Сопровождение замещающих семей

10665

Усыновление ребенка – серьезный шаг для родителей. Как показывает практика, адаптация новых членов семьи друг к другу зачастую проходит тяжело и болезненно. К сожалению, некоторые приемные родители в кризисных ситуациях не справляются с проблемами, и единственным выходом для них становится вернуть ребенка обратно. О том, какая помощь оказывается в столице приемным родителям, рассказывает Антонина Петровна Макарычева, директор ГБОУ УМЦ по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков "Детство" Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.Очень часто приемные родители начинают испытывать комплекс неполноценности, а недавно обожаемый ими малыш вызывает раздражение. Почему так происходит?

Приемные родители, уже воспитавшие своих детей или имеющие кровного ребенка, считают, что они легко справятся и с воспитанием приемного малыша. Но натыкаются на непреодолимые препятствия. Специалисты, которые проводили исследования трудностей адаптации взрослых и малышей друг к другу в замещающих семьях пришли к выводу, что основные проблемы у таких родителей, как правило, одинаковые: незнание особенностей возрастного развития детей, которые имели негативный опыт проживания в биологической семье и впоследствии воспитывались в государственном учреждении; неготовность взрослых к трудностям и переменам в отношениях, возникающим с появлением в семье нового члена; непонимание целей и задач коррекционной работы - основной в деле воспитания депривированных детей в условиях замещающей семьи; отсутствие знаний юридического и медицинского характера; конфликты с кровными детьми, родственниками из-за приемного ребенка; неумение адекватно реагировать на невротические или другие реакции приемного ребенка, отучать его от вредных привычек, помогать преодолевать конфликты со сверстниками, педагогами, улучшать успеваемость, предупреждать немотивированные уходы из дома и др.
Что делают столичные власти, в частности ГБОУ УМЦ "Детство", чтобы помочь и детям, и взрослым? И осознают ли замещающие родители, что они нуждаются в помощи извне?

Об актуальности этой темы свидетельствует Перечень поручений президента РФ по итогам совместного заседания государственного совета РФ и комиссии при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 27 декабря 2010 г. Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов было поручено обеспечить меры профилактики социального сиротства, включая обязательную подготовку потенциальных усыновителей к принятию детей на воспитание и комплекс мероприятий по сопровождению этих семей. Что касается замещающих семей, то, как показывают исследования, большинство взрослых, в том числе и претендентов в приемные родители, осознают потребность в помощи со стороны специалистов: психолога, социального педагога, юриста, врачей (не только педиатра, но и специалистов узкого профиля). Лишь некоторые из них считают, что подобная помощь им не нужна.
Что представляет собой сопровождение замещающих семей?

Прежде всего, сопровождение - это содействие, совместное продвижение, помощь одного человека другому на пути к цели. Оно может понадобиться любому в трудной жизненной ситуации, когда самостоятельно не удается справиться со своей проблемой. Сопровождая замещающих родителей (опекунов, приемных родителей, усыновителей), специалисты ГБОУ УМЦ "Детство" проходят с ними часть пути, помогают справиться с возникающими трудностями. У нас существуют и мобильные бригады, и горячая линия, но только для тех, кого мы сопровождаем.

Между семьей и центром заключается договор на определенные виды услуг: диагностика и коррекция сложных родительско-семейных отношений, консультации юриста, в том числе по жилищным вопросам, психолога, социального педагога, специалистов узкого профиля, разрешение конфликтов в школе, возможна помощь в устройстве ребенка в дошкольное учреждение, организация семинаров и т. д. И все же особое внимание мы уделяем подготовке родителей к приему ребенка в семью. Для будущих замещающих родителей открыта Школа приемных родителей1, необходимость которой подтвердилась на практике. Мы узнаем об этом и в процессе обучения и впоследствии, когда семьи посещают Клуб приемных родителей.
Что нужно знать будущим замещающим родителям, какие дисциплины, науки они должны! освоить?

Как показывает опыт, обучение потенциальных родителей должно вестись по двум основным направлениям: юридическое и психолого-педагогическое. Последнее состоит из трех разделов: информационно-образовательного, практического и коррекционного. Первый призван вооружить замещающего родителя минимумом знаний, касающихся воспитательного потенциала семьи, особенностей детей, воспитывавшихся как в неблагоприятной семейной обстановке, так и в условиях государственных воспитательных учреждений, а также основ их оздоровления, воспитания, социальной реабилитации в условиях замещающей семьи.

Огромное значение имеет система групповых занятий, которые предполагают активное участие в ролевых играх, анализе типичных жизненных ситуаций, дискуссиях и т. д. Накопленный на практических занятиях опыт формирует у приемных родителей уверенность в своих силах, действиях, готовность к преодолению неизбежных трудностей, сотрудничеству со специалистами и другими замещающими родителями. В этом суть второго раздела. Включение третьего раздела в программу обучения замещающих родителей обусловлено необходимостью исправления определенных установок кандидата в приемные родители, которые могут отрицательно сказаться на эффективности его деятельности (излишне детализированные представления о ребенке; непродуктивный подход к воспитанию: гиперопека, диктат и т. п.).

Достоинством такой программы обучения, как показывает опыт, является возможность более четкой дифференциации сопровождения приемных родителей в дальнейшем на основе составления отдельных подпрограмм, исходя из подготовленности, опыта и потребностей, причем как потенциальных замещающих родителей, так и уже имеющих опыт воспитания приемных детей.
С чего начинается сопровождение семей, когда Школа приемных родителей пройдена и ребенок уже дома?

Как правило, с посещения Клуба приемных родителей, где взрослые обсуждают волнующие их темы с психологом, юристом или другими специалистами, общаются, рассказывают друг другу о радостях, успехах и неудачах. В это время опытный психолог, наблюдая за тем, как происходит общение, как человек рассказывает, на чем делает акцент, какова при этом его мимика, определяет, у кого из родителей изменилось поведение, например, появились тревожность и нервозность. Для нас это повод задуматься, а хорошо ли ребенку в семье? Мы создаем условия, чтобы все будущие родители приходили в клуб и рассказывали о своих проблемах, тогда специалисты смогут им своевременно помочь.
Проводится ли специальная работа по привлечению родителей к посещению Клуба приемных родителей?

Посещение клубов, так же как и школ приемных родителей, - дело добровольное. Мы не можем настаивать, только советуем и предлагаем свою помощь в воспитании приемного ребенка. Если человек согласен - он пишет соответствующее заявление, и мы приступаем к работе с семьей. Клубы чаще всего формируются из тех, кто посещал школы. Когда человек ходит в Школу приемных (замещающих) родителей, по ее завершении он уже знает, доверяет ли он этим специалистам. Если да, то все складывается удачно, так как обе стороны настроены позитивно.

И мы, и будущие родители хотим одного - чтобы ребенку в новой семье было комфортно, он почувствовал себя своим, и родители не торопились вернуть чадо обратно в казенное учреждение. Поэтому наши специалисты помогают детям адаптироваться, а взрослым - создать домашнюю атмосферу в доме, чувствовать себя уверенно. Когда кандидаты посещают Клубы приемных родителей, приходят к нам на индивидуальные консультации, мы не просто с ними работаем, а наблюдаем за людьми. В результате таких наблюдений мы пришли к выводу, что нужна также Школа приемных отцов.
Чем вызвана необходимость создания Школы приемных отцов?

В каждой семье вопрос об усыновлении ребенка решается по-разному. Этот очень важный момент почему-то всегда остается за рамками обсуждения тем, связанных с замещающими родителями. В одной семье подобное решение принимается всеми членами, включая кровных детей, будущих бабушек и дедушек.

В другой семье решающее значение имеет мнение женщины. При этом супруг выражает желание иметь полноценную семью, даже проходит вместе с женой курс обучения в Школе приемных родителей. Однако не всегда осознает, какая огромная ответственность ложится на его плечи. Бывает, что, поддавшись мгновенному желанию, человек впоследствии не справляется с грузом отцовства. Нельзя допускать ситуаций, когда мать счастлива, что у нее есть малыш, а отец терпит и раздражается, потому что ребенок делает что-то не так.

Чтобы избежать конфликта, а то и семейной драмы, мы и хотим открыть специальные курсы для будущих отцов. А помогут нам в работе с ними те, кто уже испытал себя в новой роли. Для этого будем приглашать счастливых пап в Школу приемных отцов, чтобы они на собственном примере рассказывали о том, как жить вместе с приемным ребенком.
Расскажите подробнее о формах работы с замещающими семьями, которые ведут специалисты ГБОУ УМЦ "Детство"?

Учитывая, что дети, которые приходят в новые семьи, разные по возрасту, используются соответствующие методики сопровождения. Например, для тех, кто взял в семью малышей, проводится семинар "Раннее развитие". С семьями, воспитывающими дошкольников, организуется семинар "Сказка на каждый день", в процессе которого ребенок включается в игру, сам фантазирует, придумывает. По тому, какая картина складывается по ходу сказки, специалисты могут определить проблему ребенка, даже скрытую.

Проводятся также индивидуальные консультации, как очные, так и заочные. Одной из форм работы с замещающими семьями в ГБОУ УМЦ "Детство" является презентация семьи - своего рода отчет замещающих родителей, принявших в дом приемного ребенка. В презентации описывается, как живет и учится ребенок, рассказывается о ежедневном быте: как он просыпается, чистит зубы, собирается в школу или детский сад, как обедает, делает уроки, играет. Демонстрируются семейные торжества, прогулки и встречи с родственниками, поездки на море или на дачу и многое другое. Кроме того, наши специалисты выезжают на дом и в семейной обстановке разбираются в сложившихся ситуациях, помогают решить возникшую проблему.
По таким презентациям можно сделать вывод, в каких условиях живет ребенок в замещающей семье?

В данной форме работы заложено очень многое. У растущего в родной семье ребенка с рождения есть фотоальбом, а у приемного ребенка нет. Кто-то, возможно, и не придает этому значения, а спустя время сталкивается с проблемой, когда ребенок начинает задавать вопросы. От приемного ребенка и подопечного правду не скрывают, а что говорить усыновленному? Поэтому семейные фото и видео необходимы.

Они, кстати, поддерживают ребенка и морально. Ведь, приходя в гости к друзьям, он видит семейные фотоальбомы и понимает, что у него в семье так же и нет повода для тревог. А с другой стороны, на примере фотографий мы видим, где и как живет ребенок, как к нему относятся, одевают, заботятся, т. е. комфортно ли ему в замещающей семье. Мы анализируем все детали, обращаем внимание на мелочи, вплоть до того, как подобраны игрушки. И на основании того, как организован быт ребенка, куда родители с ним ходят, сколько времени ему уделяют, специалисты делают выводы и расставляют акценты. Кроме того, когда родители приносят оформленные с любовью фотоальбомы и другие материалы, для специалистов это знак того, что все складывается благополучно, в том числе благодаря их профессионализму.
Есть ли в вашем центре программа сопровождения для так называемых неполных семей? Ведь сейчас усыновить, взять ребенка под опеку могут и одинокие женщины?

Одинокая женщина с приемным ребенком - это уже совершенно другая семья. И ребенок, который попал к женщине, не сумевшей устроить свою личную жизнь, ни в чем не виноват. Поэтому мы устраиваем для таких матерей семинары на тему "Я воспитываю ребенка одна". Специалисты объясняют, как должна вести себя женщина, чтобы приемный ребенок чувствовал себя с ней защищенным и сейчас, и в будущем.
Вам приходится сталкиваться с критическими ситуациями, экстренными случаями?

Семьи, переживающие кризис, когда нарушаются детско-родительские отношения, когда вину за происходящее взрослые перекладывают на приемного ребенка и др., также находятся в поле нашего зрения. В таких случаях мы проводим работу со всей семьей, включая ее окружение: близких друзей и родственников.

Очень часто проблемы с ребенком начинаются в школьном возрасте. Как ни странно, семьи, которые уже прошли Школы приемных родителей, просят организовать консультации со специалистами узкого профиля: неврологами, психотерапевтами. Значит проблема, связанная с общепринятым мифом о психическом нездоровье приемных детей, волнует родителей больше всего. Мы пытаемся решать и эти вопросы, хотя на занятиях в Школе приемных родителей тема мифов изучается досконально. Так что подчас критическую ситуацию создают сами взрослые и вовлекают в нее ребенка.

Экстренных случаев, когда приемные родители отказываются от ребенка, ежегодно в Москве бывает 80-90. В ГБОУ УМЦ "Детство" они обращаются по рекомендации сотрудников органов опеки и попечительства, которые занимаются вопросами отказа от детей. Наша задача - провести работу с такой семьей и предотвратить надвигающийся разрыв. На сегодняшний день в центр поступило 35 заявлений от замещающих родителей с просьбой о сопровождении. Значит, они не теряют надежды. И у нас есть шанс подарить детям счастливое детство в кругу любящих их взрослых. Но в любой ситуации люди должны понимать, что мы в первую очередь будем отстаивать права ребенка.

Подготовила О.Ю. Романова


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль