Фразеологизмы в коррекции психо-эмоциональной сферы учащихся

1322
Автор: Ишкина Гульнара Абдрахмановна, учитель начальных классов МКОШИ "Школа-интернат №3" (Астраханская область)


Воспитать в ребенке чувство слова – это не только научить его грамотно и интересно говорить, это формирование умения вдумываться в значение слова, раскрывать его смысл. Фразеологизмы обогащают речь учащихся, учат младших школьников понимать и анализировать отдельные языковые явления и факты, воспитывают внимание к своей и чужой речи. Это бесспорно. На мой взгляд, они также содействуют коррекции психо-эмоциальной сферы личности ребенка. Это объясняется тем, что фразеологизмы наделены оценочным значением и яркой эмоционально – экспрессивной окраской: шутливой, иронической, одобрительной, пренебрежительной, неодобрительной, ласкательной и т.д., поэтому работа над ними не только обогащает лексический запас учащихся, но и расширяет возможности выражения своих эмоций и чувств, а также помогает корректировать поведение ребенка.

Речь младшего школьника бедна устойчивыми словосочетаниями, дети не понимают иногда их значения, поэтому с первых дней начинаю объяснять смысл используемых фразеологизмов. Проводится большая работа по подбору отдельных слов-синонимов к сочетаниям слов: держать язык за зубами – молчать, один на один – наедине, сидеть сложа руки – бездельничать и других, наиболее распространенных в употреблении, которые часто использую в своей речи.

Работа ведется на самых различных уроках: знакомство с окружающим миром, чтение, математика, русский язык. Материалом для работы на уроке являются сказки, басни И.А. Крылова, тексты художественной литературы XIX – XX в., исторической и другой литературы, с которой так или иначе дети сталкиваются в ходе учебного процесса. Готовясь к урокам по фольклорным произведениям, стараюсь насытить их стихией устной речи, в том числе «крылатыми» выражениями. Они учат меткости и силе выражения, а также свежести, краткости, сочности речи, богатству и гибкости ее интонаций, "ведь в простоте слова – самая великая мудрость", как утверждал М.Горький.

Фразеологические обороты помогают отдельным словом обрисовать человека, дают эмоциональную оценку человеческим качествам, поступкам, самым разнообразным сторонам жизни: гусь лапчатый – ловкий, хитрый, изворотливый человек; гоняться за двумя зайцами – браться сразу за несколько дел; лить крокодиловы слезы; держать в ежовых рукавицах; жить как кошка с собакой; сильнее кошки зверя нет (иронич.). Как метко характеризуют они человека, заставляя задуматься младшего школьника над поступками и поведением окружающих!
Работа над фразеологизмами не является самоцелью (они не включены в программу начальной школы), исходит из встречающегося на уроках материала, вводится постепенно, усложняется от класса к классу.

Подбираю наиболее употребительные фразеологизмы, которые должны составить активный словарь учащегося:

  • крылатые слова, связанные происхождением со многими произведениями русской литературы, библеизмы, выражения, относящиеся к греко-римской мифологии (ахиллесова пята, муки тантала, умыть руки и т.п.);
  • фразеологизмы, заимствованные из старославянского языка (как зеницу ока, не от мира сего, притча во языцех);
  • подавляющее большинство – исконно русские фразеологизмы, возникшие преимущественно в результате метафорического переосмысления свободных словосочетаний (сматывать удочки, в мутной воде рыбу ловить, глаза разбегаются и т.д.).

Большая часть работы переносится на внеклассные занятия "Путешествия в страну слов" и пятиминутки на классных часах. Использую картотеку фразеологизмов с названием различных животных дважды (на уроке и внеклассной работе). Образцы для примера (на одной стороне карточки – рисунок собаки, на обратной стороне текст для контроля):

С собаками не сыщешь – не доищешься кого-либо или чего-либо.
Собак гонять – ходить, слоняться без дела, лодырничать.
Собаку съел – приобрел большой опыт, основательные знания в чем-либо, мастер своего дела.
На одной стороне карточки рисунок курицы, на другой текст:
Курам на смех (1) – совершенно бессмысленно.
Курам на смех (2) – совсем мало.
Писать как курица лапой – очень неразборчиво и неряшливо.
Мокрая курица – о человеке, имеющем жалкий, забитый вид (неодобрительно).
Носиться как курица с яйцом – уделять слишком много внимания, суетиться.
Денег куры не клюют – очень много денег у кого-либо.

С большим увлечением работают учащиеся во "фразеологическом зверинце". Ребята должны припомнить не менее двух фразеологических оборотов, связанных с названием изображенных на картинках зверей или птиц.

Дети не остаются равнодушными и к викторинам "Как вы понимаете выражение", с удовольствием подбирают синонимы – пояснения к устойчивым словосочетаниям.

Например, объясните смысл выражений: сломя голову, ветер в голове, человек с головой, как снег на голову, с больной головы на здоровую, вскружить голову, не сносить головы, голова идет кругом, морочить голову, отвечать головой, потерять голову. Или: золотые руки, не покладая рук, рукой подать, ходить руки в брюки, нечист на руку, подвернуться под руку, держать в руках, на руках носить, ухватиться обеими руками, руки не доходят, с рук на руки, рука об руку, руки чешутся, рукой не достанешь, руки опускаются, руки не отвалятся, рука не поднимется, рука набита, быть под рукой.

В выпускном классе время от времени провожу обобщающие минутки, например, "Полминутки для шутки". Художник, услышав устойчивое словосочетание, нарисовал к нему иллюстрацию. Ребята должны объяснить, правильно ли понял художник смысл выражения и какое значение на самом деле имеет тот или иной оборот (например, пуд соли съесть, с треском провалился).
Сочиняю небольшие рассказы, в которых объединяю фразеологизмы с опорным словом. Так мы путешествуем по разным странам: "Рукляндия", "Головай", "Носляндия", "Ушария".

В Cтране Рукляндия

Вступительное слово учителя. Мы с вами уже говорили о том, что фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой. Фразеологизмов, устойчивых словосочетаний, в русском языке очень много. Чтобы доказать это, не надо далеко ходить: посмотрите на свою руку и вспомните, какие устойчивые словосочетания с эти словом вы слышали (ребята перечисляют наиболее употребительные).
Молодцы. Мы сегодня будем путешествовать по Cтране Рукляндия, но хочу предупредить, что объехать ее нам с вами не удастся. Знаете почему? Потому что фразеологизмов со словом рука более пятидесяти. Один мальчик, побывавший в этой стране, отправил сестре письмо, в котором описал это событие. Сейчас я зачитаю отрывок, а вы на листочках запишите знакомые вам фразеологизмы.
Однажды учительница объявила, что желающие пойдут в поход на полянку Рукляндию. Ребята ухватились обеими руками за это предложение. Мы думали, что до неё рукой подать. Рука об руку вышли мы из школы. Нина Ивановна предупредила, чтобы мы всегда были под рукой. На привале ребята проявили себя вовсю: Серёжа прекрасно рубил сухие ветки для костра (не знаю, когда успел набить руку), золотые руки оказались у Коли, Вася ходил руки в брюки. Надо было сварить уху, а у Оли руки не дошли. Кое - кто сидел сложа руки. У старосты руки опустились, и она начала кричать на играющих в волейбол: "Не велика работа, руки не отвалятся". Но драки не было, хотя руки чесались. После этого похода Нина Ивановна носила на руках Колю и Серёжу, держала в руках Олю, подвернулся под руку Вася - она его поругала.
Затем идёт работа над выяснением значений фразеологизмов.

В Cтране Головай

Отвечаем головой
Человек с головой, Иван Иванович заранее подумал, как вскружить голову случайным знакомым. Он как снег на голову явился к ним перед новогодним праздником, принёс несколько сувениров, задал столько вопросов, обещал так много, так заморочил им голову, что у дедушки Фёдора голова пошла кругом, а бабушка Нина потеряла голову и подарила Ивану Ивановичу своё колечко. Только у внука Васи оказалась голова на плечах, он сломя голову побежал за мамой, потому что понял: не сносить ему головы, если Иван Иванович унесёт фамильную драгоценность.

Работа над значением выражений постепенно и плавно переходит в анализ поступков действующих лиц, ребята дают оценку описанным событиям, эмоционально выражают свое отношение к героям, ставят себя на их место. Занятия содействуют (избегая прямого воздействия) коррекции поведения учащихся; развитию их психических функций: внимания, памяти; умению анализировать; формированию умения выражать эмоции одним словом или оборотом.

Литература в помощь учителю:

  1. Потиха З.А. Тайны слова. Волгоград, 1966.
  2. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. Москва. "Просвещение", 1980.
  3. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Москва. "Художественная литература", 1966.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль