Контроль как профессиональная услуга директора школы

5308

Успехи новой политики в области образования связаны с социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. Действительно, открытость, разделение ответственности, право на разнообразие и соотнесение предложения с потребностями являются теми принципами, которые должны быть в первую очередь внедрены и реализованы в политической и экономической отраслях, чтобы применяться затем в сфере образования. Одним из условий эффективного функционирования и развития образовательного учреждения является профессионализм руководителя как центральной фигуры и основного субъекта управления.Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. В практике российского образования мотивирующие возможности контроля используются недостаточно. Контроль, в основном, ориентирован на выявление недостатков, что вызывает психологический дискомфорт сотрудника. Хотя, одной из основных задач контроля является побуждение педагогов к совершенствованию результатов своей деятельности, поиску новых возможностей. На деле же, очень часто контроль в школе можно назвать тотальным: контролируется буквально все, кроме того, достигнуты ли поставленные новые цели. При этом формы, методы и темы контроля остаются прежними год от года.

Как следствие того, само слово "контроль" часто вызывает у педагогов негативные эмоции, а проверяющие воспринимаются как лица, которые не столько помогают, сколько мешают работать. По утверждению О.Г. Хомерики, контроль, заставляющий защищаться, ограничивает возможности творческого роста, что в корне противоречит ценностным ориентирам и основному назначению образования. Профессор Гарвардского университета К.Арджирис считает, что жесткий, административный контроль чаще всего несовместим со свободой деятельности человека, с творчеством, инициативой. Он снимает мотивацию, сдерживает творческое решение, противоречит чувству личной независимости и технологической свободе.

Но, в то же время нельзя и совсем отказаться от контроля: это приведет к снижению дисциплины и падению качества работы. Как же быть? Где золотая середина инспекционной деятельности?Предлагаю опыт Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 23» (далее МБОУ «СОШ № 23») города Ангарска, Иркутской области, где внутришкольный контроль является профессиональной услугой руководителя.

Общее количество работников учреждения составляет 56 человек, из них педагогический коллектив – 31 педагог. Средний возраст педагогов – 46 лет. Уровень образования: 97% педагогов имеют высшее образование, 3% среднее специальное. Уровень квалификации: 10% педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 48 % - первую квалификационную категорию, 2 % - вторую квалификационную категорию.

В МБОУ "СОШ № 23" присутствует психологический комфорт в коллективе – это подтверждают результаты анкетирования работников. Также в ОУ на протяжении всего времени существования сохраняется атмосфера творчества посредством внедрения в образовательный процесс инноваций.

На сегодняшний день образовательные учреждения города Ангарска получили статус самостоятельного юридического лица и административно-хозяйственной единицы, то есть финансовые расходы по содержанию учреждения "ложатся на плечи" самого учреждения. Данное обстоятельство вынуждает руководство школами искать новые источники финансирования, втягиваться в процесс рыночных отношений. Как и в любой коммерческой организации, которая стремится повысить прибыль, в школе необратим процесс пересмотра использования ресурсов. Главным ресурсом любого образовательного учреждения являются человеческие ресурсы.

По итогам тестирования педагогов МБОУ "СОШ № 23" уже в конце первой четверти 33% педагогов находятся на высоком уровне синдрома эмоционального выгорания, 42 % педагогов – на среднем уровне синдрома эмоционального выгорания, и лишь 24 % педагогов на низком уровне синдрома эмоционального выгорания. Данный показатель резко снижается к четвертой четверти: 62% педагогов оказываются на высоком уровне синдрома эмоционального выгорания, и 38% педагогов на среднем уровне синдрома эмоционального выгорания, педагогов, находящихся на низком уровне синдрома эмоционального выгорания не остается. Хотя этот период учебного года можно по праву считать одним из самых значимых – конец учебного года, подготовка к экзаменам и фестивалю и др.

По итогам анкетирования педагогов в сентябре 2011 года было выявлено отношение их к административному контролю: 47 % педагогов комплекса считают контроль информационной функцией управления и не видят в нем для себя никакой пользы; 16 % педагогов относятся к контролю как к выражению администрацией своего недоверия; 23 % педагогов получают в период проведения контроля реальную методическую помощь со стороны администрации; и 14 % педагогов видят в контроле возможность продемонстрировать себя перед администрацией. Полученные данные заставили еще раз администрацию задуматься о продуктивности внутришкольного контроля.

Именно поэтому администрацией школы постоянно осуществляется поиск альтернативных методов управления, способствующих достижения более позитивного результата. Методы внутришкольного контроля также претерпели ряд изменений в учреждении.Были введены в систему внутришкольного контроля новые формы, такие как:1. Система стимулирования сотрудников.
В разработке системы стимулирования принимал участие весь коллектив: проводилось анкетирование сотрудников с целью определения приоритетных мотиваторов в коллективе. Результаты анкетирования легли в основу положения о стимулировании, разработанном временной творческой группой педагогов и принятом на собрании трудового коллектива. В положении о стимулировании четко обозначены критерии результативности деятельности сотрудников, определен механизм подведения итогов по результатам месяца, выбрана форма фиксации результатов посредством самооценки и оценки администрации и зафиксированы виды поощрения (материальные и моральные) за достижение определенных результатов. Система поощрений стала открытой и понятной для всех сотрудников, теперь каждый член коллектива знает, что за эффективную деятельность он обязательно будет отмечен. Она оформляется в виде экрана педагогических успехов и вывешивается на стенд «Ступени мастерства».2. Педагогический мониторинг.
Это форма объективного определения уровня сформированности педагогических умений и навыков. Осуществляется планомерно (2 раза в год – в начале учебного года и в конце учебного года) с помощью методов анкетирования, тестирования, собеседования, анализа документации и результатов деятельности. Система мониторинга построена в виде таблиц, которые заполняются администратором и учителем (сначала ставится самооценка, затем оценка администрации). При наличии значительных расхождений между баллами проводится собеседование с учителем, на котором либо учитель аргументировано, доказывает свое мнение, либо администратор объясняет причину несоответствия. Анализ результатов входного мониторинга ложится в основу построения методической работы комплекса. Анализ итогового мониторинга становится результатом работы методической работы комплекса.3. Внутришкольные педагогические конкурсы.
Ежегодно в МБОУ "СОШ № 23" проводятся педагогические конкурсы, основной целью которых является стимулирование педагогов на творческий подход. Тема педагогического конкурса обычно соответствует основной цели работы учреждения в учебном году. Инициатором проведения конкурса чаще всего является администрация. На первом педсовете обсуждается и принимается положение о конкурсе и выбирается жюри конкурса из педагогов, победителей предшествующего конкурса. Жюри разрабатываются этапы проведения и критерии конкурса. По итогам каждой четверти подводятся итоги каждого этапа с учетом самооценки педагогов. Результаты каждого этапа вывешиваются на общее обозрение для обсуждения. Победитель конкурса по итогам учебного года получает приз, определенный Управляющим Советом школы.4. Презентация своих достижений.
В течение всего учебного года функционирует стенд «Ступени мастерства», который предоставляет педагогам возможность представить свой позитивный опыт работы или высокие результаты своей деятельности в виде самоанализа или стендового доклада. Также по завершению тематического контроля или методической декады заместители директора располагают на этом стенде итоговые материалы. Свои успехи педагоги презентуют в виде доклада на научно-практической конференции. Наиболее позитивные доклады отмечаются методическим советом и рекомендуются для участия в муниципальных мероприятиях.

Мы считаем, что главные инструменты выполнения функции контроля — наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов. Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть своевременным и достаточно простым. Последнее требование особенно важно в современных условиях, когда организации стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, а это приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций. В этих условиях контроль становится менее жестким и более экономичным.

Нами были взяты за основу следующие формы планирования контроля, которые помогли сделать контроль открытым, демократическим и эффективным:

- В. Кричевский, разделы: проблема, цель, объект, содержание, время, ответственные и участники контроля, форма подведения итогов;

- М.А. Осипова, разделы: деятельность участников контроля, целевая установка, задачи, сроки, ответственные, где и кем принимаются решения.

Активное использование новых форм внутришкольного контроля в течение 2011-2012 учебного года позволило достичь определенных позитивных результатов:

1. Динамика уровня эмоционального выгорания у педагогов составила 27% (59% педагогов в 2010-2011 учебном году находились на высоком уровне эмоционального выгорания, а в 2011-2012гг. их осталось 32%; педагогов на низком уровне эмоционального выгорания было всего лишь 6%, а стало 25%).

2. Динамика отношения педагогов к административному контролю тоже позитивная: по итогам повторного анкетирования не осталось педагогов, считающих, что контроль есть выражение администрацией своего недоверия, на 13% большее количество педагогов отмечают, что во время контроля они получают реальную методическую помощь со стороны администрации; и на 13 % большее количество педагогов воспринимают контроль, как возможность продемонстрировать свои успехи.

3. Большинство педагогов являются субъектами внутришкольного контроля комплекса посредством самооценки своей деятельности, посещения и оценивания своих коллег, участвуя в разработке критериев контроля или работе жюри конкурса.

Использование таких форм и правил контроля используется в практике управления школы всего один год. Предполагается в дальнейшем систематизировать этот процесс и продолжать активно его использовать.

Таким образом, контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование школы и достижение ею намеченных целей как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.

Контрольная функция управления пронизывает все стадии управленческой деятельности, выступает как интегральная и объединяет их в едином ансамбле управления.

Недостаточно принять грамотное управленческое решение, добиться его реализации. Необходимо осуществить контроль за его выполнением, оценить его эффективность и внести всегда необходимые коррективы, чтобы следующий цикл управленческой работы был еще более результативным, чем предыдущий.

Чтобы контроль побуждал сотрудников к эффективной работе, при проведении проверок от руководителя требуется использование специальных методов и приемов мотивационного контроля.

Решение задачи мотивации облегчается, если в процессе организации и проведения контроля руководствоваться следующими правилами:

  1. контроль должен проводиться уважаемыми для сотрудников высоко профессиональными людьми;
  2. необходимо при контроле выявлять первоначально успехи, а уж затем недочеты;
  3. оценивать результаты работы по согласованным с коллективом стандартам;
  4. уважать личное мнение и проявлять доброжелательность к сотрудникам в процессе контроля
  5. обсуждать с контролируемым новые цели и необходимые изменения, предлагать помощь;
  6. внушать сотруднику уверенность в своих силах.

Чтобы контроль реально помогал школе, он должен иметь стратегический характер, то есть отражать общие приоритеты организации и поддерживать их. Демократизация процесса контроля не является основанием для отказа от соблюдения требований к его эффективности. Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен, а также тогда, когда он будет регулярным, систематическим, действенным и гласным.

Автор статьи - пользователь портала "Менеджер образования", Юлия Борисова

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль