Проект "Воспитание будущего семьянина у детей дошкольного возраста"

9905

Николаева Марина Васильевна,

заведующий МДОУ "Колокольчик",

п. Витим, Республики Саха (Якутия)

Предпосылки к возрождению института семьи

Более трехсот восьмидесяти лет назад было основано поселение Витим на слиянии двух величественных рек Лены и Витим. Богатый опыт изучения родословной рода Витимцев накопила средняя школа. Крепкие семьи из поколения в поколение передавали лучшие традиции семейного уклада, опыт которых собран в Краеведческом музее Витимской школы.

Многие семейные традиции постепенно уходят в прошлое. Многодетные семьи стали скорее исключением, чем нормой жизни.

Исходя из этого, мы решили создать предпосылки к возрождению института семьи основанного на коренных традициях и начать воспитание будущего семьянина с порога дошкольного учреждения.

МДОУ детский сад "Колокольчик" расположен в историческом центре поселка Витим.

Наш детский сад основан в 1936 году. В дошкольном учреждении функционируют три разновозрастных группы. Работу с детьми организует

6 квалифицированных педагогов, трое из которых имеют высшее педагогическое образование. Воспитатели с большим опытом работы.

Проект Воспитание будущего семьянина у детей дошкольного возраста

Многие родители, дети которых посещают наш детский сад, сами воспитывались в этих стенах и некоторые у наших воспитателей. С их стороны к нам имеется некоторый потенциал доверия. Кроме того, мы знакомы со старшим поколением в семьях воспитанников, что значительно облегчает нашу работу в этом направлении. Воспитание детей в разновозрастной группе способствует более легкому освоению поло-ролевых позиций, которому способствует забота старших детей о младших.

На вопрос, который мы задаем родителям своих воспитанников "Каким вы хотите видеть своего ребенка в будущем?" большинство отвечает - "Счастливым", вероятно вкладывая в это понятие все лучшее, что можно пожелать любимому человеку. Но, к сожалению не все знают волшебный рецепт счастья. Мы постарались сделать все возможное, чтобы обеспечить счастливое детство своим воспитанникам и заложить основу счастливой семейной жизни в будущем.

Исходя из наших условий, мы построили работу в нашем МДОУ таким образом, чтобы:у каждого нашего воспитанника был пример для подражания мужчине (папе, брату, дедушке, дяде…); планировали воспитательно-образовательный процесс с учетом разного подхода к мальчикам и девочкам, а учитывая то, что в группах дети разного возраста, старались создать семейную эмоциональную атмосферу, где дети "одногруппники", заменяют младшего (старшего) брата (сестру).

Тема нашего проекта: "Воспитание будущего семьянина у детей дошкольного возраста". А это обозначает - обеспечить счастливое будущее нашим детям.

Актуальность проекта

В последние годы проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности) обострила положение семьи.

Но именно семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, "вводит" его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств.

Всем этим "багажом" ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве становится фундаментом во взрослых отношениях.

Для того чтобы ребенок, во взрослой жизни был счастлив ему необходимо в детстве заложить модель поло-ролевого воспитания. На данное время многие дети воспитываются в семье, где имеется лишь один ребенок; неполной семье, а есть дети, которых воспитывают бабушки и дедушки. Кроме того, в детских садах сказывается отсутствие педагогов мужчин, необходимый для примера подражания мальчикам и девочкам.

В связи с этим перед педагогами нашего учреждения стоит непростая задача - построить свою работу в тесном контакте с родителями, а особенно папами, возрождая культурные ценности семьи, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности каждого ребенка. Ребенок умеет любить того, кто его любит, и воспитывать его нужно любовью.

Поэтому все педагоги придерживаются главной заповеди: ребёнок имеет право быть любым и любить его надо таким, какой он есть. Тогда и ребенок отплатит любовью окружающим его людям.

Модель выпускника дошкольного учреждения

В результате анкетирования родителей, опираясь на цели и задачи образовательного учреждения, педагоги составили модель выпускника дошкольного учреждения.

Проект Воспитание будущего семьянина у детей дошкольного возраста

Диагностические исследования и анализ работы за последние 5 лет показывают, что из нашего детского сада, выпускаются дети с высоким уровнем знаний и умений. У выпускников на высоком уровне сформированы навыки учебной деятельности, самостоятельность, культура поведения. Дети отличаются высокой речевой активностью, логикой мышления, большим объемом представлений в различных сферах знаний.

Поэтому приоритетными направлениями работы детского сада являются:

  • создание благоприятных условий для охраны и укрепления психологического здоровья и полноценного физического развития детей;
  • создание развивающей предметной среды, исключающей "дидактический синдром", предоставляя ребёнку право в пределах возрастных возможностей самостоятельно делать выбор и принимать решения;
  • взаимодействие с родителями, направленное на формирование представлений у детей о здоровом образе жизни семьи и повышение общей культуры родителей;
  • развитие педагогического сотрудничества детского сада и школы, с целью гуманизации образования и развития интеллектуальных и творческих способностей детей.

Практическая значимость проекта

Подбор и создание набора методик для определения характера взаимоотношений в семье и развития качеств личности дошкольника как успешного будущего семьянина.

Цели

  • Способствовать расширению знаний и представлений детей о нормах поведения в семье, семейной экономики для сознательного формирования духовных и физических качеств детей соответствующей гендеру половой индентифекации ребенка, учитывая опыт семейных поколений.
  • Добиваться, чтобы дети умели проявлять добрые чувства друг к другу и окружающим и не стеснялись этого.
  • Способствовать укреплению и развитию сотрудничества дошкольного учреждения, школы и семьи в решении проблемы воспитания будущего семьянина начиная с дошкольного возраста.

Задачи:

  • Способствовать правильному выбору половой роли детьми, положительному отношению со сверстниками противоположного пола (сущность нормы поведения присущие мальчикам и девочкам). 
  • Формировать первичный фундамент становления культуры Родительство, основанной на традициях местного населения. Воспитывать у детей качества, необходимые для семейной жизни в родном поселке, республике, России.
  • Повышение личностного роста педагогов и родителей и развитие у них профессиональных умений и навыков.
  • Формирование у детей способов творческого отражения своих представлений об окружающем мире и семейной жизни, положительное отношение к своему телу и здоровью.
  • Вовлечение семьи и школы в реализацию проекта.

Участники проекта: воспитанники ДОУ, педагоги и родители.

Основные направления реализации проекта.

  • работа с педагогами;
  • работа с родителями;
  • работа с детьми;
  • работа по преемственности со школой.

Обеспечение проекта: материально-техническое, учебно-методическое, информационное.

Продукт проектной деятельности: Слайд программы, выставки, выпуск газет, пакет рекомендаций, сценариев, фотоссесии, планы мероприятий, статьи.

Презентация проекта

Иллюстративное сообщение (доклад) на КМО педагогов поселка начальной школы и дошкольных учреждений, обобщение опыта работы на районных педагогических чтениях, выставке-ярмарке педагогического мастерства среди педагогов ДОУ Ленского района, участие в фестивале "Открытый урок", обобщение опыта работы путем участия в конференциях республиканского уровня, публикации в Интернете, периодической печати.

В программах, по которым работают педагоги дошкольных учреждений, тема воспитания у дошкольников будущего семьянина не выделяется. Но большое внимание этому разделу уделяет программа "Половое воспитание старших дошкольников" М.Мазниченко, Т.Чхетиани (д.В.№5 2004г), "Я-Человек" С.А Козлова (Москва,2000г), Социальное развитие среды в ДОУ (Н.В.Иванова, Е.Ю. Бардинова, А.М.Калинина (Москва,2008г). 

Мы изучили эти программы и выделили вопросы, которые объединили в систему мероприятий по воспитанию у дошкольников будущего семьянина:

  • Разработка ритмов жизнедеятельности групп на основе программы "Радуга" методов и технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи;
  • Подбор и разработка игр и занятий, с использованием разнообразных форм и методов работы для детей дошкольного возраста с учетом индивидуальных особенностей девочек и мальчиков, опираясь на традиции семейного воспитания с привлечением родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • Привлечь родителей к изучению истоков своей семьи сохранение традиций. Разработка методик для воспитателей и родителей (законных представителей) по обеспечению здоровой эмоционально-нравственной атмосферы в семье с учетом влияния на воспитание ребенка;
  • Выработка единого подхода к технологии воспитания, образования и развития мальчиков и девочек дошкольного возраста;
  • Разработка рекомендаций для педагогов и родителей (законных представителей);
  • Обеспечение взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями поселка и школы;

Этапы работы по проекту

Работу по проекту мы распределили на три этапа: установочный, основной (продуктивно-исследовательский) и обобщающий.

1 этап "Установочный"

Проведение диагностики, осуществление организационно-педагогической деятельности

На первом этапе необходимо было направить творческий потенциал педагогов на решение поставленных задач.

  • Систематизировать у них знания по воспитанию у дошкольников будущего семьянина, путем изучения психологической и педагогической литературы, и создать в МДОУ условия для их самореализации.
  • Познакомить воспитателей и родителей с теоретическими знаниями о мальчиках и девочках.
  • Представить проект развивающей среды в МДОУ (разное пространство для игр мальчиков и девочек)

Построение модели педпроцесса с учетом обеспечения здоровья и здорового образа жизни:

  • группы смешанные
  • организация занятий по половому признаку 1-2 раза в неделю;
  • проведение занятий с участием мужчин (родителями, сотрудниками, учителями)
  • организация кружковой работы по половому признаку.

Диагностика направлена на исследование влияния семейной атмосферы на формирование у детей полноценных представлений о семье, семейной экономике, на соответствующую гендеру половую идентификацию ребенка.

Задачи исследования.

  • Уточнить влияние семейной атмосферы на формирование у детей представлений о семье, выявить социальные и педагогические условия выполнения семьей функции подготовки детей к будущей семейной жизни.
  • Изучить особенности взаимоотношений в семьях .
  • Изучить степень сформированности интересующих нас личностных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования.

Анализ научной литературы по изучаемой теме, анализ документации, эмпирические исследования, включающие анкетные опросы, тестирование, интервьюирование, наблюдение за детьми в игре, проективная рисуночная методика.

Предмет исследования: Социальная ситуация в семье и ее влияние на психологическое здоровье ребенка.

После проведения исследовательской диагностики и ознакомления с ее результатами родителей на конференции, мы наблюдали большую заинтересованность родителей в работе над проектом. Участники анкетирования стали принимать более активное участие в разработке совместных детско-родительских педагогических мероприятий. Более внимательно стали следить за своим поведением.

По результатам диагностики мы условно разделили детей на 3 группы.

1 группа.

У детей четко сформированы представления о семейных отношениях, обязанностях. Родители грамотно подходят к воспитанию детей. В семьях чтят традиции, развита связь поколений, благополучная эмоциональная атмосфера.

2 группа.

У детей имеются представления о роли отца и матери в семье.

Но у родителей не достаточно времени уделять внимание на воспитание детей, поддержания атмосферы "домашнего очага", создания эмоциональной атмосферы в кругу семьи. У детей нет четких представлений об обязанностях членов семьи.

3 группа.

Представления детей о роли отца и матери расплывчаты, сводятся к материальным ценностям. Они не имеют представления об обязанностях членов семьи.

В третью группу мы отнесли детей из неблагополучных семей, и некоторых детей воспитывающихся в неполной семье.

Проект Воспитание будущего семьянина у детей дошкольного возраста

Работу с детьми и семьями воспитанников мы построили с учетом индивидуального подхода к каждой семье и каждому ребенку, особое внимание, уделяя детям и родителям, условно относимым к третьей группой. Необходимо было найти формы и методы помогающие заинтересовать этих родителей проблемами воспитания своих детей. Задуматься над вопросом "Как я живу", "Хочу ли, чтобы мой ребенок повторил мою судьбу". Мы подобрали соответствующую литературу, видеофильмы, проводили консультации беседы с этими родителями, посещение на дому. Большое значение оказало обобщение опыта положительного семейного воспитания и его презентация.

Таких воспитанников у нас оказалось не много. Но это лишь в связи с тем, что большинство детей из неблагополучных семей не посещают дошкольное учреждение.

Продуктом деятельности детей, родителей и педагогов на этом этапе выступали:

  • Организация единого развивающей среды с учетом потребностей игрового пространства для мальчиков и девочек, подбор, приобретение и изготовление пособий игр и игрушек с участием родителей воспитанников.
  • Выставка "Семейные увлечения"
  • Презентация "Давайте познакомимся"

2 этап "Основной (продуктивно-исследовательский)"

Осуществление научно-методической, организационно- методической и издательской деятельности

  • Разработка годового плана работы
  • Цикла занятий и консультаций с педагогами.
  • Цикла занятий и консультаций с родителями.
  • Планирование системы мероприятий.
  • Включение родителей в разработку совместных творческих проектов.
  • Работа по преемственности со школой по данной теме.
  • С педагогами в МДОУ проведен семинар "Воспитание будущего семьянина".

Предложена для изучения литература, программы в которых раскрыт раздел этой работы. Педагоги на практической части создавали образовательную модель воспитания у дошкольников будущего семьянина.

После анализа проделанной работы были разработаны правила для мальчиков и девочек. В годовой план включены формы и методы работы, направленные на индивидуальный подход в воспитании мальчиков и девочек, для педагогов, детей и родителей.

На педагогическом совете был утвержден проект системы воспитательных мероприятий по воспитанию у дошкольников будущего семьянина, который охватил следующие разделы:

  • Кто такой человек, чем отличаются мужчины и женщины?
  • Гигиена мальчиков и девочек и их одежда.
  • Формирование привычки к здоровому образу жизни, правильное питание.
  • Поведение мальчиков и девочек.
  • Познай свое тело. Азы полового воспитания.
  • Дружба мальчиков и девочек
  • Обогатить знания детей о своей семье, ее корнях и традициях
  • Дать понятие о правах и обязанностях каждого члена семьи, учить сотрудничать, развивать взаимопомощь.
  • Женские и мужские профессии, уважение своего и чужого труда.
  • Развивать эмоциональную атмосферу, учить организовывать семейные праздники, готовить подарки и сюрпризы родным и близким людям.
  • Учить фантазировать о будущей семейной жизни путем моделирования сюжетных игр. Организации дидактических, тематических подвижных игр, предметной деятельности детей, составлением сюжетных рассказов, организацией театрализованных представлений.
  • Познакомить с национальными особенностями быта, мужскими и женскими увлечениями и семейными заботами.
  • Совместно с родными составить семейное древо.

Подобраны и систематизированы игры- тренинги, которые особенно полюбились детям, где они отображают характер, эмоции, сущность родных, близких людей, друзей и знакомых.

Особый акцент мы сделали на изучение традиций семьи местного населения, сложившиеся в тяжелых северных условиях жизни. Изучая быт семей их традиции в распределении домашних обязанностей и воспитании детей.

Учитывая любовь детей к движению, к танцам, в детском саду организовали хореографический кружок "Танцевальная мозаика", цель которого всестороннее развитие личности ребенка. Танцы помогают естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем, способствуют укреплению здоровья ребенка. Ведь наши девочки – это будущие женщины и мамы, а мальчики – это будущие мужчины и папы.

С танцами, разученными на кружке, наши дети выступают в детском саду перед детьми и родителями, в детском Доме творчества, в клубах, участвуют общепоселковых мероприятиях – для жителей поселка. У детей развивается пластика, они становятся раскованными и уверенными в себе. В обучении танцам хорошо вписываются уроки "Маленьких "Леди" и "Джентльменов".

При обучении якутским танцам дети знакомятся с культурой, традицией истории коренного народа Якутии. Девочки танцуют танец с чоронами. (Наши девочки в танце – легки и грациозны). Мальчики танцуют танец "Таба" - танец оленей и танец охотников – "Ункуу", где демонстрируют свою ловкость, мужественность.

Существуют разные подходы к решению проблемы в воспитании будущего семьянина, например, через ознакомление с трудом взрослых. В нашем ДОУ уже несколько лет существует кружок "Веселый Поварешкин", где мы с детьми изучаем "секреты кухни". Эту тему мы взяли не случайно, так как наш детский сад работает по программе "Радуга", которая предлагает такие интересные моменты в жизни дошкольника: "сладкий вечер", "день радостных встреч" и т.д. К этим праздникам наши дети готовят разнообразные кулинарные изделия, салаты и т.д. Наших девочек мы готовим, как будущих хозяек, хранителей очага своего дома, а мальчиков – как добытчиков, защитников. К этой работе мы привлекли родителей воспитанников, которые активно принимают участие в проведении кружковых занятий. Папы рассказывают о правилах рыбалки, знакомят с "уловом" (какая рыба ловится на какие снасти) и рецептом "рыбацкой северной" ухи, которую готовят вместе с детьми. После такого интересного приготовления совместный ужин на "Сладком вечере", любое блюдо, приготовленное совместно с родителями кажется особо вкусным. Другой папа занимается промысловой охотой и заготовкой ягоды, которая не только очень вкусная, но и особенно полезная. Он поделился рецептом приготовления витаминного морса из брусники и клюквы, который дети с удовольствием приготовили сами.

Мамы тоже делятся своими фирменными рецептами, которые им передали их бабушки. Рецепт сибирского рыбного пирога сообщила нам мама Опариной Маши. И как вкусны блюда, приготовленные своими руками, бутерброды, салаты, печенье - мы учимся готовить по рецептам своих бабушек и прабабушек, а также национальные блюда по рецептам знаменитого якутского повара-кондитера Иннокентия Тарбахова.

МДОУ с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития создан кружок по изобразительной деятельности и ручному труду

"Веселый Самоделкин", дети учатся передавать в своих работах наблюдения, чувства, эмоции, фантазии позволяющий детям в полной мере проявить свои творческие способности, а также дает детям возможность попробовать свои силы в разных видах, найти интересное для себя занятие, побуждающее к содержательной деятельности, проявлению своего творческого потенциала и индивидуальности.

Ощущение старшими дошкольниками собственной "взрослости", поло-ролевых предпочтений девочек и мальчиков определяют особую значимость посильной и интересной для ребенка этого возраста трудовой деятельности и открывают новые возможности для вхождения в реальные трудовые связи.

В работе кружка большую помощь оказывают родители. Вместе с ними проведены интересные занятия, а это – "Генеалогическое древо моей семьи", - это своеобразный рассказ о самом главном: о себе, членах своей семьи, семейных традициях, совместных увлечениях, делах и заботах, буднях и праздниках. Регулярно делаем подарки всем детям и родителям в виде различных привлекательных для них предметов

"Мы подарим кружку папе", " Я с папой на рыбалке", "Моя мама любит цветы", " Браслет для сестры" ит.д.

В условиях Севера человеку нужно чувствовать тепло, заботу близких и окружающих его людей. И в этом нам помогают наши увлечения цветоводством. У нас в детском саду есть "мини сад" – одно из любимых мест детей. Вся эта красота создана детьми на кружке "Аленький цветочек".

Занимаются в нем не только девочки, но и мальчики. Мы прививаем им такие черты будущего семьянина, как: трудолюбие, взаимопомощь, уважение друг к другу. Вместе с родителями и детьми мы занимаемся оформлением интерьера детского сада, а летом - оформлением интерьера на участке

В этом году внедрили интересную задумку кружковцев – создание альпийской горки, которая радовала всех своим изобилием цветов. На кружке проводится опытная работа, идет подготовка детей к самостоятельной взрослой жизни.

Мы наладили тесное сотрудничество с родителями через вовлечение их в педагогический процесс, которое включает:

  • Согласование действий педагогов МДОУ и родителей.
  • Повышения уровня педагогической культуры родителей направленной на создание благополучной эмоциональной атмосферы в семье.
  • Ознакомление родителей с вопросами поло-ролевого воспитания детей.
  • Обмен опытом между родителями и педагогами.
  • Изучение семейных традиций передающихся от поколения в поколение.

Эти задачи решались через интервьюирование детей и родителей, беседы с родителями, посещение семей воспитанников, наглядную пропаганду, лекции, тренинги, консультации, деловые игры, конференции, совместные мероприятия.

Внедрили опыт работы (Н.В.Ивановой, Е.Ю.Бардиновой, А.М.Калининой) Социальное развитие детей в ДОУ. Методическое пособие. Москва.2008 по формам приобщения детей к детской субкультуре. Изучив опыт педагогов, творчески подошли к планированию работы, с детьми включив следующие формы работы: выставки, презентации, игровые проекты, события (Приложения №8 ,26,27,28) в процессе которых родители принимали активную роль не как зрители, а как участники педагогического процесса.

Взаимодействие педагогов и родителей позволяет выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей и обеспечивает глубокие связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка. От того, как будет протекать взаимодействие детского сада с семьей, зависит продвижение ребенка в проблемном поле взросления, оно призвано предупреждать проблемы "отцов и детей" и помогать родителям, осмысливать свое поведение в семье (как пример для ребенка), и осваивать продуктивные способы общения с ребенком.

Проводя собрания в дошкольном учреждении и задавая вопрос родителям: " Чем отличаются ваши методы воспитания мальчиков и девочек?" мы видим удивленные глаза.

Напрашивается вывод. Чтобы воспитать будущих мужчину и женщину, надо знать о мальчиках и девочках как можно больше. Мальчик и девочка – два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны, подвижны, чем девочки. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. Мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр. Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации.

Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают. У них больше развита чувственность кожи, поэтому их надо чаще гладить. Игры опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя. У девочек лучше развита беглость речи, мелкая моторика рук.

Мозг девочки готов к ответу на любую неприятность, готов отреагировать на любую неприятность, готов отреагировать на воздействие с любой стороны (инстинкт выживания), так как цель женского - рождение жизни и ее сохранение. А цель мужского пола- это прогресс, открытия.

Мы познакомили родителей с результатами интервьюирования детей, с рассказами о семье, с видео сюжетно-ролевых игр на семейные темы, в которых дети отражали поведение родителей в семье. Проводили беседы о прогнозах будущего ребенка, возможных вариантах его отношения с противоположным полом, семейном счастье его в будущем и показали возможность и необходимость воздействия на ребенка в дошкольные годы. Довели до их сознания важность именно дошкольного возраста в осмысливании детьми отношений в семье, которые они в дальнейшем перенесут и в свою семейную жизнь. Работу с родителями строили с учетом сложившихся у детей отношений в семье, тактично и индивидуально.

Особенно интересно проходят мероприятия, в которых участвуют папы.

Понадобилось немало усилий, чтобы привлечь папу, дедушку или дядю к участию в сценарии занятия. Но у нас получилось. Теперь наши "папы" и "мамы" не только пассивные гости, но и активные участники, ведущие. Они исполняют разные роли на утренниках и развлечениях, что заметно сближает их с детьми. Кроме того, они активно помогают в оформлении интерьера МДОУ, мастерят мебель, производят мелкий ремонт пособий и игрушек. Нам удалось заинтересовать родителей историей семьи, вместе с ними мы успешно составляли "Генеалогическое Древо Рода". Изучение семейных корней и традиций помогло переосмыслить отношение к старшему поколению семьи. В процессе проводимой работы у молодых родителей улучшилась эмоциональная атмосфера в семье. Появился интерес к изучению корней своей семьи - своей родословной.

Проводя исследовательскую работу, были налажены связи с дальними родственниками, которыми раньше не общались, родственники сблизились между собой ю

Большой труд по изучению своего рода приложила семья Викуловых, которая в итоге конкурсе первое место в детском саду и третье место в районном конкурсе "Моя семья – семья исследователей". В зимнее время, несмотря на "лютые" морозы, на протяжении многих лет, мы в выходные дни совместно с семьями воспитанников, создаем "Волшебную зимнюю сказку" из ледовых и снежных фигур. В результате наших усилий получаем призовые места в поселковом конкурсе "Ледовых фигур"

Активных родителей мы награждаем благодарственными письмами и грамотами.

Говорить друг другу комплименты учились не только дети, но и их родители.

Знакомим детей с профессиями родителей, бабушек и дедушек и их увлечениями. Как с годами изменился перечень профессий и интересов. Если раньше бабушки и дедушки работали в домашнем хозяйстве, многие промышляли охотой и рыбалкой, то теперь для молодых родителей - это просто "хобби". А работают большинство из них в нефтедобывающей отрасли. Но если изменились профессии, увлечения (компьютер, фитнес и т.д.) то внутрисемейные ценности должны оставаться неизменными. Главной ценностью мира предков и современного мира является любовь.

Любовь к детям, родителям - основа любви к Родному краю.

Продуктами сотворчества семей воспитанников и сотрудников детского сада были обозначены:

  • Презентация "Путешествие по фотовыставкам" .
  • Комплект газет для родителей.
  • Событие "Якутяне из Витима, уху варят из налима
  • Выставка семейных работ" Я и моя семья"

3 этап "Обобщающий"

Осуществление научно-методической и издательской деятельности.

  • Обобщение результата работы.
  • Организация работы семейной гостиной
  • Организация мероприятий, направленных на активизацию проектной деятельности детей и родителей.
  • Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом
  • Подведение итогов работы.

Мы провели анализ проведенной в МДОУ работы, контрольное интервьюирование с детьми и родителями

Проект Воспитание будущего семьянина у детей дошкольного возраста

С итогами своей работы познакомили педагогов поселка на методическом объединении. И предложили разработанные технологии воспитания с учетом гендерных особенностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи, направленные на воспитание ценностных ориентиров талантливости (эстетическое воспитание и художественное развитие), развития художественного вкуса (умения создавать оригинальные аранжировки из комнатных растений и огородно-садовых культур, основы дизайна (одежды, помещений в МДОУ и семье, оформление и изготовление подарков близким людям) культуры поведения, взаимопониманию и уважению к членам семьи и окружающим людям, способности к межличностному диалогу.

Продуктами сотворчества семей воспитанников и сотрудников детского сада были обозначены:

  • Отчет о результатах контрольного анкетирования.
  • Проект "Древо рода".
  • Событие постер - сессия по результатам конкурсов детских рисунков и рассказов о семье, составление творческих рассказов на тему "Когда я стану взрослым…."

Видеопризентация проекта "Древо рода" семьи Викуловых заняла почетное третье место на районном конкурсе проектов. И это стало отправной точкой в создании таких проектов. Семья Горбуновых создали мини-музей "Герои нашей семьи", основанный на конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны) их фронтовых и трудовых подвигах. Участником Великой Отечественной войны является прадедушка, а ветераном трудового фронта – прабабушка. Они почетные гости на праздниках в нашем детском саду.

Контрольное интервьюирование детей и родителей показало, что у детей изменились представления о роли мужчины и женщины в семье: мужчина сильный, умный, всю тяжелую работу берет на себя, он защитник и опора всей семьи, женщина - нежная и заботливая жена и мать, хорошая хозяйка, стильная и красивая.

Многие родители переосмыслили свое поведение в семье, так как раньше и не задумывались о том, как семейные неурядицы влияют на ребенка, какие последствия для него могут иметь в будущем.

Изменились и отношения детей к противоположному полу - у девочек появилось уважение к мальчикам, как к защитникам, более сильным и мужественным, а мальчики стали проявлять заботливое отношение к девочкам.

Для того чтобы наша работа не пропала даром мы приглашаем на свои занятия, праздники, конференции, презентации учителей начальной школы.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний. Конечно это важный аспект подготовки к школе. Но часто забываются за погоней к знаниям и умениям воспитание общечеловеческих ценностей. Наличие знаний само по себе не определят успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок научился их самостоятельно добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовке к школе должно быть формирование у дошкольников качеств необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательность, инициативность.

Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность целей задач, содержания и методов на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

  • гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому; исключение принуждения и насилия;
  • открытость человека изменяющемуся миру;
  • самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития - неоправданность как в инфантилизации образования, так и "забегания вперед";
  • индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка;
  • создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.

Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено образования) призвана:

  • выделить приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации;
  • определить психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования;
  • обозначить вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника;
  • дать возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в начальной школе.

Концепция адресована всем категориям работников системы образования и широкой общественности.

Цели и задачи непрерывного образования детей Дошкольного и младшего школьного возраста

Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть сформулированы как

Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
  • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Для осуществления этих задач мы проводим совместные педагогические советы, конференции ,праздники, презентации.

В дошкольном учреждении и проведены серии познавательных мероприятий с участием бабушек(прабабушек) и дедушек (прадедушек).Эта работа продолжается в Витимской школе. Выпускники нашего дошкольного учреждения спустя 6-7 лет после детского сада участвуют в "Семейных проектах" районного и республиканского уровня (Илюкина Таня, Горбунов Саша, Казанцев Дима). Юность Севера опубликовали работу Казанцева Димы

И это говорит о том, что преемственность в работе дает свои результаты, благодаря таким педагогам Витимской школы, как: Илюкина Ирина Васильевна - завуч по воспитательной работе, Михайлова Елена Олеговна – психолог, Суханова Лилия Январьевна - учитель начальных классов.

Хотелось бы надеяться, что в будущем наши воспитанники создадут крепкие здоровые семьи, в которых будут воспитываться не менее трех детей на традициях родного поселка. Счастье и спокойствие за будущие поколения поселятся в этих семьях. Это цель нашей работы, это наша надежда.

  • разработка собственных моделей семьи;
  • составление семейного древа участниками проекта;
  • составление фотоальбомов;
  • составление сборников семейного творчества;
  • создание информационных листков педагогического, правового содержания;
  • проведение собраний, консультаций и др. форм работы с родителями;
  • создание методического пособия для родителей.

Работа с педагогами

Задача старшего воспитателя или заместителя заведующей по ВМР в работе с педагогами - организовать системную работу с родительской общественностью. Предлагаем ряд форм работы, направленных на достижение цели проекта:

Формы работы. Мероприятия

1

Педсоветы: "Роль семьи в воспитании детей", "Ребёнок в правовом поле семьи".

2

Семинары: "Опыт общения педагога с родителями на темы семейного воспитания", "Методики коррекции внутрисемейных отношений (тренинги)".

3

Консультации: "Современные формы и методы работы с семьёй", "Из чего складываются внутрисемейные отношения", "Советы родителям: наказание или диалог? А как поступали предки?", "Читая внимательно "Домострой".

4

Разработка бесед с родителями, с детьми.

5

Составление конспектов: занятий, бесед, праздников, развлечений, вечеров, посиделок и т.д.

6

Проведение Дня открытых дверей в ДОУ.

7

Проведение совместных мероприятий (интеллектуальных, спортивных, музыкальных, театральных): походов, экскурсий, целевых прогулок, соревнований, КВНов, викторин, конкурсов и т.д.

8

Ярмарки совместного творчества (тематические).

9

Написание памяток, листовок, буклетов.

10

Организация выставок.

11

Составление картотеки статей по работе с семьёй.

12

Составление картотеки пословиц и поговорок "Народная мудрость о семье".

13

Подборка стихов, рассказов и др. литературных произведений по теме проекта; музыкальных произведений.

14

Подбор ауди-, видеотеки (произведения по теме проекта, с целью вызвать эмоциональный отклик).

15

Подбор библиотечки педагогической и детской литературы.

16

Изготовление методических пособий: "Образ семьи глазами художников", "Семейный отдых летом (игры, соревнования)", "Семейный отдых зимой (игры)".

17

Организация фотовыставок.

18

Организация диспутов, дискуссий, круглых столов, тестирования, анкетирования.

Работа с родителями и детьми

Формирование новых подходов к становлению культуры родительства основывается на повышении статуса семьи в собственных глазах родителей, в глазах их детей и педагогов. И начинается оно с овладения родителями (с помощью педагогов) правовыми, юридическими знаниями. Кроме того, педагоги доносят мысль, что культура родительства закладывается в детстве, и на протяжении жизни, до вхождения в брачный возраст, у детей складывается определённый стереотип семейных отношений, который, уже выросшие дети, начнут реализовывать в своей семейной жизни.

Воспитание уважения и добрых чувств к своим близким – дело не только узкосемейное, но и задача нравственного воспитания вообще.

Отдельной строкой стоит привлечение старшего поколения – бабушек и дедушек – в помощь молодым родителям. Старшее поколение, умудрённое жизненным опытом, любящее внуков иной, более нежной и трепетной любовью, может дать малышам очень много: помимо прямых знаний и ознакомлений с семейными традициями, - покой, уверенность, защищённость, что благотворно влияет на детскую психику. А педагоги "раскрывают глаза" подопечным на бабушек и дедушек, как на людей, которые не только вырастили их родителей, но успели сделать много важного для человеческого общества (страны, города, деревни, завода и т.д.). Воспитатели доносят детям мысль, что заслугами старших нужно гордиться. И, если в настоящее время бабушка и не работает, она трудится на благо семьи, дома. Этот труд очень важен, нелёгок и уважаем.

Педагог – психолог, обращаясь к разведённым родителям, делает акцент на то, как важно продолжать общаться с детьми, уделять им максимально больше внимания, даже если не живёте с ними под одной крышей. Поистине – ничто не ценится так дорого и не стоит так дёшево, как внимание, которое уделяется своим близким и родным.

Формы работы. Виды деятельности. Мероприятия.

1

Социологическое исследование.

2

Анкетирование.

3

Специально организованные занятия в регламентированное время, внесённые в учебный план.

4

Проектная работа. Осуществление проектов: "Моё имя", "Моя семья", "Мой ребёнок", "Откуда мы родом", "Вклад семьи в развитие родного города", "Мудрые советы заботливым родителям", "Мамина школа", "Вместе с мамой, вместе с папой – в мир здоровья и спорта".

5

Проведение "Месячника по работе с семьёй", "Дня семьи", "Дня матери", "Дня отца", "Дня девочек", "Дня мальчиков", "Дня пожилого человека", "Дня ветерана".

6

Тематические вечера: "Роль семейных традиций", "Воспитание без огорчений", "Семья – маленькая страна", "Истоки доброты", "Вечер встречи друзей", "Семейные посиделки", "Бабушкины посиделки".

7

Традиции: "Сладкий час", "Утро встреч", "Мы - как братики и сестрички".

8

Чтение художественной литературы.

9

Просмотр диа- и видеофильмов.

10

Изготовление пособий: "Если ребёнок говорит неправду", "Если ребёнок встревожен", "Если ребёнок агрессивен", "Что значит – готовность к школе?", "Как оказать ребёнку психологическую поддержку в критической ситуации", "Тактика поведения родителя в период адаптации ребёнка к детскому саду" и др.

11

Изготовление дидактических игр и пособий.

12

Беседы

13

Экскурсии, целевые прогулки

14

Встречи с ветеранами ВОВ и труда, с интересными людьми; с людьми интересных профессий.

15

Подборка сочинений родителей на темы: "Мой ребёнок", "Наша семья", "Ценности нашей семьи", "Что хочу передать ребёнку".

16

Создание генеалогического древа семьи, семейного герба, флага, вымпела.

17

Создание книги загадок и сказок. Книги: "Рассказы о семье", "Рассказ о моём ребёнке",
"Книга народной мудрости", "Моя родословная", "Из бабушкиного детства".

18

Досуги: "Бабушкин сундучок", "Игрушка маминого детства", "Книга маминого детства", "День капустки", "День варенья", "Праздник русской берёзки", "В гостях у липки".

19

Составление рассказов детей "Моя родословная".

20

Составление брошюры (альбома) "Вкусненькое от наших мам" - сборник рецептов блюд; "В мире здоровой пищи" (сборник старинных семейных кулинарных рецептов).

21

Ярмарки семейного творчества: "Из бабушкиного сундучка", "Мастерицы и умельцы", "Очень умелые ручки нашей семьи".

22

Выставки: "Чудо с грядки - огорода", "Природа и фантазия" (осень), "Бравые солдаты – молодцы, бравые солдаты – удальцы" (23 февраля), "Мамина улыбка – улыбка весны", "Бабушка – забота" (март), "Цветы победителям!" ( День победы), "Дедушка – мой лучший друг", "Всей семьёй – на прогулку", "Моя семья", "Мастерская Деда Мороза" (Новый год), "Лето красное", "Во имя любви, во имя семьи", "Дом отца и матери – добрая вселенная", "Мамины руки творят чудеса".
Выставки рисунков детей: "Встречает лето вся планета" (рисунки на асфальте), "Дом, в котором я живу".

23

Фотоконкурсы и фотовыставки: "Фото из семейного альбома", "И мы были маленькими", "Я и моя Родина", "Моя семья в Калининградской области", "Вклад семьи в развитие родного края", "Они защищали Родину", "Мы на отдыхе", "Весенняя флотилия" (вместе с папой), "Любимец семьи", "Улыбочка!", "Любимые уголки города", "Добрые дела наших мам и пап", "Счастливая семья", "Жизнь в детском саду", "Мы вместе", "Мы расскажем вам о том, как мы в садике живём!".

24

Звуковое письмо: "Голос детства" (высказывания ребёнка о себе, семье, его мечты), "Мама – первый учитель" (Расскажи, какая твоя мама, чему она тебя учит. Расскажи, как ты её любишь).

25

Клуб по интересам: "Клуб бабушек", "Марья – рукодельница", "Лейся, песня!", "В здоровом теле – здоровый дух!", "Здоровячок".

26

Круглый стол (формы см. журнал "Справочник руководителя ДОУ" № 9/08 г., с.8):
- коллективная беседа,
- регламентированная дискуссия или диспут,
- учебная конференция,
- учебная встреча.

27

Чествование родителей (участников мероприятий и т.д.) "Сердце, открытое людям".

28

Участие родителей в создании (улучшении) предметно-развивающей среды ДОУ.

29

Совместные субботники по благоустройству.

30

Совместное возложение цветов к памятникам (День Победы, День города).

31

Сборник сценариев: "Праздник в кругу семьи", "Дни семейных торжеств", "Золотая свадьба".

32

Выставка - просмотр литературы: "Школа для родителей", "Взрослым по секрету…".

33

Тематические вечера: "Роль семейных традиций", "Воспитание без огорчений", "Семья – маленькая страна", "Истоки доброты".

34

Творческая гостиная "Играем, познаём, учимся"

35

Фестиваль семейного и художественного творчества "Традиции живая нить"

36

Выпуск газеты: "Крепкая семья", "Колокола детства", "Весёлая радуга" (о семье, об отдыхе и т.д., благодарности родителям за…)

37

Конкурс семей: "Иван - да Марья", "Самая заботливая (- обаятельная, - творческая) семья".

38

Плакаты "Семейно-обрядовые ритуалы"

39

Досуги: "Бабушки и внуки", "Самая любимая бабушка моя", "Бабушкин сундучок", "Праздник волшебников и фантазёров".

Тематика консультаций, которые мы рекомендуем провести в рамках проекта, разнообразна.

Это: правовые знания, педагогические знания, коррекция внутрисемейных отношений, обучение проведению различных семейных досугов.

Примерные темы консультаций для родителей

1

"Права и обязанности родителей (Конституция РФ, Закон об образовании и др. нормативные документы)

2

"Ребёнок имеет право…"

3

"Воспитание ребёнка в семье"

4

"Воспитание у детей уважения к взрослым"

5

"Отдых всей семьёй", "Игра – школа творческой личности"

6

"Развиваем творческие способности ребёнка посредством музыки ( - изобразительного искусства, - театральной деятельности)

7

"Из чего складываются внутрисемейные отношения"

8

"Советы родителям: наказание или диалог? А как поступали предки?"

9

"Читая внимательно "Домострой"

10

"Роль матери (отца) в развитии (эмоциональном, психическом, физическом, интеллектуальном, эстетическом) ребёнка"

11

"Легко ли быть родителем?"

12

"Психическое и физическое развитие ребёнка данного возраста", "Влияние семейных отношений на психическое развитие ребёнка"

13

"Роль родителей в развитии речи ребёнка"

14

"Побеждаем капризы"

15

"Если ребёнок дерётся"

16

"Всему своё время"

17

"Как защитить интересы своего ребёнка"

18

"Обеспечение безопасности детей"

19

"Воспитываем ответственность"

20

"Кто в доме хозяин?"

21

"Кто в ответе за…"

22

"Что значит быть отцом"

23

"Какие игрушки "правильные"

24

"Помню, в детстве мы играли"

25

"Семь –Я"

26

"Доверительный разговор"

27

"Секретный разговор с мамой (отцом)"

28

"Как устроить сюрприз для члена семьи"

29

"Уметь прощать"

30

"Мы благодарны нашим родителям…"

31

"Береги здоровье смолоду"

32

"Общаться с ребёнком. Как?"

33

"Как интересно провести досуг в кругу семьи"

34

"Искусство хвалить", индивидуальная консультация "Разговор по душам".



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Как вы проводите антикоррупционную экспертизу локальных актов?

  • заказываете юридической фирме 0%
  • назначаете специальную комиссию по ДОО 31.58%
  • поручаете заместителю заведующего 0%
  • самостоятельно 26.32%
  • не проводите 42.11%
результаты

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Для того, чтобы посмотреть изображения, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Для того, чтобы посмотреть изображения, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Для того, чтобы посмотреть документ, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Для того, чтобы посмотреть документ, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль