Применение активных форм обучения в преподавании истории

1497
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре…

Много воды утекло с той поры, когда были сказаны поэтом Михаилом Матусовским эти простые, из душевной глубины пришедшие слова. Несмотря на время строки не потускнели, не затёрлись временем, напротив, обрели в наши дни для миллионов россиян спасительный смысл, стали мерой истинных ценностей в мире хаоса и разрушений, лжи и цинизма власти…

Да, бездна, о которой модничая, рассуждали "демократические" витии десятилетие назад, развёрзлась в стране всерьёз и надолго, поглотило немало человеческих душ, вселила смятение и уныние в другие. Опасно и то, что чёрная зияющая пустота этой бездны вновь пролегла между поколениями отцов и детей. Самая короткая из известных нам молитв гласит: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа". И скрепляется словом Творца “Аминь”. Да проститься мне упоминание здесь Святой Троицы, но, как отражение на мир человеческий того, что задумано и скреплено воедино Творцом, единение отцов и детей в реальном мире тоже скрепляется Духом. И если нет между поколениями духовного единения, то сын идёт против отца, а брат — на брата. Несчастья России в последнее столетие отмечены именно поражением духовных связей между поколениями, а победы — их восстановлением. И если есть сегодня у большинства из нас надежда на лучший исход, то она вырастает из уверенности, что и в ненастные для нашего Отечества дни истинные ценности старших поколений продолжают передаваться от матерей и отцов к детям, от учителей к ученикам. И если мы спросим себя, с кого начинается Родина, то непременно ответим: С Учителя. Да, пока я как российский учитель, каждый день вхожу в свой класс с сознанием этой задачи, духовная связь между поколениями не прервётся.

Сегодня я, как творчески работающий учитель, всем сердцем болеющий за то, какого человека он выпустит в жизнь, должен жить в постоянном напряжении, неустанно искать пути, которые помогут дать учащимся не только просто знания, а знания нравственные, т.к. интеллект должен способствовать, прежде всего, нравственному развитию личности, а затем уже служить практическим целям, теоретическому познанию.

Современная лаборатория учителя истории - это богатый арсенал активных форм обучения, которые успешно применяются в условиях и концентрической, и линейной структуры школьного исторического образования. Выбор формы проведения занятий обусловлен целевой установкой тематического блока и соответствует одному из трёх этапов изучения новой темы:
1. введению;
2. углублению и конкретизации;
3. систематизации и обобщению новых знаний и умений.

Не секрет, что интерес к истории ослабевает и я в последнее время интерес и творческое начало ищу в названии урока, т.е. делаю проблему из названия урока, чтобы заинтересовать юные умы яркими и загадочными названиями. я хочу предложить вашему вниманию варианты составления названии уроков истории, объединяя их в несколько групп в зависимости от их содержания, учебного исторического материала, возрастных познавательных возможностей учащихся и целевой установки урока.1 вариант. В младших и средних классах в названии урока я указываю время и место действия исторического факта:
"Греко-персидские войны 500-449г. до н. э."
"Аравия - колыбель новой религии"

Серьёзность цели 5-6-классниками не осознаётся, а дополнительная опора: даты, карта, названия успешно срабатывает.2 вариант. Вопросительная форма заголовка - используют её со сложным теоретическим содержанием темы - это помогает выделить главное, проанализировать факты и сделать выводы."Как изменилась жизнь восточных славян в 6-8 веках?"
"Была ли неизбежной феодальная раздробленность на Руси?"3 вариант. Сквозная линия изучаемого периода."Афины: от аристократической республики к демократической"
"От Британии к Англии 6-8 века"
Учащиеся в начале урока нацелены на анализ явления, в конце же урока свободно и сознательно формулируют главный вывод и рассуждают о закономерностях и случайностях в истории.4 вариант. Название заимствую из известных художественных и исторических текстов."Владыки мира без клочка земли"
"от куда есть пошла русская земля"
"Москва не сразу строилась"
Но особенно эффективны такие заголовки на уроках исторических портретах: "Дней Александровых прекрасное начало".5 вариант. В средних и старших классах, возрастает уровень информированности учащихся о исторических событиях, поэтому я использую приём «отстранения», т.е. освещение знакомого факта под новым углом зрения, в новом ракурсе - чтобы вызвать интерес учащихся, казалось бы к хорошо известным историческим фактам:"По следам аргонавтов"
"Почему в России новый, 19, век наступил в ночь на 12-е марта 1801 года?"
Это позволяет увлечь, открывает неисчерпаемость познания, пробуждает воображение и самостоятельность мысли.6 вариант. Тема называется по принципу «или-или»."Тверь или Москва"
"Греция или Македония?"
"Филипп или Демосфен?"
Уже с первых минут, класс легко и непринуждённо включается в познавательный спор, дискуссию, обмен мнениями и это побуждает учащихся, напряженно следить за развивающимся конфликтом.7 вариант. Превращаю ученика в создателя урока, для этого в названии темы на доске оставляю недописанными ключевые слова и учащиеся по ходу, самостоятельно подбирают и дописывают их. по законченным фразам сужу , что сегодня услышали учащиеся, что запомнили, какой след оставила тема и совпадает это с тем к чему я стремилась. Пример: "Слово о ...Русской земли" ­­(цикл уроков о татаро-монгольском нашествии на Русь 13 веке). Сразу нужное найти трудно, только после размышлении, сопереживания, осознания, что для страны это стало "погибелью", это слово несёт в себе боль, печаль и сильно контрастирует с названием темы в учебнике: завоевание, вторжение, нашествие.

8 вариант. Название может содержать в себе скрытый план изучения темы:"Первые земледельцы и скотоводы".

Рассуждая учащиеся самостоятельно составляют план изучения:
1. Что такое земледелие?
2. Что такое скотоводство?
3. Когда появляются эти занятия?
4. Каковы причины их возникновении?
5. Где появились первые районы земледелия и скотоводства?
6. Что изменилось в жизни людей с земледелием и скотоводством?9 вариант. Еще один способ активизации деятельности учащихся на уроке с помощью названия заключается в том, что учащиеся в конце урока расставляют в названии знаки препинания, выражая этим своё собственное отношение к проблеме. Например, на уроке о судьбе семьи последнего российского императора учащиеся выбирали подходящую концовку и мотивировку. «Расстреляли: !!! или??? или...»
Все перечисленные варианты составления названия темы, возможно, не исчерпывают всего их многообразия, но открывают перед учителем новые возможности организации творческого изучения истории.

Автор статьи - пользователь портала "Менеджер образования", Татьяна Казакова

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль