Наставничество в школе

7631

Школы каждый год встречают начинающих учителей, выпускников педагогических институтов. Освоиться в новой профессии непросто, и к счастью, еще встречаются такие педагоги-наставники, которые желают помочь молодому специалисту. Однако им приходится работать на собственном энтузиазме, поскольку наставничество постепенно уходит из школ. Тема старая как мир и вместе с тем вечная, всегда волнующая: это тема новых судеб, от которых зависит будущее.

Наставничество предполагает постоянный диалог между опытным педагогом и начинающим учителем. Организация наставничества носит поэтапный характер и включает формирование и развитие функциональных и личностных (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) компонентов деятельности преподавателя. В частности, выделяются три этападанной работы:

1. Адаптационный.Центральное звено в организации помощи молодому преподавателю - предварительная работа с ним. Нет надобности читать ему лекции, проводить теоретические занятия. У него еще свежи знания, полученные в институте. Молодой учитель нуждается в практических советах. Поэтому наставнику в первую очередь необходимо обратить внимание молодого специалиста на:

  • требования к организации учебного процесса; требования к ведению школьной документации;
  • формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга обучающихся.

На данном этапе в работе с молодым учителем участвуют представители администрации, руководители методических объединений, педагоги-наставники, педагог-психолог, методист, социальный педагог. Составляется план профессионального становления начинающего педагога (приложение 1), определяется круг его обязанностей и полномочий, проводится анкетирование (приложение 2), по результатам которого вырабатывается программа адаптации.

Для дальнейшей более эффективной работы начинающему специалисту предлагаются различные рекомендации и памятки (приложение 3), которые предварительно обсуждаются с педагогом-наставником, педагогом-психологом, методистом школы. В случае возникновения проблем в работе начинающего педагога и его ошибок в общении с обучающимися проводятся индивидуальные консультации с педагогом-психологом, во время которых разбирается каждый шаг молодого специалиста. На этом этапе педагог-психолог может использовать таблицу.

Возможные недостатки в работе начинающего педагога и пути их преодоления

Недостатки в работе молодого учителя

Реакция обучающихся на недостатки

Способы преодоления недостатков

1

2

3

Неумение поддерживать внимание школьников

Отсутствие дисциплины и работоспособности у обучающихся, они постоянно отвлекаются, шумят

Увлекательный рассказ. Активизация познавательного интереса школьников

Затруднение в распределении внимания между всеми обучающимися

Наличие аритмии в овладении знаниями

Прогнозирование информации с учетом вовлечения в поиск всех обучающихся. Правильная расстановка акцентов

Острая реакция на любые отклонения в поведении учащихся

Неприязненное отношение к учителю

Сочетание требовательности с доверием

Заигрывание перед школьниками, стремление понравиться

Безответственное поведение

Соблюдение меры в требованиях

Артистичность в поведении, неумение найти правильный тон в отношениях

Несерьезное, неуважительное отношение к учителю

Тщательная обдуманность поступков

Неумение контролировать внимание на главном, существенном

Отсутствие стремления к овладению информацией, потеря уверенности в учении

Систематическое нацеливание на отбор обязательной информации

Неумение соотносить существенную информацию с содержанием учебника

Ощущение постоянной перегрузки

Ориентация на овладение существенной, обязательной информацией по учебнику

Неустойчивый интерес к целям обучения и воспитания

Пассивное отношение к восприятию информации

Постоянное нацеливание на переосмысление главного

Игнорирование самостоятельной работы обучающихся

Потеря ответственности и целеустремленности

Чередование различных видов работы на уроке

Невыразительность речи, неумение правильно расставить акценты в процессе подачи информации

Безразличное отношение к информации учителя

Тщательное продумывание оттенков в голосе при изложении информации для ее лучшего осмысления

Неумение опираться на коллектив обучающихся

Пассивное поведение части обучающихся

Постоянная конкретизация заданий с учетом интересов и возможностей обучающихся

Недостаточное внимание к организации домашних заданий

Потеря ответственности в выполнении установки педагога

Периодическая целенаправленная проверка осмысления обучающимися заданий учителя

Механическое перенесение чужого опыта в свою работу

Потеря внимания и интереса, пассивное присутствие на уроке

Творческое переосмысление методов обучения соответственно складывающейся ситуации

Внимание сосредоточено лишь на отвечающем ученике

Отсутствие внимания, скука

Сочетание индивидуальной и фронтальной работы, акцент на ввод всех обучающихся в деятельностное состояние

Невнимательное выслушивание опрашиваемого ученика, несвоевременное вмешательство в ответ, постоянное подталкивание или одергивание

Нервозное состояние отвечающего ученика

Внимание к логически законченной информации (вербальное, средствами акцентирования на главном, составление плана)

Недооценка или переоценка познавательных возможностей обучающихся

Притупление интереса к учебе

Творческий подход к заданиям (их усложнение или временное облегчение)

Отсутствие индивидуального подхода к обучающимся

Потеря уверенности в знаниях

Умелое и своевременное поощрение интересов обучающихся; мотивирование к интеллектуальному росту

Формальное внимание к развитию познавательных способностей обучающихся

Замедление интеллектуального развития обучающихся, притупление интереса к учебе, преодоление трудностей

Стимулирование творческой активности

Нерациональное распределение времени на уроке

Отсутствие системы в работе, неустойчивый ориентир в учебе

Дозировка времени на уроке в соответствии с его целями (при опросе, изложении нового, закреплении)

2. Основной, проектировочный. Проводится работа над темой самообразования, осуществляется планирование методической работы, вырабатывается индивидуальный стиль деятельности, начинается оформление портфолио. Разрабатывается и организуется программа адаптации, осуществляется корректировка профессиональных умений молодого учителя, педагог-наставник и педагог-психолог помогают выстроить собственную программу самосовершенствования.

3. Контрольно-оценочный. На этом этапе ярко проявляется педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых уроков, развитие творческого потенциала молодых учителей, участие в инновационной деятельности. Наставник проверяет уровень профессиональной компетенции молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Большое внимание следует уделить вопросам педагогической этики и развития педагогической техники. Молодого учителя, не имеющие опыта работы с детьми, часто бывают прямолинейны, легко возбуждаются, кричат, угрожают: "Последний раз тебе говорю", "Марш из класса!", "Без родителей не приходи" и т. д. Дети отвечают неприязнью, стараются задеть учителя, возникает так называемый эмоциональный барьер, мешающий нормальной работе. Нелегко научиться искусству первой реакции, общению с учениками, терпению. При любых обстоятельствах преподаватель не должен повышать голос, терять лицо.

Успех молодого учителя нередко зависит от "пустяков" - одежды, голоса, жестов, случайных замечаний. Как очень удачно сказал А.С. Макаренко: "Для меня... такие "пустяки" стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть".

Подготовки, полученной в вузе, недостаточно для формирования мастерства. К нему приходят только путем самообразования и творческих поисков. Поддержать учителя в самый ответственный период его становления должны руководители школы. От них в значительной степени зависит, каким он будет.

Приложение 1. План профессионального становления молодого специалиста

Месяц

Содержание работы

Ответственные

Сентябрь

Час общения «Расскажи о себе»

Администрация школы

Знакомство молодых специалистов с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, уставом

Директор школы

Закрепление наставников

Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации образовательного процесса

Руководители методических объединений

Изучение нормативной правовой документации по правам и льготам молодых специалистов

Зам. директора по УВР, председатель профкома

Ознакомление с требованиями оформления классного

Зам. директора по УВР журнала, журналов факультативных и кружковых занятий

Октябрь

Круглый стол «Основные проблемы молодого учителя»

Зам. директора по УВР

Практикум по разработке тематических поурочных планов и планов воспитательной работы

Педагоги-наставники

Практическое занятие «Как работать с тетрадями и дневниками обучающихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей»

Зам. директора по УВР, педагоги-наставники

Час психолога «Как быстрее адаптироваться в школе»

Педагог-психолог

Ноябрь

Консультация «Проектировочная деятельность классного

Зам. директора по УВР, руководителя и планирование воспитательной работы» педагоги-наставники

Практикум «Методика проведения внеклассных меро- Педагог-психолог,
приятий и праздников»     | зам. директора по УВР

Декабрь

• Консультация «Современный урок: структура и конструирование»

Зам. директора по УВР

• Практикум «Анализ урока. Виды анализа». Посещение уроков наставников и их структурный анализ

Педагоги-наставники

Январь

• Семинар-практикум «Эффективность урока - результат организации активной деятельности обучающихся»

Зам. директора по УВР

• Мастер-классы «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»

Педагоги-наставники

Февраль

• Посещение уроков молодых специалистов

Педагоги-наставники

• Практикум «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока»

Зам. директора по УВР, педагог-психолог

• Обзор периодической педагогической печати

Зав. школьной библиотекой

Март

• Практическое занятие «Организация индивидуальной работы с обучающимися» (посещение уроков молодых учителей, самоанализ уроков)

Зам. директора по УВР, педагоги-наставники

• Час психолога «Проблемы дисциплины на уроках» (практикум по решению педагогических ситуаций)

Педагог-психолог

Апрель

• Практикум «Содержание, формы и методы работы педагога с родителями»

Зам. директора по УВР, педагог-психолог

• Час психолога «Основные проблемы начинающего педагога в период адаптации в школе. Вопрос - ответ»

Педагог-психолог

Май

Подведение итогов работы «Школы молодого учителя», семинар или аукцион педагогических идей, методическая выставка достижений молодого учителя

Администрация,

педагоги-наставники,

педагог-психолог

Приложение 2.  Анкета молодого специалиста

Уважаемый коллега! Заполните, пожалуйста, анкету.
Ф.И.О.
Дата

  1. Почему Вы выбрали профессию педагога? Чем она для Вас привлекательна?
  2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
  3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
  4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
  5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
  6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
  7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы педагогом?
  8. Что Вас привлекает в работе коллектива
  • новизна деятельности;
  • условия работы;
  • возможность экспериментирования;
  • пример и влияние коллег и руководителя;
  • организация труда;
  • доверие;
  • возможность профессионального роста.


Памятка для молодого учителя

  1. В кабинет приходите немного раньше звонка, убедитесь, что все готово к уроку, мебель хорошо расставлена, доска чистая, имеются ТСО и наглядные пособия. Войдите в класс последним. Добейтесь, чтобы все обучающиеся приветствовали вас организованно. Осмотрите весь класс, особенно ребят, которые вызывают у вас проблемы в работе. Обратите внимание обучающихся на привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше времени.
  2. На поиски страницы вашего предмета в классном журнале тратьте как можно меньше времени, это лучше приготовить на перемене.
  3. Урок начинайте бодро, энергично, позитивно. Не задавайте первым вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - обучающиеся начинают думать, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Урок ведите так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
  4. Обучающихся необходимо увлекать интересным материалом, созданием проблемных ситуаций, стимулировать их умственное напряжение. Темп урока необходимо постоянно контролировать, помогать отстающим, чтобы они смогли поверить в свои силы, дабы сохранять набранный темп урока. Держите в поле зрения весь класс и более всего тех, у кого внимание неустойчивое, кто часто отвлекается. Ненавязчиво предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
  5. Просьбы и вопросы к тем обучающимся, которые часто занимаются на уроке посторонними делами, помогут вам вернуть их к теме работы.
  6. Оценивая знания, мотивируйте своих учеников, придавайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
  7. Урок заканчивайте общей оценкой класса и отдельных учащихся. Каждому ребенку приятно испытывать удовлетворение от хороших результатов своего
  8. труда. Нужно особо отметить положительные моменты в работе недисциплинированных ребят, но не следует делать это слишком часто и лишь за малые усилия детей.
  9. Урок всегда нужно прекращать со звонком. Дежурным первое время необходимо постоянно напоминать об их обязанностях.
  10. Первое время постарайтесь воздерживаться от излишних замечаний.
  11. В ситуациях недисциплинированности обучающихся, старайтесь обходиться без помощи других, более авторитетных педагогов. Помните: налаживание дисциплины с помощью чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу, найдите свой "ключ" к ученикам.

Памятка для наставника

  1. Вместе проанализируйте учебные программы и пояснительные записки к ним.
  2. Составьте совместно тематический план, обратите особое внимание на подбор материала для повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.
  3. Оказывайте помощь при подготовке к урокам, особенно первым, к первой встрече с обучающимися. Трудные темы разрабатывайте совместно. В своем классе постарайтесь изучать материал с опережением на 2-3 урока с тем, чтобы дать молодому учителю возможность раскрыть наиболее сложные темы.
  4. Готовьте и подбирайте дидактический материал совместно, а также отбирайте вместе наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.
  5. Посещайте уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашайте его на свои уроки, совместно их обсуждайте.
  6. Помогите в подборе методической литературы для самообразования.
  7. Без назидания, доброжелательно, делитесь опытом, демонстрируя свою работу.
  8. Своевременно, терпеливо и настойчиво помогайте, никогда не забывайте отмечать успехи в работе.
  9. Помогите молодому педагогу научиться не копировать готовый материал, не надеяться на имеющиеся разработки, а накапливать собственный педагогический опыт.

Источник: www.menobr.ru

Наставничество в школе



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль