Организация международных проектов в школе

4044

Одни из самых необходимых качеств современного человека - это терпимое отношение к другим народам, осознание многообразия мира, где каждый индивид обладает равными правами с представителями других стран, может исповедовать свою религию и иметь собственные интересы.

МАОУ "Гимназия № 40" г. Калининграда ведет международную работу с 1994 г. За эти годы были организованы разнообразные по форме, типу и месту проведения проекты с образовательными учреждениями Польши, Литвы, Германии, Швейцарии, Франции и Великобритании.

Главная цель реализации международных проектов в образовательном учреждении: воспитание учащихся как достойных представителей своей страны, готовых к участию в межкультурном диалоге.

Международный проект помогает решать следующие задачи:

  • обогащение содержания образования с учетом историко-культурной, геополитической специфики области проживания;
  • расширение сферы общения учащихся через взаимодействие с предметной, социальной, информационной средой края и страны-партнера;
  • формирование личности, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур;
  • формирование коммуникативных компетенций.

Виды международного сотрудничества:

  • школьно-ученический обмен;
  • обучающе-развивающие проекты;
  • поисковые экспедиции.

Один из самых известных и широко распространенных видов международного сотрудничества - школьно-ученический обмен. Учащиеся школ-партнеров из двух стран оговаривают тему и сроки проведения проекта. Основная задача - знакомство с образовательными системами друг друга и обмен опытом. Как правило, участники проекта обмена проживают в семьях своих партнеров, что позволяет познакомиться не только с системой образования, но и с бытовой жизнью той страны, где реализуется проект. Это положительный аспект, потому что задействована вся семья: родители получают дополнительную возможность познакомиться с друзьями своего ребенка, его интересами за пределами семьи, а сам участник проекта знакомится с другим образом жизни, учится находить контакт с "гостевыми" родителями, получая неоценимый опыт общения.

Программа проекта состоит из трех частей:

  1. Образовательная. Мероприятия, направленные на решение основных задач: сам проект, посещение уроков, круглый стол по проблемным вопросам.
  2. Культурная. Обзорная экскурсия по городу, где реализуется проект, знакомство с музеями, выставками.
  3. Развлекательная. Свободное время, организованное в виде спортивных соревнований, вечеров отдыха, музыкальных вечеров, походов в кино и др.

Для успешной реализации международного проекта необходимо решить следующие вопросы:

  1. Кадровый вопрос: ответственность педагогов-организаторов проекта, желание/не желание работать в проекте, психологическая совместимость, выполнение учебной программы, замена учителей, работающих в проекте.
  2. Вопрос активности учащихся и их семей: доступность зарубежных путешествий, дополнительные заботы в семье, наличие/отсутствие нормальных условий проживания, оформление документов.
  3. Вопрос времени: большие временные затраты на организацию проекта, отсутствие личного времени у участников в процессе реализации проекта.
  4. Финансовый вопрос: необходимое количество финансовых средств, их источник.
  5. Языковой вопрос: выбор языка общения. Ограниченный круг учителей, владеющих иностранными языками.

Подготовительный этап международного проекта

На подготовительном этапе организации международного проекта в первую очередь директор школы назначает руководителя, который курирует весь проект и несет полную ответственность за его реализацию. Руководитель поддерживает связь с родителями учащихся, анализирует итоги и сдает отчет, в т. ч. финансовый, набирает команду педагогов с учетом рекомендации директора школы и согласия самих педагогов. Количество педагогов зависит от конкретного проекта и его финансового обеспечения.

Задачи команды педагогов:

  • распределение обязанностей внутри команды;
  • составление программы проекта;
  • составление сметы проекта;
  • набор группы учащихся для участия в проекте;
  • оформление выездных документов: визы, медицинской страховки, заказ автобуса или покупка билетов;
  • оформление договоров:

- об участии в международном образовательном проекте между образовательным учреждением (далее - ОУ) и родителями учащегося (приложение 1);
- сотрудничестве ОУ с фирмой-перевозчиком (приложение 2);
- сотрудничестве ОУ с туристической фирмой (приложение 3) и др.;

  • обеспечение расселения и питания участников проекта;
  • сотрудничество с другими педагогами в рамках проекта.

Составление сметы проекта

После составления программы можно приступать к составлению сметы проекта. В нее следует включить:

  • стоимость оформления визы (оформление и пересылка приглашения, визовый взнос[1], расходы на проезд и проживание педагога, который оформляет визу, в случае командировки в Москву или Санкт-Петербург);
  • медицинской страховки;
  • набора медикаментов для оказания экстренной и мелкой медицинской помощи;
  • процесса оформления программы (расходные материалы, телефонные переговоры);
  • образовательной и культурной программы (аренда залов, входные билеты в музеи);
  • проживания и питания;
  • телефонной связи в процессе реализации проекта;
  • транспортные расходы (заказ автобуса или билетов для группы);
  • представительские расходы (подарки партнерам, ужин в кафе);
  • непредвиденные расходы.

Стоимость участия в проекте для каждого учащегося (R) вычисляется по формуле:

P-C
R= ------
K

где Р - общая сумма, требуемая для реализации проекта, С - спонсорские средства, К - количество участников проекта. Полученная сумма оглашается на организационном родительском собрании и вносится в договор, который подписывают обе стороны.

Список документов для оформления визы

Виза оформляется от 3 до 10 дней, но время ожидания оформления может занимать до двух месяцев. Список необходимых документов для оформления визы можно найти на официальном сайте нужного консульства, но его обязательно следует уточнить.

Для визита в консульство при себе необходимо иметь:

  1. Оригинал приглашения, содержащий:
  • точные сроки проведения проекта;
  • его название с указанием, что это образовательный проект;
  • гербовые печати;
  • подпись руководителя (в немецком консульстве требуют подпись руководителя, заверенную нотариально, или ксерокопию его паспорта);
  • фамилии всех участников проекта в соответствии с их загранпаспортами.
  1. Договор между ОУ, где прописаны обязанности сторон.
  2. Приказ по ОУ, в котором назначаются руководители проекта и оговаривается список участников.
  3. Справка на каждого руководителя о том, что он работает в данном ОУ, с указанием размера его зарплаты.
  4. Справка из ОУ о том, что участники проекта являются его учениками.
  5. Оригиналы заграничных паспортов.
  6. Оригиналы или нотариально заверенные копии гражданских паспортов. Этот пункт следует уточнить особо. Часто сотрудники консульства готовы рассматривать простые ксерокопии гражданских паспортов.
  7. Копия свидетельства о рождении для всех несовершеннолетних, даже если у них есть гражданский паспорт.
  8. Доверенность от обоих родителей.
  9. Ксерокопии гражданских паспортов родителей.
  10. Фотографии (количество и размер зависят от требований консульства).
  11. Заполненные анкеты, бланки которых можно найти на сайте посольства. Подпись в анкетах ставят родители, т. к. учащиеся еще несовершеннолетние.
  12. Деньги на оплату консульского сбора.
  13. Если предполагается использовать арендованный автобус, то необходимо представить копию договора об аренде и документы на автобус.

Организационные собрания

В период подготовки к проекту необходимо провести несколько общих собраний со всеми участниками и их родителями, а также с командой педагогов.

Первое общее собрание знакомит потенциальных участников проекта и их родителей с целями и задачами проекта, с финансовыми затратами, предыдущим опытом проведения схожих проектов. Мы, как правило, предъявляем отчетную презентацию прошлого проекта с фотографиями наиболее ярких событий, мест пребывания и т. д.

После собрания начинается комплектация группы.

Собрание, которое проводится за несколько дней до отъезда, посвящается детальному ознакомлению с программой проекта, условиями проживания, временем отъезда/приезда, подписанию договора (если он не был подписан ранее). Родителям и учащимся обязательно сообщается контактный телефон руководителя группы, дается рекомендательный список с указанием вещей, необходимых для поездки.

Если же семьи сами выступают в качестве "гостевых семей", то даются рекомендации о приеме, питании, режиме дня с учетом программных мероприятий. Программу проекта получают не только учащиеся, но и их родители.

Тематический международный проект "Сказки, сказания, легенды на новый лад"

Одним из ярких примеров международного проекта, организованного МАОУ "Гимназия № 40" г. Калининграда, является русско-германский проект (далее - проект) "Сказки, сказания, легенды на новый лад" (программа калининградского этапа проекта представлена в приложении 4). Партнером проекта стала гимназия "Штефанеум", г. Ашерслебен, Германия. За год до реализации проекта была организована переписка между учащимися двух стран и проведен ряд научно-методических конференций для преподавателей школ-участников.

Проект проходил в рамках международного сотрудничества школ Германии и Восточной Европы под эгидой Фонда Роберта Боша "Junge Wege in Europa".

Этапы проекта:

  1. Подготовительный. Оформление документов для немецкой делегации (октябрь - ноябрь).
  2. Визит немецкой делегации в Калининград (12-18 декабря).
  3. Оформление документов российской делегации (март - апрель).
  4. Визит российской делегации в Ашерслебен (6-15 мая).
  5. Подведение итогов. Планирование дальнейшей работы (май). 

Задачи проекта:

  1. Изучить сказки, сказания и легенды, связанные со страной и краем (городом) принимающей стороны.
  2. Проанализировать их историческую основу и культурное значение, языковые особенности.
  3. Разработать сценарий постановки, декорации и костюмы. Параллельно учащиеся знакомились с системой образования страны-партнера, достопримечательностями местности, где проводятся этапы проекта.

Выбирая тему проекта, мы исходили из того, что именно в сказках, сказаниях и легендах можно легко найти как общее для культур обеих стран, так и различия. Именно эта тема дает возможность проработать языковые, литературные, художественные и исторические аспекты.

Результатами проекта стали конкурсные работы фотопроекта "Калининград сегодня", мультимедийная презентация, а также спектакль, представленный на суд зрителей - учащихся обеих гимназий.

Скачать приложения (.doc)


[1]Образовательные проекты, как правило, поддерживаются всеми странами, и если приглашение оформлено правильно, то визовый взнос не взимается. - Примеч. авт. 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль