой.

Комментарий. Упражнение способствует мягкому растяжению мышц и сухожилий ног, увеличению подвижности в голеностопном суставе, что, в свою очередь, служит профилактикой плоскостопия и способствует увеличению эластичности мышц. Самомассаж оказывает положительное воздействие на проприоцепторы стопы, биологически активные точки, находящиеся на внутренней поверхности стопы и связанные с внутренними органами, а также разогревает стопы, подготавливая их к последующей нагрузке, активизирует рефлекс походки. Выполнение данного упражнения снимает напряжение с ахиллесова сухожилия.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль