Рекомендации по созданию в начальной школе кабинета здоровья

3888

Одной из структур, осуществляющих реализацию программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении, может стать кабинет здоровья. О его функциях и особенностях организации рассказывает автор статьи.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования содержательный раздел основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП) определяет общее содержание начального общего образования и включает в т. ч. программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Настоящие рекомендации раскрывают организационно-методическую основу деятельности кабинета здоровья как структурного подразделения образовательного учреждения (далее - ОУ).Цель создания кабинета здоровья: содействие администрации и педагогическому коллективу ОУ в выполнении требований приказа Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106 "Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" и в реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которая является частью содержательного раздела ООП.Задачи кабинета здоровья:

  • содействие участникам образовательного процесса в формировании устойчивой мотивации к ведению здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма обучающихся ОУ;
  • организационно-методическая помощь педагогическим и медицинским работникам в разработке и реализации индивидуальных и коллективных программ оздоровления участников образовательного процесса;
  • организация комплексной медико-психолого-педагогической оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ.
  • Контроль деятельности кабинета здоровья осуществляет директор ОУ. Ответственность за деятельность кабинета здоровья по всем направлениям несет заместитель директора по УВР (или другой педагогический работник) в соответствии с его должностной инструкцией.

Оздоровительные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются в кабинете здоровья медицинскими работниками, педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, педагогами ОУ и другими специалистами в соответствии с их должностными обязанностями и/или на договорной основе.

Органы самоуправления ОУ в порядке, установленном Уставом ОУ, содействуют кабинету здоровья в организации и проведении оздоровительной и просветительно-воспитательной работы с обучающимися.

Медицинское обеспечение деятельности кабинета здоровья осуществляется в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189.

Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности кабинета здоровья осуществляет директор ОУ в пределах штатного расписания, фонда заработной платы, бюджетных и внебюджетных средств ОУ.

Опыт регионов, где в общеобразовательных школах начали функционировать кабинеты здоровья (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Тверская область и др.), показывает, что организационно-методическое пространство кабинета здоровья полезно разделить на следующие "зоны":

  • информационная или общая зона - в ней представлена разнообразная общая информация о ценности здоровья и необходимости соблюдения здорового и безопасного образа жизни. Обучающиеся и их родители (законные представители) могут расширить свои знания о здоровье, правилах здорового и безопасного образа жизни, получить сведения об общедоступных приемах оздоровления. В свободном открытом доступе здесь должна быть представлена самая различная информация. Также желательна возможность выхода в Интернет на соответствующие сайты;
  • зона педагогов может быть разбита по ступеням (уровням) образования на подзоны (например, начальная, основная, старшая) и должна содержать методические материалы для педагогов ОУ;
  • зона администрации и специалистов должна содержать нормативные, организационно-методические и аналитические материалы, необходимые администрации и специалистам ОУ (учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, тьюторы и т. п.);
  • зона работы с родителями (законными представителями) обучающихся, в которой должны быть представлены организационно-методические и информационные материалы для работы с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся и формирования у них здорового и безопасного образа жизни, предупреждения отклонений в личностном развитии; материалы для организации методическо-кон-сультативной и психологической поддержки родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и родителей-опекунов. Важной составляющей работы с родителями может стать интерактивное сетевое взаимодействие с ними с помощью сайтов классов (учебных групп и т. п.), сайтов педагогов и т. д., а также организация "телефона доверия";
  • индивидуальная зона, которая должна содержать уголок отдыха (релаксации), где обучающиеся могут поиграть в настольные игры, посмотреть телевизор, кассеты и диски; принять участие в релаксационной "минутке".

Перечислим основные направления деятельности кабинета здоровья ОУ. Обеспечение целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  • информационно-методическое обеспечение преемственности и непрерывности обучения здоровому и безопасному образу жизни на различных ступенях (уровнях) образования;
  • организационно-методическое содействие администрации и педагогам в оказании психолого-педагогической и медико-социальной поддержки различным группам обучающихся (воспитанников);
  • организация мониторинга сформированности у обучающихся ценности здоровья и установок на здоровый и безопасный образ жизни;
  • обеспечение системности и актуальности информирования всех участников образовательного процесса (с использованием информационного оборудования: стендов, уголков здоровья, радиовещания и т. п.) о необходимости ведения здорового и безопасного образа жизни;
  • информационно-методическая поддержка деятельности специалистов (медицинские работники, учителя физической культуры, учителя-логопеды, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, тьюторы), обеспечивающих проведение оздоровительной работы с обучающимися;
  • содействие администрации в повышении личностной компетентности педагогов ОУ в области культуры здорового и безопасного образа жизни (наличие знаний и умений по вопросам использования здоровьесбе-регающих методов и технологий, здоровьесберегающий стиль общения, индивидуальный образ жизни и наличие ответственного отношения к собственному здоровью).

Обеспечение рациональной здоровьесберегающей организации образовательного процесса:

  • информационно-методическая поддержка педагогов ОУ по вопросам разработки программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни как части содержательного раздела ООП;
  • организационно-методическое обеспечение реализации программ внеурочной деятельности, ориентированных на формирование у детей ценности здоровья и культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • организация и информационно-методическая поддержка проектов (целевой программы, программ экспериментальной работы) спортивно-оздоровительной направленности;
  • информационно-методическое обеспечение использования педагогами ОУ в образовательном процессе здоровьесберегающих приемов, методов, форм, технологий;
  • информационно-методическая помощь педагогам ОУ в организации образовательного процесса с учетом индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей развития обучающихся, в т. ч. организационно-методическое обеспечение ведения педагогами паспортов здоровья обучающихся;
  • информационное и организационное содействие администрации ОУ в обеспечении благоприятных психологических условий образовательной среды (демократичность и оптимальная интенсивность образовательного процесса, благоприятный эмоционально-психологический климат, информационно-методическое содействие педагогам ОУ в формировании у обучающихся адекватной самооценки и познавательной мотивации).

Содействие эффективной организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в ОУ:

  • информационно-методическая помощь учителям физической культуры ОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми всех групп здоровья и в организации занятий лечебной физкультурой в соответствии с медицинскими показаниями по результатам медицинского профилактического осмотра;
  • содействие администрации ОУ в контроле организации педагогами ОУ выполнения обучающимися комплекса упражнений во время регламентированных перерывов для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии;
  • информационно-методическая помощь педагогам и контроль организации ими динамических пауз (динамических перемен), физкультминуток на уроках (занятиях);
  • содействие администрации ОУ в организации внеурочной деятельности обучающихся физкультурно-оздоровительной направленности;
  • организационно-методическая помощь педагогам в организации физкультурных и спортивных мероприятий с обучающимися (спартакиад, универсиад, олимпиад, соревнований, дней спорта, дней здоровья);
  • информационно-методическое обеспечение участия обучающихся в региональных (межрегиональных и всероссийских) физкультурных и спортивных мероприятиях, а также в творческих конкурсах и социальных акциях, посвященных формированию ценности здоровья, здорового и безопасного образа жизни.

Организация просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни:

  • организация взаимодействия ОУ с учреждениями физической культуры и спорта, туризма, культуры, здравоохранения, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, правоохранительными органами по проведению физкультурных и спортивных мероприятий, мероприятий по формированию здорового и безопасного образа жизни, занятий по профилактике вредных привычек;
  • организация взаимодействия ОУ с общественностью по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников, профилактики у них вредных привычек, формирования здорового и безопасного образа жизни;
  • создание в ОУ информационно-библиотечного центра (библиотеки, ме-диатеки) детской, научно-публицистической, научно-методической литературы, периодических изданий, информационных ресурсов по вопросам здоровья, здоровьесбережения, ведения здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом, организации подвижных игр, выбора оптимальной двигательной нагрузки;
  • периодическое обновление информации, посвященной проблемам сохранения здоровья, организации и ведения здорового и безопасного образа жизни, на различных информационных носителях, информационных стендах и/или на сайте ОУ;
  • организационно-методическое обеспечение плана методических мероприятий для педагогов по различным вопросам возрастной психологии и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье и безопасность обучающихся, здоровьесберегающих технологий в образовании.

Источник: www.menobr.ru, читайте полный текст статьи "Создание в начальной школе кабинета здоровья"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам таблицу «Меню-требование на выдачу продуктов питания».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль