Патриотическое воспитание учащихся на уроках информатики

2843

Зубаирова Гузель Равилевна,
учитель

"Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения". (В.В. Путин)

Среди основных направлений работы учителя информатики помимо воспитания и выработки общеучебных навыков можно выделить:

  • духовно-нравственное воспитание;
  • художественно-эстетическое воспитание;
  • правовое воспитание;
  • экологическое воспитание;
  • гражданское и патриотическое воспитание.

Задачи духовно-нравственного воспитания стоят перед учителем на каждом уроке вне зависимости от предмета или направления обучения. Но именно учитель информатики способствует формированию нового типа мышления, характерного для члена информационного общества, ориентации ученика на саморазвитие и самообучение, осознание своих информационных потребностей и выработку культуры потребностей. Именно он препятствует превращению ученика в потребителя информационно-телекоммуникационных услуг, а также воспитывает у него новую коммуникативную культуру.

Методика экологического воспитания реализуется в рамках организации межпредметных связей курса информатики с окружающим миром, природоведением, естествознанием, географией, биологией и так далее. Здесь применяются такие организационные формы, как проектная деятельность на уроках и во внеклассной работе в начальной и средней и исследовательская деятельность в старшей (профильной) школе.

Художественно-эстетическое воспитание органически вплетается в такое направление обучения информатики, как "Обработка графической информации".

Правовое воспитание в вопросах, связанных с использованием и защитой информации и авторских прав особенно востребовано в 9-11-х классах. Методически оно может осуществляться при работе по профильным (элективным) курсам и в рамках направления "Социальная информатика".

Гражданское и патриотическое воспитание реализуется в рамках общешкольных, городских, региональных творческих конкурсов работ в области информационных технологий - компьютерной графики, анимации, презентации, web-сайтов, компьютерных программ, посвященных знаменательным датам в истории государства, города, школы.

Патриотизм – общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определенном образе действии и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к Родине.

В наше время проблема воспитания гражданина и патриота в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества, эгоизма, равнодушия, немотивированной агрессивности, роста национализма, при неустойчивой тенденции падения престижа военной службы стоит наиболее остро. Как учитель, считаю, что ответственна за формирование личности учащегося на своих уроках, несу ответственность не только за знания, но и за воспитание будущего поколения.

В погоне за знаниями, компетенциями и технологиями на уроках информатики не забывать о нравственном и патриотическом воспитании учащихся мне помогают следующие приемы:

  • Внедрение в содержание образования по информатике и ИКТ краеведческий материал
  • Использование материалов школьного музея
  • Активное сотрудничество социумом и общественными организациями.
  • Приведу лишь несколько примеров.

9 класс

Тема

Вид деятельности

Содержание

Типы алгоритмов. Линейный алгоритм

Домашняя работа

Составить линейный алгоритм уборки кабинета

Способы записи алгоритмов (словесный, блок-схема, программа).

Домашняя работа

Составить блок-схему алгоритма "Проведение субботника на пришкольном участке"

Моделирование

Компьютерный эксперимент

Построение информационной модели "Моя гостиная"

Ввод и редактирование текста (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текста)

Практическая работа

Редактирование заметки "Юбилею школы посвящается"

Создание и редактирование изображений

Домашняя работа

"Создание экологического плаката"

История развития вычислительной техники.

Объяснение нового материала

Российские создатели ЭВМ

Построение диаграмм.

Практическая работа

Создание диаграммы успеваемости ученика

Информационное общество, его особенности и основные черты. Информационные ресурсы общества.

Диспут

"Является ли наше общество информационным?"

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, интерактивное общение.

Домашнее задание

Из списка телеконференций выбрать конференции на социальные темы

Поиск информации в компьютерных сетях (основные способы поиска, поисковые серверы, формулирование запросов).

Интернет - марафон

Вопросы для поиска структурированы по темам: "Российские спортсмены-победители Олимпиады 80", "Герои Великой Отечественной войны", "Символика России"

10-11 класс

Тема

Вид деятельности

Содержание

Защита информации. Методы защиты.

Конференция

"Основные направления информационной безопасности Российской федерации"

Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.

Практическая работа

"Моделирование топографической карты или плана местности", "Создать план известного исторического сражения". "Спроектировать городской сквер"

Модель процесса управления. Цель управления, воздействие внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия.

Объяснение нового материала

Русские ученые-кибернетики. Кибернетические идеи в России.

Использование электронных таблиц для обработки числовых данных

Практическая работа

"Исследование массива температур воздуха в городе за прошедшую неделю",

"Изменение численности биологического вида",

Создание, редактирование и форматирование растровых графических изображений

Домашнее задание

"Создание герба школы (класса)"

Создание мультимедийной презентации".

Практическая работа

Создание презентации "Город моей судьбы"

Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Инструментальные средства создания Web-сайтов.

Практическая работа

"Поиск информации по теме "Высшие учебные заведения нашего края"

Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов

Практическая работа

Разработка веб-сайта "Мой класс", "Моя школа", "Мой город"

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.

Диспут

"Информационно-культурный человек, кто он?"

Школа №103 является школой с углубленным изучением иностранного языка. Учителя нашей школы стараются, чтобы учащиеся могли не только владеть языками, но и через проектные технологии применять свои знания на практике в различных областях.

Мультимедийное шоу было посвящено теме "Мы открываем неизвестные произведения искусства", в которой хотели рассказать о творчестве наших земляков: скульптора В.Г. Лобанова и художника В.М. Рябцева. В задачу школьников входило исследование и подбор материалов для шоу, разработка структуры его содержания, использование таких мультимедийных средств как звук, изображение и видеоизображение, а также создание мультимедийного шоу на компьютере.

Мультимедийное шоу было представлено на немецком языке. Работа над шоу позволила ребятам применить свои знания немецкого языка и информатики, а учителям повысить патриотический дух воспитанников.

По итогам конкурса данная работа заняла 10 место среди 140 присланных работ из 50 городов России.

Через исследовательскую работу учителя поддерживают в своих воспитанниках престиж знаний, поощряют тягу к успеху у целеустремленных детей, дают возможность школьникам расширить круг интересов. Проводится работа с группой увлеченных ребят. Именно они являются постоянными участниками районных и городских олимпиад, делегатами ежегодных конференций учащихся по информационным технологиям. Миллионы пользователей "всемирной паутины" уже могут познакомиться с руководством, учителями и лучшими учениками, узнать о школьных новостях, установить деловые контакты.

Ребята не оставляют в стороне и издательское дело. Школьной газете "Перемена" придают яркость и индивидуальность рисунки, интервью, статьи о жизни школы выполненные ребятами. 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль