Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений

13642

Человек и природа - одно целое. Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбрать до донышка. К сожалению, сегодня все чаще говорят об  ухудшении экологического состояния нашей планеты. Природа все настойчивее требует бережного и внимательного к себе отношения. Поэтому охрана окружающей среды является проблемой века. Одним из шагов на пути к ее решению может стать экологическое воспитание подрастающего поколения.

Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Прививать детям любовь к природе необходимо с самого раннего возраста. Дошкольники восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же научить их беречь и охранять природу, все живое, что нас окружает?

В.А. Сухомлинский предлагал вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем, а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Уже в младшем дошкольном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, миром растений, а также в его поведении на природе. Благодаря этому появляется возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активности в решении некоторых экологических проблем. Кроме того, ребенок учится видеть красоту окружающего мира, слышать удивительное звучание природы, получает бесценный опыт взаимодействия и общения с природным окружением. Таким образом, восхищение красотой природы, ее охрана, углубление и систематизация знаний о ней - неразрывные звенья в цепи экологического воспитания дошкольников.

Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы формирования интереса и бережного отношения к миру природы у детей дошкольного возраста. В настоящее время немало исследований в дошкольной педагогике посвящено данной проблеме. Раздел экологического воспитания включен в каждую комплексную программу. Более 20 парциальных программ посвящено этой проблеме: "Юный эколог" С.Н.Николаевой; "Паутинка" Ж.Л.Васякиной-Новиковой; "Мы" Н.Н.Кондратьевой, Т.А.Марковой и др.
Вместе с тем в педагогической науке недостаточно раскрыта другая не менее актуальная проблема формирования интереса и бережного отношения к миру растений у младших дошкольников. Поэтому не случайно данная тема была выбрана педагогами младшей группы МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 464 "Лукоморье" для изучения и углубленной работы с детьми.
Работа с детьми в ДОУ в рамках экологического воспитания строится на основе программ и разработок следующих авторов: Н.Ф. Виноградова, О.А. Воронкевич, А.И. Иванова, Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова, С.Н.Николаева, Н.А. Рыжова, И.А. Хайдурова и др. - Примеч. авт.

С учетом того, что семья - основная среда формирования личности, было сделано предположение, что работа педагогов по формированию у детей интереса и бережного отношения к миру растений окажется успешной только в том случае, если родители воспитанников станут постоянными участниками всех видов детской деятельности и форм организации экологического воспитания в ДОУ.

Исходя из основной цели работы педагогов - формирование интереса и бережного отношения к миру растений у детей младшего дошкольного возраста - были сформулированы следующие задачи:

  • передача детям знаний о представителях растительного мира, их строении, потребностях, разъяснение их отличительных признаков, значения в природе и жизни человека;
  • формирование трудовых навыков по уходу за растениями;
  • навыков правильного поведения на природе: эмоционально откликаться, сопереживать всему живому, переживать радость, удивление, восхищение от общения с растениями, не причинять им вред;
  • развитие наблюдательности, устойчивого познавательного интереса к миру растений, его красоте и многообразию.

Работа педагогов с детьми была условно разделена на пять основных этапов.

Целью первого этапа стало выявление уровня знаний и развития интереса к миру растений у детей младшего дошкольного возраста. Как показала диагностика воспитанников в период изучения проблемы, у 64% детей младшей группы ДОУ был низкий уровень знаний о растительном мире, у большинства дошкольников отсутствовали бережное отношение к природе и знания о ее охране.
Во многом это объясняется тем, что в семьях уделяется недостаточное внимание развитию у детей интереса и бережного отношения к природе, в частности к миру растений, потому как у родителей сложилось определенное мировоззрение, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, интерес современной семьи в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка. Разрыв между требованиями к ребенку в дошкольном учреждении и требованиями родителей существенно снижает эффективность экологического образования, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков.

В связи с этим задачами второго этапа работы стали:

  • обогащение представлений детей о мире растений, условиях их роста и развития (каждому
  • растению необходимы почва, вода и тепло), обучение умению различать характерные признаки растений;
  • формирование навыков обобщающего понятия по теме;
  • развитие речи, внимания, памяти, творческих способностей (умение жестом, мимикой передать то или иное состояние растения);
  • развитие познавательного интереса к живой природе, эмоциональной отзывчивости и любознательности;
  • воспитание бережного отношения к природе.
  • Для решения поставленных задач использовались различные формы и методы работы: непосредственно образовательная деятельность, беседы ("Деревья, кусты, цветы - какие они?", "Кому нужны растения", "Как мы отдыхаем на природе", "Зеленый наряд Земли", "Как готовятся растения к зиме" и др.), чтение художественной литературы ("Как появились цветы на Земле" Т.И. Поповой, "Маленькие путешественницы", "Стихи и сказки о родной природе" Т.А. Шорыгиной, "Весенний наряд" Г. Скребицко-го и др.), дидактические игры ("Четвертый лишний", "Что есть у растения", "Лес и луг", "С какого дерева листок", "Когда это бывает", "Назови одним словом" и др.), минутки тишины, этюды ("Ветерок играет с деревцем", "Просыпаются цветы", "Березонька", "Могучий дуб", "Я покажу, а ты угадай" и т. д.), наблюдения в ходе прогулок.

Для определения уровня знаний детей использовалась примерная диагностика педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении по экологическому воспитанию из учебного пособия "Мир природы и ребенок: методика экологического воспитания дошкольников" (под ред. Л.М. Маневцовой и П.Г. Саморуковой); для выявления отношения к природным объектам - диагностика из программы экологического образования детей "Мы" Н.Н. Кондратьевой. - Примеч. авт.

Следует отметить, что на данном этапе родители проявили активность, в частности оказывали помощь в изготовлении дидактических игр, подборе иллюстраций и литературы.

Задачами третьего этапа стали:

  • расширение и уточнение знаний детей о растениях, их внешнем виде, строении и особенностях состояния в разные сезоны;
  • формирование представлений о значении растений в природе и жизни человека;
  • расширение и активизация словаря по теме;
  • воспитание доброжелательности, отзывчивости и интереса к миру растений, бережного отношения к природе.

Для успешного решения поставленных задач использовались следующие формы и методы работы: проведение опытов и экспериментов, в ходе которых дошкольники могли увидеть, как растение пьет воду, что сначала появляется из семени. Опыты и эксперименты не только способствовали развитию у детей познавательной активности, но и воспитывали доброжелательное отношение к живой природе. Демонстрация моделей и работа с ними помогла дошкольникам научиться выделять существенные признаки представителей растительного мира, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Особенно запомнились детям экскурсии в парковую зону совместно с родителями. Закреплять полученные знания лучше всего на практике, в повседневной жизни, поэтому задачи четвертого этапа заключались в следующем:

  • уточнение знаний дошкольников о мире растений в процессе дидактических игр;
  • формирование трудовых навыков по уходу за растениями в ходе элементарной совместной трудовой деятельности;
  • развитие речи, памяти и внимания; формирование навыков правильного поведения на природе;
  • воспитание бережного отношения и устойчивого интереса к миру растений, его красоте и многообразию.

Для решения поставленных задач была организована элементарная совместная трудовая деятельность, проводились дидактические игры ("Наряди деревце", "Больничка для растений", "Четвертый лишний", "Зеленая аптека" и др.), игры-драматизации ("Как поссорились растения", "Дерево, цветок
и кустик", "Цветочная полянка", "Одуванчик" и др.).

Закреплялись практические навыки также путем приобщения детей к посильному труду и знакомства с работой взрослых на огороде, расположенном на территории ДОУ, где группа имеет свою грядку. Здесь дошкольники совместно с воспитателем и родителями получают практические навыки ухода за растениями (полив, уборка листвы, посадка), наблюдают за их ростом. Большое значение в решении задач экологического воспитания имеет предметно-развивающая среда групповой комнаты, которую создали педагоги совместно с родителями воспитанников. Так,например, комнатными растениями был пополнен уголок природы, сделаны модели для ознакомления воспитанников с миром растений, подобраны дидактические игры, иллюстрации по теме "Растения", изготовлены альбомы: "Первоцветы", "Красная книга растений", "Буду делать хорошо и не буду плохо".

Большое значение в решении задач экологического воспитания имеет предметно-развивающая среда групповой комнаты, которую создали педагоги совместно с родителями воспитанников. Так, природного материала дети с удовольствием мастерили оригинальные поделки.

В уголок книги были приобретены детские энциклопедии о природе, подобран большой литературный материал о растениях (стихи, рассказы, поговорки, сказки), изготовлен альбом загадок о растениях.

Для физкультурного уголка подобрали новое спортивное оборудование природной тематики (дубочек в качестве оборудования для метания, желуди для упражнений в равновесии, кегли в виде цветов для ходьбы и бега змейкой).

Соответствующие атрибуты появились в музыкальном уголке: веночки, листья, цветы, маски, шапочки для исполнения танцев и аудиозаписи с музыкой и песнями о природе.

Все пособия включались в предметно-развивающую среду по мере усвоения детьми программного материала.

Важно отметить, что работа по формированию интереса и бережного отношения к миру растений строилась в тесном взаимодействии со специалистами ДОУ. Совместно с педагогом-психологом проводилась педагогическая диагностика уровня знаний и развития интереса к миру растений у детей младшей группы. Вместе с инструктором по физической культуре дошкольники закрепляли знания о представителях растительного мира в подвижных играх и физических упражнениях.

Особая роль при ознакомлении детей с миром растений была отведена музыке. На музыкальных занятиях воспитанники с удовольствием слушали произведения о природе, передавали образы растений в музыкально-ритмических танцевальных движениях и психологических этюдах. Формированию у дошкольников интереса и бережного отношения к миру растений способствует также ежегодно организуемая музыкальным руководителем совместно с воспитателями и родителями воспитанников Неделя театра, в рамках которой дети показывают тематические постановки. В качестве примера в приложении представлен сценарий музыкально-экологической сказки "Одуванчик".

Полученные знания о представителях растительного мира дошкольники выражали в художественно-творческой деятельности. Так, следуя основному методическому принципу - одухотворение природных явлений, специалист по изобразительной деятельности помогал детям представить мир в виде образов. Дошкольники учились наделять образными характеристиками объекты природы, которые они видят (цветы, деревья, травы), отображая их чувства и настроение в рисунках: "Волшебный цветочек", "Веселые листочки", "Носит одуванчик желтый сарафанчик", "Зеленая красавица", "Кисть рябинки", "Деревце на нашем участке", "Кто под кустиком сидит". Детские работы, выполненные в разнообразной технике, в том числе и нетрадиционной, свидетельствовали не столько о развитии художественно-творческих способностей детей, сколько о сформированности у них знаний и интереса к миру растений.

Знакомство дошкольников с миром растений проходило и на занятиях со специалистом по художественно-ручному труду. В таких работах, как "Золотой луг", "И расцвел подснежник", "Белые горошки на зеленой ножке", "Кустик сирени", воспитанники отображали представителей растительного мира и свои знания о них. На протяжении всей работы по формированию интереса и бережного отношения к миру растений особое внимание уделялось индивидуальной форме работы с детьми. После каждого вида детской деятельности специалисты рекомендовали воспитателю, с кем из дошкольников и что именно нужно закрепить или повторить. Таким образом, обеспечивалась не только интеграция деятельности педагогов и специалистов ДОУ, но и индивидуальный подход в работе с дошкольниками.

С целью просвещения родителей по вопросам формирования у детей интереса и бережного отношения к миру растений, а также вовлечения их в образовательный процесс использовались следующие формы взаимодействия:

  • анкетирование;
  • консультации;
  • участие в природоохранных акциях, экологических праздниках: "Сохраним ель - красавицу леса", "Берегите первоцветы", "Березонька", "Мы -друзья природы" (неделя добрых дел ко дню Земли); конкурсах: "Вырастим цветок для группы", "Осенняя фантазия", "Весеннее настроение"; фотоконкурсе: "Дети - цветы нашей жизни"; "Как прекрасен этот мир, посмотри";
  • показ экологической сказки "Одуванчик";
  • совместные экскурсии в Сормовский парк, Дубраву;
  • работа в огороде и участие в озеленении участка (посадка деревьев, оформление цветочных клумб). Результатом совместной работы с родителями
  • явилось не столько повышение уровня экологических знаний дошкольников и поддержание их интереса к миру растений, сколько осознание родителями важности формирования данных знаний у детей.

На пятом, заключительном этапе работы проводилась повторная педагогическая диагностика, в результате которой у 63% детей был выявлен высокий уровень знаний о растительном мире, а у 37% - средний. Воспитанников с низким уровнем выявлено не было. У 65% детей (высокий уровень) и 35% детей (средний уровень) развился интерес к миру растений.

Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать следующие выводы:

  • воспитанники ДОУ значительно расширили свои знания о представителях растительного мира, которые они демонстрируют в разных видах детской деятельности;
  • дети освоили элементарные навыки ухода за растениями;
  • у них появилось желание общаться с природой;
  • значительно повысился интерес детей к миру растений, сформировалось осознанное правильное отношение к объектам живой природы, в частности к растениям.

Таким образом, организованное взаимодействие воспитателей группы со специалистами ДОУ, грамотно выстроенная работа с детьми по формированию у них интереса и бережного отношения к миру растений, плодотворное сотрудничество с родителями не только способствовали упорядочению знаний и умений воспитанников по данной теме, но и позволили сделать их целенаправленными в решении поставленных задач экологического воспитания и развития личности каждого ребенка.

Приложение

Сценарий музыкально-экологической сказки "Одуванчик" для детей младшего дошкольного возраста.

Цель: привлечение внимания взрослых и детей к экологическим проблемам.
Задачи:

  • формирование у детей познавательного интереса к миру растений;
  • расширение кругозора;
  • развитие у воспитанников творческих способностей;
  • воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: маски: бабочки (3 шт.), пчелки (3 шт.), птицы (3 шт.), ежа (1 шт.), белочки (1 шт.), зайца (1 шт.), лисы (1 шт.), одуванчика (8 шт.), шапочка одуванчика (белая и желтая по 1 шт.), костюм елочек (2 шт.), костюм дуба (1 шт.), костюм солнышка (1 шт.), костюм тучки (1 шт.), мыльные пузыри (3 шт.), султанчик (1 шт.).

Действующие лица:
Ведущий - воспитатель
Елочки, Дуб, Ветер - родители воспитанников
Одуванчики, Еж, Белочка, Заяц, Лисичка, Пчелки, Бабочки, Птицы, Солнце, Тучка - дети младшей группы

Сценарий сказки разработан И.В. Волковой, воспитателем МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 464 "Лукоморье"». -Примеч. авт.

Ведущий:
Здравствуйте, дети! Здравствуйте, зрители, дорогие родители! На Земле живет много людей. И все мы хотим играть на цветущих полянах, дышать свежим воздухом, любоваться красотой природы. Но с каждым годом делать это становится все сложнее и сложнее. Виной тому - наше неправильное поведение. Если мы научимся беречь природу, не делать ей больно - она будет нас радовать долго-долго. Предлагаем вашему вниманию музыкально-экологическую сказку "Одуванчик".
(Под музыку "Одуванчик" И.Е. Поляковой,  музыкального руководителя ДОУ, на полянке "вырастает" одуванчик.)
На полянке, возле леса, вырос маленький желтый одуванчик. Каждый день он наблюдал за веселыми бабочками, трудолюбивыми пчелками, поющими птичками, елочками в зеленых юбочках и могучими дубами. И очень завидовал им. Одуванчик: У всех есть друзья, а я совсем один.
Ведущий: Одуванчик скучал, и день ото дня становился все печальнее и печальнее. В один солнечный денек на полянку забежал колючий ежик.
(Под музыку И.Е. Поляковой "Ежик" выбегает Ежик.)
Ежик: Что же мне подарить на день рождения своей подружке - рыжей белочке?
Ведущий: Вдруг ежик увидел одуванчик и сказал...
Ежик: Какой красивый цветок! Вот его я и подарю.
Ведущий: Ежик подошел к одуванчику и хотел его сорвать, но вдруг заметил на листочках прозрачные капельки.
Ежик: Ты плачешь?
Одуванчик: Как мне не плакать? У всех есть друзья, а я совсем один.
Ежик: Хочешь, я буду твоим другом? Пойдем со мной, я познакомлю тебя со своими друзьями!
Одуванчик: Спасибо, я очень хочу пойти с тобой!
Ведущий: Одуванчик улыбнулся и весело захлопал в зеленые ладоши, но тут же погрустнел.
Одуванчик: Я же не умею ходить...
Ежик: Не беда! Я сорву тебя и отнесу к своим друзьям.
Ведущий: Сказал это ежик, но передумал.
Ежик: Нет, тебе же будет больно. Лучше я приглашу своих друзей на полянку.
(Под музыку И.Е. Поляковой "Ежик и его друзья" Ежик убегает, затем возвращается с друзьями.)
Ведущий: Так у одуванчика появилось много друзей, и он уже совсем не грустил. День за днем пролетало время, цветок потихонечку подрастал. Летний теплый дождик его поливал, а солнышко помогало подниматься выше и выше. (Солнышко и Дождь исполняют танец под музыку И.Е. Поляковой "Дождик".)
Ведущий: Общаясь со своими новыми друзьями, одуванчик узнал много интересного о жизни лесных зверюшек. И они немало узнали о нем. Например, если одуванчик прячет свои желтые лепестки, значит, наступил вечер и пора возвращаться домой или вот-вот закапает дождь. А однажды, придя на полянку, звери не узнали своего друга. Белочка: Одуванчик, какая у тебя красивая воздушная шапочка!
Ведущий: Всем очень понравился новый наряд одуванчика, и стало так весело, что захотелось танцевать. Легкий летний ветерок, увидев танцующих зверюшек, тоже пустился в пляс и так развеселился, что сдул все пушинки с новой шапочки одуванчика.
(Во время танца зверюшек и ветерка под музыку И.Е.Поляковой родители пускают мыльные пузыри-пушинки. По окончании танца ветерок и зверюшки убегают.)
Одуванчик: Ой, а где же моя красивая шапочка? Как же я без нее?
Ведущий: Одуванчик очень расстроился, а мудрый дуб его успокоил.
Дуб: Не переживай, так всегда бывает:
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
(Е. Серова)
Ведущий: День за днем проходило лето. И вот однажды ясным солнечным днем ежик со своими друзьями пришел на полянку и совсем ее не узнал. Она вся была в желтых одуванчиках.
(На полянку выходят дети в масках одуванчиков.)
Одуванчик: Мне так радостно! Теперь у меня еще больше друзей. И полянка стала веселее и еще красивее!
Ежик: Как здорово, что я не сорвал тебя, Одуванчик! Если я сорву цветок,
Белочка: Если ты сорвешь цветок,
Лиса: Если все: и я, и ты,
Заяц: Если мы сорвем цветы -
Звери (вместе):
То окажутся пусты
И деревья, и кусты...
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты -
Если мы сорвем цветы...
(Т. Собакин)
Ведущий: Вот и подошла к концу наша сказка - сказка не простая, а экологическая. Ее персонажи показали нам, как стать природе другом. И как замечательно, что у нашей сказки счастливый конец! Теперь каждый из вас будет знать, как следует вести себя на природе, чтобы не навредить ей. Приглашаю всех гостей и участников мероприятия на полянку. Вместе веселее петь и танцевать!
(Дети и гости исполняют песню "Сбережем цветочек" И.Е. Поляковой.)



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль