Сопровождение замещающих семей

10621

Усыновление ребенка – серьезный шаг для родителей. Как показывает практика, адаптация новых членов семьи друг к другу зачастую проходит тяжело и болезненно. К сожалению, некоторые приемные родители в кризисных ситуациях не справляются с проблемами, и единственным выходом для них становится вернуть ребенка обратно. О том, какая помощь оказывается в столице приемным родителям, рассказывает Антонина Петровна Макарычева, директор ГБОУ УМЦ по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков "Детство" Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.Очень часто приемные родители начинают испытывать комплекс неполноценности, а недавно обожаемый ими малыш вызывает раздражение. Почему так происходит?

Приемные родители, уже воспитавшие своих детей или имеющие кровного ребенка, считают, что они легко справятся и с воспитанием приемного малыша. Но натыкаются на непреодолимые препятствия. Специалисты, которые проводили исследования трудностей адаптации взрослых и малышей друг к другу в замещающих семьях пришли к выводу, что основные проблемы у таких родителей, как правило, одинаковые: незнание особенностей возрастного развития детей, которые имели негативный опыт проживания в биологической семье и впоследствии воспитывались в государственном учреждении; неготовность взрослых к трудностям и переменам в отношениях, возникающим с появлением в семье нового члена; непонимание целей и задач коррекционной работы - основной в деле воспитания депривированных детей в условиях замещающей семьи; отсутствие знаний юридического и медицинского характера; конфликты с кровными детьми, родственниками из-за приемного ребенка; неумение адекватно реагировать на невротические или другие реакции приемного ребенка, отучать его от вредных привычек, помогать преодолевать конфликты со сверстниками, педагогами, улучшать успеваемость, предупреждать немотивированные уходы из дома и др.
Что делают столичные власти, в частности ГБОУ УМЦ "Детство", чтобы помочь и детям, и взрослым? И осознают ли замещающие родители, что они нуждаются в помощи извне?

Об актуальности этой темы свидетельствует Перечень поручений президента РФ по итогам совместного заседания государственного совета РФ и комиссии при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 27 декабря 2010 г. Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов было поручено обеспечить меры профилактики социального сиротства, включая обязательную подготовку потенциальных усыновителей к принятию детей на воспитание и комплекс мероприятий по сопровождению этих семей. Что касается замещающих семей, то, как показывают исследования, большинство взрослых, в том числе и претендентов в приемные родители, осознают потребность в помощи со стороны специалистов: психолога, социального педагога, юриста, врачей (не только педиатра, но и специалистов узкого профиля). Лишь некоторые из них считают, что подобная помощь им не нужна.
Что представляет собой сопровождение замещающих семей?

Прежде всего, сопровождение - это содействие, совместное продвижение, помощь одного человека другому на пути к цели. Оно может понадобиться любому в трудной жизненной ситуации, когда самостоятельно не удается справиться со своей проблемой. Сопровождая замещающих родителей (опекунов, приемных родителей, усыновителей), специалисты ГБОУ УМЦ "Детство" проходят с ними часть пути, помогают справиться с возникающими трудностями. У нас существуют и мобильные бригады, и горячая линия, но только для тех, кого мы сопровождаем.

Между семьей и центром заключается договор на определенные виды услуг: диагностика и коррекция сложных родительско-семейных отношений, консультации юриста, в том числе по жилищным вопросам, психолога, социального педагога, специалистов узкого профиля, разрешение конфликтов в школе, возможна помощь в устройстве ребенка в дошкольное учреждение, организация семинаров и т. д. И все же особое внимание мы уделяем подготовке родителей к приему ребенка в семью. Для будущих замещающих родителей открыта Школа приемных родителей1, необходимость которой подтвердилась на практике. Мы узнаем об этом и в процессе обучения и впоследствии, когда семьи посещают Клуб приемных родителей.
Что нужно знать будущим замещающим родителям, какие дисциплины, науки они должны! освоить?

Как показывает опыт, обучение потенциальных родителей должно вестись по двум основным направлениям: юридическое и психолого-педагогическое. Последнее состоит из трех разделов: информационно-образовательного, практического и коррекционного. Первый призван вооружить замещающего родителя минимумом знаний, касающихся воспитательного потенциала семьи, особенностей детей, воспитывавшихся как в неблагоприятной семейной обстановке, так и в условиях государственных воспитательных учреждений, а также основ их оздоровления, воспитания, социальной реабилитации в условиях замещающей семьи.

Огромное значение имеет система групповых занятий, которые предполагают активное участие в ролевых играх, анализе типичных жизненных ситуаций, дискуссиях и т. д. Накопленный на практических занятиях опыт формирует у приемных родителей уверенность в своих силах, действиях, готовность к преодолению неизбежных трудностей, сотрудничеству со специалистами и другими замещающими родителями. В этом суть второго раздела. Включение третьего раздела в программу обучения замещающих родителей обусловлено необходимостью исправления определенных установок кандидата в приемные родители, которые могут отрицательно сказаться на эффективности его деятельности (излишне детализированные представления о ребенке; непродуктивный подход к воспитанию: гиперопека, диктат и т. п.).

Достоинством такой программы обучения, как показывает опыт, является возможность более четкой дифференциации сопровождения приемных родителей в дальнейшем на основе составления отдельных подпрограмм, исходя из подготовленности, опыта и потребностей, причем как потенциальных замещающих родителей, так и уже имеющих опыт воспитания приемных детей.
С чего начинается сопровождение семей, когда Школа приемных родителей пройдена и ребенок уже дома?

Как правило, с посещения Клуба приемных родителей, где взрослые обсуждают волнующие их темы с психологом, юристом или другими специалистами, общаются, рассказывают друг другу о радостях, успехах и неудачах. В это время опытный психолог, наблюдая за тем, как происходит общение, как человек рассказывает, на чем делает акцент, какова при этом его мимика, определяет, у кого из родителей изменилось поведение, например, появились тревожность и нервозность. Для нас это повод задуматься, а хорошо ли ребенку в семье? Мы создаем условия, чтобы все будущие родители приходили в клуб и рассказывали о своих проблемах, тогда специалисты смогут им своевременно помочь.
Проводится ли специальная работа по привлечению родителей к посещению Клуба приемных родителей?

Посещение клубов, так же как и школ приемных родителей, - дело добровольное. Мы не можем настаивать, только советуем и предлагаем свою помощь в воспитании приемного ребенка. Если человек согласен - он пишет соответствующее заявление, и мы приступаем к работе с семьей. Клубы чаще всего формируются из тех, кто посещал школы. Когда человек ходит в Школу приемных (замещающих) родителей, по ее завершении он уже знает, доверяет ли он этим специалистам. Если да, то все складывается удачно, так как обе стороны настроены позитивно.

И мы, и будущие родители хотим одного - чтобы ребенку в новой семье было комфортно, он почувствовал себя своим, и родители не торопились вернуть чадо обратно в казенное учреждение. Поэтому наши специалисты помогают детям адаптироваться, а взрослым - создать домашнюю атмосферу в доме, чувствовать себя уверенно. Когда кандидаты посещают Клубы приемных родителей, приходят к нам на индивидуальные консультации, мы не просто с ними работаем, а наблюдаем за людьми. В результате таких наблюдений мы пришли к выводу, что нужна также Школа приемных отцов.
Чем вызвана необходимость создания Школы приемных отцов?

В каждой семье вопрос об усыновлении ребенка решается по-разному. Этот очень важный момент почему-то всегда остается за рамками обсуждения тем, связанных с замещающими родителями. В одной семье подобное решение принимается всеми членами, включая кровных детей, будущих бабушек и дедушек.

В другой семье решающее значение имеет мнение женщины. При этом супруг выражает желание иметь полноценную семью, даже проходит вместе с женой курс обучения в Школе приемных родителей. Однако не всегда осознает, какая огромная ответственность ложится на его плечи. Бывает, что, поддавшись мгновенному желанию, человек впоследствии не справляется с грузом отцовства. Нельзя допускать ситуаций, когда мать счастлива, что у нее есть малыш, а отец терпит и раздражается, потому что ребенок делает что-то не так.

Чтобы избежать конфликта, а то и семейной драмы, мы и хотим открыть специальные курсы для будущих отцов. А помогут нам в работе с ними те, кто уже испытал себя в новой роли. Для этого будем приглашать счастливых пап в Школу приемных отцов, чтобы они на собственном примере рассказывали о том, как жить вместе с приемным ребенком.
Расскажите подробнее о формах работы с замещающими семьями, которые ведут специалисты ГБОУ УМЦ "Детство"?

Учитывая, что дети, которые приходят в новые семьи, разные по возрасту, используются соответствующие методики сопровождения. Например, для тех, кто взял в семью малышей, проводится семинар "Раннее развитие". С семьями, воспитывающими дошкольников, организуется семинар "Сказка на каждый день", в процессе которого ребенок включается в игру, сам фантазирует, придумывает. По тому, какая картина складывается по ходу сказки, специалисты могут определить проблему ребенка, даже скрытую.

Проводятся также индивидуальные консультации, как очные, так и заочные. Одной из форм работы с замещающими семьями в ГБОУ УМЦ "Детство" является презентация семьи - своего рода отчет замещающих родителей, принявших в дом приемного ребенка. В презентации описывается, как живет и учится ребенок, рассказывается о ежедневном быте: как он просыпается, чистит зубы, собирается в школу или детский сад, как обедает, делает уроки, играет. Демонстрируются семейные торжества, прогулки и встречи с родственниками, поездки на море или на дачу и многое другое. Кроме того, наши специалисты выезжают на дом и в семейной обстановке разбираются в сложившихся ситуациях, помогают решить возникшую проблему.
По таким презентациям можно сделать вывод, в каких условиях живет ребенок в замещающей семье?

В данной форме работы заложено очень многое. У растущего в родной семье ребенка с рождения есть фотоальбом, а у приемного ребенка нет. Кто-то, возможно, и не придает этому значения, а спустя время сталкивается с проблемой, когда ребенок начинает задавать вопросы. От приемного ребенка и подопечного правду не скрывают, а что говорить усыновленному? Поэтому семейные фото и видео необходимы.

Они, кстати, поддерживают ребенка и морально. Ведь, приходя в гости к друзьям, он видит семейные фотоальбомы и понимает, что у него в семье так же и нет повода для тревог. А с другой стороны, на примере фотографий мы видим, где и как живет ребенок, как к нему относятся, одевают, заботятся, т. е. комфортно ли ему в замещающей семье. Мы анализируем все детали, обращаем внимание на мелочи, вплоть до того, как подобраны игрушки. И на основании того, как организован быт ребенка, куда родители с ним ходят, сколько времени ему уделяют, специалисты делают выводы и расставляют акценты. Кроме того, когда родители приносят оформленные с любовью фотоальбомы и другие материалы, для специалистов это знак того, что все складывается благополучно, в том числе благодаря их профессионализму.
Есть ли в вашем центре программа сопровождения для так называемых неполных семей? Ведь сейчас усыновить, взять ребенка под опеку могут и одинокие женщины?

Одинокая женщина с приемным ребенком - это уже совершенно другая семья. И ребенок, который попал к женщине, не сумевшей устроить свою личную жизнь, ни в чем не виноват. Поэтому мы устраиваем для таких матерей семинары на тему "Я воспитываю ребенка одна". Специалисты объясняют, как должна вести себя женщина, чтобы приемный ребенок чувствовал себя с ней защищенным и сейчас, и в будущем.
Вам приходится сталкиваться с критическими ситуациями, экстренными случаями?

Семьи, переживающие кризис, когда нарушаются детско-родительские отношения, когда вину за происходящее взрослые перекладывают на приемного ребенка и др., также находятся в поле нашего зрения. В таких случаях мы проводим работу со всей семьей, включая ее окружение: близких друзей и родственников.

Очень часто проблемы с ребенком начинаются в школьном возрасте. Как ни странно, семьи, которые уже прошли Школы приемных родителей, просят организовать консультации со специалистами узкого профиля: неврологами, психотерапевтами. Значит проблема, связанная с общепринятым мифом о психическом нездоровье приемных детей, волнует родителей больше всего. Мы пытаемся решать и эти вопросы, хотя на занятиях в Школе приемных родителей тема мифов изучается досконально. Так что подчас критическую ситуацию создают сами взрослые и вовлекают в нее ребенка.

Экстренных случаев, когда приемные родители отказываются от ребенка, ежегодно в Москве бывает 80-90. В ГБОУ УМЦ "Детство" они обращаются по рекомендации сотрудников органов опеки и попечительства, которые занимаются вопросами отказа от детей. Наша задача - провести работу с такой семьей и предотвратить надвигающийся разрыв. На сегодняшний день в центр поступило 35 заявлений от замещающих родителей с просьбой о сопровождении. Значит, они не теряют надежды. И у нас есть шанс подарить детям счастливое детство в кругу любящих их взрослых. Но в любой ситуации люди должны понимать, что мы в первую очередь будем отстаивать права ребенка.

Подготовила О.Ю. Романова


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль