Профилактика повышенной тревожности у детей старшего дошкольного возраста

3796
О.Б. Мещерякова,
педагог-психолог детского сада МКОУ "Коченевская средняя общеобразовательная школа № 2",
раб. пос. Коченево, Коченевский р-н, Новосибирская обл.

Подготовка к игровому сеансу

Представленный игровой сеанс "Путешествие на поезде" проводится в рамках коррекционных игровых сеансов, на­правленных на подготовку к школе, с детьми, которые имеют признаки тревожности. Группа формируется по результатам диагностики готовности к школе.

Цель: профилактика повышенной тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Формирование навыков мышечного расслабления и дости­жения эмоционального комфорта.
  2. Формирование положительной самооценки.
  3. Развитие коммуникативных навыков.
  4. Развитие познавательных процессов - памяти, внимания, мышления, воображения и речи.

Материал и оборудование: макет телевизора; заставка "Про­грамма хороших новостей"; макет паровоза (выполнен из картона, внутри расставляются стульчики); барьеры-препятствия; картин­ки с изображением елочек, домика и месяца; картинки, разрезан­ные пополам (если дети с интеллекту­альными нарушениями, можно использовать картинки-половинки елочки, домика и месяца, а в целом подойдут любые, какие есть в арсена­ле педагога-психолога); раскраски-мандалы (см. рис. 1) по количеству детей; цветные карандаши; коврик-настроение (на бу­мажном полотне изображены солнышки с разнообразными эмо­циями - радость, грусть, веселье, удивление, злость); бумажные фигурки девочек и мальчиков; магнитная доска; музыкальные ком­позиции.

Рис. 1. Раскраски-мандалы

Количество человек в группе: 4-6.

Продолжительность занятия: 30-40 мин.

Ведущий: педагог-психолог.

Примечание. Игровой сеанс проводится в первой половине дня. Форма одежды участников свободная. Если в кабинете ковро­вое покрытие, для полного расслабления и массажа стоп дети и ведущий могут быть без обуви. При проведении сеанса можно до­бавить ходьбу по коврикам с различной текстурой, имитирующим лесные тропы.

Наверх

Ход занятия

I. Организационная часть

Слово ведущего: "Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие на одном из транспортных средств. Вам предстоит его отгадать.

Железные избушки
Держатся друг за дружку,
Одна с трубой
Тянет всех за собой.
(Паровоз, поезд)"

Наверх

II. Ритуал начала занятия

Инструкция ведущего: "В путешествие смогут отправиться толь­ко те, кто поделится своим настроением. Вам необходимо выбрать одно из предложенных эмоциональных состояний, которые изо­бражены на "коврике-настроении" с "солнышками-эмоциями" (пе­речисляет название эмоций). Выберите фигурку, изображающую вас, и расположите ее с тем солнышком, которое лучше всего от­ражает ваше настроение сейчас"

Наверх

III. Основная часть

Ведущий предлагает детям занять пассажирские места и отпра­виться в путь. Дети рассаживаются на стульчики, которые расстав­лены внутри макета паровоза.

Наверх

1. Упражнение "Послушный гудок"

Инструкция ведущего: "Вы наверняка знаете, что у паровоза есть гудок. Но громко гудеть в него можно только в лесу (показывает кар­тинку с изображением елочки). Давайте попробуем гудеть громко... В городе (психолог показывает картинку с изображением домика) можно гудеть только тихо. Давайте попробуем гудеть тихо...

А ночью, когда все спят (показывает картинку с изображением месяца), - шепотом. Давайте попробуем гудеть шепотом...".

Примечание. Упражнение выполняется 3-4 раза.

Наверх

2. Упражнение "Программа хороших новостей"

Инструкция ведущего: "Наш с вами вагон оборудован телевизо­ром (показывает макет телевизора). Посмотрим, что же сейчас идет по телевизору (обращает внимание детей на заставку пере­дачи), - "Программа хороших новостей". Подумайте и расскажите о том, что приятного и хорошего произошло недавно с вами".

Примечание. Психолог первым начинает выполнять задание, а затем дает возможность высказаться каждому ребенку.

Наверх

3. Упражнение "Неисправный паровозик"

Инструкция ведущего: "Пока мы с вами смотрели "Программу хороших новостей", наш паровозик продолжил свой путь. Впереди туннель, который плохо освещен, и ваша помощь просто необхо­дима. Мы с вами разделимся на пары с помощью половинок пред­метных картинок (раздает картинки-половинки). Вам нужно найти вторую половинку своей картинки (дети выполняют задание).

Нашли свою пару? Очень хорошо. Один из вас будет изображать паровозик, который едет по туннелю. Ему очень трудно, поэтому необходима помощь, чтобы он его проехал и не столкнулся с пре­градами (на полу расставлены предметы-"препятствия"). Опреде­литесь, кто из вас будет паровозиком, а кто станет помогать ему ехать".

Примечание. Ведущий надевает на глаза "паровозику" повязку. Второй ребенок из пары по сигналу начинает управлять его дви­жением. В конце пути каждой паре необходимо поаплодировать, после чего участники меняются ролями, упражнение повторяется.

Рефлексия. Детям предлагается занять свои места и поделить­ся чувствами, которые они испытали во время выполнения упраж­нения.

Какие чувства вы испытывали, находясь в роли паровозика (управляющего)?

Какая роль понравилась больше всего? Почему?

Наверх

4. Упражнение "Дерево"

Слово ведущего: "Мы с вами очень долго путешествовали, и следующая остановка... (Звучит музыкальная композиция "Звуки леса".) Как вы думаете, где мы остановились?

Давайте выйдем из своего вагона и посмотрим, что же это за лес. Этот лес не простой, а волшебный, послушайте... (Звучит му­зыка, создающая ощущение волшебства.) В этом лесу можно пре­вратиться в настоящие красивые деревья. Давайте попробуем".

Ведущий под музыку зачитывает текст: "Лежало в земле ма­ленькое семечко (дети сидят на корточках, обхватив колени рука­ми). Земля пропиталась водой, и семечко стало набухать (медленно разводят руки в стороны, распрямляют спину). Вот оно лопнуло, и появился маленький росток (складывают ладошки вместе, подни­мают их вверх). Росток пробил землю (вытягивают руки со сложен­ными вместе ладошками вверх) и начал расти, устремляясь к солн­цу (встают, высоко подняв руки со сложенными вместе ладошками). Выросло большое дерево (тянутся) с сильными корнями, креп­ким стволом (напрягают ноги и туловище), расправило свои ветки (разводят руки в стороны). Распустились на ветках почки (разво­дят пальцы). Вдруг налетел сильный ветер, дерево согнулось (на­гибаются, свесив вниз руки). Но вот вновь выглянуло солнце, дере­во расправило свои ветви и потянулось вверх к солнышку (распрямляют спину, поднимают руки, встают на носочки, тянут­ся вверх)".

Примечание. Первый раз дети выполняют упражнение, повто­ряя за ведущим, затем делают его еще 2-3 раза, ведущий при этом только следит за процессом напряжения и расслабления. Музыка для упражнения используется с нарастанием звучания.

Наверх

5. Упражнение "Раскрашивание мандал"

Инструкция ведущего: "Скажите, вы любите рисовать? А рисова­ли ли вы хотя бы один раз в лесу на полянке?

У нас с вами есть удивительный шанс порисовать сегодня в волшебном лесу на полянке. Рисовать вы будете в парах, в тех же что и играли в паровозик. Рассаживайтесь на "лесные" стульчики, за "лесной" столик.

На этих листах (раздает раскраски-мандалы) есть волшебные круги, как в калейдоскопе. Вам их нужно раскрасить так, как хо­чется, по вашему желанию (дети рисуют под спокойную мело­дию).

Это интересно

Мандала на древнем индийском языкеобозначает мистический круг взаимосвязидуховных и материальных энергий Вселенной,или по другому – цветок жизни. Она былапридумана примерно 3000 лет назад монахамина севере Индии, которые использовали ее длямедитации. С помощью различных мандалвосточные мудрецы-астрологи, преподававшиеастрономию, метафизику и другие науки,показывали происхождение Вселенной ивоссоздавали Парад планет.

Мандала – это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируетсякак модель Вселенной, "карта космоса". Типичнаяформа – внешний круг, вписанный в него квадрат,в который вписан внутренний круг. Мандалымогут быть как двумерными, изображенными вплоскости, так и объемными, рельефными. Ихрисуют на ткани, песке, вырезают из металла,камня, дерева. В Тибете их могли делать даже измасла, окрашивая его в соответствующиеритуальные цвета. Мандалы часто изображают наполу и потолке храмов. Некоторые из мандалвыполняют из цветных порошков для проведения определенной ритуальной практики, поокончании которой творение разрушают.

Карл Густав Юнг идентифицировал мандалу как архетипический символ человеческогосовершенства – ныне она используется впсихотерапии в качестве средства достиженияполноты понимания собственного "я".

Мандала обладает удивительными свойствами – она может использоваться дляснятия стрессов, расслабления, восстановленияэнергетического равновесия, биоритмов,баланса духовного и физического начал.

Каждая ваша работа уникальна и неповторима несмотря на то, что все картинки изначально были одинаковые. Понравилось вам творить в волшебном лесу?

А теперь все свои работы расположите вместе на доске. Давай­те посмотрим, на что похожи ваши волшебные круги?

Эти картинки вы можете взять на память о волшебном лесе. Но, как известно, все заканчивается, и наше путешествие тоже, нам по­ра в детский сад. Возвращаемся в свой паровозик и отправляемся в обратный путь (музыкальное сопровождение)".

Примечание. На выполнение задания отводится 10-15 минут

Наверх

IV. Ритуал окончания. Подведение итогов

Инструкция. Ведущий говорит о завершении занятия и предла­гает детям перед прощанием поделиться впечатлениями и своим настроением, для чего дети снова подходят к "коврику-настрое­нию". Те из них, у кого после занятия настроение изменилось, должны прикрепить свою фигурку на другие солнышки-эмоции.

  • Понравилось ли вам наше путешествие?
  • Что запомнилось больше всего?
  • Какое задание было для вас самым интересным?
  • Какое задание для вас было самым трудным?

Заключительное слово ведущего. 

Наверх



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль