Экологическое просвещение родителей дошкольников

4109

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.Экологическое образование (просвещение) родителей — одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач — привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе.

Дошкольный возраст ребенка — период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.

Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. В то же время между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возникают противоречия. Особенность родителей как объекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, современный интерес родителей в основном сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка.Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них. Оригинально, красочно оформленная опосредованная информация вполне может изменить точку зрения родителей или хотя бы заставит задуматься быстрее, чем стенды с подробной информацией о глобальных экологических проблемах, так как такой подход не привлекает внимания пап и мам, катастрофизм, зачастую пронизывающий информацию, вызывает ее неприятие.На что следует особо обратить внимание? Прежде всего — на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя "взрослым", а взрослому — лучше понять ребенка. Во время экскурсий, походов дети и взрослые проявляют качества и умения, которые не требуются в повседневных условиях (умение правильно развести костер, вести себя как член команды).

Рассмотрим некоторые направления работы с родителями

1. Экологическая информация. Наиболее значимыми для взрослых сведениями являются следующие:

  • данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада;
  • информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;
  • правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);
  • выращивание экологически безопасного урожая;
  • комнатные, лекарственные, пищевые растения;
  • развитие ребенка как личности в процессе экологического образования.

Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения территории детского сада. Так, родители проявляют большой интерес к данным "Экологических паспортов", особенно к разделу "Экологическая ситуация". Проблема "здоровье ребенка — окружающая среда" тесно связана с проблемой экологической безопасности.2. Совместная деятельность с детьми:

  • Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более что дети постоянно задают вопросы;
  • участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;
  • совместный уход за растениями: активное привлечение детей к уходу за огородом;
  • сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы. Для ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его интересы;
  • выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий;
  • помощь в оборудовании уголка природы, лаборатории, библиотеки;
  • природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек).

В нашем детском саду постоянно ведется работа, направленная на привлечение родителей к жизни детского сада. Я работаю с детьми подготовительной к школе группы. Сами дети своим интересом, увлеченностью привлекают и родителей, активируют деятельность своих пап и мам. Так, весной многие родители активно участвовали в организации огорода на участке детского сада. Одни помогали вскапывать грядки для посадки овощей, другие приносили семена, рассаду. Были и такие мамы, которые вместе с детьми и воспитателем высаживали все это в землю. Дети очень гордились тем, что их родители приняли участие. Потом дети все лето ухаживали за посадками, и осенью собрали урожай овощей. Радости и восхищению детей не было конца. С каким удовольствием они собирали огурцы, редис, свеклу, зелень. Для них это было настоящим достижением.Праздник урожая совместно с родителями стал продолжением активного участия их в экологическом воспитании.

Немного позже я провела родительское собрание по теме: "Береги свою планету, ведь другой на свете нет!"Целью и главной задачей, которого было способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе. При подготовке к этому мероприятию, была проведена огромная предварительная работа. Одним из заданий было изготовить книгу на тему: "Как наша семья заботится о природе и охраняет ее". Каждая семья творчески подошла к этой задаче. Делали фотографии, писали рассказы. Каждый день задавали вопросы, спрашивали, советовались. Почти две недели все были заняты созданием своей книги. Когда работы были выложены на выставке, родители с огромным интересом рассматривали то, что принесли другие.

Параллельно проводилось анкетирование детей и родителей, для того, чтобы выявить уровень экологического развития и детей и взрослых, так как уровень знаний детей во многом зависит от того насколько родители осведомлены в данном вопросе. Также родителям было предложено обдумать несколько вопросов, на которые они должны были рассуждать на родительском собрании.

На самом собрании присутствовали практически все родители (25 из 28 семей). Первая часть собрания проходила очень оживленно. Все участники настолько зарядились энергией во время подготовки, что каждый хотел выступить, высказать свое мнение. Во второй части было выступление детей. Все маленькие участники были настолько артистичные, веселые и счастливые от того, что они делают. После окончания мероприятия родители благодарили за подаренный праздник, просили как можно чаще проводить подобные мероприятия.

Также, мною было запланировано несколько экскурсий в течение учебного года. После экскурсий в осенний лес, затем в зимний, на которых не было родителей, я подготовила отчет для них в форме стенгазет. Там я поместила фотографии детей, описание того, чем мы занимались на экскурсии. И мамы, и папы, и бабушки, и дедушки с интересом рассматривали их, расспрашивали у детей, как все прошло, затем задавали вопросы мне.

Видя ответную реакцию родителей, детей на проделанную работу, появляется желание работать в этом направлении и дальше. Мои наблюдения показывают, что экологическое просвещение родителей благотворно влияет на улучшение качества знаний детей. А ведь это тот самый результат, к которому я стремлюсь в своей педагогической деятельности.

Автор статьи - пользователь портала "Ресурсы образования", Елена Бочарова



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль