Турнир знатоков литературы и культурных традиций предков

1221

Этот турнир посвящен верованиям наших предков – славян. Он позволит не только проверить знания, но и станет стимулом к изучению фольклора и истории своего народа.

“Наши предки – славяне, или Мир небесный, мир земной, мир потусторонний”

Цели турнира
Для обучающихся: закрепление знаний, полученных на предметах гуманитарного цикла, необходимых для общего развития в условиях соперничества; знакомство с верованиями и представлениями наших предков о мире потустороннем, нереальном.
Для педагогов: формирование преемственности многих славянских понятий, объектов; знакомство с представлениями и верованиями славян относительно предметов быта и фольклора, встречающихся и в наши дни.Условия проведения
Участники турнира: учащиеся-старшеклассники, составляющие пять команд по четыре человека, включая капитана.
Время турнира: два урока.

Содержание турнира
Литературный турнир состоит из двух туров. Конкурсы первого тура: визитная карточка команды, “разминочные” вопросы, профессиональная характеристика (резюме), конкурс капитанов, “Месяц и его славянское название”. Конкурсы второго тура: вопросы для обдумывания, загадки, сказка, конкурс капитанов, “Cобери пословицу”.Подведение итогов турнира
Система оценок – бальная. Победившую команду определяют по наибольшему количеству набранных баллов после суммарного подсчёта баллов на всех конкурсах турнира. Жюри выбирает в ходе “Турнира самого активного игрока и самого активного капитана”.Мотивационная беседа
Я рада, что сегодня мы здесь с вами собрались, и думаю, что недовольных не будет, а многие из вас узнают что-то новое о наших предках-славянах и их верованиях.
В начале нашего турнира я прочту вам стихотворение А.С.Пушкина «Приметы». Это стихотворение станет визитной карточкой нашего турнира.

Я ехал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый.
Я ехал прочь: иные сны...
Душе влюбленной грустно было;
И месяц с левой стороны
Сопровождал меня уныло.
Мечтанью вечному в тиши
Так предаемся мы, поэты;
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души.

Живя в тесном контакте с природой, наши предки постепенно учились пониманию "характера" окружающего мира. Водяные, лешие, домовые, облака, ветер – все являлось хранителями закона на своей территории. Если человек хотел жить на чужой территории, то он должен был подчиняться этим законам и почтительно относиться к невидимым существам. Сегодня наш турнир знатоков литературы и культурных традиций мы посвятим верованиям наших предков – славян.

Первый тур

Визитная карточка команды (2 балла). Каждой команде предварительно выдаётся материал для ознакомления о волшебных существах, известных с древних времён. Команды представляют на турнире выбранное существо: Русалку, Лешего, Кикимору, Домового, Мороза. Каждая команда придумывает название команды и её девиз, один из членов команды загримирован (или переодет) в существо, которое представляет команда.

Как только жюри оценит этот конкурс, командам предлагается выбрать капитана – самого остроумного, сообразительного человека.

Разминочные вопросы. (по 1 баллу)

1.На Руси зиму наши предки-славяне называли «волчьем временем». Почему? (В древности природные объекты “оживлялись”, имели свою душу, мысли, могли осуществлять действия. Зима из-за холода и лютых морозов представлялась славянам в виде волка).

2. В сказках часто упоминается скатерть-самобранка. Каково значение корня в слове "самобранка"? (Значение слова: "собирать").

3. Объясните народное поверье: "Солнце закатилось – не начинай новую краюху хлеба". ( Начинать есть новый хлеб вечером – к неурожаю. Первую горбушку не едят, а приставляют к буханке, чтобы хлеб казался нетронутым).

4.Что обозначает яйцо в символике славян? ( Яйцо – символ обновления, возрождения, плодовитости).

5.На Масленицу пекут блины, а что обозначает блин? ( Блин – это символ солнца).

6. Кто такие водяные, водявы, водяницы, моряне? (Русалки).

7. Известно, что на ставнях домов часто изображался петух. Почему? (Петух защищал дом от нечистой силы; считалось, что он может отпугивать её своим видом).

8.Для чего наши предки делали на своём теле татуировки, наносили орнамент на тело? (Так человек оберегал себя от нечистой силы, от дурного глаза).

Профессиональная характеристика (резюме). (10 баллов)

Составление части резюме на своего героя по плану:
- способность руководить, организовывать других;
- способность подчиняться руководителю, выполнять его требования;
- наиболее яркие качества характера героя;
- рекомендуемые должности.

Конкурс капитанов и конкурс "Месяц и его славянское название"


Конкурс капитанов
проводится одновременно с заданием “Месяц и его славянское название” (3 балла).

Капитанам команд даётся сказочное задание: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Во время выполнения задания капитаны могут удалиться из помещения, но не больше, чем на пять минут. Оценивается сообразительность, ум, юмор капитанов.

Месяц и его славянское название (12 баллов)

Наша страна всегда была в зависимости от природных условий. Всё в быту (начиная от украшения предметов быта, заканчивая трудовой деятельностью) было подчинено законам природы, земледельческим и животноводческим задачам. Командам предлагается соотнести современное название месяца и его славянское название.

Январь – просинец, февраль – снежен, март – пролетье, апрель – брезозол, май – травень, июнь – кресник, июль – червень, август – зарев, сентябрь – осенины, октябрь – грязник, ноябрь – груден, декабрь – студен.

Второй тур
Вопросы для обдумывания (по 3 балла)

При подготовке ответов на вопросы командам дается время – 30 секунд. На вопросы нет прямого, точного ответа. Оценивается самый яркий, остроумный ответ. Принимаются ответы всех команд.

1. Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Где же можно увидеть это синее море?
2. Баба-Яга на метле, Иван-дурачок на Коньке-Горбунке, Иван-царевич на Сером Волке. А кто впереди на чёрном мерседесе?
3. В народе есть такое выражение «дурной глаз». А чей это дурной глаз?
4. Скоморохи и кудесники на своих одеждах имели колокольчики. На лошадиную упряжку тоже вешали колокольчики, чтобы нечистая сила не подходила близко. А зачем колокольчик нужен мне?

Загадки (по 1 баллу)

Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается при помощи другого, имеющего с ним сходство. В древности загадка – средство испытания мудрости, теперь народная забава. Позабавимся и мы.

1.Бежит бык о шести ног; сам без копыт, ходит, не стучит (таракан).
2.В тёмном подполье мокрый телёнок лежит (язык).
3.Выросло дерево от земли до неба, на этом дереве двенадцать сучков, на каждом сучке по четыре кошеля, в каждом кошеле по семи яиц, а седьмое - красное (год).
4.Горит столб, а уголья нет (свеча).
5.Живой мёртвого бьёт, мёртвый во всю голову орёт (колокол).
6.Из куста шипуля за ногу типуля (змея).
7. Летит птица – нос долог, голос звонок, крылья сотры, цари её бояться, кто его убьёт, тот свою кровь прольёт (комар).
8. Меж двух светил я в середине один (нос).
9. Не князь по породе, а ходит в короне (петух).
10.Одно проклятое дерево без ветру шумит (осина).
11.Утром на четырёх ногах, в полдень на двух, под вечер на трёх (человек).

Сказка (10 баллов)

Сказка – один из способов передачи знаний о духовном развитии человека и его социальной реализации. Владимир Яковлевич Пропп, известный филолог, много лет изучающий русские сказки, вывел функции (действия) героев. Всего их 31. Эти функции были положены в создание карт, которые впоследствии стали называть карты Проппа. Команды сочиняют сказку в соответствии с выбранным героем и действиями, которые записаны на трех картах, которые вытягивает капитан из общей колоды Проппа.

Собери пословицу (по 1 баллу) и Конкурс капитанов проводится одновременно

Командам даются пословицы (разрезанные на две части). Нужно к началу каждой пословицы подобрать завершение.
1.Утро вечера мудренее - трава соломы зеленее.
2.Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.
3.Свои собаки грызутся, чужая – не приставай.
4.У нас (в лесу) дрова рубят, а к вам (в город) щепки летят.
5. Мороз не велик, а стоять не велит.
6.Был бы лес, а топор найдем.
7.Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
8.Много говорено, да мало сказано.
9.Не спеши языком, торопись делом.
10.Ворона и за море летала, да вороной вернулась.

Конкурс капитанов (1-3 балла)

Обитатели волшебного мира – это забавные, а иногда страшные существа. Они могут давать советы, помогать, искушать, устрашать. Капитаны команд по очереди называют существ волшебного мира (славянских, древнерусских), которые нами сегодня не назывались. Победителем становится Капитан, последний назвавший волшебное существо (3 балла).

Подведение итогов

Жюри подсчитывает баллы, набранные командами за весь турнир. В это время можно задать вопрос (3 балла).

Великая поэтесса начала 20 века Марина Цветаева писала в письме мужу: «Вчера вечером я вышла из дома, чтобы снять бельё, ибо надвигался дождь. И приняла в свои объятья весь ветер, - нет! Весь Север. И это был ты. Я не взяла его домой, он остался на пороге. Он не вошёл в дом, но едва я уснула, он умчал меня с собой в море». Почему именно эти строками мы заканчиваем наш турнир? В какой связи с темой турнира находятся цветаевские строки?Автор: Светлана Викторовна Лукьянова, преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО СО "Краснотурьинский политехникум" (г. Краснотурьинск, Свердловская область)

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль