Физкультурные комплексы в группе детского сада.

2620

Иванова Юлия Геннадьевна, 
старший научный сотрудник, 
Институт развития образования Республики Татарстан

Решающее значение двигательной активности в формировании растущего детского организма общеизвестно. Однако в образовательном процессе детского сада ее специфическое значение как фактора, стимулирующего повышение резервных возможностей физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно [1].

Исследования, проведенные в дошкольных учреждениях показывают, что воспитанники свободно двигаются и играют менее 30% времени бодрствования от общего времени пребывания в детском саду [2, 9]. При таких условиях дети по количеству движений реализуют меньше половины возрастной нормы [3, 10].

В педагогической практике недостаточно внимания уделяется организации самостоятельной двигательной активности ребенка. Эти и другие факторы уменьшают возможность сохранения здоровья воспитанников в образовательных учреждениях, более того, такая ситуация делает трудновыполнимым усвоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования в области физической культуры, где "…у ребенка должны быть сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности [6].". Если взрослые ограничивают действия детей, не считаются с их двигательно-познавательными потребностями, то это может привести либо к блокировке самостоятельных исследовательских и творческих действий, либо к агрессивному поведению, как следствию накопившегося внутреннего напряжения. При этом затормаживается развитие всех функциональных систем организма и в целом психофизическое и интеллектуальное развитие ребенка [4, 9].

Оптимальным выходом из этой ситуации могут стать спортивные или как их еще называют, физкультурные комплексы в группах детского сада. К сожалению, педагоги и руководители ДОУ с неохотой устанавливают их, в первую очередь, из-за возможного травматизма. Однако, соблюдая ряд правил, можно избежать травмирования детей, при этом спортивный комплекс остается привлекательным местом для детей. Это подтверждает практика использования спортивных комплексов в дошкольных учреждениях нашей страны. М.Н. Попова в книге "Двигательно-игровое пространство в группе детского сада", рассказывающей об опыте работы ДОУ г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, обозначила 6 требований к конструкции:

  • Устойчивость и безопасность;
  • Рациональное сочетание компактности, ввиду небольших площадей помещений групп, и объемности, чтобы каждый ребенок мог в течение дня здесь подвигаться;
  • Учет вкусов, интересов, двигательных предпочтений детей, их возраст, психомоторное развитие, двигательные возможности;
  • Универсальность конструкции, т.е возможность её использования детьми разного возраста;
  • Многофункциональность;
  • Интегрированный характер конструкции, чтобы ребенок мог удовлетворить не только свои двигательные потребности, но и игровые, познавательные.

Таким образом, в группе детского сада необходимо создать пространство – микромир, специально предназначенный для удовлетворения двигательно-познавательных и игровых потребностей детей дошкольного возраста.

Каким же должен быть физкультурный комплекс группы детского сада? Это может быть и всем известный "Батыр", но дополненный, например, двумя пролетами шведской стенки. Та же шведская стенка, со съемными, постоянно дополняющимися жесткими элементами (лестница с зацепами, доска с зацепами и т.д.) тоже может стать центром самостоятельной двигательной активности. Можно приобрести современные готовые комплексы для детей дошкольного возраста, которые сейчас широко представлены на рынке. А может заказать свой, особенный, подходящий именно вашим детям? Тогда вам помогут рекомендации В.С. Скрипалева по созданию домашнего стадиона, или всем известного Б.П. Никитина.

Главное, чтобы физкультурный комплекс был достаточно сложно и интересно устроен, тогда это пространство привлекает ребенка к себе, втягивает его, не отпускает и постоянно заставляет возвращаться. Оно бросает вызов ребенку, его силе и ловкости: "Ты сможешь? – говорит оно ребенку, предоставляя свободный выбор, - двигайся куда хочешь, и сам определяй сложность пути" Но оно же и заставляет сосредоточиться. Оно же дает простор для фантазии и игры, легко превращается то в джунгли, то в самолет, то в корабль…

Наличие в комплексе элементов разной сложности предоставляет ребенку:

  • делать посильный выбор, выбирая сложность пути, трудность упражнения, время для занятий и игры;
  • приучает нести ответственность за сделанный выбор;
  • пробовать свои возможности.

Наличие в этом пространстве других детей, предоставляет ребенку возможность:

  • сравнивать свои силы с другими детьми;
  • учиться друг у друга;
  • сотрудничать и помогать;
  • включать механизмы нескончаемой игры.

Физкультурный комплекс дает ребенку опыт преодоления. Он устроен таким образом, что дети, играя в нем, косвенным образом развивают свои физические и психологические качества [5, 37].

Роль взрослого чаще всего заключается в позиции наблюдателя. Главная задача педагога - следить за эмоциональным состоянием детей и помогать его корректировать. Необходимо, чтобы воспитатель умел отличать ситуации, не требующие его вмешательства, от тех, где его вклад нужен и важен. Надо всегда помнить, что физкультурный комплекс в группе, главным образом, предназначен для самостоятельнойдеятельности детей, поэтому диктат, давление, навязывание своего мнения здесь абсолютно неуместны. В то же время педагог должен быть готов оказать необходимую помощь нуждающемуся в этом ребенку. Это может быть как эмоциональная или тактильная поддержка, так и показ каких-то способов действия.

В любом случае, любовь к детям, знание их индивидуальных психомоторных особенностей и базовых потребностей, педагогическая чуткость помогут воспитателю быть для ребенка мудрым проводником в мир движений, игр, фантазии, радости и здоровья.

Список использованной литературы

  1. Аганянц Е.К., Бердичевская Е.М., Демидова Е.В. и др. Возрастная динамика физических качеств при различных двигательных режимах // Природа. Общество. Человек: Вестник Южно-российского отделения международной академии наук высшей школы. Краснодар. 1996, №1(4), с. 22-24
  2. Антонов А.А. Методика применения элементов подвижных игр для развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. канд. дисс. / А.А. Антонов.- СПб., 1997. - 24 с.
  3. Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей / Авт.: Г.Н. Сердюковская, А.Г. Сухарев, Е.М. Белостоцкая и др.; Под. ред. Г.Н. Сердюковской и А.Г. Сухарева. - М: Медицина, 1986. - 496 с.
  4. Попова М.Н. Двигательно-игровое пространство в группе детского сада / М.Н. Попова.- СПб:изд-во ЛОИРО, 2002. – 41с.
  5. Реутский С.В.Физическое развитие ребенка / С.В. Реутский . – СПб.:Речь,2009, 160с.
  6. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  7. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования..


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль