Методы диагностики посттравматического стрессового расстройства у детей

9061

Для диагностики посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у детей специалисты лаборатории психологии посттравматического стресса Института психологии РАН 1в 2001 году разработали две взаимодополняющие методики: полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей и родительская анкета для оценки 1з травматических переживаний детей.

Полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей

Описание метода
Интервью включает скрининговую часть и набор из 42 вопросов. Для ответов детей используются трехпунктные шкалы ("да - не знаю - нет" либо "никогда - один раз за последний месяц - более одного раза за последний месяц").

Процедура проведения интервью
В ходе интервью можно выделить пять этапов.1. Установление психологического контакта с испытуемым.

2. Вводная часть. С ребенком проводится беседа о травматических событиях, которые случаются с детьми. Цель данного этапа -настроить его на дальнейший разговор по теме и снять тревожность, а также получить предварительную информацию о травматическом опыте. Примерное содержание беседы: "Давай поговорим с тобой о неприятных событиях, которые случаются с людьми. Ведь в жизни каждого взрослого человека и ребенка иногда бывают неприятности, большие или не очень большие, правда? И с тобой, наверное, происходило что-то подобное, да? Ты можешь вспомнить самое неприятное событие, которое с тобой случалось?" Если ребенок не рассказывает о таком происшествии, можно переходить к следующему этапу Если же рассказывает - то после выяснения некоторых подробностей случая ("Ты помнишь, когда это произошло?", "С тобой был кто-нибудь в это время?", "Расскажи, пожалуйста, об этом подробнее" и т. д.) данные заносятся в протокол.

Если ребенок испытал, был свидетелем или столкнулся со случаем, который включал фактическую или воспринимаемую угрозу жизни или физической неприкосновенности по отношению к себе или другому, можно переходить сразу к опросу, минуя скрининг.3. Скрининг. Цель данного этапа - получение более полных сведений о травматическом опыте ребенка. Если он не смог вспомнить ни одного неприятного происшествия либо описанный им случай не соответствует фактической или воспринимаемой угрозе жизни или физической неприкосновенности по отношению к себе или другому, ему предлагается список травматических событий, которые могли бы привести к развитию симптомов ПТСР: "Давай я расскажу тебе, какие большие неприятности могут случиться с ребенком. Может быть, ты вспомнишь что с тобой происходило что-то такое. Большие неприятности - это когда, например, ребенок тяжело заболел, или долго лежал в больнице, или кто-то, кого ребенок любит, умер или уехал далеко и больше с ним не живет. Или когда кто-то обижает, бьет ребенка, издевается над ним, делает вещи, которые ему неприятны, или заставляет его делать такие вещи. Или когда ребенок попадает под машину или в аварию. Или когда случается пожар, землетрясение или ураган. Или когда ребенок оказывается в том месте, где идет война. С тобой случалось что-нибудь похожее? Сколько тебе было тогда лет? Если можешь, расскажи об этом подробнее". Информация заносится в протокол.4. Опрос. Это основная часть интервью. Она направлена на измерение посттравматической симптоматики. Из 42 вопросов ответы на первые 4 позволяют выявить интенсивные негативные эмоции в момент травмы: страх, беспомощность или ужас. Если в жизни ребенка не было травматических переживаний, эти вопросы не задаются. Если ребенок рассказал о событии, которое могло бы привести к развитию симптомов ПТСР, то остальные вопросы задаются относительно этого происшествия. В противном случае вопросы фокусируются на чувствах и переживаниях ребенка за последний месяц безотносительно к какому-либо событию.5. Стадия завершения. Цель - устранение негативных эмоций, вызванных воспоминаниями о травматическом эпизоде.Обработка результатов
Проводится подсчет баллов по каждому из критериев.

Родительская анкета для оценки травматических переживаний детей

Обоснование выбора методики
Использование анкеты позволяет охватить больше семей, чем применение метода интервью, поскольку при заполнении анкеты не требуется непосредственного присутствия психолога. Кроме того, этот способ позволяет охватить те категории родителей, которые не проявляют достаточной социальной активности (не приходят в ДОУ или не посещают сами психолога), т. к. анкета может быть передана в этом случае через ребенка.

Описание метода
Анкета для родителей была составлена на основе анкеты для изучения стрессовых реакций у детей (ChildStress Reaction Checklist - National Center for PTSD, Boston VAMC; Boston University School of Medicine; Shriners Burn Institute; Harvard Medical School; National Center for PTSDy White River Junction, VM). Она предлагается родителям для самостоятельного заполнения, содержит необходимые инструкции.

Порядок проведения
Перед началом исследования с родителями проводится беседа, основная цель которой - мотивирование их к ответственному и точному заполнению анкеты.
Далее каждому родителю выдается пакет, где содержится подробная инструкция о порядке заполнения анкеты, собственно анкета и карточка с телефонами, позвонив по которым, они могут задать необходимые вопросы. На другой стороне карточки - напоминание о том, что вся полученная от родителей информация конфиденциальна и не будет разглашаться.

Анкета состоит из трех частей:1. Биографические данные. В эту часть заносится необходимый минимум данных о ребенке: Ф. И. О., возраст, пол. Также отмечается, кто именно из родителей или опекунов заполнял анкету

2. Скрининг. В данной части приводится список возможных травматических ситуаций, и родителям предлагается отметить из них пережитые ребенком, а также указать его возраст во время травмы. Дается инструкция: «Возможно, ваш ребенок пережил какое-либо событие, которое могло травмировать его психику. Пожалуйста, отметьте галочкой каждое из событий (и напишите возраст вашего ребенка во время каждого из случаев) в списке, приведенном ниже». Далее для уточнения характера, степени тяжести травмы и непосредственной реакции ребенка на нее родителям предлагается рассказать о травматической ситуации подробнее: "Пожалуйста, опишите это событие (например, где это произошло, кто был с вашим ребенком во время происшествия, насколько часто это происходило, как долго это продолжалось, насколько тяжелыми были последствия для ребенка, обращались ли вы за медицинской или психологической помощью по этому поводу и т. д.)".3. Утверждения. Эта часть состоит из двух таблиц, которые сопровождаются инструкцией по их заполнению: "Пожалуйста, отметьте в следующем списке (поставьте крестики в соответствующие столбцы), насколько характерны данные чувства или подобное поведение для вашего ребенка. Если он пережил несколько травмирующих случаев, то отвечайте, имея в виду наиболее тяжелый из них".

Первая таблица содержит 5 вопросов, касающихся непосредственной реакции на травматическую ситуацию. Перед таблицей уточняется, что речь идет о поведении ребенка сразу после травмы. Затем следует вторая таблица из 30 вопросов, относящихся к четырем шкалам: навязчивое воспроизведение; избегание действий, мыслей, мест и людей, напоминающих о травматическом событии; возросшая возбудимость; нарушения функционирования. Эти вопросы описывают поведение ребенка в течение последнего месяца. Вопросы, относящиеся к одному и тому же критерию, разнесены для большей достоверности результатов.

Обе таблицы содержат по три варианта ответов: "да", "нет", "скорее да". Такое смешение вариантов ответов используется для того, чтобы нейтрализовать стремление родителей предоставить социально желаемое описание ребенка, отвечая отрицательно на большинство вопросов. Ответ же «скорее да» - не слишком категоричен и охотнее используется родителями.

Обработка результатов
Проводится подсчет баллов отдельно по каждой шкале, а также отдельно по вопросам первой и второй таблиц.

Методы исследования эмоциональной сферы ребенка

Методы исследования эмоциональной сферы ребенка помогут выделить проблемы, в которых проявляются его тревога и страхи, вызванные эмоциональной нестабильностью в постэкстремальный период. Результаты необходимо интерпретировать с учетом актуальной ситуации и цели исследования. Например, данные, полученные при использовании метода изучения сформированности образа "Я", могут служить основой для построения программы работы над самооценкой. Известно, что переживание потери может сопровождаться чувством вины и, соответственно, влияет на самооценку.Методы изучения ее особенностей сферы ребенка:

  1. Изучение сформированности образа "Я" и самооценки.
  2. Изучение негативных личностных проявлений.
  3. Методика Образ мира.
  4. Определение самооценки модифицированной методикой Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн.
  5. Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Г.Н. Казанцевой).
  6. Рисунок несуществующего животного.

Результаты работы с рисунком несуществующего животного могут быть основанием для коррекционной работы на этом материале: сказка о несуществующем животном; мир несуществующего животного; мечты несуществующего животного и т. д. Методы исследования особенностей эмоционального состояния детей в постэкстремальный период помогут более эффективному построению коррекционно-развивающих программ. Рассмотрим подробнее первые три метода.

Изучение сформированности образа "Я" и самооценки

Цель: изучить уровень сформированности образа "Я" и самооценки.
Возраст испытуемых: 6-7 лет.
Оборудование: бланк вопросов беседы.
Подготовка исследования. Выбрать вопросы, помогающие выяснить отношение ребенка к привлекательным и непривлекательным качествам человека и отношение к себе, например:

  • Представь себе человека, который бы тебе так нравился, что ты хотел бы быть таким, как он, хотел бы быть похожим на него. Какой это человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похожим?
  • Представь себе человека, который бы тебе так не нравился, что ты ни за что не хотел бы быть таким, как он, не хотел бы быть похожим на него. Какой это человек? Каким бы ты не хотел быть? На кого бы ты не хотел быть похожим?
  •  Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам?
  • Нарисовать шкалу с делениями от -10 до +10 (центр обозначен «0»), подобрать фишку.

Инструкция экспериментатору. Исследование проводится в начале и в конце года индивидуально с детьми 6-7 лет и состоит из двух серий.

Первая серия. Беседа по вопросам.
Вторая серия. Ребенку предлагают шкалу с характеристиками, названными детьми в ответах на вопросы, и набор антонимов ("хороший - плохой", "добрый - злой", "умный - глупый", "смелый -трусливый", "сильный - слабый" и т. д.).
Инструкция детям: "На этой шкале - все люди на свете: от самых добрых до самых злых (показ сопровождается движением руки по шкале сверху вниз), от самых злых до самых добрых (движения руки снизу вверх по шкале). На самом верху находятся все самые добрые люди на свете, в самом низу - самые злые, посередине -средние. Где ты среди всех этих людей? Отметь свое место фишкой".
После того как ребенок сделал выбор, его спрашивают: "Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Отметь, какой ты на самом деле, и каким хотел бы быть".

Обработка данных. По итогам беседы выявляют наличие и характер представлений ребенка о себе. По результатам, полученным во второй серии эксперимента, сравнивают, сколько детей обладают максимально высокой самооценкой, сколько - дифференцированной в начале и в конце учебного года; результаты оформляют в таблицу.

Изучение негативных личностных проявлений

Цель: изучить негативные проявления личности.
Возраст испытуемых: 6-7 лет.
Оборудование: протокол данных.
Инструкция экспериментатору. Необходимо записывать наблюдаемые негативные проявления в поведении, речи, эмоциональной сфере у детей 6-7 лет в течение трех дней.

Обработка данных. Анализ данных протокола проводится по схеме:

  • Форма негативного проявления: каприз, упрямство, зависть, ложь, проступок и т. д.
  • Содержание негативного проявления: какие речевые, эмоциональные, поведенческие реакции наблюдались.
  • Динамика: как протекает, насколько длительно, устойчиво.
  • Причина, вызвавшая негативную реакцию: неумение ребенка сдерживать свои непосредственные побуждения, страх перед взрослым, боязнь наказания, неправильная организация жизни детей, недоверие, насмешки, окрики взрослого, соматическое заболевание, переутомление, негативное поведение сверстника и т. д.
  • Реакции сверстников на негативное поведение товарища: равнодушное отношение, любопытство, активное вмешательство, обращение к взрослому за помощью, с жалобой и т. д.
  • Реакции воспитателя на негативное поведение ребенка: равнодушное отношение, силовое вмешательство, окрик, наказание, использование игрового приема и т. д.

На основании полученных данных делают вывод о причинах и особенностях негативных личностных проявлений ребенка.


Методика "Образ мира"

Цель: изучить индивидуальные особенности «образа мира». Возраст испытуемых: 7-11 лет.
Оборудование: лист бумаги размером 250 х 150 мм, карандаши, ручки.
Инструкция испытуемым: нарисовать «картину мира», т. е. мир, его образ, каким он представляется.

Интерпретация. На основании особенностей изображения выделяется пять основных видов рисунков и соответствующих им типов картины мира:

  • Планетарная - изображение земного шара, других планет Солнечной системы -когнитивная картина мира в форме общепринятых нормативных знаний.
  • Пейзажная - городской или сельский пейзаж с присутствием людей, животных, деревьев, цветов и т. п. по самоотчетам - желаемая картина.
  • Акцентированная на непосредственном окружении - обстановка вокруг себя, своего дома, какая есть на самом деле или ситуативная - в зависимости от того, что приходит на ум. На рисунках изображаются неожиданные образы, лампа, горящая свеча, идущие от ощущений ребенка.
  • Опосредованная, или метафорическая, - передает сложное смысловое содержание, представленное в виде какого-либо сложного образа.
  • Абстрактная, схематическая - отличается лаконичностью и имеет вид некоего абстрактного образа, знака, символа.

Таким образом, перечисленные виды изображений "образа мира" имеют разные основания: знания о планетарном строении, либо собственные ощущения, вызывающие те или иные образы, либо желаемая картина мира и т. д.

На основании информации, полученной в результате обследования по этой методике, можно строить коррекционную работу по развитию образа мира, давая детям задание создать «мир» по определенным параметрам, например: "Создай мир, в котором люди умеют мириться друг с другом после ссор. Когда будешь рассказывать о нем, нужно будет доказать, что они умеют мириться" или "Нарисуй, как мир, полный горя, стал радостным". При обсуждении можно вопросами активизировать потенциал ребенка в решении проблем взаимоотношений.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную программу развития мелкой моторики у детей 2–3 лет.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль