Классный час "Поговорим о воспитанности"

14223

Бочкарёва Ольга Фёдоровна,

учитель немецкого языка

филиала МКОУ Чикманской СОШ Чулымского района "Осиновская ООШ"

Пояснительная записка

Я являюсь классным руководителем 7-8 классов (всего 10 учащихся). Это дети 13 -15 лет, которые находятся в подростковом возрасте. Характерной особенностью этого возраста является половое созревание организма. У девочек оно началось с 11 лет, а у мальчиков – немного позже. Это внесло серьезные изменения в жизнь моих подопечных, новые переживания, повлияло на взаимоотношения учащихся в классе, особенно на отношения между мальчиками и девочками. Свои чувства они стали проявлять очень бурно, допуская даже вспышки гнева, но в то же время скрывали свой внутренний мир. В общении друг с другом они стали допускать грубость, даже выяснение отношений с помощью драк. Дети из примерных и послушных превратились в "проблемных" учащихся . Мне, как классному руководителю, пришлось многое сделать, чтобы преодолеть отчуждение в отношениях с моими воспитанниками, и наладить хорошие отношения между ребятами. Я старалась проводить такие классные мероприятия, которые были им интересны и полезны в воспитательном плане. Я заметила, что ребятам нравятся классные часы, в ходе которых можно было бы высказать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, отстаивать свою правоту.

Цель:

  • сформировать у учащихся культуру поведения;
  • помочь учащимся задуматься о себе, побудить их к самокритичности, исправлению недостатков в своем поведении;
  • воспитывать в учащихся чувства товарищества и дружбы

Оборудование:

  • на доске вывешиваются высказывания: "Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям" (Ж - Ж. Руссо), "В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе" (Ф. Бекон)
  • плакат с нарисованным зеленым деревом, символизирующим воспитанность учащихся.

Подготовка к классному часу

Предварительно проводится анкетирование учащихся:

Анкета №1 для учащихся

1 . Я бываю несдержанным.

а) да
б) нет
в) иногда
г) часто
д) редко
е) никогда

2. Я могу нагрубить.

а) да 
б) нет
в) иногда
г) часто
д) редко
е) никогда

3.Я могу выругаться на несправедливые замечания в мой адрес.

а) да 
б) нет
в) иногда
г) часто
д) редко
е) никогда

4.Мне приятно делать подарки.

а) да 
б) нет
в) иногда
г) часто
д) редко
е) никогда

5. Я могу помочь человеку, попавшему в беду.

а) да 
б) нет
в) иногда
г) часто
д) редко
е) никогда

6. Я умею прощать обиды.

а) да 
б) нет
в) иногда
г) часто
д) редко
е) никогда

7. Я могу дразнить человека, если его дразнят окружающие.

а) да 
б) нет
в) иногда
г) часто
д) редко
е) никогда

8. Я считаю себя добрым.

а) да 
б) нет
в) иногда
г) часто
д) редко
е) никогда

9. Я считаю себя вежливым.

а) да 
б) нет
в) иногда
г) часто
д) редко
е) никогда

10. Я могу понять точку зрения другого человека.

а) да 
б) нет
в) иногда
г) часто
д) редко
е) никогда

Анкета №2 для учащихся

1 . Что значит, по-твоему, вести себя невежливо?

2 .Позволяешь ли ты себе, вести себя невежливо?

3. Кто или что вынуждает тебя быть невежливым?

4. Бывают ли в твоей семье скандалы?

5. Как ты реагируешь на грубое выяснение отношений?

6. Что значит, по-твоему, быть грубым?

7. Как часто ты грубишь окружающим?

8. Как ты относишься к грубым и невежливым сверстникам?

9. Считают ли тебя окружающие, грубым или невежливым?

10.Необходимо ли, по – твоему, всегда и везде быть вежливым?

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя.

Ни один человек в своей жизни не избежал напоминаний или указаний о том, что надо уметь себя вести. Это говорят родители дома, учителя в школе, взрослые на улице… И, как правило, эти замечания делаются за то, что вовремя не сказал "здравствуйте", "спасибо", "пожалуйста" или "извините".

Выходит, что если вовремя научиться вставлять эти 3-4 "волшебных слова", то, действительно, человек умеет себя вести. Но тогда откуда в нашей жизни столько проблем, недоразумений, конфликтов, почему люди не всегда понимают друг друга? Накормить голодного ребенка, уступить старику место в автобусе, перевести старушку через улицу, хорошо работать, быть обходительным и т.д. – все это просто для любого человека, но очень трудно для всех сразу. Вот поэтому нужно начинать с себя: с воспитания в самом себе вежливости, приветливости, умения сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить настроение другим, быть всегда ровным в обращении с окружающими людьми.

В ходе классного часа мы будем анализировать ваши ответы на вопросы анкеты, с которой вы были предварительно ознакомлены.

Игра "Ангел-хранитель"

А теперь давайте настроимся на положительное проведение нашей сегодняшней встречи. Для этого проведем небольшую игру.

Она называется "Ангел-хранитель". Я предлагаю вам на маленьких листочках бумаги написать свое имя, затем свернуть листочек в трубочку, поместить его в коробку, затем все листочки смешать, по очереди вынуть листочек и прочитать, написанное на нем имя. Человек с этим именем и будет вашим ангелом-хранителем. Одна просьба к вам, пусть это имя пока будет сохранено в тайне.

По окончании классного часа каждый назовет своего ангела-хранителя. Он будет помогать вам, находить правильные ответы на вопросы и нашептывать их на ушко.

Дорогие ребята, хотелось бы начать наш классный час с простой истины: "Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость". (М. Сервантес)

Вежливость облегчает нашу жизнь. Но вежливость – это не просто "волшебные слова", а это в первую очередь проявление внимания к окружающим людям. Вы не сказали ни слова, а просто придержали тяжелую дверь в метро, пропустили вперед пожилого человека или свою ровесницу, взяли у мамы тяжелую сумку, и каждый, кому вы помогли, без всяких "спасибо"и "пожалуйста"понял, что вы – человек вежливый и воспитанный.

Тест "Что такое воспитанность, вежливость, тактичность?"

Предлагаю вам небольшой тест. Соотнесите данные определения из левого столбика и названия из правого столбика. Время выполнения 3 минуты.

1. Отсутствие воспитанности, грубость, брань

А) Вежливость

2. Привычка, способность владеть собой, удерживать порывы.

Б) Воспитанность

3. Учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий

В) Грубость

4. Всякое грубое действие, оказательство грубого человека, неучтивость, дерзость, обида

Г) Чуткость

5. В дворянско-буржуазном обществе - знание правил поведения в обществе, приобретенное в результате "хорошего"воспитания.

Д) Сдержанность

6. Способность чутко относиться к окружающим и к окружающему, быть чутким

Е) Невежливость

7. Неучтивость, необходительность, грубость, неприличие в обхождении

Ж) Невоспитанность

А теперь проверим. Правильные ответы:

  • 1 – Ж
  • 2 – Д
  • 3 – А
  • 4 – В
  • 5 – Б
  • 6 – Г
  • 7 – Е

(ответы учащихся)

Конечно же, эти слова тоже не стоит забывать произносить, но все же главное - совершать хорошие поступки. Как, например, дарить подарки. Из ваших ответов на вопрос анкеты: "Нравиться ли тебе делать подарки?"- "да"- ответили 8 человек.

Как правильно делать подарки

Дарить многим нравится даже больше, чем получать подарки. Но все же доставляя удовольствие себе, нужно помнить, что подарок должен быть приятным и тому, кому он предназначен, иначе выйдет, как в стихах:

Старушке прислали в подарок кофейник,
А пуделю – плетку и медный ошейник.
Довольна старушка, а пудель не рад
И просит подарки отправить назад.

Скажите, какую ошибку допустили, сделав такой подарок?

Что по – вашему следовало бы подарить пуделю?

(ответы учащихся)

Что объединяет людей

А знаете ли вы, что объединяет людей? В "Письмах о добром" Д.С. Лихачева, а именно, в письме седьмом: "Что объединяет людей?" можно найти ответ на этот вопрос. Я хотела бы зачитать вам отрывок из этого письма, а потом вы выскажите свое мнение по поводу услышанного.

…. "Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны….

Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму.

Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране…

Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках - родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.

Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.

Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого…"

Вы согласны, ребята, с мнением Д.С.Лихачева?

О ком заботитесь вы?

Считаете ли вы себя заботливыми детьми, внуками?

Считаете ли вы, что заботливость, также характеризует воспитанного человека?

(ответы учащихся)

Имя

Имя дают человеку при рождении. Растет человек, и с ним растет его имя. Сначала из ласкательного – Машенька, Ванечка – оно становится просто детским - Маша, Ваня. Потом - взрослым: Мария Петровна, Иван Васильевич.

Каждый человек воспринимает свое имя как часть своей личности. И если кто-то просит называть его Сашей, а не Шурой, Аней, а не Нюрой, Егором, а не Гошей, стоит прислушаться к этой просьбе.

Ребята, вы обращали внимание на то, как вы обращаетесь друг другу?

Наверняка, не раз вас называли то Танькой, то Надькой или еще как-нибудь. Что вы при этом чувствовали?

Как вас родители называют дома?

(ответы учащихся)

Я думаю, что каждому человеку хочется, чтобы к нему обращались вежливо, называя по имени и даже отчеству. Согласны со мной? Или нет?

(ответы учащихся)

Многие ребята, к сожалению, очень грубы в общении друг с другом, с учителями, родителями и другими взрослыми. Так, на вопрос анкеты: "Могу ли я нагрубить?", вы ответили следующим образом:

  • "иногда"- 6 человек,
  • "нет"- 1 человек,
  • "да"- 1 человек,
  • "редко"- 1человек.

Какой можно сделать вывод?

(ответы учащихся)

Интонация речи

Немаловажна также и интонация речи. Интонация речи – это выражение чувств говорящего. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут означать совершенно противоположные вещи. Это зависит от того, с какой интонацией предложение произнесено.

Давайте, проверим!

Я предлагаю вам игру "Логическое ударение".

Попробуйте прочитать данные предложения с выражением различных чувств (радости, удивления, просьбы, сожаления, недовольства, грусти и т.д.)

(Учащимся раздаются карточки с предложениями:

  • Ты пришел!
  • Кто это в класс принес попугая?
  • Ты дашь мне книгу?
  • Скоро ты сядешь за уроки?
  • Расскажи нам об этом

Скажите, предложение с какой интонацией вам было приятнее прочитать?

Какую интонацию вам легче всего передать?

Какую интонацию вам труднее передать?

Какая интонация чаще всего звучит в школе, дома, на улице?

(ответы учащихся)

С помощью интонации можно не только обратить внимание на что, мы хотим сказать, но и выразить свое настроение, отношение к высказанному.

Прозвища

Что касается всевозможных прозвищ - ярлыков, которые любят давать друг другу ребята, и которых многие стесняются, хочу напомнить только один совет бывалого человека. Знаменитый капитан Врунгель считал: "Как вы яхту назовете, так она и поплывет". Правда, русская пословица говорит иначе : "Хоть горшком назови, только в печь не ставь".

Так кто же прав?

(ответы учащихся)

На вопрос: "Я могу дразнить человека, если его дразнят окружающие"

Ваши ответы разделились примерно поровну, а именно:

  • "иногда"- 4 человека,
  • "нет"- 4 человека,
  • "никогда"- 1 человек.

Вывод напрашивается один: некоторым из вас, ребята, нужно изменить свое отношение к окружающим. Ведь от того, как вы будете обращаться с другими людьми, зависит и их отношение к вам.

Ненормативная лексика

В классе есть ребята, которые используют в своей речи ненормативную лексику, попросту говоря, сквернословие. Известный педагог, А.С. Макаренко, которому по роду своей работы часто приходилось слышать эту самую "ненормативную лексику", сказал так: "Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая, бедная и дешевая гадость…".

На вопрос анкеты "Я могу выругаться на несправедливые замечания в мой адрес"- прозвучали следующие ответы:

  • "нет"- 3 человека,
  • "иногда"- 3 человека,
  • "да"- 2 человека,
  • "редко"- 1 человек.

Если с вашего языка нет-нет, да и слетит скверное словцо – вам может помочь метод мамы одного великого писателя: после каждого "грязного слова"она заставляла его мыть рот с мылом. Попробуйте!

Волшебные слова

Какое, по-вашему, самое главное "волшебное слово"?

(ответы учащихся)

Самое главное "волшебное слово"- это слово "здравствуйте". Здравствуйте – значит "будьте здоровы". Не нужно жалеть пожеланий здоровья при встрече с родственниками, друзьями, учителями, одноклассниками, соседями, знакомыми и вовсе незнакомыми людьми.

По тому, как поздоровался человек или вовсе не поздоровался с присутствующими, судят о его вежливости. Из ответов на вопросы анкеты выяснилось, что вежливыми себя считают:

  • "да"- 1 человек,
  • "иногда"- 4 человека,
  • "часто"- 2 человека,
  • "и да, и нет"- 1 человек,
  • "нет"- 1 человек.

О чем говорят эти данные?

(ответы учащихся)

Большинство из вас считает, что всегда и везде необходимо быть вежливым. Это правильно. Но бытует такое мнение, что всегда и везде быть вежливым необязательно, так как возникают такие ситуации, где приходится поступать не очень вежливо. А вы согласны с этим мнением?

(ответы учащихся).

К грубым и невежливым подросткам отношение разное: одни относятся к ним плохо, не очень хорошо, осуждают, а есть и такие, кто их поддерживает или наоборот равнодушно относится к проявлению грубости и невежливости.

Надеюсь, среди вас нет таких?

(ответы учащихся).

Ну, хорошо, Идем дальше.

А знаете ли вы волшебные слова?

Сейчас проверим это с помощью несложного упражнения.

Я зачитываю начало фразы, а вы заканчиваете ее подходящими вежливыми словами.

Итак,

1. Ребенок, вежливый и развитый, говорит при встрече (здравствуйте).

2. Зеленым станет старый пень, едва услышав, (добрый день).

3. Когда мама ругает за шалости, говорим мы ей (прости, пожалуйста).

4. Когда в столовой мы есть не в силах, скажем поварам (спасибо).

5. И в Москве, и в Копенгагене, на прощание говорят (до свидания).

Я вижу, что вежливые слова знают все. Хорошо бы не забывать их употреблять в своей речи. А вот еще один совет от Д.С. Лихачёва:

"В разговорах с людьми умейте слушать, умейте помолчать, умейте пошутить, но редко и вовремя. Занимайте собой как можно меньше места. Поэтому за обедом не кладите локти на стол, стесняя соседа, но также не старайтесь быть "душой общества". Во всем соблюдайте меру, не будьте навязчивыми даже со своими дружескими чувствами…

В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим…

Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают".

(Д.С. Лихачев "Письма о добром", письмо восьмое "Быть веселым, но не быть смешным".)

Игра "Пожалуйста"

В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствует это слово. С его помощью можно решить любую проблему.

Кто может назвать это слово?

(ответы учащихся)

Давайте немного поиграем.

Игра называется "Пожалуйста".

(Учащиеся по очереди обращаются друг к другу с различными просьбами. Условие игры: все движения выполняются только со словом "пожалуйста".

Например: Таня обращается к Толе: "Толя, подойди ко мне, пожалуйста. Помоги мне, пожалуйста, включить компьютер

Тестирование нравственной воспитанности

А теперь, давайте оценим уровень вашей нравственной воспитанности с помощью следующего теста. Я предлагаю вам выбрать один из трех предложенных вариантов или предложить свой вариант ответа.

Ты идешь по коридору, торопишься, а на пути стоит твой одноклассник. Твои действия?

а) отодвину и пройду;

б) молча обойду;

в) смотря какое будет настроение;

г) другое

2. Твой одноклассник получил незаслуженно двойку. Твои действия?

а) ничего не делаю, мне все равно;

б) поддержу его морально;

в) смотря какое будет настроение;

г) другое

3. Ты пришел на субботник, где уже все трудятся. Твои действия?

а) поболтаюсь немного среди работающих;

б) стану работать со всеми;

в) смотря какое будет настроение;

г) другое

4. Классный руководитель обращается к тебе с поручением, которое тебе не очень хочется выполнять. Твои действия?

а) обязательно выполню;

б) забуду о нем, вспомню, когда нужно будет отчитаться;

в) смотря какое будет настроение;

г) откажусь

д) другое

5. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Твои действия?

а) для меня это не имеет значения;

б) отвечу тем же;

в) смотря какое будет настроение;

г) другое

6. Ты поссорился со своим другом из-за пустяка. Твои действия?

а) подойду первым и попрошу прощения;

б) подожду, когда он попросит прощения;

в) смотря какое будет настроение;

г) другое

7. Ты торопишься из школы домой и видишь пожилую соседку, несущую тяжелую сумку. Твои действия?

а) помогу донести сумку до дома;

б) пробегу мимо ;

в) смотря какое будет настроение;

г) другое

8. Учитель похвалил на уроке твоего одноклассника. Твои действия?

а) радуюсь за него;

б) завидую ;

в) мне все равно;

г) другое

9. После уроков нужно помочь ветерану труда убрать мусор со двора. Твои действия?

а) иду делать доброе дело;

б) отказываюсь, т.к. дома тоже есть дела ;

в) смотрю, что скажут остальные.;

г) другое

10. Волшебник предлагает тебе богатую жизнь без необходимости учиться.

Твои действия?

а) с радостью соглашусь;

б) откажусь решительно ;

в) посмотрю, что скажут остальные.;

г) другое

(ответы учащихся аргументируются)

Большое спасибо за ответы! Я вижу, что в целом, они говорят о том, что у вас достаточно высокий уровень нравственной воспитанности. Но некоторым из вас следует поработать над своим поведением и изменением эгоистической позиции в вопросах взаимоотношений учащихся в классе.

Оцените, пожалуйста, как вы воспитаны и прикрепите на изображение дерева Воспитанности зеленый листок в то место, которое соответствует уровню вашей воспитанности.

(учащиеся по очереди выходят к доске и прикрепляют листочек к дереву и дают при этом пояснения )

Подведение итогов

Я надеюсь, что из того, о чем сегодня шла речь, вы сделаете выводы. Ведь человек сам может влиять на свой культурный уровень, на уровень своей воспитанности. А о том хорошем, что появится в вашем поведении, и отношениях между вами мы поговорим в следующий раз.

Наш классный час закончен. Выскажите, пожалуйста, свое впечатление от классного часа. Интересна ли вам была тема классного часа? Что понравилось вам сегодня на занятии? А что – не понравилось? Какой вывод сделал каждый из вас лично для себя?

А теперь откроем друг другу имя своего ангела-хранителя.

(учащиеся разворачивают листочки и называют имя, которое там написано)

Давайте улыбнемся, друг другу, подарим хорошее настроение себе и окружающим нас людям.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль