Когда активность перестает быть проблемой

2011

От рождения все дети любознательны и активны. Благодаря этому они познают мир, учатся в нем жить. По мере своего развития, под влиянием родителей одни из них продолжают оставаться активными, другие же, наоборот, с определенного момента начинают "гаснуть" - становятся скучными, не проявляют интереса к жизни, предпочитают оставаться в стороне. Конечно же, большинство родителей хотят видеть своего ребенка энергичным, потому что активная жизненная позиция - за¬лог успеха. Однако у каждой медали есть две стороны: и пассивность, и активность могут как отрицательно, так и положительно влиять на человека. Счастливое будущее скорее зависит от того, насколько удалось сохранить баланс между ними.

Известно, что активность - свойство живого, способ поддержания или преобразования жизненно значимых связей с окружающим миром. Активность - реакция на внешние раздражители, но в отличие от неживых объектов (колесо тоже покатится, если его толкнуть), живые сами инициируют движения, задавая или "программируя" их.

Определим для начала, в каких случаях активность становится проблемой. В первую очередь тогда, когда она опасна для субъекта активности (например, когда ребенок выбегает на дорогу с оживленным движением) и/или для окружающих (в случаях агрессивных нападений и др.). Эта проблема решается довольно просто - через запреты и контроль (которые, впрочем, сами могут превратиться в проблему, если ими злоупотреблять).Активности может быть чересчур много, иногда она оказывается неуместной, порой импульсивность превышает осознанность и произвольность. Все это проявляется в случаях гиперактивности, конечно, если речь не идет о совсем маленьких детях, которым позволительно шуметь и хаотично передвигаться в пространстве. Гиперактивность по большому счету - проблема не столько для самих обладателей этого диагноза (известны случаи, когда из таких детей вырастали успешные и даже прославленные взрослые), сколько для окружающих. С этими детьми нелегко - только контроль и запреты в их случае не работают, требуются терпение и мудрость воспитателей.

Активность может обретать навязчивую форму - тогда человеку трудно ничего не делать, и он от этого страдает. Говоря о подобных людях, можно предположить, что в их случае сверхконтроль и запреты направлены в противоположную сторону, а именно - на отдых, расслабление и пассивность. Тогда разрешение на одноименные состояния и действия могут быть им на пользу. 

Помимо перечисленных, существуют случаи другого рода, когда активность представляет собой проблему. Речь идет о том, что помехой для активности становится пассивность и малоподвижность. Тогда включение в активность, будь то социальная или физическая, или переход в нее из пассивности требует от человека колоссальных усилий. Либо активность по существу оказывается проявлением безволия и пассивной позиции, поскольку всегда запускается кем-то извне. В других случаях человек может вести серую, унылую жизнь, ему скучно, у него нет интересов и мотивов для полноценной жизненной активности. Все это требует более подробного и внимательного рассмотрения.

                             Пассивность - вынужденный выбор или страх перед жизнью 

Тяжелые на подъем люди - те, кто 7 раз отмерят, но так и не отрежут, плывущие по течению, ограничивающие себя в деятельности, любители отсидеться в стороне, в позиции наблюдателей за чужой жизнью, - волей или неволей сделали выбор в пользу пассивного существования. Начало любой активности - физической, социальной или деловой - вызывает у них большое сопротивление и тревогу, поскольку означает необходимость проявить себя, оказаться замеченным. А это именно то, чего они очень не любят, поскольку имеют опыт неудач, упреков, насмешек и т. д. Либо в связи с собственной медлительностью и неловкостью, либо в связи с вялостью и заторможенностью, либо по причине тугодумия и неуверенного поведения. Все это может быть следствием слабой нервной системы или некоторой степени мозговой дисфункции.
Поскольку пассивного ребенка постоянно тормошат чтобы побудить его к каким-либо действиям, он становится зависимым от внешнего влияния, чужой воли. Тандем Обломова и Штольца - тому яркий пример. К несчастью, нередко родителями пассивных детей оказываются властные или доминирующие лица, поглощающие всякие возможности для самостоятельной, независимой активности своих детей. Либо холодные и отстраненные, равнодушные к жизни и интересам своего ребенка. Как следствие, у детей, постоянно натыкающихся на препятствия и ограничения или равнодушие и безучастность, складывается впечатление, что любая активность требует от них чересчур больших усилий. По этой причине не формируется их собственная воля. Результат - зависимость, покорность, подчинение, исполнительность. А еще мягкотелость и бесхарактерность.Уныние, отсутствие или ограниченность интересов - то, к чему приходит пассивный человек после череды неудач, смирившись с вялотекущим ритмом своей жизни. Интерес всегда связан с активностью, энергичностью, верой в себя, собственные возможности, направленностью в будущее, а этого ему как раз не достает. Пассивный человек может быть способным и даже талантливым, одна¬ко это зачастую скрыто от других, да и от него тоже.  Так или иначе  хроническая пассивность - свидетельство того, что нарушены жизненные процессы человека, страдает его способность проявлять себя и действовать. Можно объяснить подобное состояние физиологическими особенностями, но не только. В качестве другого основания выделяют страх перед жизнью или перед какими-либо ее проявлениями.

Да, жизнь непредсказуема, сложна, полна стрессов, заставляет нервничать, переживать, вынуждает двигаться, действовать, требует усилий. Так не лучше ли, если это такая «неприятность», переждать-перетерпеть ее, не вставая с удобного кресла или дивана, или под крылом того, кто вопреки всему не боится жить? Многое зависит от выбора человека. 

                                                   Активность как внутренний "мотор"

Активность личности - особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приемами дейстийствий, эмоциональности), а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность.

Организм - независимый, саморегулирующийся и самосохраняющийся источник энергии. По активности человека в целом можно судить о его живости, о том, как он расходует и потребляет энергию, насколько он естественен, свободен и адекватен в своих проявлениях, самовыражении. Активность связана с жизнеспособностью организма: она - необходимое условие для его адаптации и выработки адекватных реакций на изменяющиеся условия среды.

В норме естественная активность человека проявляется в том, что он чувствует себя живым и, находясь в контакте с внутренними и внешними ресурсами, своевременно использует их. Он берется за дела по силам и вовремя говорит «да» появляющимся возможностям. Сожаление по упущенным шансам - это не про него. Активный человек находится в согласии также и со своими чувствами и желаниями. Он способен к спонтанному и естественному самовыражению, при этом в состоянии произвольно управлять своими эмоциями и поведением. Его целеустремленность и инициативность связаны с внутренней позицией, которая дает ему  чувство правды. Встречаясь с трудностями, такой человек прилагает необходимые усилия, проявляет маневренность; в случае неудач или падений, пережив их, сохраняет дееспособность и готовность к новым попыткам. Он умеет останавливаться и выдерживать пассивность столько, сколько нужно для накопления сил, после чего может легко переключаться в режим движения и действия. Легкая переключаемость - еще одна его особенность.

Деятельность активного человека отличается автономностью и независимостью. Познавательная активность и интерес используются им для накопления знаний, а значит - сил, необходимых для развития навыка самостоятельно действовать, расширять личное пространство. Таким образом, для него характерна способность развивать и поддерживать интерес.

Стремясь к свободе, он отстаивает свое право на нее, в том числе в конфликтах. При этом активность свою он регулирует нормами морали, но не той, которая насильственно насаждается извне, а внутренней - осмысленной, освоенной. Активный человек способен на продуктивную деятельность, он генерирует и воплощает в жизнь творческие идеи. Его воля подкрепляется вдохновением, и он пользуется силой намерения, обучаем, постоянно совершенствуется.

В норме активный ребенок:

  • • большую часть дня проявляет активность, предпочитает подвижные игры спокойным (кубики, пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - с удовольствием слушает книжку, рисует и собирает пазлы;
  • • быстро и много говорит, задает большое количество вопросов;
  • • легко засыпает, спокойно спит, не имеет проблем с пищеварением;
  • • поведение меняет в зависимости от ситуации, например активный и непоседливый дома, малыш может вести себя вполне спокойно в детском саду или в гостях у малознакомых людей;
  • • не отличается повышенной агрессивностью, редко сам становится инициатором конфликта.

                                   Как пассивного примирить с активностью? 

Если не принимать во внимание случаи явной врожденной патологии, то в каждом пассивном человеке кроется тяга к активности. И если он говорит о нежелании двигаться, то это может касаться обстановки, окружения, формы или качества активности, но не самой активности в принципе.

Что могло бы облегчить пассивному человеку реализацию такой тяги и сделать активность (физическую, социальную) приятной, а усилия к ней - естественными? Должен существовать способ пробудить внутренний источник активности самого человека, привыкшего к пассивному образу жизни, ресурсов которого хватало бы тогда, когда ему трудно начинать или продолжать действовать, когда есть привычка зависеть от внешних "моторов" (машинка катится ров¬но столько, насколько ей хватает завода), в случаях уныния и отсутствия интересов.

Так что же поможет человеку стать активным? 

Во-первых, позитивный опыт активности. Таковой можно приобрести, занимаясь тем видом деятельности (желательно включающим и физический, и социальный компоненты), который нравится и который получается. Надо присмотреться, попробовать разные варианты -посвятить поиску столько времени, сколько нужно, чтобы остановиться на том, что действительно радует, вдохновляет. И либо об этом занятии человек знает изначально, либо не знает, но наступит время, когда он с ним встретится. В благоприятных условиях можно положиться на случай. В неблагоприятных - лучше активизировать поиски. Параллельно с этим целесообразно помочь такому человеку, поскольку он привык к повышенной критичности и постоянно недоволен собой: нужно сместить акцент на то, что у него получается. Пусть в малом: вкусный хлеб купил, хороший способ что-то сделать нашел и т. д. Неудачи пока полезно оставлять без внимания.

Во-вторых, опыт настоящего - не поддельного - признания, позитивных откликов от других людей (родителей, наставника, соратников по интересам) в том виде активности, которая нравится и получается. Сначала безоценочное принятие, а после того, как у человека появится определенная доля уверенности, - постепенное и осторожное введение критики и оценок. Так, чтобы сам человек признавал и ценил себя в том, что он делает.

В-третьих, понимание собственных желаний, предпочтений, чувств, того, что удобно и неудобно, ориентация именно на них в своих действиях, а также откликах на поступки других людей. Чем лучше индивид знает себя, тем больше у него ресурсов и смыслов быть естественным и активным. Если же человеку больше нравится медленный, вялый или ненапряженный способ деятельности - пусть начнет с такого, все лучше, чем вообще ничего не делать. В дальнейшем можно расширять "репертуар" - но после того как появится вкус к активности.

В-четвертых, опыт свободы и использования права на ошибки.

Чем раньше получает подобный опыт человек, тем лучше. Идеально, когда это происходит в кругу поддерживающих близких людей, семьи, что позволяет свести интенсивность такого опыта к умеренной и переносимой. Важно, чтобы соединилось "хочу" с "делаю", а также с "получается", даже если это происходит не совсем так, как задумывалось, но тоже хорошо. Таким образом, проверяется возможность и нарабатывается опыт правильности самостоятельного выбора, формируется навык легкого, без застреваний, прохождения через этапы принятия решений. Кроме этого, формируется или восстанавливается доверие к себе, которое может быть нарушено из-за длительного опыта неудач и привычки доверять чужому уму, знаниям, способностям, воле.

Ко всему сказанному добавим несколько слов о ценности пассивности и малоподвижности - качествах, которым могли бы поучиться гиперактивные люди. Умение сохранять бездеятельность и неподвижность важно, когда есть необходимость (а она возникает часто) терпеть и ждать. Это же умение бывает нужным для сосредоточения на чем-то одном, что требует полного присутствия - во время обучения, медитаций и т. д. Пассивность также означает принятие и позволение - а это ценные качества в любых человеческих отношениях. Остановка или замедленность всегда лучше сочетаются с глубиной мысли или тщательностью исполнения, вообще с любой фундаментальностью. Не зря говорят: "медленно запрягают, да быстро едут"

                   Памятка для родителей и педагогов "Как общаться с пассивным ребенком" 

  1. Если ребенок пассивен, разрешайте ему пробовать. Предлагайте различные возможности или открывайте их вместе с ним, но не навязывайте их, не принуждайте его заниматься тем, чего он действительно не хочет.
  2. Помогите или позвольте ребенку самому определить занятие (дело), которое у него получается. Возможно, для этого потребуется время, будьте терпеливы. Помните, что ребенку необходим позитивный опыт деятельности и действия для того, чтобы он самостоятельно реализовывал свое желание активизироваться.
  3. Озвучивайте, что именно получается у ребенка: мастером чего он является, что хорошо умеет или делает лучше всех и т. д. Именно через слова формируется внутреннее знание человека о себе.
  4. Прислушивайтесь (присматривайтесь) к желаниям и интересам ребенка и вдохновляйте на действие, когда он опасается неудач. Если что-то у него начинает получаться, не торопитесь указывать на ошибки или недостатки - лучше похвалите.
  5. Позвольте ребенку ошибаться и учиться на своих ошибках. Тогда это станет его личным опытом преодоления трудностей и доверия к себе. Верьте в него - это станет ему хорошей поддержкой в сложные времена.
  6. Уважайте жизненный темп ребенка и его предпочтения в переходах между активностью и пассивностью, особенно когда они отличаются от ваших. Помните, что в этом случае вы являетесь примером для расширения его поведенческого репертуара. И чем больше получает раз¬личных примеров ребенок, тем лучше.
Р.Р.Кучкарова, психолог, автор подхода "Терапевтическое движение"


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль