Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС

27468

Эффективность введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) зависит, главным образом, от готовности администрации школы, педагогов и родителей к сотрудничеству в новых условиях.

Риски и проблемы при введении ФГОС

В период введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС) целесообразно пересмотреть целевые установки деятельности администрации образовательного учреждения (далее - ОУ), педагогов и родительской общественности. Только осознание необходимости совместных действий по стратегическому планированию достижения качественно новых результатов образования и ориентация на инновационные перспективы развития современного ОУ будут способствовать как решению проблем на всех уровнях системы образования, так и интеграции России в мировое образовательное пространство.

Принятию и введению ФГОС, как и любому начинанию, которое сопровождается изменениями существующего порядка вещей, сопутствует ряд рисков. Для успешного функционирования системы образования всех уровней, и в частности школы, важно свести к минимуму возможные проблемы.

Среди факторов риска (отсутствие достаточного финансирования, снижение мотивации педагогов вследствие отсутствия стимулов, сопротивление инновациям из-за опасения наращивания нагрузок и т. п.) мы особо выделяем такой риск, как неготовность учителей и администрации ОУ к введению ФГОС.

Попытаемся описать, в чем именно, с нашей точки зрения, заключается эта неготовность и какими могут быть эффективные пути решения данной проблемы (проблем) на уровне ОУ.

Несмотря на существенную и значительную методическую поддержку введения ФГОС со стороны разработчиков (методические рекомендации, пособия и др.), анализ документации ОУ и результатов опросов педагогов позволяет нам констатировать: риск неготовности учителей и руководителей ОУ к введению ФГОС существует. Условно выделим три группы проблем: общие, личностные и системные.

Общие проблемы заключаются в неготовности педагогов:

  • к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
  • синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;
  • изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
  • выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.

Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога):

  • психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя "нового типа"; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости, отсутствием мотивации, давлением стереотипов и др.;
  • дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости и т. п.;
  • организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы и др.;
  • профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.

Системные проблемы, вытекающие из неготовности руководителей ОУ и педагогов к реализации ФГОС с позиции выполнения его требований. Перечислим их ниже.

Проблемы руководителей ОУ в части реализации требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП):

  • отсутствие умений и навыков стратегического планирования;
  • недостаточный уровень самостоятельности в определении содержания программы (стереотипный, зачастую формальный подход);
  • неинформированность (либо частичная, неполная информированность) о качественных изменениях в организации образовательной деятельности по достижению планируемых результатов, их оцениванию и т. д.

<...>

Статью полностью читайте в журнале "Управление начальной школой" № 6, 2012 г.

Инструменты "МЦФЭР-Ресурсы образования" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

Электронная система Образование: Карта самооценки готовности образовательного учреждения к введению ФГОС
"Управление начальной школой", №2, 2014 г. Адаптация детей к обучению Взаимодействие начальной школы и детского сада в рамках единого образовательного пространства
Наши мероприятия 12 февраля. Интернет-семинар "Особенности выбора и реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ"

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль