План учебного материала по грамматике и развитию речи в 6 классе

4464

Попова Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы школы №3 г. Волхова.

Тема урока

Кол-во часов

Работа по развитию речи

Повторение изученного в 5 классе

Звуки. Части слова.

1

Работа над смысловой спецификой слова, особенностями звуковой организации речи в произведениях прозы и поэзии. Звукопись.

Орфограммы в приставках.

2

Стилистическая окраска морфем.

Словосочетание.

1

Работа над синонимией словосочетаний. Синонимическая замена отдельных слов отрывка. Начало работы по обогащению учащихся тематической лексикой, необходимой для описания осенней природы.

Продолжить работу дома.

Орфограммы в окончаниях слов.

2

Композиционный анализ текста. Сочинение-миниатюра "Чем мне запомнилось первое школьное утро? "

Пишется дома.

Простые и сложные предложения.

2

Наблюдение над значением предложений со связкой и без связки. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Многозначность пословиц. Поэтика пословиц. Риторический вопрос, риторическое обращение, инверсия.

Развитие речи.

1

Текст. Стилистическая функция прямого и обратного порядка слов. Тема, основная мысль. Границы предложений. Углубление понятия о теме текста: узкая и широкая темы. Синонимическая замена отдельных слов. Фразеологизмы.

Прямая речь. Диалог.

1

Стилистические функции прямой речи. Сочинение-миниатюра с элементами описания на тему "Осень" по данному началу. "По дороге в школу". Продолжение работы по созданию тематического словаря к сочинению-описанию на тему "Осень".

Развитие речи.

1

Стили речи. Абзац и его стилистическая роль. Приёмы стилистической правки: исключение из текста неблагозвучных слов. Анализ образцового текста. Наблюдение над композицией. Лексические образные средства речи.

Развитие речи.

1

Анализ лексико-стилистического негативного текста. Предупреждение логических ошибок. Наблюдение над неправильным употреблением слов художественного стиля. Редакторская правка текста.

Развитие речи.

1

Экскурсия в осенний парк. Наблюдение за осенней природой. Собрание рабочих материалов. Композиция сочинения-рассуждения.

Лексика и фразеология

Повторение изученного в 5 классе.

1

Составление словосочетаний по иллюстрациям на тему "Осень". Многозначность слов. Смысловая функция антонимов, синонимов. Анализ текста.

Общеупотреби­тельные слова. Профессиональ­ные слова.

2

Соответствие слов теме. Замена слов - омонимов синонимами. Продолжение работы по лексической подготовке к сочинению-описанию об осени.

Развитие речи.

1

Подготовка к домашнему сочинению на тему "Люблю я пышное природы увяданье" с включением пословиц или поговорок об осени. Анализ художественного текста. Подбор рабочих материалов. Составление плана. Рецензирование (устное).

Неологизмы. Архаизмы.

1

Подбор синонимов к устаревшим словам. Наблюдение над ролью архаизмов в придании речи иронического и шутливого оттенков.

Развитие речи.

1

Анализ сочинений. Авторская правка.

Фразеологизмы.

2

Поговорки и речевая фразеология. Сочинение-миниатюра о дружной работе с использованием фразеологизмов: Ни свет ни заря. Во чтобы то ни стало. Все как один.

Заимствованные слова.

1

Конструирование предложений.

Развитие речи.

1

Роль текстовых синонимов в речи. Межфразовая функция синонимов.

Повторение. Контрольный диктант.

1

Композиционный анализ текста.

Развитие речи.

1

Составление рассказа, в основе сюжета которого лежит фразеологический оборот.

Повторение изученного.

2

Поэтика пословиц и поговорок. Вставка существительных-синонимов в предложения.

Развитие речи.

1

Темы узкие и широкие. Простой и сложный план.

Однокоренные слова.

2

Семантика корней. Омонимичные корни.

Развитие речи.

2

Изложение с элементами описания процессов труда. Языковый анализ текста. Предупреждение речевых недочётов.

Образование слов.

2

Роль морфем в создании слова, употреблённого в предложении. Соответствие слов теме.

Правописание 0 иав корнях -кос-, -кас-, -гор-, -гар-.

3

Рассказ по сюжетным рисункам. Сочинение по сюжетным рисункам "Догадливый рыбак" (упр. 120) с включением в текст пословиц и поговорок.

Правописание приставок пре-, при-.

3

Сочинение-миниатюра по опорным словам о человеке и его труде по пословице: 'Труд всё превозмогает ".

Образование слов путём сложения.

1

Подбор словосочетаний, конструирование предложений по теме "Описание помещения". Предупреждение речевых недочётов.

Сложносокращённые слова

1

Конструирование предложений.

Правописание 0 и А в сложных словах.

2

Широкое употребление данных слов в загадках. Микротемы: "Описание помещения". Текст, его признаки.

Развитие речи.

1

Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Языковые средства его оформления.

Буквы Ы и И

2

Монологическое высказывание. Рассказ по сюжетным рисункам.

Развитие речи.

1

Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в художественном стиле.

Повторение.

2

Части текста. Тема, основная мысль. Изобразительно-выразительные средства языка.

Развитие речи.

1

Описание помещения в художественном и официально-деловом стилях. Создание текста.

Имя существительное

Повторение изученного в 5 классе.

2

Метафора. Создание тематического словаря на тему "Зима". Синонимия словосочетаний. Экспрессивное использование категорий падежа.

Развитие речи.

1

Роль существительных в создании сравнительных оборотов. Приём противопоставления имён существительных с противоположным значением. Роль существительных в построении предложений с противоположным значением. Безглагольностъ текста.

Разносклоняемые имена существитель­ные.

1

Микротема 'Зима". Стилистика. Сочетания, употребляемые в переносном смысле.

Развитие речи.

1

Сочинение-описание помещения. План. Варианты систематизации плана. Границы предложений. Предупреждение речевых, логических ошибок.

Несклоняемые имена существительные.

1

Конструирование предложений. Составление словосочетаний. Рассказ "На прогулке" с употреблением несклоняемых имён существительных.

Способы словообразования.

1

Словообразовательный повтор. Эпиграф.

Развитие речи.

1

Сжатое изложение повествовательного характера с элементами описания пейзажа.

Не с существительными.

2

Творческий диктант: существительные заменить антонимами с приставкой. Сочинение-миниатюра по опорным словам: "Ученье без уменья не польза, а беда", "Не силой бороться, а умением".

Развитие речи.

1

Экскурсия в зимний парк. Сочинение-описание на тему "Зима " по личным впечатлениям.

Имена существительные общего рода.

1

Конструирование предложений.

Буквы Ч и Щ в суффиксах -чик- (-щик-).

Составление словосочетаний. Раскрытие в словосочетаниях значение существительных, раскрывающих особенности характера человека.

Развитие речи.

1

Анализ сочинений. Правка текста.

Гласные О и В после шипящих в суффиксах.

1

Рассказ. Композиция. Сочинение повествовательного характера "Мой край" с включением в текст элементов описания природы.

Гласные в суффиксах

2

Суффиксы оценки.

Повторение.

2

Композиционный анализ текста. Экспрессивное использование имён собственных. Образное использование существительных мужского и среднего рода при олицетворении.

Имя прилагательное

Повторение изученного в 5 классе.

2

Употребление прилагательных в речи. Переход существительных в прилагательные как средство художественного приёма, помогающее раскрыть замысел. Прилагательное в пословицах, загадках.

Развитие речи.

1

Употребление прилагательных в речи. Лингвистический анализ текста.

Степени сравнения имён прилагательных.

2

Композиция текста-повествования. Составление словосочетаний по картине.

Качественные прилагательные.

2

Эпитет. Эпиграф. Текст. Языковые средства, помогающие раскрыть основную мысль.

Мягкий знак в середине и на конце числительных.

2

Сочинение-миниатюра "Семь раз отмерь, один раз отрежь".

Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа.

2

Рассказ "Слово, идущее от сердца, согревает три зимы подряд". Символика количественных числительных в художественной литературе, мифах, фольклоре, Библии. Культура речи.

Развитие речи.

1

Рассказ по сюжетным рисункам. Составление диалога. Диалогическая речь.

Дробные числительные.

1

Это интересно. Текст публицистического характера. Упражнения по культуре речи.

Развитие течи.

2

Изложение по повести ММ. Пришвина "Кладовая солнца". Синонимы. План. Языковый анализ текста.

Собирательные числительные.

1

Сочинение-миниатюра "Вдвоем всегда лучше: один упал, другой помог подняться". Культура речи.

Порядковые числительные.

2

Сочинение в жанре сказки "Семеро одного не ждут " "Кто на словах первый, тот на деле последний".

Повторение.

2

Творческий диктант. Группировка однокоренных слов.

Контрольный диктант.

1

Местоимение

Местоимение как часть речи.

2

Местоимение в устойчивых словосочетаниях. Цепная связь предложений в тексте. Синтаксическая роль местоимений. Пословицы о дружбе, труде, учении.

Личные местоимения.

2

Сочинение-миниатюра "Был я у друга, пил воду слаще мёду". Эстетическая нагрузка местоимений в лирических произведениях.

Возвратное местоимение.

1

Рассказ по сюжетным рисункам. Упр. 380. "Как я однажды помог маме". Рассказ по пословице: "И о себе помни, и о друге заботься".

Вопросительное местоимение.

1

Риторический вопрос. Конструирование предложений.

Неопределённые местоимения.

3

Творческий диктант. Заменить неопределенные местоимения другими, близкими по смыслу. Смысловая нагрузка неопределённых местоимений.

Отрицательные местоимения.

3

Рассказ "Не подумав, ничего не начинай". "Друг - ценный клад, недругу никто не рад".

Притяжательные местоимения.

1

Составление словосочетаний, конструирование предложений. Сочинение по опорным словам на тему "Наша семья".

Развитие речи.

1

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Композиция. План.

Указательные местоимения.

1

Рассказ по данному началу: "Не тот силён, кто дюжин, а тот, кто дружен ".

Пунктуация. Синтаксис.

2

Ритмико-интонационный анализ. Зависимость ритмики и интонаций от синтаксического построения текста. Риторический вопрос. Риторическое обращение. Риторическое восклицание. Бессоюзие. Многосоюзие.

Графика. Орфоэпия.

2

Культура речи. Курсив.

Развитие речи.

1

Анализ текста.

Словообразование.

2

Словообразовательный повтор. Роль однокоренных слов в тексте.

Морфология.

2

Языковые выразительные средства языка.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль