Из опыта работы "Центра внешкольной работы"

2173

Современное дополнительное образование – одно из новых явлений отечественной сферы образования. Сегодня оно по праву считается важнейшей составляющей образовательного пространства. Оно социально востребовано, и поэтому требует  поддержки со стороны государства, т.к. сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка. В центре внимания дополнительного образования находится ребёнок, который добровольно выбирает себе вид занятий и сам развивает себя.

На волне общей гуманизации общества современные образовательные технологии подхватывают эту тенденцию, и педагоги направляют своё внимание и усилия на становление личностно-ориентированных подходов в воспитании и образовании. Одним из основателей этого движения является К.Роджерс, благодаря его трудам гуманистический подход охватывает многие сферы нашей жизни. Следуя за идеями психологов-гуманистов, личностно-ориентированное образование ставит перед собой задачи раскрытия физиологических, психологических, возрастных, интеллектуальных возможностей ребенка; учитывает разный уровень усвоения образовательных программ детьми, признает за ребёнком право на свободный выбор своего развития, формирует отношение к каждому ребёнку как к уникальной личности.
В развитие личностно-ориентированного образования легли идеи Д.Б.Эльконина, Л.С.Выготского, Ж.Пиаже. В центре их внимания – уникальная целостная личность, которая стремится к самоактуализации, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, её формирование, её развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.

"Одним из основополагающих в личностно-ориентированном обучении является принцип "развивающей помощи", он состоит в том, чтобы помочь человеку найти в себе те внутренние импульсы, которые помогут ему в стремлении овладеть теми или иными знаниями вместо того, чтобы указывать, что надо делать. Это такая организация обучения, при которой обучаемые получают знания в процессе свободной самостоятельной деятельности, на собственном опыте, в ходе дискуссий, принимая свои собственные решения. Целью подобного обучения является развитие личности, формирование ее самосознания, ее самореализации. От преподавателя, в свою очередь, требуется высокий профессионализм и глубокое знание психологических закономерностей человеческой природы".

Образовательная и воспитательная деятельность в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Центр внешкольной работы" осуществляется двенадцатью структурными подразделениями (клубами по месту жительства), расположенными на рабочих окраинах Ленинского района города Красноярска.

Деятельность учреждения строится на основе коллективного творчества, сотрудничества, самоопределения и самореализации воспитанников и педагогов. Образовательный процесс осуществляется на вариативной основе, содержит гибкие формы обучения и воспитания, сочетающие классические и нетрадиционные подходы в работе с детьми.

В современных условиях "Центр" стремится находить собственные подходы к осуществлению образовательной и воспитательной деятельности, разрабатывать динамичную, хорошо организованную и управляемую модель развития, которая обеспечивает и удовлетворяет изменяющиеся потребности детей и родителей в различных видах творческой деятельности, и одновременно повышает свой рейтинг среди других образовательных учреждений как района, так и города.

Работа в Центре ведётся в 4-х направлениях

  1. физкультурно-спортивном (фитнес-аэробика, греко-римская борьба, баскетбол, шахматы);
  2. художественно-эстетическом (батик, флористика, ИЗО деятельность);
  3. спортивно-техническом (авиамоделирование);
  4. социально-педагогическом (предшкольная подготовка).

В процессе работы происходят процессы коммуникации, направленные на формирование мотивации ребёнка, на познание и творчество. Развитие ребёнка подкрепляется возможностями создания ситуации успеха и свободной смены деятельности. В клубах по месту жительства дети и подростки самостоятельно выбирают ту область, которая соответствует их интересам.В своей работе педагоги стремятся использовать современные технологии, новые материалы, регулярно повышают педагогическую квалификацию. Для реализации принципов личностно-ориентированного образования в "Центре" педагогам необходимо не только понимать психологию обучающихся, но и правильно находить подход к так называемым «трудным» подросткам. С этой целью педагогом-психологом учреждения проводятся семинары, где даются рекомендации по работе с теми или иными категориями детей (гиперактивными, агрессивными, застенчивыми и т.д.).

Обращаясь к опыту работы "Центра", мы можем отметить, что одной из нескольких приоритетных задач учреждения является задача воспитания у детей здорового образа жизни. Сегодня в учреждении сосредоточены несколько физкультурно-спортивных направлений, которые служат основой фундамента здоровья, физической и умственной работоспособности не только на занятиях в спортивных группах, но и в любых других объединениях по интересам.
В области спорта идеи личностно-ориентированного образования реализуются через участие наших воспитанников в соревнованиях на уровне района, города, края и России. Кроме того, клубы по месту жительства, по мере возможности, оснащаются необходимым спортивным инвентарем, на этой базе реализуются различные спортивные проекты.

В "Центре" созданы условия для  физического воспитания - это спортивные тренировки, наличие материальной базы и профессиональных кадров – тренеров по различным видам спорта, а также организация всех спортивных программ в сочетании с воспитательной работой.  Воспитанникам педагоги дают возможность понять, попробовать себя в различных художественно-эстетических направлениях, в разных видах профессиональной деятельности, что для некоторых учеников становится определяющим при выборе своей будущей профессии. Таким образом, до момента окончательного выбора у ребёнка есть возможность посетить в "Центре" несколько учебных объединений (кружков).

Недавно у детей, посещающих клубы по месту жительства, появилась возможность участвовать в разработке социальных проектов, акций. Реализацией одного из них стала организация районного детского кинофестиваля "Улыбка ветра". В отличие от образовательной деятельности, участие в проекте, с одной стороны, создаёт ситуацию большей неопределенности, а с другой, позволяет максимально проявить свои творческие, организаторские способности, коммуникативные навыки. Это способствует всестороннему развитию ребёнка, развитию социально-активной гражданской позиции, легкой адаптации к изменяющимся условиям окружающего мира, быстрому поиску творческого приложения своих умений и практических навыков. Поэтому организацию участия детей в проектной работе можно считать одним из приоритетных направлений дальнейшей работы педагогов "Центра".

Важным моментом в "Центре" является работа с семьёй. Личность ребёнка полноценно развивается в том случае, когда действия учебного заведения и семьи скоординированы. Как писал один из основателей гуманистической психологии А.Маслоу: "Важной задачей нового, сущностного образования является удовлетворение основных психологических потребностей ребенка. Ребёнок не может начать движение в сторону самоактуализации, пока не будут удовлетворены более насущные его потребности – в безопасности, в социальных связях (в любви, нежности, социальном участии) и в самоуважении". С этой целью, кроме регулярных родительских собраний, педагоги "Центра" проводят тематические праздники, способствующие построению диалога между педагогами и семьёй "День матери", "Бабушки и внуки", "Мама, мамочка, мамуля", "Я и мой папа", "Спортландия" и др. Уверенное поведение родителей в незнакомой ситуации, их активное участие в мероприятии помогает детям, особенно дошкольного возраста, лучше адаптироваться к коллективу, найти эффективные способы взаимодействия с другими детьми.

Очевидно, для успешного осуществления личностно-ориентированного подхода в дополнительном образовании необходима соответствующая психологическая подготовка педагогов. Она во многом зависит от развития личности самих педагогов, от рабочей атмосферы в каждом из структурных подразделений "Центра", в общем коллективе педагогов. В психологическом направлении работы учреждения регулярно организуются семинары, где педагоги учатся преодолевать стрессы, познавать себя, понимать свои сильные и слабые стороны, работать над корректировкой последних, проводится диагностика эмоционального состояния коллектива. Регулярно проходят "Дни здоровья педагогов", где у каждого есть возможность ощутить дух команды, принадлежность к одному коллективу, отдохнуть на природе, обогатить себя положительными эмоциями. "Дни здоровья" проходят как совместный выезд на природу, командные соревнования с педагогами других учебных учреждений района и города.

Подводя итог проведенному анализу деятельности учреждения в рамках личностно-ориентированного подхода, можно сделать вывод о некоторых проблемах его реализации:

  1. нехватка педагогических кадров для раскрытия способностей ребёнка в той или иной области;
  2. недостаток временного ресурса для поиска новых форм работы с детьми в рамках личностно-ориентированного подхода;
  3. необеспеченность дидактическими средствами, соответствующими данному подходу;
  4. неготовность многих педагогов и воспитанников действовать в рамках личностно-ориентированного обучения, ожидание директивного подхода.

Однако на сегодняшний день можно обозначить перспективы внедрения личностно-ориентированных технологий в воспитательно-образовательный процесс "Центра":

  • - поддержка детской инициативы через проектную деятельность учащихся и педагогов;
  • - сотрудничество с творческими центрами (организация выставок, акций и т.д.);
  • - поддержка семейных инициатив;
  • - создание новых кружков и объединений по интересам;
  • - сотрудничество педагогов и детей через создание творческих мастерских;
  • - расширение профессиональных границ за счёт использования в работе ИКТ.

Несмотря на существующие проблемы распространения принципов личностно-ориентированного образования, мы убедились в том, что оно способствует решению ряда поставленных перед учреждением дополнительного образования задач.

По сравнению с общеобразовательным учреждением возможности личностно-ориентированного подхода в дополнительном образовании гораздо шире. Отсутствие отметки, оценки и наличие вариативности в обучающих программах создаёт необходимые условия для раскрытия уникальных и индивидуальных способностей ребёнка.

Автор: Анна Владимировна Кирилюк, методист МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" (г.Красноярск) Литература

  1. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики, СПб, 1997.
  2. Тараненко О.Г. Практическое применение принципов личностно-ориентированного образования на занятиях по английскому языку в ВУЗе.
  3. Трошагин М.И. Личностно-ориентированный подход в обучении и проблемы его реализации.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль