Правописание "-з" и "–с" на конце приставок ( 5 класс)

29029

Тип урока: урок объяснения нового материала Цели урока:

  1. Обручающие: познакомить с написанием приставок на з- (с-) , научить находить слова с данными приставками, различать группы приставок.
  2. Развивающие: формировать умения по различению неизменяющихся приставок и приставок на з- и с-, различать морфемы в словах,
  3. Воспитательные: воспитывать грамотного участника дорожного движения.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

Этапы урока:

1.Оргмомент 2. Актуализация знаний.
"Найди лишнее": объясните принцип подбора слов в одну группу, найдите лишнее. (Слайд)
1.Улица, дорога, свет, переход
2.Загорится, перекресток, сигнал, подземный
3.Налево, справа, пропусти, впереди
4.Безопасный, размышление , исполнять, предполагать

1. Лишнее слово- переход, в его составе есть неизменяемая приставка пере- остальные слова приставки не имеют.
2. Лишнее слово- сигнал, в остальных словах есть неизменяемые приставки
3. Лишнее слово – пропусти, остальные слова-наречия
4.Лишнее слово - предполагать, мы знакомы с приставкой пред-, с другими приставками мы не знакомы)

-Какие неизменяющиеся приставки мы знаем? В чем их особенность? (Слайд)
-Какая тематика объединяет все эти слова? (Все слова на тему ПДД)
- Вы верно отметили, что в последней строке нам встретились слова с ещё не изученными приставками. Цель нашего урока – изучить правописание приставок, которые заканчиваются на з- и с-. А изучать мы их будем на примере текстов по ПДД. 3. Изучение новой темы.
Проанализируйте данные пары примеров. Сделайте вывод

Бессонный
Исполнить
Воскликнуть

Извинить
Вознести
Безрадостный

Вывод (слайд 4): В приставках, оканчивающихся на -З (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими - С. Приставки З- в русском языке нет.

- Приставки этой группы меняются беспрерывно, капризничают: то им звонкие звуки подавай, то глухие. Они любят ставить пишущего в страшное положение. Прежде чем написать, надо определить звонкость – глухость последующего звука.

Напомним: все, какие только бывают, глухие согласные есть в предложении: Фока, хочешь поесть щец? 4.Закрепление изученного
Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на з- (с-). Распределить в два столбика: без-, бес-
Ребенок без забот
Небо без звёзд
Человек без силы
Пустыня без воды
Дорога без конца
Ребенок без помощи
Жидкость без цвета
Плач без звука
Движение без шума
Шоколад без вкуса 5. Физкультминутка
(Учитель показывает сигналы регулировщика, ученики повторяют и объясняют, что означают те или иные сигналы) 6. Применение изученного материала

ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ- ВАЖНАЯ НАУКА!
СОБЛЮДАТЬ ИХ ВСЕ ДОЛЖНЫ: И БАБУШКИ, И ВНУКИ!
(Объяснить знаки препинания, нарисовать схемы предложений)

-Прочитать текст, выписать в два столбика слова с изменяющимися и неизменяющимися приставками.

Специальный транспорт
Машинам, которые относятся к специальному транспорту, разрешается ехать без остановки на светофорах и переходах. Им разрешается проезжать и по разделительной белой линии

Почему спецтранспорт все пропускают? Потому что эти машины спасают людей: скорой помощи надо отвезти поскорее заболевшего в больницу, пожарной машине- срочно потушить пожар, службе спасения- выручить попавшего в беду человека, а полицейской машине- быстрее попасть на место аварии или догнать преступника.

-Выписать слова с приставками на з- и с-
Есть с мигалками машины,
Их не так уж много.
Расступаются пред ними
Все – дают дорогу.
Это - специальный транспорт,
Помогающий в беде.
Уступай ему дорогу,
Коль увидишь ты, везде.
Доктора спешат к больному –
Нужное лекарство дать,
А полиция – скорее
Преступленье раскрывать.
Вот торопится пожарный
Потушить пожар опасный.
Потому у них машины
И мигают, и гудят,
Чтобы все, кто видел, знали:
Им мешать никак нельзя! (А.Усачев) 7. Подведение итогов, выставление оценок.

-Итак, что мы сегодня узнали на уроке? Какую новую орфограмму мы изучили?
-А что нового узнали об участниках дорожного движения? 8. Домашнее задание

-Напишите дома синквейн на тему ПДД, используя слова с приставками, орфограммы в словах выделите.
(Примеры синквейна:
Пешеход.
Занятой. Беспокойный.
Торопится. Нарушает. Не замечает.
Береги свою жизнь, пешеход!
Она у тебя одна.)

Автор статьи - пользователь портала "Менеджер образования", Алина Ялалова

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль