Создание филиалов и представительств

18640
Каков порядок создания структурных подразделений образовательного учреждения?

Создание структурного подразделения образовательного учреждения требует совершения следующих действий.

  1. Принятие решения о его создании (по общему правилу, приказом директора, заведующего, однако может потребоваться согласование с учредителем, если подразделение требует отражения в уставе). Создание филиала, представительства требует согласовать создание филиала, представительства с учредителем учреждения (в случае если учреждение является автономным - рассмотрение данного вопроса наблюдательным советом и принятие решения учредителем).
  2. Создание филиала, представительства требует внесения изменений в устав учреждения, изменения документов контроля образования, регистрации новой редакции устава, подачи сведений о филиалах юридического лица. Создание иного территориально обособленного подразделения может потребовать внесения информации об адресе осуществления деятельности в устав.
  3. Разработка и утверждение положения о структурном подразделении. В случае филиала, представительства - публикация указанного положения в установленном порядке.
  4. Внесение в штатное расписание соответствующих должностей (разделов).
  5. Назначение на должность руководителя и заключение с ним трудового договора либо внесение изменений в имеющийся трудовой договор (в случае перевода с другой должности). При принятии такого решения - выдача ему доверенности на совершение тех или иных юридически значимых действий. Выдача доверенности руководителю филиала, представительства - в обязательном порядке.
  6. Решение вопросов об имуществе, используемом в деятельности обособленного подразделения, и оформлении этого имущества на раздельном учете.
  7. При необходимости формирование собственной сметы.
  8. Кадровое комплектование подразделения. Заключение договоров с вновь набираемыми сотрудниками либо внесение изменений в договоры в связи с переводом имеющихся работников. Может осуществляться как руководителем подразделения, если ему переданы такие полномочия по доверенности, так и руководителем учреждения.
  9. Сообщение в налоговый орган по месту регистрации о созданных обособленных подразделениях (в понимании налогового законодательства - фактически о создании стационарных рабочих мест). Постановка обособленных подразделений на учет в соответствующем налоговом органе. Постановка на учет в налоговых органах по месту нахождения филиала, представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц.
  10. Направление уведомлений в органы контроля за уплатой страховых взносов (например, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ).
  11. В случае необходимости оформление печатей, бланков, вывесок, совершение иных необходимых действий подобного рода.
  12. В случае необходимости - открытие счетов.
  13. Для ведения образовательной деятельности - прохождение необходимых лицензионных процедур.

Официальный источник:
• Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012)
• Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (ред. от 03.12.2011)
• Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 01.04.2012)
Чем филиал отличается от представительства?

Определение понятий "представительство" и "филиал" можно найти в Гражданском кодексе РФ.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в т. ч. функции представительства.

Таким образом, филиал и представительство различаются объемом возложенных на них функций. Представительство только представляет интересы юридического лица и не ведет никакой другой деятельности. Филиал же реализует образовательные программы в рамках государственного (муниципального) задания.
Каков порядок регистрации филиала образовательного учреждения? Может ли учредитель образовательного учреждения самостоятельно принять решение об открытии филиала?

Согласно п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ сведения о филиалах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (в уставе образовательного учреждения). В случае отсутствия в уставе нормы о том, что образовательное учреждение вправе создавать филиалы, сначала вносятся соответствующие изменения или дополнения в устав образовательного учреждения, которые утверждаются учредителем и регистрируются в налоговых органах, и только затем принимается положение о филиале.

Порядок принятия, согласования и утверждения, а также требования к структуре и форме положения о филиале образовательного учреждения определяются уставом и иными локальными актами учреждения в соответствии с законодательством РФ об образовании, правилами делопроизводства и требованиями учредителя.

Для государственной регистрации филиала образовательное учреждение представляет в налоговые органы:

  1. заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001);
  2. сведения о филиалах юридического лица (форма № Р11001 лист Г);
  3. документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.

Порядок государственной регистрации филиалов регламентируется Законом № 129-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439.

Учредитель образовательного учреждения вправе разрабатывать примерные (модельные) положения о филиале образовательного учреждения в качестве документа рекомендательного характера. Самостоятельно принимать решение об открытии филиала, принимать и утверждать положение о филиале приказом, постановлением или иным решением учредитель не полномочен.

Образовательное учреждение также не имеет полномочий самостоятельно, без согласования с учредителем открыть филиал или иное обособленное структурное подразделение. Таким образом, требуются согласованные действия образовательного учреждения и учредителя, поскольку их полномочия в этом вопросе
распределены.

Официальный источник
• Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011). П. 3 ст. 55
• Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ред. от 01.04.2012)
• Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 01.04.2012). Ст. 32
• Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (ред. от 09.03.2010). Форма № Р11001

Какие шаги должен предпринять заведующий детским садом для открытия филиала дошкольного учреждения?

Для открытия филиала дошкольного образовательного учреждения заведующий выполняет следующие шаги:

  1. Вносит изменения и (или) дополнения в устав дошкольного образовательного учреждения (при отсутствии в действующем уставе пункта о том, что учреждение вправе создать филиалы), которые утверждаются учредителем и регистрируются в регистрационном органе налоговой инспекции.
  2. Издает приказ о назначении на должность руководителя филиала дошкольного образовательного учреждения и оформляет с ним трудовой договор
  3. Согласовывает с учредителем и утверждает положение о филиале дошкольного образовательного учреждения.
  4. Выдает руководителю филиала доверенность на выполнение отдельных полномочий дошкольного образовательного учреждения.
  5. Оформляет печать филиала дошкольного образовательного учреждения, в случае необходимости - угловой штамп, бланки и другие средства индивидуализации.
  6. Оформляет лицензию для ведения образовательной деятельности.
  7. В течение одного месяца со дня регистрации в налоговой инспекции соответствующие уведомления направляет в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ.
  8. В случае необходимости открывает счета по месту нахождения филиала дошкольного образовательного учреждения.
  9. По представлению руководителя филиала утверждает штатное расписание работников филиала (руководитель филиала на основании доверенности вправе самостоятельно утверждать штатное расписание).

Создание необособленных структурных подразделений осуществляется по решению заведующего дошкольным образовательным учреждением и не требует совершения перечисленных выше действий.

Поскольку полномочие по определению структуры образовательной организации не перечислено в числе исключительных полномочий образовательного учреждения в ст. 32 Закона РФ "Об образовании", рекомендуется согласовать в любой форме структурные изменения с учредителем. Официальный источник Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 01.04.2012). Ст.32

Требует ли образовательная деятельность филиала учреждения получения лицензии? Нужно ли переоформлять лицензию в случае смены адреса осуществления образовательной деятельности?

Образовательная деятельность филиала учреждения требует получения лицензии (и в большинстве случаев для обеспечения конкурентоспособности - прохождения государственной аккредитации, однако для уровня дошкольного образования это не актуально).

Правила лицензирования образовательной деятельности устанавливаются Законом РФ "Об образовании". Документ, подтверждающий наличие лицензии, имеет приложение, являющееся его неотъемлемой частью. В приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности, сведения об образовательных программах (для профессиональных образовательных программ, программ профессиональной подготовки с указанием профессий, направлений подготовки (специальностей), квалификаций), а также иные сведения. По каждому филиалу образовательного учреждения, научной организации или иной организации оформляется отдельное приложение к документу, подтверждающему наличие лицензии, с указанием также наименования и места нахождения такого филиала.

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется лицензирующим органом в случае необходимости дополнения документа, подтверждающего наличие лицензии, сведениями о филиалах лицензиата и (или) об адресах мест осуществления образовательной деятельности, изменение места нахождения лицензиата.

Таким образом, адреса мест осуществления образовательной деятельности необходимы для получения лицензии образовательным учреждением. Смена адреса учреждением либо его обособленным подразделением будет влечь необходимость переоформления лицензии.

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется лицензирующим органом в т. ч. в следующих случаях:

  1. Необходимость дополнения документа, подтверждающего наличие лицензии, сведениями о филиалах лицензиата, и (или) об адресах мест осуществления образовательной деятельности, и (или) об образовательных программах, изменение места нахождения лицензиата.
  2. Изменение наименования места нахождения лицензиата, изменение наименования адреса места осуществления образовательной деятельности.
  3. Прекращение осуществления образовательной деятельности по адресу места ее осуществления.
  4. Нарушение лицензионных требований может повлечь негативные последствия для отдельного структурного подразделения (филиала, адреса осуществления образовательной деятельности).

В случае выявления нарушения лицензионных требований и условий лицензирующий орган выдает лицензиату и (или) его учредителю предписание об устранении выявленного нарушения. В случае неисполнения предписания лицензирующий орган возбуждает дело об административном правонарушении и приостанавливает действие лицензии полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности филиала лицензиата, места осуществления образовательной деятельности на срок, не превышающий шести месяцев.

Официальный источник
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 01.04.2012). Ст. 33.1

Может ли образовательное учреждение создавать иные обособленные структурные подразделения помимо филиала и представительства? Если да, то в чем заключаются различия между ними?

Есть неоднозначность в решении вопроса о том, могут ли вообще существовать иные, помимо филиала и представительства, обособленные подразделения. Более обоснованной представляется точка зрения, согласно которой обособленное структурное подразделение может и не быть филиалом или представительством.

Прямого запрета на создание иных обособленных структурных подразделений в законодательстве нет. Термин "обособленное структурное подразделение" используется наряду с терминами "филиал" и "представительство", что надо понимать как различие понятий. Кроме того, обособленное подразделение может не выполнять функций представления интересов юридического лица и соответственно не подпадать под определения филиала и представительства.

Ключевым отличием филиала и представительства от иных структурных подразделений является то, что они расположены вне места нахождения юридического лица.
Под местом нахождения можно понимать адрес юридического лица, указанный в уставе, и в этом случае называть филиалами все подразделения образовательного учреждения, которые работают по иным адресам. Можно же считать местом нахождения населенный пункт (город, поселок, деревню), где расположено юридическое лицо. В этом случае филиалом будет только такое подразделение, которое находится за рамками границ населенного пункта. Находящееся в том же пункте по другому адресу подразделение будет считаться обособленным, но не филиалом.

Согласно ст. 54 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется по месту его государственной регистрации. Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Статья 8 Закона № 129-ФЗ содержит следующую норму: государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа. Статья 5 этого же закона, определяя содержание государственных реестров, предлагает включать туда адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Таким образом, местом нахождения постоянно действующего исполни тельного органа признается конкретный адрес. Следовательно, любое подразделение, расположенное в ином месте, считается находящимся не по месту регистрации.

Вместе с тем существует мнение, что законодатель употребляет термины, которые надо трактовать буквально. Соответственно адрес требуется детализировать вплоть до улицы, дома, помещения (согласно правилам оказания услуг почтовой связи, определяющим реквизиты для указания адреса). Однако если бы законодатель понимал место нахождения юридического лица как точный адрес, то так и было бы написано в законе. В частности, филиал определялся бы как подразделение, находящееся по иному адресу. Таких формулировок в ГК РФ нет, говорится лишь о месте нахождения. При этом не детализируется, какие реквизиты необходимо указывать для его определения. Следовательно, понятие "место нахождения" можно трактовать различным образом, в т. ч. и как указание населенного пункта, в котором находится организация; с местом регистрации в городе, где зарегистрировано юридическое лицо. По этому пути пошла практика. В качестве филиалов и представительств рассматривают именно подразделения, расположенные в другой местности, т. е. находящиеся за пределами населенного пункта, в котором располагается головная организация. Подобную трактовку можно встретить и при рассмотрении вопросов регистрации для целей налогообложения, и при указании места работы в рамках трудовых правоотношений. Она представляется наиболее разумной.

Статья 55 ГК РФ устанавливает, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководитель представительства или филиала также назначается юридическим лицом. Его полномочия должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т. п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель.

При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, выясняют, имелись ли у руководителя на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные при наличии таких полномочий, считаются совершенными от имени юридического лица.
Необходимо также учитывать, что руководитель филиала, представительства вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных ст. 187 ГК РФ (т. е. также выдать доверенность).

Еще одним отличием филиалов и представительств от иных структурных подразделений является то, что они должны быть в обязательном порядке указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Соответственно, если создание иных структурных подразделений не требует от учреждения привлечения учредителя, то создание филиала или представительства в любом случае повлечет за собой необходимость согласовывать данный вопрос с учредителем. В противном случае внести необходимые изменения в устав будет невозможно.

Закон № 174-ФЗ отдельно подчеркивает, что к компетенции учредителя в области управления автономным учреждением относится рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов, об открытии и закрытии представительств. Кроме того, рассматривать данные предложения (поступившие от учредителя или руководителя) и давать по ним свои рекомендации должен наблюдательный совет автономного учреждения. Рекомендации даются большинством голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета. Учредитель автономного учреждения принимает решения после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета. Таким образом, руководитель выступает с предложением, которое должно быть рассмотрено наблюдательным советом и после рассмотрения его рекомендаций одобрено учредителем. Либо учредитель самостоятельно выходит с предложением о создании филиала, представительства.
По месту нахождения филиала и представительства может быть подан иск к организации. Это предусмотрено Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами РФ.

Согласно ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала, представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала, представительства. Судебное извещение, адресованное организации, может быть направлено по месту нахождения ее филиала или представительства, если они указаны в учредительных документах.

Согласно ст. 36 Арбитражного процессуального кодекса РФ иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства. При этом судебное извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по месту нахождения юридического лица. Если иск вытекает из деятельности филиала или представительства, то такое извещение направляется также по месту их нахождения, которое определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

В отношении других структурных подразделений такой возможности у контргагента не существует. Соответственно, выступая ответчиком по делу, учреждение может рассчитывать на ведение судебного процесса судом, располагающимся по месту собственного нахождения. Если же в спор вовлечены филиал и представительство, судебный процесс может проходить по их месту нахождения (что затруднительно для головной организации, которая зачастую осуществляет юридическое обеспечение деятельности филиалов и представительств).

И наконец, сведения о филиале и представительстве являются более доступными, чем сведения об иных структурных подразделениях. Согласно п. 3.3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность положения о своих филиалах, представительствах. Подобного требования в отношении иных структурных подразделений в законодательстве не имеется.

Официальный источник
• Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 08.12.2011). Ст. 36, 121
• Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 23.04.2012). Ст. 29, 113
• Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011). Ст. 54, 187
• Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (ред. от 06.11.2011). Ст. 9, 11
• Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ред. от 01.04.2012). Ст. 5, 8
• Федеральный закон от 12.01.1996№ 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 16.11.2011). П. 3.3 ст. 32
• Постановление пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". П. 20 "Образование".



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль