Система выявления и поддержки одарённых детей

18214

20 августа 2009 года состоялась августовская педагогическая конференция "Итоги формирования инновационного образовательного пространства Белгородчины и перспективы развития национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" с участием губернатора Белгородской области Савченко Евгения Степановича. Предложенная президентом России Дмитрием Медведевым национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» в Белгородской области будет работать по пяти направлениям.

Как отметил на педсовете Е. С. Савченко, образовательная инициатива "наша новая школа" будет стоять на пяти китах. Это обновление образовательных стандартов, система поддержки талантливой молодёжи, развитие учительского потенциала, современная школьная инфраструктура, здоровье школьника. Новая инициатива предлагает поддерживать талантливых детей.

Программа "Одарённые дети" действует с 2006 года. За 3 года на международных предметных олимпиадах белгородские школьники завоевали 3 медали, последнее золото Виктора Омельяненко на олимпиаде по математике. Из 59 школьников Белгородчины , которые участвовали во всероссийских олимпиадах, с победой вернулись 26 ребят. Как мы видим, есть и на нашей земле одарённые дети.

А кто же они такие – одарённые дети?
Одарённые дети или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) - дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.

Вундеркинды, как правило проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте — они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами.

Одаренность – сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия.

К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д. К отрицательным – индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость.

Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы. В стандартных жизненных ситуациях в качестве источников можно использовать рассказы, замечания и суждения преподавателей, родителей, сверстников и друзей, а также результаты различных тестов.

Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Довольно часто одаренные дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно, и т.д. Наравне с этой проблемой существует и другая – рано развившиеся дети думают значительно быстрее, чем пишут. Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены, неаккуратны, выглядят незавершенными. В некоторых случаях это может привести к полному отказу ребенка от фиксации своих мыслей.

Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям – обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.
Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Учителя в своей работе с одарёнными детьми должны опираться на следующие принципы:

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: (слайд)
  1. принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  2. принцип индивидуализации и дифференциации обучении;
  3. принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  4. принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Цели и задачи работы с одаренными детьми

1. Выявление одаренных детей:

  • знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
  • обучение одаренных детей через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
  • накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
  • знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способности. Эти условия включают:

  • отбор среди различных систем тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления инициативности и творчества;
  • предоставление возможности совершенствовать способности и совместной деятельности со сверстниками, научными руководителями через самостоятельную работу.
Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический – выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей учащихся.

II этап – диагностический (5-9 классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся в старшей школе.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающими определенными качествами:

  1. увлеченность свои делом;
  2. способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  3. профессионально грамотные;
  4. интеллектуальность, нравственность и эрудированность;
  5. проводником передовых педагогических технологий;
  6. психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  7. знатоком во всех областях человеческой жизни.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
В школе должны быть свои традиции.
Школа должна давать современное образование.
В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе школьного образования.
В нашей школе ведётся целенаправленная работа с одарёнными детьми. Она отражена в плане "Одарённые дети".

План работы по проблеме "Одаренные дети"

Цель: создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах

Задачи:
1. Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей.
2. Выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми.
3. Объединение усилий учителей по формированию устойчивых навыков у учащихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству.
4. Пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети», т. е. составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении отдельных предметов или видов деятельности
5. Организация и проведение I тура (школьных) предметных олимпиад.
6. Подготовка победителей внутришкольных олимпиад к участию в городских и областных олимпиадах.
7. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.
8. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
9. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
10. Организация семинара для учителей школы по вопросам организации научно-исследовательской работы с учащимися.
11. Выявление одаренных и способных к научно-исследовательской работе старшеклассников.
12. Организация научно-исследовательской работы учащихся.
13. Создание банка данных исследовательских работ.
14. Разработка методических материалов в помощь организаторам научно-исследовательской работы с учащимися.
15. Организации и проведение внеклассных мероприятий направленных на развитие творческих способностей учащихся.
16. Проведение предметных недель с активным участием одаренных учащихся.
17. Проведение Недели Науки.
18. . Организация и взаимодействие с общественными организациями и объединениями по вопросам работы с одаренными детьми.
19. . Рациональное наполнение школьного компонента учетом склонностей и запросов, учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков.
20. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися.
21. Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров, работающих с одаренными детьми.
22. Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми.
23. . Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.
24. . Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.
25. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
26. Организация методической работы с педколлективом, обеспечение учебно-методической литературой.
27. . Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.

Одним из пунктов школьной программы "Одаренные дети" является выявление способных учащихся и направление их на курсы, которые занимаются подготовкой к поступлению в ВУЗы на базе школы, учителями нашей школы совместно с преподавателями этих учебных заведений. (пр. истории вБелГУ ПитиновойТ.Г., пр. химии Макотровой, пр. факультета журналистики). В школе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми. Данная проблема стала темой обсуждение педсовета и заседаний предметных МО.

Формы работы с одаренными учащимися: (слайд)
  1. групповые занятия с одаренными учащимися;
  2. факультативы;
  3. предметные кружки;
  4. кружки по интересам;
  5. конкурсы;
  6. курсы по выбору;
  7. участие в олимпиадах;
  8. работа по индивидуальным планам;
  9. занятия в профильных классах
  10. интеллектуальные марафоны

Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, и реализуется в действии.

Выявление одаренных и талантливых детей (слайд)
  1. анализ особых успехов и достижений ученика;
  2. создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
  3. диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
  4. преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений;

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности

  1. создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
  2. включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;
  3. формирование и развитие сети дополнительного образования;
  4. организация научно-исследовательской деятельности;
  5. организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Поощрение одаренных детей

  1. Публикация в СМИ;
  2. Премия администрации ОУ "Ученик года";
  3. Увеличение каникулярного времени;
  4. Стенд "Лучшие ученики школы";
  5. Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета;

Работа с родителями одаренных детей

  1. Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
  2. Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
  3. Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета;

Работа с преподавателями

  1. Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми "Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в школе", "Обеспечение эмоционального положительного фона обучения"
  2. Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию
  3. Создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика.

В рамках сетевого взаимодействия исследователи школьного научного общества "Интеллектуал" приняли участие в научно-практической конференции МОУ "Лицей №32 г.Белгорода" В2008-2009 учебном году детское научное общество школы приняло участие в региональной научно-практической конференции "Исследователь" на которой получили свидетельство участника стендовой выставки. Отдельно мне хотелось бы несколько слов сказать о работе нашего МО, которое вот уже не первый год возглавляет Петреченко И. С., учитель высшей категории, отличник народного образования.  В МО учителей русского языка и литературы школы №45 входят талантливые, творческие люди. Работы наших учеников публикуются газетах, сочинения учащихся побеждают на различных конкурсах, На городских и областных олимпиадах наши воспитанники занимают достойные места. Вместе с нашими учениками мы занимаемся научно- исследовательской деятельностью. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках. Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г. Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.

Автор статьи - пользователь портала "Менеджер образования", Марина Суслова

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль