Рейтинговая система оценивания результатов обучения

9174
С.С. Титова,

учитель биологии ГБОУ Центр образования "Школа здоровья" № 879, г. Москва

Применение новых методов и подходов к оцениванию результатов обу­чения на разных возрастных ступенях помогает создать благоприятные усло­вия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участни­ков образовательного процесса. Основные направления модернизации кон­трольно-оценочной системы не отменяют и не заменяют достойные традиционные формы и методы оценивания, а способствуют эффективной организации многоступенчатого и многофункционального контрольно-оценоч­ного процесса, доведению его характеристик до уровня, адекватного совре­менным задачам модернизации образования.

Современные требования к оценке образовательных достижений учащихся

Ориентация образовательного процесса современной школы на личностное развитие выдвигает новые требования к оценке образовательных достижений учащихся:

  • отказ от ориентации контрольных проверок преимущественно на оценку результатов зазубривания, на проверку алгоритмических знаний и переход к оценке уровня владения компетентностями;
  • ориентация на относительные показатели успешности учащегося, на сравнение его сегодняшних достижений со вчерашними;
  • внесение изменений в систему оценивания:
    • дифференциация оценивания по видам работы;
    • само- и взаимооценивание;
    • максимальная объективация оценивания;
    • открытость критериев оценивания для учащихся;
    • отказ от привычной ориентации на среднего ученика и переход к индивидуализированным методам, формам и средствам контроля;
    • использование аутентичной оценки, предполагающей выставление значимых для учащихся оценок по результатам выполнения ситу­ационных заданий и широкую проверку комплексных умений;
  • замена практики разовых выборочных проверок на отслеживание динамики изменения личностных достижений каждого ученика, на оценку комплекса работ, выполненных за определенный период; переход на накопительную систему отметок;
  • изменение системы внутришкольного оценивания в старших классах в направлении перехода от поурочного оценивания к рубежному и объективированному контролю, основанному на методах теории педагогических измерений и качественных показателях. Отказ от перегрузок выпускников в момент окончания школы и сдачи двойных экзаменов путем ввода независимой эффективной системы для внешней оценки качества подготовки выпускников с помощью еди­ного государственного экзамена;
  • оценивание труда педагога не только по знаниевым и навыковым достижениям его учеников, но и по динамике основных показателей развития учащихся (при этом каждая образовательная система обязана определить свой вектор развития).

Рейтинговая система оценивания результатов обучения учащихся способствует:

  • осуществлению предварительного, текущего и ито­гового контролей;
  • организации образовательного процесса и активно­му влиянию на его эффективность;
  • стимулированию познавательной активности, ис­следовательской деятельности;
  • формированию ответственного отношения к свое­временному выполнению основных видов работ;
  • снижению числа пропусков уроков без уважительных причин.

Основная идея рейтинговой системы оценивания заключается в создании условий для активиза­ции учебно-познавательной дея­тельности учащихся, усиления их мотивации к исследовательской деятельности и повышения объективности оценивания обученности учащихся.

Наверх

Система начисления и учета баллов

При составлении тематического планирования на учебный год материал курса разбивается на блоки-модули (пример разбивки учебного материала на блоки-модули по биологии представлен в табл. 1).

Таблица 1

Разбивка учебного материала на блоки-модули по биологии

Тема блока

Кол-во часов

Максимальное кол-во баллов

Тема модуля

Зачеты

Дополнительные баллы

Блок 1. Введение. Происхож­дение и начальные этапы развития жизни на Земле

10

100

Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи

Возникновение жизни на Земле

+

Презентации учащихся

Блок 2. Учение о клетке

18

100

Химическая организация клетки

+

Семинар

Метаболизм - основа существования живых организмов

Семинар

Строение и функции клеток

+

Семинар

Блок 3. Размножение и раз­витие организмов

Размножение организмов

Презентации учащихся

Индивидуальное разви­тие организмов (онтогенез)

+

Семинар

Блок 4. Основы генетики и селекции

22

100

Основные понятия генетики. Закономерности насле­дования признаков

+

Семинар

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всех обязательных заданий по теме, - 100. Обязательные задания включают:

  • устный ответ на уроках - 10 баллов (соответствует оценке "5");
  • активная работа на уроке - 5 баллов;
  • выполнение проверочного теста - 10 баллов (за максимальное количество правильных ответов, предусмотренных в тесте);
  • лабораторная работа - 10 баллов;
  • дополнительное сообщение по теме - 10 баллов;
  • контрольная работа - 20 баллов;
  • рубежный тест - 20 баллов;
  • устный зачет - 30 баллов.

Помимо выполнения обязательных заданий по курсу, учащийся может набрать дополнительные баллы за непредусмотренные виды работ:

  • ведение тетради в соответствии с единым орфографическим режи­мом - 10 баллов (в конце полугодия);
  • выполнение сообщения с презентацией - 20 баллов за каждое со­общение, т. к. таких форм работы бывает немного.

Для того чтобы работа учащегося по предмету была систематической в течение всего полугодия, необходимо вводить не только поощрительные баллы, но и штрафные:

  • за отсутствие на уроке без уважительной причины - минус 5 баллов;
  • опоздание на урок - минус 2 балла;
  • не выполненное домашнее задание - минус 5 баллов. 

Нормативы итогового рейтинга, на основании которого выставляется оценка по блоку или за полугодие:

  • "отлично" - 80-100 баллов;
  • "хорошо" - 60-79 баллов;
  • "удовлетворительно" - 45-59 баллов;
  • "неудовлетворительно" - менее 45 баллов.

Распечатанные индивидуальные листы учета баллов учащиеся вклеива­ют в свои рабочие тетради (табл. 2).

Наверх

Таблица 2

Индивидуальный лист учета баллов учащегося

Тема модуля

Тема урока

Количество баллов за урок

Дополнительные баллы

Общая сумма баллов за тему

В сводной ведомости индивидуальных листов учета баллов учащихся проставляются баллы за работу всего класса (табл. 3). По мере прохождения темы подсчитываются баллы и строятся диаграммы рейтинга учащихся:

  • по неделям (текущий рейтинг - сумма баллов, набранная учащими­ся по всем видам работ);
  • по окончании предметных модулей (контрольный рейтинг - сумма баллов за модуль);
  • по окончании полугодия или года (максимальный рейтинг - сумма баллов, набранная за полугодие или год).

Наверх

Таблица 3

Сводная ведомость индивидуальных листов учета баллов

Ф. И. учащегося

Дата

Тема модуля

Тема урока

Количество баллов за урок

Дополнительные баллы

Общая сумма баллов за тему

Рейтинг учащегося зависит от количества баллов, набранных как при прохождении модулей определенных блоков (во время текущего и промежу­точного контроля), так и при итоговом контроле (по завершении изучения блоков). 

Наверх

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль