Открытый урок в 6 классе по русскому языку "Употребление текстовых синонимов в речи учащихся"

5049

Попова Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы,
Ленинградская обл.

Цели урока:

  1. Показать художественную выразительность текстовых синонимов.
  2. Продолжить работу над навыками правильного употребления синонимов в речи учащихся в системе обучения сочинениям, по оформлению текста с помощью синонимов.
  3. Продолжить работу по предупреждению речевых ошибок-тавтологий.
  4. Продолжить работу по воспитанию у учащихся эстетического вкуса, по культуре обращения с художественным текстом.

Наверх 

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока учителем

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о роли текстовых синонимов, о художественной их выразительности, учиться грамотно, употреблять синонимы в создании художественных текстов.

Наверх

2. Работа по тексту

А) Работа по содержанию текста и анализу лексических средств выразительности речи

Причитаем текст.

Медвежата.

У медведицы в зоопарке появились четыре медвежонка. Веселые малыши хорошо растут. Тренер-дрессировщик уделяет много времени воспитанию и обучению шалунов.

  1. О ком идет речь в этом тексте? (О четырех медвежатах).
  2. Как они называются в последующих предложениях? (Веселые малыши, шалуны).
  3. Можно ли данные слова считать синонимами к слову медвежата? (Нет, это, скорее всего синонимы к словам дети, ребята и словам баловники, озорники).
  4. Что позволяет называть их синонимами? (Смысл, содержания текста).
  5. Как называются они? (Текстовые синонимы).
  6. Как бы звучал текст, если бы в нем было только точное название животных? (Школьники устно переделывают текст).
  7. Что можно сказать, сравнивая эти тексты? (Первый легкий, гибкий, второй – тяжелый, громоздкий, его трудно воспринимать).
  8. От чего зависит? (Это связанно с наличием или отсутствием синонимов).
  9. Следовательно, для чего они используются?

Делается вывод: синонимы помогают избежать повторов, соединяют предложения текста, ярко характеризуют медвежат, раскрывая их повадки, особенности поведения.

Прочитаем другой текст:

В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются медвежата. Лежа на боку, мать осторожно держит темно-бурых детенышей около своей груди, кутая их в косматой шерсти. Она закрывает их от холода лапами и головой, согревая своим дыханием. Медвежата питаются молоком матери.

  1. Какова тема текста? (Речь идет о медвежатах, которых спасает мать).
  2. Найдите синонимы к слову "медведица" (Мать, она).
  3. Найдите синонимы к слову "медвежата". (Темно-бурые детеныши).

Учитель обращает внимание детей на то, что существует тексты, в которых встречается переплетение местоимений и текстовых синонимов, и что в правильно построенном тексте синонимы переплетаются с личными местоимениями.

Наверх

Б) Работа по проведению стилистического эксперимента

Перенесем синонимы "веселые малыши", "шалуны" из 1-го текста во 2-ой.

  1. Уместно ли употребление этих синонимов во 2-ом тексте? (Нет не уместно. В первом тесте идет речь о зоопарке. Там ухаживают и берегут медвежат. Это и отражают синонимы. Во втором - медвежата в трескучий мороз родичись в берлоге. Им не до веселья и шалостей: "мать закрывает их от холода лапами и головой").
  2. Следовательно, от чего зависит употребление в тексте тех или иных синонимов? (От темы, содержания текста, его основного замысла).

Наверх 

3. Работа по обучению элементам художественного описания и роли текстовых синонимов

Прочитаем текст.

Слетают снежмнки на землю. Снежный хоровод танцует, вальсируют в воздухе, а потом тихо укладывается на землю. Но стоит опять начететъ порыву ветра, как высоко в небо поднимается снежная кутерьма.

  1. Каково лексическое значение слова "кутерьма"? (Суматоха, суета).
  2. Какие чувства возникают у вас при чтении текста? (Радости).
  3. Какова тема текста? (Речь идет о падающих снежинках).
  4. Каков тип речи? (Описание).
  5. Каков стиль речи? (Стиль речи художественный).
  6. Найдите текстовые синонимы. (Снежинки, снежный хоровод, снежная кутерьма)
  7. Попробуем изъять синонимы из текста. Прочитаем его. Что изменилось? (Текст стал невыразительным, рассыпался).
  8. Для чего используется синонимы в этом тексте? (Они делают текст выразительным, художественным).

Делается вывод: если бы в тексте не было синонимов, то не получилось художественного описания, и в данном случае слова: "снежинки", "снежный хоровод", "снежная кутерьма", смогли стать синонимами только потому, что перед нами художественное описание. Указанные синонимы не только соединяютпредложение текста, делая его изящным, легким, но и помогают нам увидеть, живо представить картину природы, создают настроение и выражают авторскую позицию.

Наверх

4. Работа по составлению речевого высказывания на примерах проанализированных текстов

А) Создание соответствующих условий для текста

Теперь на примерах проанализированных текстов попробуем создать свои тексты, грамотно употребив текстовые синонимы.

Учитель показывает картину с изображением пчелы, собирающей нектар с полевого цветка.

  • Кто изображен на картине? (Пчела).
  • Что она делает? (Собирает нектар с полевого цветка. Выясняется лексическое значение слова "нектар" - сладкий сок, выделяемый цветами медоносных растений).

Обратимся к тексту. Прочитаем его.

Целое лето пчёлка собирает нектар с садовых и полевых цветов. С белой ромашки маленькая труженица перелетает на душистую кашку. С раннего утра до позднего вечера заботливая хлопотунья перелетает с большого цветка на самый и маленький.

  1. Как мы озаглавим текст? (Пчёлка).
  2. Как пчела называется в последующих предложениях? (Маленькая труженица, заботливая хлопотунья.)

Наверх 

Б) Составление собственного речевого высказывания

А теперь попробуем создать свой текст, использовав первое предложение данного текста, распространив его 2-3 предложениями.

На доске написано предложение первое предложение: Целое лето пчёлка собирала нектар с садовых и полевых цветов.

Для работы выберите из синонимического ряда слова, которые помогли бы вам образно описать пчелу. На доске написаны слова:

  • Маленькая труженица
  • Ценное насекомое
  • Полезное насекомое
  • Заботливая хлопотунья
  • Трудяга
  • Хлопотунья

Наверх 

Подведение итогов

Учитель: Итак, о чём же мы сегодня говорили на уроке?

(Учащиеся говорят о том, что сегодня уроке вёлся разговор о текстовых синонимах, о том, что с помощью синонимов можно образно, ярко, правильно создать соответствующий образ или явление действительности)

Учитель: Верно, вы правильно уловили основную мысль сегодняшнего урока. Действительно, использование текстовых синонимов позволяет избежать повторов в речи, ярко характеризуют образы, явления, о которых идёт речь в наших высказываниях, помогают создавать правильные тексты, давайте учиться хорошей речи, внимательно прислушиваясь, замечая, изучая, запоминая слова. 

Наверх

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль