Урок "Род и число имени существительного"

5399

Цель: совершенствовать умения определять род и число имени существительного в речи.Задачи:

  1. Коррекционно-образовательная. К концу урока мои ученики: будут знать: род и число имени существительного; будут уметь: правильно задавать вопросы, употреблять существительные в нужной форме; приобретут навыки: находить существительные и правильно определять их род и число в словосочетаниях и предложениях;
  2. Коррекционно-развивающая: корректировать аналитико-синтетическую деятельность, познавательные процессы; развивать устную и письменную речь обучающихся; содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самоанализ и самокоррекцию учебной деятельности.
  3. Коррекционно-воспитательная: формировать социальные представления об окружающем мире, воспитывать положительные межличностные отношения.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайд-презентация; аудиозапись.Дидактические материалы к учебному занятию: карточка № 1 "Индивидуальная дифференцированная работа"; карточка № 2 "Дифференцированный текст"; план урока на стенах класса; опорные слова для проведения игры "Молчанка"; сигнальные карточки.

В классе 7 обучающихся. По классификации В.В. Воронковой дети делятся на группы: 2 человека; 3 человека; 2 человека.

Усвоение программного материала соответствует оптимальному уровню. При подготовке к уроку я учитываю личностную незрелость детей с нарушением развития, которая проявляется в несформированности учебной мотивации, слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. В 2007 году познакомилась с "Технологией встречных усилий учителя и ученика". Изучила теоретические положения, а затем решила применить ее в своей практической деятельности.
На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединять усилия учителя и учеников в процессе познания.
Считаю, что данная технология применима для работы в специальном (коррекционном) учреждении, так как она позволяет применять коррекционные приемы с учетом психофизических особенностей ребенка. Её системное применение способствует последовательности, поэтапности и системности, что является необходимым условием достижения результатов, повышения мотивации у обучающихся. В данный урок внесла свои опробованные приемы, учитывая специфику нашего образовательного учреждения, уровень развития обучающихся.На уроке использовала следующие коррекционные приемы: соотношение прилагательного к форме существительного, развитие общей моторики, слухового восприятия, пространственной ориентации.Цель: коррекция аналитико-синтетической деятельности; развитие устной речи обучающихся; содействие развитию у детей умения осуществлять самоконтроль, самоанализ и самокоррекцию учебной деятельности.В урок также включены элементы:

  • здоровьесберегающих технологий, позволяющих сохранять обучающимся работоспособность в течение всего урока;
  • структурно-логической – поэтапное повторение данной темы, обеспечивающей логическую последовательность.

На уроке созданы условия для активной деятельности обучающихся: смена динамических поз, "Игра в снежки" (развитие общей и мелкой моторики). Обучающиеся учатся добывать самостоятельные знания: работа в парах, с дифференцированным текстом.Считаю, что работа в парах, способствует формированию коммуникативных навыков:

  • улучшению взаимоотношений в детском коллективе;
  • умению принимать мнение другого человека;
  • свободе выбора: ученику всегда дается право выбора;
  • развитие коллективизма.

Для реализации поставленной цели и задач использовала методы обучения: словесный, проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Применение наглядных средств, ИКТ (слайды) помогает также развить умение организовать собственную умственную и физическую деятельность, позволяет активизировать внимание, улучшить восприятие, понимание и запоминание учебного материала. Использованы следующие формы работы: индивидуальную, в парах, фронтальную.

Важным аспектом урока считаю рефлексивный этап и оформление домашнего задания: каждый обучающийся отвечает для себя на вопросы в конце урока "понравилось - не понравилось" и получает домашнее задание согласно уровню усвоения программного материала. Сама технология встречных усилий – личностно-ориентированная, а потому – здоровьесберегающая.

Список использованных источников:

  1. А.К.Аксёнова "Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе". М.: "Владос", 2002.
  2. А.К.Аксёнова, Н.Г. Галунчикова "Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания (коррекционная педагогика)". М.: "Просвещение", 2004.
  3. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская "Русский язык для 5 класса". М.: "Просвещение", 2005.
  4. Имя существительное – http://rusgram.narod.ru/
  5. Таблица "Род имен существительных" – http://files.school-collection.edu.ru/

  6. Автофигуры MS Office PowerPoint 2007.
Описание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Технологии, методы, приёмы,
формы

1.Начало урока: разогрев класса, включающий эмоциональную разминку – 2 минуты

Цель этапа: Организация внимания и внутренней готовности к получению знаний

-Приветствие.
-Доброе утро! Я рада приветствовать вас!
Приём: Удивляй!
Учитель читает загадку:
Запорошила дорожки.
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Прием «Встреча точек зрения».
-Как думаете, о каких словах будем говорить? Ваша точка зрения.

Размещаются за свои рабочие места.
Ответы детей.

Оборудование: Проектор, компьютер, слайд №1

Технологии: ТВУ (технология встречных усилий), здоровьесберегающая.

Методы: словесный, наглядный.

Приёмы: "разогрев", "приветствие" Формы: фронтальная

2.Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущей теме – 3 минуты

Цель этапа: Концентрация внимания, подготовка к новой теме

Оборудование: Слайд №2

Цель этапа: Коррекция зрительного восприятия и моторики,

1.Работа с поговорками. Подготовка детей к правильному выполнению задания.
-Составь правильно поговорки.

Дети составляют поговорки с картинками. На картинках 4 времени года: зима, весна, лето, осень.

Оборудование: Карточки с разрезанными сюжетными картинками и разрезанными поговорками

Метод: наглядный

Приём: «повтор с расширением» Форма: работа в парах

Цель этапа: Развитие связной речи, умения соотносить картинку с записью

2.Дифференцированная работа
- Подберите подписи к пословицам поговоркам:
1.Холод, мороз, жара.

В зимний … всякий молод.
… не велик, да стоять не велит.
-Что пропущено в этих поговорках?
-Как вы понимаете смысл поговорок?
-Какая это часть речи?
-Определите род этих существительных.
-О чём мы будем говорить сегодня?

- А теперь решим проблему: сколько предметов обозначает каждое слово? Можно ли определить род?

Дети подбирают подписи к картинкам. Проверка: чтение записи

Оборудование: Карточки с предложениями – поговорками. Слайд №3

Метод: наглядный

Приём: опрос

Метод: частично – поисковый.

3.Физпауза для глаз – 3 минуты

Упражнение «Бегущая восьмёрка»

Обучающиеся выполняют движения

Оборудование: Слайд№4

Технология:здоровьесберегающая
(Базарнов В.Ф.)

– 8 минут

Цель этапа: Актуализация опыта учащихся. Организация познавательной деятельности. Вызвать интерес к изучению темы урока. Устранить в ходе игры обнаруженные пробелы в знаниях.
Формировать орфографическую зоркость.

3.Минутка чистописания
-Отгадайте загадки.
Отгадки записываем на доске (цепочкой) и в тетради столбик.
- Отгадайте загадки.
Отгадки записываем на доске (цепочкой) и в тетради столбик с большой буквы.
- Объясните свои отгадки.
На прогулке бегуны одинаковой длины,
Через луг бегут к берёзке, тянут ровные полоски(лыжи).
Две плетёнки, две сестрёнки из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять - так одевать, чтоб не мёрзли 5и5(варежки).
Что за звёздочки такие на пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке? (снежинки)
Какой темой объединены все эти слова? (зима, зимние забавы).
Какие ещё зимние забавы вам знакомы? (снежки, снежная крепость и т. д.).
Сколько предметов обозначает каждое слово? В каком числе стоят все эти слова'
Можно ли определить их род?
Поставьте слова в единственном числе и определите род. (рядом через чёрточку)
4.Словарная работа игра «Игра в снежки».
При попадании в круг, учитель переворачивает его и открывает буквы (снежинка).

-Сколько слогов в слове? Поставьте ударение. Найдите «опасное место» в слове. Запишите слово в тетрадь.

5.Игра «Молчанка»
У учителя карточки со словами-помошниками, при помощи которых можно легко определить род имени существительного.
Учитель показывает карточки с именами существительными:
Лыжа
Варежка
Снежинка
Коньки
Сосулька
- На какие вопросы отвечают слова?
- У каких существительных мы не можем определить род? --Какого рода могут быть существительные?

Дети слушают, выбирают и объясняют свой выбор. Дети отмечают ошибкоопасные места фонариками.
Списывают.
Один ученик комментирует. Проговаривание.
Дети бросают снежки.

Три слога, ударение падает на 3-ий слог.
«Ошибкоопасное место» – гласный е.
Дети записывают.
Учащиеся поднимают карточку с соответствующими словами-помошниками :
он мой
она моя
оно моё

Оборудование: слайд №5

Методы: частично-поисковый.

Объяснительно-иллюстративный, коррекционный прием, направленный на формирование пространственной ориентации. Форма: фронтальная, индивидуальная.

Приём: игровой.

Приём: «исключи лишний предмет».

Приём: игровой.

Метод: словесный, наглядный. Форма: фронтальная.

4.Постановка учебной цели, вызов, обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний.

Цель этапа: Привлечение внимание к новой теме, вызов интереса к изучению темы урока.

– 12 минут

Цель этапа: Вырабатывать умение классифицировать предметы,
формировать временные понятия

1.Беседа.
(учитель вывешивает на доске таблички М.Р., Ж.Р., С.Р.
Найдите глазами расклеенные на стенах класса карточки разного цвета. Уч-ся 1ряда должны взять карточки жёлтого цвета, уч-ся 2 ряда - синего. На обратной стороне надо прочитать слово определить его род и поместить в один из столбиков на доске.
(Буран, варежка, кормушка, снегопад, облако, каток, хоккей, солнце, карандаш, книга, ёлка, мороженое).
Проверка: я читаю слова в каждом столбике, а вы хлопайте в ладоши, если найдёте ошибку.
- Какие слова здесь лишние? Почему? (карандаш, книга - т. к. они не о зиме).
- Придумайте предложение с любым словом (устно).
Дифференцированная работа.
- На столе лежат карточки. Прочитайте задание.
Вставить пропущенные слова. Определить их род. (для слабых - на карточке даны слова для справок).
-Что заметили? (пропущены слова).
- Можно ли догадаться, какие слова пропущены?
-Прочитайте, как будут звучать ваши предложения.
- Впишите слова, определите самостоятельно их род.

- Поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте их и поставьте оценку друг другу.

Учебный диалог.
Учащиеся читают словосочетания в тетрадях. Выполняют взаимопроверку.
Исключают лишний предмет
Самостоятельная работа по карточкам.
Взаимопроверка.

Метод: наглядный
Приём: «ассоциации»
Форма: фронтальная, групповая, учебный диалог.
Объясни тельно-
иллюстративный;
репродуктивный;
коррекционный прием (соотношение прилага
тельного к форме существительного).

Приём: «Необычное в обычном» (Учащимся предлагается выбрать, из того, что они знают, то, что может пригодиться в жизни)

5. Физминутка – 2 минуты

Я мороза не боюсь, (шагаем)
С ним я крепко подружусь (хлопаем)
Подойдёт ко мне мороз, (шагаем)
Тронет пятки, тронет нос, (приседаем)
Значит, надо не зевать, (хлопаем)
Прыгать, бегать и играть. (прыгаем)

Обучающиеся выполняют движения, произносят стихотворение

Технология:
здоровьесберегающая
Методы: словесный, наглядный.
Форма: фронтальная

6. Этап сотворчества: соединение воедино усилий всех участников

– 5 минут

Цель этапа: Развитие памяти, связной речи

1.Беседа «Первые признаки зимы».
- Какие первые признаки зимы вы знаете?
2.Работа с деформированным текстом
- Мне пришло письмо. Я ничего не пойму. Какие – то точки. Я думаю, вы мне поможете расшифровать его. Детям раздаётся текст на листочках.
Наступила морозная … . Падает белый, пушистый … . Намело высокие… .
Учитель читает монотонно, удивлённо.
-Попробуем расшифровать?
-В классе развешаны слова, которые надо вставить вместо точек (зима, снег, сугробы).
- Придумайте название к тексту. (Зима. Пришла зима)
- Решим проблему : благодаря каким словам предложения стали красивыми, полными, получили окраску.

Дают ответы по первым признакам зимы.
Снег, морозец, вода в лужах замерзает и т.п..

Работа обучающихся в индивидуальных карточках. Вписывают в текст пропущенные существительные.
Проверка:дети читают предложения и сравнивают их с образцом, высвечиваемым на слайде.

Оборудование: Карточки

Методы: словесный, наглядный.
Приём: работа по карточкам,
Форма: фронтальная.

Приём: решение проблемной ситуации.

Цель этапа: Развитие связной речи, умения слушать

4.Составление связного рассказа по наводящим вопросам,
данными учителем, с использованием опорного плана. (Для учеников 3 группы – карточки – подсказки с первыми словами в предложениях)
Дни _______ _________.
Небо ______ _________.
Солнце ____ _________.
Какую одежду носят люди зимой?
Сделаем вывод.

-Дни стали короткие.
-Небо покрыто тучами.
-Солнце светит неярко
-Часто идет снег.
-Дует холодный ветер.
Вода в реках и озерах замерзла.
-Люди надевают шубы и теплые сапоги.

Оборудование: Карточки - подсказки

Приём: продолжи предложение.
Метод: наглядный, словесный.
Форма: фронтальная.
Метод: проблемный.

7. Рефлексивный этап урока – 5 минут

Цель этапа: Осмысление результатов работы.

Вы хорошо работали. Приближается один из самых любимых праздников у взрослых и детей. Какой?
-Какие главные приметы праздника вы знаете?
Мы уже украсили класс, а сейчас давайте подготовим к празднику самую главную красавицу.
- Чтобы её украсить, найдите игрушки под крышкой парты. Игрушки не простые, а с заданием. Их можно повесить на ёлку, только подобрав к существительному прилагательное и определив род существительного
Выполняется под музыку.
-Закройте глаза, опустите голову, расслабьте плечи. Вспомните, чем мы занимались на уроке? О чём говорили?
-Где пригодятся в жизни знания по этой теме?
-Попробуйте ответить для себя, что «понравилось - не понравилось» на уроке. Выставление и комментирование оценок за урок.

Отвечают на предложенные вопросы. Проводят самоанализ своей работы на уроке по наводящим вопросам.

Оборудование: Слайд№7

Приём: «Знаю - не знаю»

Дифференцированная домашняя работа: Задание на дом: карточки с заданием.
Продолжи перечисление:
м. р. ж. р.
Зимой часто бывают: иней, метель, ..., ..., ..., ..., ..., ...,
Определи род имён существительных.

Учитель. Из волшебного домика я дарю вам заготовки для новогодней открытки. Это раскраски, которые вы можете превратить в красочные открытки. Потом мы будем учиться писать адрес. Желаю вам хорошего настроения! Спасибо за урок!


Автор статьи - пользователь портала "Менеджер образования", Татьяна Колпакова

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль