Физкультурные комплексы в группе детского сада.

2630

Иванова Юлия Геннадьевна, 
старший научный сотрудник, 
Институт развития образования Республики Татарстан

Решающее значение двигательной активности в формировании растущего детского организма общеизвестно. Однако в образовательном процессе детского сада ее специфическое значение как фактора, стимулирующего повышение резервных возможностей физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно [1].

Исследования, проведенные в дошкольных учреждениях показывают, что воспитанники свободно двигаются и играют менее 30% времени бодрствования от общего времени пребывания в детском саду [2, 9]. При таких условиях дети по количеству движений реализуют меньше половины возрастной нормы [3, 10].

В педагогической практике недостаточно внимания уделяется организации самостоятельной двигательной активности ребенка. Эти и другие факторы уменьшают возможность сохранения здоровья воспитанников в образовательных учреждениях, более того, такая ситуация делает трудновыполнимым усвоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования в области физической культуры, где "…у ребенка должны быть сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности [6].". Если взрослые ограничивают действия детей, не считаются с их двигательно-познавательными потребностями, то это может привести либо к блокировке самостоятельных исследовательских и творческих действий, либо к агрессивному поведению, как следствию накопившегося внутреннего напряжения. При этом затормаживается развитие всех функциональных систем организма и в целом психофизическое и интеллектуальное развитие ребенка [4, 9].

Оптимальным выходом из этой ситуации могут стать спортивные или как их еще называют, физкультурные комплексы в группах детского сада. К сожалению, педагоги и руководители ДОУ с неохотой устанавливают их, в первую очередь, из-за возможного травматизма. Однако, соблюдая ряд правил, можно избежать травмирования детей, при этом спортивный комплекс остается привлекательным местом для детей. Это подтверждает практика использования спортивных комплексов в дошкольных учреждениях нашей страны. М.Н. Попова в книге "Двигательно-игровое пространство в группе детского сада", рассказывающей об опыте работы ДОУ г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, обозначила 6 требований к конструкции:

  • Устойчивость и безопасность;
  • Рациональное сочетание компактности, ввиду небольших площадей помещений групп, и объемности, чтобы каждый ребенок мог в течение дня здесь подвигаться;
  • Учет вкусов, интересов, двигательных предпочтений детей, их возраст, психомоторное развитие, двигательные возможности;
  • Универсальность конструкции, т.е возможность её использования детьми разного возраста;
  • Многофункциональность;
  • Интегрированный характер конструкции, чтобы ребенок мог удовлетворить не только свои двигательные потребности, но и игровые, познавательные.

Таким образом, в группе детского сада необходимо создать пространство – микромир, специально предназначенный для удовлетворения двигательно-познавательных и игровых потребностей детей дошкольного возраста.

Каким же должен быть физкультурный комплекс группы детского сада? Это может быть и всем известный "Батыр", но дополненный, например, двумя пролетами шведской стенки. Та же шведская стенка, со съемными, постоянно дополняющимися жесткими элементами (лестница с зацепами, доска с зацепами и т.д.) тоже может стать центром самостоятельной двигательной активности. Можно приобрести современные готовые комплексы для детей дошкольного возраста, которые сейчас широко представлены на рынке. А может заказать свой, особенный, подходящий именно вашим детям? Тогда вам помогут рекомендации В.С. Скрипалева по созданию домашнего стадиона, или всем известного Б.П. Никитина.

Главное, чтобы физкультурный комплекс был достаточно сложно и интересно устроен, тогда это пространство привлекает ребенка к себе, втягивает его, не отпускает и постоянно заставляет возвращаться. Оно бросает вызов ребенку, его силе и ловкости: "Ты сможешь? – говорит оно ребенку, предоставляя свободный выбор, - двигайся куда хочешь, и сам определяй сложность пути" Но оно же и заставляет сосредоточиться. Оно же дает простор для фантазии и игры, легко превращается то в джунгли, то в самолет, то в корабль…

Наличие в комплексе элементов разной сложности предоставляет ребенку:

  • делать посильный выбор, выбирая сложность пути, трудность упражнения, время для занятий и игры;
  • приучает нести ответственность за сделанный выбор;
  • пробовать свои возможности.

Наличие в этом пространстве других детей, предоставляет ребенку возможность:

  • сравнивать свои силы с другими детьми;
  • учиться друг у друга;
  • сотрудничать и помогать;
  • включать механизмы нескончаемой игры.

Физкультурный комплекс дает ребенку опыт преодоления. Он устроен таким образом, что дети, играя в нем, косвенным образом развивают свои физические и психологические качества [5, 37].

Роль взрослого чаще всего заключается в позиции наблюдателя. Главная задача педагога - следить за эмоциональным состоянием детей и помогать его корректировать. Необходимо, чтобы воспитатель умел отличать ситуации, не требующие его вмешательства, от тех, где его вклад нужен и важен. Надо всегда помнить, что физкультурный комплекс в группе, главным образом, предназначен для самостоятельнойдеятельности детей, поэтому диктат, давление, навязывание своего мнения здесь абсолютно неуместны. В то же время педагог должен быть готов оказать необходимую помощь нуждающемуся в этом ребенку. Это может быть как эмоциональная или тактильная поддержка, так и показ каких-то способов действия.

В любом случае, любовь к детям, знание их индивидуальных психомоторных особенностей и базовых потребностей, педагогическая чуткость помогут воспитателю быть для ребенка мудрым проводником в мир движений, игр, фантазии, радости и здоровья.

Список использованной литературы

  1. Аганянц Е.К., Бердичевская Е.М., Демидова Е.В. и др. Возрастная динамика физических качеств при различных двигательных режимах // Природа. Общество. Человек: Вестник Южно-российского отделения международной академии наук высшей школы. Краснодар. 1996, №1(4), с. 22-24
  2. Антонов А.А. Методика применения элементов подвижных игр для развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. канд. дисс. / А.А. Антонов.- СПб., 1997. - 24 с.
  3. Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей / Авт.: Г.Н. Сердюковская, А.Г. Сухарев, Е.М. Белостоцкая и др.; Под. ред. Г.Н. Сердюковской и А.Г. Сухарева. - М: Медицина, 1986. - 496 с.
  4. Попова М.Н. Двигательно-игровое пространство в группе детского сада / М.Н. Попова.- СПб:изд-во ЛОИРО, 2002. – 41с.
  5. Реутский С.В.Физическое развитие ребенка / С.В. Реутский . – СПб.:Речь,2009, 160с.
  6. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  7. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования..


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль