Урок "Род и число имени существительного"

5401

Цель: совершенствовать умения определять род и число имени существительного в речи.Задачи:

  1. Коррекционно-образовательная. К концу урока мои ученики: будут знать: род и число имени существительного; будут уметь: правильно задавать вопросы, употреблять существительные в нужной форме; приобретут навыки: находить существительные и правильно определять их род и число в словосочетаниях и предложениях;
  2. Коррекционно-развивающая: корректировать аналитико-синтетическую деятельность, познавательные процессы; развивать устную и письменную речь обучающихся; содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самоанализ и самокоррекцию учебной деятельности.
  3. Коррекционно-воспитательная: формировать социальные представления об окружающем мире, воспитывать положительные межличностные отношения.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайд-презентация; аудиозапись.Дидактические материалы к учебному занятию: карточка № 1 "Индивидуальная дифференцированная работа"; карточка № 2 "Дифференцированный текст"; план урока на стенах класса; опорные слова для проведения игры "Молчанка"; сигнальные карточки.

В классе 7 обучающихся. По классификации В.В. Воронковой дети делятся на группы: 2 человека; 3 человека; 2 человека.

Усвоение программного материала соответствует оптимальному уровню. При подготовке к уроку я учитываю личностную незрелость детей с нарушением развития, которая проявляется в несформированности учебной мотивации, слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. В 2007 году познакомилась с "Технологией встречных усилий учителя и ученика". Изучила теоретические положения, а затем решила применить ее в своей практической деятельности.
На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединять усилия учителя и учеников в процессе познания.
Считаю, что данная технология применима для работы в специальном (коррекционном) учреждении, так как она позволяет применять коррекционные приемы с учетом психофизических особенностей ребенка. Её системное применение способствует последовательности, поэтапности и системности, что является необходимым условием достижения результатов, повышения мотивации у обучающихся. В данный урок внесла свои опробованные приемы, учитывая специфику нашего образовательного учреждения, уровень развития обучающихся.На уроке использовала следующие коррекционные приемы: соотношение прилагательного к форме существительного, развитие общей моторики, слухового восприятия, пространственной ориентации.Цель: коррекция аналитико-синтетической деятельности; развитие устной речи обучающихся; содействие развитию у детей умения осуществлять самоконтроль, самоанализ и самокоррекцию учебной деятельности.В урок также включены элементы:

  • здоровьесберегающих технологий, позволяющих сохранять обучающимся работоспособность в течение всего урока;
  • структурно-логической – поэтапное повторение данной темы, обеспечивающей логическую последовательность.

На уроке созданы условия для активной деятельности обучающихся: смена динамических поз, "Игра в снежки" (развитие общей и мелкой моторики). Обучающиеся учатся добывать самостоятельные знания: работа в парах, с дифференцированным текстом.Считаю, что работа в парах, способствует формированию коммуникативных навыков:

  • улучшению взаимоотношений в детском коллективе;
  • умению принимать мнение другого человека;
  • свободе выбора: ученику всегда дается право выбора;
  • развитие коллективизма.

Для реализации поставленной цели и задач использовала методы обучения: словесный, проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Применение наглядных средств, ИКТ (слайды) помогает также развить умение организовать собственную умственную и физическую деятельность, позволяет активизировать внимание, улучшить восприятие, понимание и запоминание учебного материала. Использованы следующие формы работы: индивидуальную, в парах, фронтальную.

Важным аспектом урока считаю рефлексивный этап и оформление домашнего задания: каждый обучающийся отвечает для себя на вопросы в конце урока "понравилось - не понравилось" и получает домашнее задание согласно уровню усвоения программного материала. Сама технология встречных усилий – личностно-ориентированная, а потому – здоровьесберегающая.

Список использованных источников:

  1. А.К.Аксёнова "Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе". М.: "Владос", 2002.
  2. А.К.Аксёнова, Н.Г. Галунчикова "Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания (коррекционная педагогика)". М.: "Просвещение", 2004.
  3. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская "Русский язык для 5 класса". М.: "Просвещение", 2005.
  4. Имя существительное – http://rusgram.narod.ru/
  5. Таблица "Род имен существительных" – http://files.school-collection.edu.ru/

  6. Автофигуры MS Office PowerPoint 2007.
Описание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Технологии, методы, приёмы,
формы

1.Начало урока: разогрев класса, включающий эмоциональную разминку – 2 минуты

Цель этапа: Организация внимания и внутренней готовности к получению знаний

-Приветствие.
-Доброе утро! Я рада приветствовать вас!
Приём: Удивляй!
Учитель читает загадку:
Запорошила дорожки.
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Прием «Встреча точек зрения».
-Как думаете, о каких словах будем говорить? Ваша точка зрения.

Размещаются за свои рабочие места.
Ответы детей.

Оборудование: Проектор, компьютер, слайд №1

Технологии: ТВУ (технология встречных усилий), здоровьесберегающая.

Методы: словесный, наглядный.

Приёмы: "разогрев", "приветствие" Формы: фронтальная

2.Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущей теме – 3 минуты

Цель этапа: Концентрация внимания, подготовка к новой теме

Оборудование: Слайд №2

Цель этапа: Коррекция зрительного восприятия и моторики,

1.Работа с поговорками. Подготовка детей к правильному выполнению задания.
-Составь правильно поговорки.

Дети составляют поговорки с картинками. На картинках 4 времени года: зима, весна, лето, осень.

Оборудование: Карточки с разрезанными сюжетными картинками и разрезанными поговорками

Метод: наглядный

Приём: «повтор с расширением» Форма: работа в парах

Цель этапа: Развитие связной речи, умения соотносить картинку с записью

2.Дифференцированная работа
- Подберите подписи к пословицам поговоркам:
1.Холод, мороз, жара.

В зимний … всякий молод.
… не велик, да стоять не велит.
-Что пропущено в этих поговорках?
-Как вы понимаете смысл поговорок?
-Какая это часть речи?
-Определите род этих существительных.
-О чём мы будем говорить сегодня?

- А теперь решим проблему: сколько предметов обозначает каждое слово? Можно ли определить род?

Дети подбирают подписи к картинкам. Проверка: чтение записи

Оборудование: Карточки с предложениями – поговорками. Слайд №3

Метод: наглядный

Приём: опрос

Метод: частично – поисковый.

3.Физпауза для глаз – 3 минуты

Упражнение «Бегущая восьмёрка»

Обучающиеся выполняют движения

Оборудование: Слайд№4

Технология:здоровьесберегающая
(Базарнов В.Ф.)

– 8 минут

Цель этапа: Актуализация опыта учащихся. Организация познавательной деятельности. Вызвать интерес к изучению темы урока. Устранить в ходе игры обнаруженные пробелы в знаниях.
Формировать орфографическую зоркость.

3.Минутка чистописания
-Отгадайте загадки.
Отгадки записываем на доске (цепочкой) и в тетради столбик.
- Отгадайте загадки.
Отгадки записываем на доске (цепочкой) и в тетради столбик с большой буквы.
- Объясните свои отгадки.
На прогулке бегуны одинаковой длины,
Через луг бегут к берёзке, тянут ровные полоски(лыжи).
Две плетёнки, две сестрёнки из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять - так одевать, чтоб не мёрзли 5и5(варежки).
Что за звёздочки такие на пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке? (снежинки)
Какой темой объединены все эти слова? (зима, зимние забавы).
Какие ещё зимние забавы вам знакомы? (снежки, снежная крепость и т. д.).
Сколько предметов обозначает каждое слово? В каком числе стоят все эти слова'
Можно ли определить их род?
Поставьте слова в единственном числе и определите род. (рядом через чёрточку)
4.Словарная работа игра «Игра в снежки».
При попадании в круг, учитель переворачивает его и открывает буквы (снежинка).

-Сколько слогов в слове? Поставьте ударение. Найдите «опасное место» в слове. Запишите слово в тетрадь.

5.Игра «Молчанка»
У учителя карточки со словами-помошниками, при помощи которых можно легко определить род имени существительного.
Учитель показывает карточки с именами существительными:
Лыжа
Варежка
Снежинка
Коньки
Сосулька
- На какие вопросы отвечают слова?
- У каких существительных мы не можем определить род? --Какого рода могут быть существительные?

Дети слушают, выбирают и объясняют свой выбор. Дети отмечают ошибкоопасные места фонариками.
Списывают.
Один ученик комментирует. Проговаривание.
Дети бросают снежки.

Три слога, ударение падает на 3-ий слог.
«Ошибкоопасное место» – гласный е.
Дети записывают.
Учащиеся поднимают карточку с соответствующими словами-помошниками :
он мой
она моя
оно моё

Оборудование: слайд №5

Методы: частично-поисковый.

Объяснительно-иллюстративный, коррекционный прием, направленный на формирование пространственной ориентации. Форма: фронтальная, индивидуальная.

Приём: игровой.

Приём: «исключи лишний предмет».

Приём: игровой.

Метод: словесный, наглядный. Форма: фронтальная.

4.Постановка учебной цели, вызов, обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний.

Цель этапа: Привлечение внимание к новой теме, вызов интереса к изучению темы урока.

– 12 минут

Цель этапа: Вырабатывать умение классифицировать предметы,
формировать временные понятия

1.Беседа.
(учитель вывешивает на доске таблички М.Р., Ж.Р., С.Р.
Найдите глазами расклеенные на стенах класса карточки разного цвета. Уч-ся 1ряда должны взять карточки жёлтого цвета, уч-ся 2 ряда - синего. На обратной стороне надо прочитать слово определить его род и поместить в один из столбиков на доске.
(Буран, варежка, кормушка, снегопад, облако, каток, хоккей, солнце, карандаш, книга, ёлка, мороженое).
Проверка: я читаю слова в каждом столбике, а вы хлопайте в ладоши, если найдёте ошибку.
- Какие слова здесь лишние? Почему? (карандаш, книга - т. к. они не о зиме).
- Придумайте предложение с любым словом (устно).
Дифференцированная работа.
- На столе лежат карточки. Прочитайте задание.
Вставить пропущенные слова. Определить их род. (для слабых - на карточке даны слова для справок).
-Что заметили? (пропущены слова).
- Можно ли догадаться, какие слова пропущены?
-Прочитайте, как будут звучать ваши предложения.
- Впишите слова, определите самостоятельно их род.

- Поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте их и поставьте оценку друг другу.

Учебный диалог.
Учащиеся читают словосочетания в тетрадях. Выполняют взаимопроверку.
Исключают лишний предмет
Самостоятельная работа по карточкам.
Взаимопроверка.

Метод: наглядный
Приём: «ассоциации»
Форма: фронтальная, групповая, учебный диалог.
Объясни тельно-
иллюстративный;
репродуктивный;
коррекционный прием (соотношение прилага
тельного к форме существительного).

Приём: «Необычное в обычном» (Учащимся предлагается выбрать, из того, что они знают, то, что может пригодиться в жизни)

5. Физминутка – 2 минуты

Я мороза не боюсь, (шагаем)
С ним я крепко подружусь (хлопаем)
Подойдёт ко мне мороз, (шагаем)
Тронет пятки, тронет нос, (приседаем)
Значит, надо не зевать, (хлопаем)
Прыгать, бегать и играть. (прыгаем)

Обучающиеся выполняют движения, произносят стихотворение

Технология:
здоровьесберегающая
Методы: словесный, наглядный.
Форма: фронтальная

6. Этап сотворчества: соединение воедино усилий всех участников

– 5 минут

Цель этапа: Развитие памяти, связной речи

1.Беседа «Первые признаки зимы».
- Какие первые признаки зимы вы знаете?
2.Работа с деформированным текстом
- Мне пришло письмо. Я ничего не пойму. Какие – то точки. Я думаю, вы мне поможете расшифровать его. Детям раздаётся текст на листочках.
Наступила морозная … . Падает белый, пушистый … . Намело высокие… .
Учитель читает монотонно, удивлённо.
-Попробуем расшифровать?
-В классе развешаны слова, которые надо вставить вместо точек (зима, снег, сугробы).
- Придумайте название к тексту. (Зима. Пришла зима)
- Решим проблему : благодаря каким словам предложения стали красивыми, полными, получили окраску.

Дают ответы по первым признакам зимы.
Снег, морозец, вода в лужах замерзает и т.п..

Работа обучающихся в индивидуальных карточках. Вписывают в текст пропущенные существительные.
Проверка:дети читают предложения и сравнивают их с образцом, высвечиваемым на слайде.

Оборудование: Карточки

Методы: словесный, наглядный.
Приём: работа по карточкам,
Форма: фронтальная.

Приём: решение проблемной ситуации.

Цель этапа: Развитие связной речи, умения слушать

4.Составление связного рассказа по наводящим вопросам,
данными учителем, с использованием опорного плана. (Для учеников 3 группы – карточки – подсказки с первыми словами в предложениях)
Дни _______ _________.
Небо ______ _________.
Солнце ____ _________.
Какую одежду носят люди зимой?
Сделаем вывод.

-Дни стали короткие.
-Небо покрыто тучами.
-Солнце светит неярко
-Часто идет снег.
-Дует холодный ветер.
Вода в реках и озерах замерзла.
-Люди надевают шубы и теплые сапоги.

Оборудование: Карточки - подсказки

Приём: продолжи предложение.
Метод: наглядный, словесный.
Форма: фронтальная.
Метод: проблемный.

7. Рефлексивный этап урока – 5 минут

Цель этапа: Осмысление результатов работы.

Вы хорошо работали. Приближается один из самых любимых праздников у взрослых и детей. Какой?
-Какие главные приметы праздника вы знаете?
Мы уже украсили класс, а сейчас давайте подготовим к празднику самую главную красавицу.
- Чтобы её украсить, найдите игрушки под крышкой парты. Игрушки не простые, а с заданием. Их можно повесить на ёлку, только подобрав к существительному прилагательное и определив род существительного
Выполняется под музыку.
-Закройте глаза, опустите голову, расслабьте плечи. Вспомните, чем мы занимались на уроке? О чём говорили?
-Где пригодятся в жизни знания по этой теме?
-Попробуйте ответить для себя, что «понравилось - не понравилось» на уроке. Выставление и комментирование оценок за урок.

Отвечают на предложенные вопросы. Проводят самоанализ своей работы на уроке по наводящим вопросам.

Оборудование: Слайд№7

Приём: «Знаю - не знаю»

Дифференцированная домашняя работа: Задание на дом: карточки с заданием.
Продолжи перечисление:
м. р. ж. р.
Зимой часто бывают: иней, метель, ..., ..., ..., ..., ..., ...,
Определи род имён существительных.

Учитель. Из волшебного домика я дарю вам заготовки для новогодней открытки. Это раскраски, которые вы можете превратить в красочные открытки. Потом мы будем учиться писать адрес. Желаю вам хорошего настроения! Спасибо за урок!


Автор статьи - пользователь портала "Менеджер образования", Татьяна Колпакова

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль