"Свеж и душист твой роскошный венок…"

3987

Внеклассное мероприятие "Свеж и душист твой роскошный венок" можно организовать во время работы летнего детского пришкольного лагеря. Занятие поможет ребятам интересно провести досуг за общим делом, приобщиться к народным традициям, научиться плести венок и узнать, какие венки бывают.

Цель мероприятия: создать условия для приобщения младших школьников к традициям русского народа.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить младших школьников с венком как атрибутом традиционных народных праздников;
  • обучить детей технологии плетения венков;

развивающие:

  • развивать творческие способности школьников;
  • развивать у детей умения и навыки сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки; воспитательная: воспитывать у учеников уважение к народным традициям.

Оборудование: венок из полевых цветов, свежие цветы, листок бумаги для каждого школьника, карточки для обучающихся с синквейном по теме "Венок", видеозапись о венках и их плетении, экран и проектор.

Предварительная работа: обучающимся можно заранее предложить выучить стихотворения к мероприятию.

Использованные интернет-источники: www.lifecity.com.ua, www.cherniy-kot.ru.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент

Учитель: Ребята, сегодня у нас на занятии будет много интересного. А начнем мы с загадки. Я знаю, что все девочки и мальчики любят отгадывать загадки! Ну-ка, догадайтесь, о каком времени года мы сегодня будем говорить?

В щедром поле колосится
Золотистая пшеница.
Ягоды в лесу поспели,
На лугу пестрят цветы,
Пчелы прячут мед по кельям.
Много и тепла, и света,
Так бывает только... (Ответ: летом.)

  1. Введение в тему мероприятия

Учитель: Да, действительно, мы будем говорить о лете. Кто любит это время года? (Дети поднимают руки.) Почему же вам так нравится лето?

Ученики: Летом тепло, каникулы. Можно купаться в речке. Поспевают ягоды и грибы. Летом очень красивая природа. Много цветов. (Варианты ответов могут быть иными.)

Учитель: Соглашусь с вами, ребята. Тема нашего занятия связана с летом. Предлагаю догадаться, какой предмет будет являться главным героем нашего занятия. Я приготовила для вас еще одну подсказку. На ваших партах лежат карточки: прочитайте внимательно, подумайте, о чем идет речь. Напишите, что это, но не показывайте соседу и не подсказывайте друг другу.

(Подсказка предложена в виде синквейна. Первая строка отсутствует, по остальным строчкам дети должны догадаться, что речь идет о венке.

Синквейн - это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Слово "синквейн" происходит от французского слова "пять" и означает "стихотворение, состоящее из пяти строк". Синквейн - это стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.

Правила: 1-я строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженная в форме существительного; 2-я строка - два прилагательных; 3-я строка - три глагола, 4-я строка - фраза, несущая определенный смысл, 5-я строка -резюме, вывод, одно слово, существительное.

Синквейн на карточках у обучающихся:

____________________.

Свежий, душистый.

Радует, украшает, оберегает.

"Всех в нем цветов ароматы слышны".

Украшение.)

Учитель: Итак, ребята, что же это такое?

Ученики: Венок.

(Учитель демонстрирует сплетенный венок.)

  1. Работа над темой занятия

Учитель: Молодцы! Действительно, это венок. Сегодня на занятии мы узнаем о венке много интересного. (Учитель берет в руки подготовленный заранее венок.) Посмотрите, какой красивый венок! Ребята, подходят ли слова из нашего синквейна для этого венка? (Обучающиеся отвечают.) А вы плели венки? Зачем?

Ученики: Для украшения, для игры

Учитель: А еще венок - это символ лета, красоты. Недаром Афанасий Афанасьевич Фет сочинил стихотворение "Свеж и душист твой роскошный венок...". Мы с вами даже не подозревали, что плетение венков нам досталось в наследство от наших предков-славян. В древности венок использовали в обрядах, он являлся атрибутом праздничного убранства участников обряда, оберегом. Прочитайте стихотворение.

В пряди черных волос
Заплетаю цветы:
Сто одиннадцать роз
Для твоей красоты.
И вокруг головы
Из ромашек венок –
Оберег от молвы,
Чтоб никто сглазить не мог.

Ученики: Венок являлся еще и оберегом.

Учитель: В русской традиции известны венки двух видов: обычные (травяные, цветочные и т. п.) и березовые. Повсеместно венки являлись основным головным украшением молодых девушек на Троицу[1] и Духов день[2] . Помимо обычных венков, они надевали на голову и венки из березовых ветвей. В венках водили хороводы, молились в церкви, гуляли, совершали различные обряды и трапезу. Иногда их носили в руках или вешали на шею. Венок был непременным атрибутом молодежных игр и хороводов, ряженья, нередко единственным его знаком. По окончании праздника девушки шли к реке (или к другому близлежащему водоему) и бросали венки в воду. Пуская венки по реке, девушки загадывали: утонет - к недоброму, куда поплывет - в той стороне жених будет, сойдется с другим - замуж выйдешь.

А еще бытовал обычай, согласно которому парень, желавший жениться, должен был вытащить из воды венок полюбившейся ему девушки. Послушайте, с какими словами девушки опускали в реку свои веночки.

(Дети читают стихотворения, заранее выученные наизусть.)

1- й ученик:

Венок мой березовый,
Плыви - не утони,
Счастье, несчастье
На год покажи.

2- й ученик:

Пойду на Дунай на реку,
Стану на крутом берегу,
Брошу венок на воду;
Отойду подале, погляжу:
Тонет ли, тонет ли
Венок мой на воде?
Мой венок не потонул
Меня милый вспомянул:
- О свет моя ласковая,
О свет моя приветливая.

Учитель: В некоторых местах России троицкие венки хранили у икон, используя их в качестве оберега и лечебного средства. Троицкие венки опускали в воду, которой затем мыли детей, чтобы они не хворали. Вижу ваши удивленные взгляды. Как много силы, оказывается, у венка!

  1. Практическая часть занятия

Учитель: Ребята, посмотрите на доску. (На доске закреплены венки.) Понравились вам венки? (Дети отвечают. Затем учитель ставит видеозапись о венках и их плетении.) Мы посмотрели видеозапись, теперь предлагаю и вам сплести венки. Те ребята, кто умеет плести, будут моими помощниками. Для начала определитесь, какой венок вы будете плести. Ведь венок девушки часто завивали сообща один на всех или парами, а также индивидуально: каждая для себя. Общий венок отличался большими размерами.

(Дети разбиваются на группы: для большого общего венка (4-5 чел.), попарно и для индивидуального плетения. Плетут венки.)

Итак, рассмотрим технологию плетения венка. (Учитель демонстрирует каждый этап плетения, дети повторяют действия педагога.) Итак, теперь мы все знаем, все умеем! Делу время. А чтобы работалось веселее, послушайте, как приговаривали во время плетения венков.

1-й ученик:

Мы завьем венок,
Мы на все святки,
Мы на все святки,
На все празднички.
На все празднички,
На духовые,
На духовые,
На венковые.

2-й ученик:

Пойдем, девочки,
Завивать веночки!
Завьем веночки,
Завьем зеленые!
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я, молодешенька,
Увесь год веселешенька!

(Следующая часть занятия может проходить на улице, на лугу, в лесу. Дети плетут венки.)

Свеж и душист твой роскошный венок…

  1. Подведение итога мероприятия

Учитель: Ребята, до чего красиво получилось! Как "свежи и душисты ваши роскошные венки"! Кто помнит, для какого праздника мы сегодня плели венки?

Ученики: Троица, Духов день.

Учитель: А есть еще один летний замечательный праздник, для которого тоже пригодится венок. Дам подсказки. Этот праздник отмечают в начале июля, он описывается в русской народной сказке "Снегурочка". Вам задание, перечитайте эту сказку или узнайте у родителей, что это за праздник. (Ответ: Иванов день 3 .) А сейчас предлагаю поиграть в ручеек. (Дети играют в венках. Те, кто плел общий венок, украшают дерево около школы, кто парный - договариваются и надевают венки по очереди.)



1 Троица, пятидесятница - один из главных христианских праздников в честь мифического сошествия Святого Духа на апостолов. Трактуется церковью как начало широкого распространения христианства. Отмечается на 50-й день после Пасхи. В 2012 г. Троица приходится на 3 июня. - Примеч. ред.

2 Духов день - христианский праздник, следующий день после Троицы. В 2012 г. Духов день приходится на 4 июня. -Примеч. ред.

3 Иванов день, Иван Купала - летний народный праздник языческого происхождения. Имя Иван Купала имеет христианское происхождение и является народно-славянским вариантом имени Иоанн Креститель. В 2012 г. Иванов день приходится на 7 июля. - Примеч. ред.

Статья предоставлена редакцией журнала "Управление начальной школой"

Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов всегда под рукой с электронной версией журнала".

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль