Изменение содержания психолого-педагогической работы в условиях внедрения ФГОС

15672

Г.В. Никифорова,
начальник отдела центра

А.В. Крупенина,
канд. психол. наук, начальник отдела центра

И.В. Нестеренко-Костенко,
канд. экон. наук, методист центра

Предлагаемая публикация - вторая из серии статей, в которых подробно рассматривается деятельность психолога в условиях реализации ФГОС. Материал подготовлен в рамках работы лаборатории "Деятельность педагога-психолога в условиях введения ФГОС" центра "Практический психолог" ГОУ ВПО МГППУ.

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ПО СВОЕЙ СУТИ СОЦИАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ

Отличительная особенность нового стандарта - его направленность на переход всей системы образования к стратегии социального проектирования и конструирования. Можно сказать, что сами Федеральные стандарты общего образования являются по своей сути социальным проектом, цель которого, с одной стороны, создание новой модели образования, отвечающей социально-экономическим потребностям современного общества, с другой - воспитание нового поколения граждан с определенными интеллектуальными и личностными характеристиками, формирование которых возлагается прежде всего на образовательное учреждение.

Отсюда вытекает объективная необходимость целенаправленной работы всей системы образования по подготовке выпускника, не просто владеющего определенными знаниями и умениями, но и обладающего конкретными личностными свойствами, которые становятся результатом освоения образовательной программы.

ВСЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СВЯЗАНО С РАЗРАБОТКОЙ И ВНЕДРЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Основой деятельности педагога-психолога - специалиста об­разовательного учреждения, как и педагогов, реализующих этот проект, неизбежно оказывается социально-психологическое проектирование и моделирование. Подчеркнем, что деятельность педагога-психолога в данном контексте сама по себе не является социальным проектом. Правильнее отнести ее к категории социальных (в данном случае психолого-педагогических) технологий, т. е. воспринимать ее как упорядоченную последовательность процессов, методов, при­емов, направленных на достижение социального заказа. Из этого вытекает, что все содержание деятельности по психолого-педаго­гическому сопровождению образовательного процесса связано с разработкой и внедрением социальных технологий.

Компетенции обучающихся как результат освоения основной образовательной программы формируются в ходе реализации этой программы, при этом урок служит основным средством, а учитель выступает главным действующим лицом, обеспечивающим формирование всех видов компетенций, включая метапредметные и личностные. Это предъявляет новые высокие требования к про­фессиональным, информационным, коммуникативным и личност­ным качествам преподавателя.

НЕ ВСЕ ПЕДАГОГИ ГОТОВЫ К ПРОИСХОДЯЩИМ ИЗМЕНЕНИЯМ

К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, формально декларируя переход к новым стандартам, учитель сохраня­ет прежнее содержание образовательного процесса, механически применяя технологии системно-деятельностного подхода, что снижает результативность урока и вызывает еще большее эмоциональное отторжение инноваций частью педагогов. Отдельно следует рассматривать поставленную перед учителем задачу дости­жения обучающимися метапредметных результатов освоения программы в ходе урочной деятельности, что требует высокой психологической компетентности преподавателя.

Некоторым педагогам оказалось непросто мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений. Специалисты психологической службы столкнулись с тем, что глубина и масштаб перемен, ожидаемых от педагогов, иногда весьма негативно влияют на психическое здоровье и эмоцио­нальное благополучие ряда учителей, оказавшихся неготовыми их принять.

В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ФГОС ПСИХОЛОГ ДОЛЖЕН СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПЕДАГОГА, А ТАКЖЕ НА РАЗВИТИИ ЕГО КРЕАТИВНОСТИ, ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Такая ситуация вызывает потребность в смещении приоритета в профессиональной деятельности педагога-психолога с непосредственной работы с обучающимися на психологическое просвещение, а также профессиональную и личностную поддержку учителей. В рамках перехода на новые ФГОС психолог должен сосредоточиться на формировании мотивационной сферы педагога, развитии его креативности, готовности к инновационной деятельности. Введе­ние этих стандартов предъявляет новые требования к уровню пси­холого-педагогической компетентности всех специалистов обра­зовательного учреждения, и прежде всего учителя.

Роль психолога в образовательном учреждении, таким образом, не просто возрастает, а несколько меняется. Для продуктивного взаимодействия с педагогическим коллективом психолог должен стать его полноценным членом, в достаточной мере обла­дать знаниями в области организации и реализации педагогического процесса, принимать активное участие во всех аспектах школьной жизни. С сожалением отметим, что именно этот компонент профессиональной подготовки данного специалиста оказывается слабым звеном. Зачастую даже опытные педагоги-психоло­ги, много лет работающие в образовательном учреждении, имеют весьма расплывчатые представления о содержании образовательной программы, методике преподавания, особенностях организации учебного процесса.

Для успешного преодоления данной проблемы необходима организация специальной дополнительной профессиональной подготовки педагогов-психологов, что может быть обеспечено как в рамках курсов повышения квалификации, так и в ходе ме­роприятий, проводимых для методического обеспечения психо­логов.

В связи с внедрением ФГОС содержательные изменения в структуре психологического сопровождения образовательного процесса должны быть внесены также в диагностическую, разви­вающую, коррекционную и профилактическую деятельность пси­холога. Исследование, проектирование, конструирование стано­вятся ведущими типами его работы в обучении, что повышает требования к профессиональным и личностным качествам психо­лога в деятельностной парадигме.

Организационная структура психологического сопровождения образовательного процесса

Введение ФГОС основного общего образования предъявляет но­вые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе психологического сопровождения образовательного про­цесса.

Изменение содержания психолого-педагогической работы в условиях внедрения ФГОСМодель деятельности школьного психолога

Предлагаемая нами модель деятельности школьного психолога (рисунок) - при сохранении традиционных направлений работы, таких как диагностика, коррекция, развитие, психологическая профилактика, консультирование, психологическое просвеще­ние - предполагает еще четыре основных блока:

  • диагностико-прогностический;
  • экспертно-аналитический;
  • блок социально-психологического проектирования;
  • коррекционный.

Блоки психологического сопровождения реализуются на осно­ве планирования психолого-педагогической работы последова­тельно для каждой категории участников образовательного про­цесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, а также целями и задачами, стоящими перед образовательным учреждением. 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль