Этическое воспитание школьников в деятельности классного руководителя

11389

Воспитательные возможности этики

Учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения – системообразующий фактор организации жизнедеятельности детей, и их воспитание должно стать его органичной составной частью. Важное значение в педагогической практике воспитания приобретает обращение к этике как науке о нравственной жизни человека, поскольку в ней сосредоточены глубинные истоки и основания морального совершенствования личности.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.02.96 № 21 "Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений" позволяет сегодня полноценно и качественно использовать региональный и школьный компоненты в воспитательном контексте.

Именно в этике, в истории развития этической мысли заложены, истоки и основания нравственного становления и внутреннего совершенствования личности. Смыслозначимые ценности человеческой жизни и жизни общества отрабатывались в этических учениях мыслителей веками и при богатом разнообразии критериальных подходов и приоритетов сводились к нравственным постулатам, утверждающим жизнь и человека наивысшей ценностью, а все значимое для их развития основополагающим смыслом.

Этическая мысль, рассматривая нравственные основания жизнедеятельности людей, выделила и обосновала понятие "простые нормы нравственности", преобразованное сегодня в "общечеловеческие ценности". Данное понятие отражает нравственное значение и достоинство личности, ее ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, – моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Это то, что выделяется человеком в качестве наиболее значимого, что он вложил в основу представлений о должном относительно своего Я, нормах отношений с людьми и окружающим миром, собственного жизнеосмысления и жизнедеятельности. Это тот ценностный смысл, который существует для необходимой ориентировки каждого в своей жизнедеятельности. В основе его лежит нравственный выбор самой личности, требующий напряжения сил собственного разума и чувств и стремления понять сущность общечеловеческих законов в каждом конкретном случае. Эту сущность и ценностный смысл собственной жизни важно постигнуть и растущему, взрослеющему человеку.

Педагогическая практика свидетельствует, что потребность в специально организуемом, продуманном нравственно-этическом воспитании школьников велика. Практическое воплощение в режиме образовательного учреждения этики как специализированного предмета воспитания давно назрело, а выдвинутая сегодня парадигма классного руководства в качестве приоритета воспитательной деятельности позволяет реализовать данную потребность в качестве предмета классного руководителя.

Главной задачей в воспитательном процессе является создание педагогических условий для включения учеников в осознание и переживание нравственных ценностей как важнейшей потребности личности, как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров. В соответствии с этим, этика, введенная в учебно-воспитательный процесс школы как его органичная часть, наполнит все его составляющие этическим смыслом и обеспечит непрерывный процесс нравственно-этического воспитания детей.

Для этого школе сегодня необходима целостная непрерывная система нравственно-этического воспитания учащихся с 1-го по 11-ый класс, посредством которой ученик мог бы постигнуть важность и справедливость гуманистических основ жизни человека, почувствовать меру своей ответственности в их реализации в обществе, осознать значимость чувства собственного достоинства в моральном самоопределении. Введение этики как предмета воспитания, адресованного классному руководителю, включается в модель целостной воспитательной системы, содержание и технология которой повысит гуманистический потенциал образовательного учреждения, обеспечит субъектную основу воспитательного подхода к ребенку и психолого-педагогические условия нравственного развития личности.

наверх

Модель этического воспитания

Модель системы непрерывного этического воспитания школьников построена на логической взаимосвязи следующих структурных компонентов:

-этический курс теоретико-практических занятий с детьми как специализированный предмет воспитательной ориентации, построенный на принципах диалогового взаимодействия педагога с учащимися о сущности и ценностных смыслах нравственной сферы жизнедеятельности человека. Он построен в контексте сюжетно-игровой технологии с разнообразной палитрой форм и методов включения учеников (с учетом их возрастных особенностей) в непрерывный процесс познания, освоения и присвоения этических знаний и смыслов.

-повседневная педагогически инструментированная методика "этического заряда", основанная на сочетании этической установки на доброжелательность и уважение в отношениях с другими с формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них.

  Этический заряд - в организации доброжелательного климата взаимоотношений детей в поле их жизнедеятельности в школе через психологическую установку на эмоциональное тепло и взаимопонимание, которая воплощается в методике убеждения, что никто не будет обижен и обделен вниманием.

  Этический заряд – в инструментированной методике "пятиминутка", которая направлена на совместный поиск путей предотвращения конфликтов и определения достойных способов выхода из создавшихся конфликтных ситуаций, в результате чего закрепляется нравственный статус таких проявлений воспитанников как сдержанность, снисходительность, терпение, умение простить, незлопамятность. Рекомендуется проводить в конце дня у младших школьников, в конце недели – в среднем и старшем звене,

-общеколлективная внеурочная деятельность с этической направленностью, логически вплетенная в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. Главное здесь – организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния детей, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждому, созданы условия для этической рефлексии.

Композиционно такая деятельность построена как театрализованное представление-диалог и осуществляется в разных возрастных группах в соответствии с особенностями возраста, интересами детей, возможностями и поставленными воспитательными задачами ("школа вежливости"– начальная школа, "этические диалоги о главном"– подростки, "вечера этических раздумий"– старшеклассники). Деятельность направлена на познание другого человека и самого себя, развитие средств такого познания: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать его.

Каждый из компонентов системы, имея свою функцию, специфическое содержание и методическую особенность, осуществляет определенную часть общей педагогической задачи, предусматривающей охват всей жизнедеятельности детей в образовательном учреждении гуманистическим влиянием на них.

Реализация модели этического воспитания школьников, взаимодействие ее компонентов со структурными компонентами образовательного учреждения (урок, внеурочная воспитательная деятельность, межурочное пространство), актуализирует психолого-педагогические условия нравственного развития личности, рост ее этического самосознания, этической культуры.

наверх

Этический диалог и его значение

Результатом этических занятий должно стать создание педагогических условий для последовательного и непрерывного диалога с учащимися, посредством которого школьник через самооценку, самоопределение, самопознание, саморегулирование выходит на моральную позицию и поведение.

Диалогические отношения в воспитательной палитре средств предполагают готовность педагога слушать и адекватно понимать ученика-собеседника, выражать эмоционально позитивное восприятие школьника и быть искренним в этом. Организация диалогового пространства требует от педагога коммуникативного опыта и культуры постановки вопросов, предвидения обратной связи, где востребованы интуиция и импровизация. При этом главное в диалоге – организация дискуссии, пробуждающей мысль и обучающей мыслить.

Нравственное воспитание конструктивно в вопросно-ответной логике взаимодействия педагога и школьников. Она стимулирует конкретное действие ученика, создает индивидуальный нравственный опыт поведения и отношений формирующейся личности.

В этом контексте диалог следует рассматривать в качестве педагогического принципа и условия эффективного взаимодействия воспитателя с воспитуемыми, ориентируясь на то, что "жизнь по природе своей диалогична" (М.М. Бахтин). В этом значении диалог имеет многоаспектное звучание в интегративных процессах педагогического взаимодействия взрослых и детей, а именно:

-диалог реализуется как метод мышления, проникающий в ценностное содержание жизнедеятельности человека.

Процесс этического воспитания в этом ракурсе предусматривает диалогическое взаимодействие педагога с учениками как совместное проникновение в сущностные, смысловые вопросы человеческого бытия, реализуя субъектную основу и личностное начало каждого участника.

-диалог выступает и как педагогический принцип и средство гуманистического воспитания, в основе которого заложено уважение и доброжелательное отношение к каждому человеку, как способ построения равноправного взаимодействия педагога и учащихся по смысложизненным вопросам.

- диалог выступает и как психологический механизм актуализации самосознания школьников, выстраивания Я-концепции, развития рефлексивных способностей.

В соответствии с этим диалогическое взаимодействие педагога и учащихся рождает эмоционально прочувствованную мысль, определяющую последующие действия, что проясняет и оттачивает индивидуальную позицию ученика, рождает рационально осмысленную аргументацию.

-в методическом ключе диалог представляет воспитательную технологию, позволяющую выстроить поэтапный процесс сомышления педагога и учеников по совместному поиску нравственной истины.

- социальная природа диалога реализует фундаментальную потребность человека в общении, взаимодействии, сотрудничестве, сотворчестве, т.к. мысль не рождается и не находится в голове отдельного человека. Она рождается между людьми, совместно ищущими истину (М.М. Бахтин), в данном случае между педагогом и учащимися.

Таким образом, в процессе этического диалога воспитанник, если он "ожидаемый собеседник" (А.Ухтомский), получит опосредованно выраженную помощь в самоопределении, осознании своих отношений с окружающим миром, осмыслении себя как личности, как гражданина, как нравственно воспитанного человека.

Эмоционально-образное сосредоточение учащихся начинается с вывода школьника на этическую проблему.

Это может быть сделано с помощью разных средств: интригующего вопроса, дилеммы, суждения, предложенной для анализа ситуации, реплики вкрапленных в сюжет урока героев, игры, незаконченного сюжета, адресованного детям письма и т.д.

Пример этического занятия в первом классе "Рядом друг всегда с тобой". Его цель – раскрыть понятие "дружба", его важные составляющие.

Учитель выводит детей на проблему, характеризуя вместе с ними такое важное для дружбы понятие как "доверие", сердцевину дружеских отношений. Путем использования многообразных форм включения детей во взаимодействие в процессе игры педагог помогает им раскрыть это понятие и прочувствовать его:

-Встаньте, пожалуйста, мы немного поиграем и отдохнем. Я буду называть сказочных героев. Если эти герои дружат, беритесь за руки, а если нет – руки остаются опущены.

Называются герои, и дети включаются в игру: Малыш и Карлсон. Винни Пух и Пятачок. Заяц и Волк. Айболит и Бармалей. Чебурашка и крокодил Гена. Кот Леопольд и два мышонка. Львенок и черепаха. Красная шапочка и волк. Дядя Федор и кот Матроскин.

-Сейчас вы подали руки друг другу. Не отпускайте их. Что вы почувствовали?

-Да, тепло. А что это значит?

-Конечно, теплое, дружеское доверие друг к другу. Вы замечали, ребята, что при встрече вы подаете руку своему другу, тянетесь к нему. Почему?

-Да, вы ему доверяете. Доверие. А что значит доверять?

-Верить.

Так через игру, рождение эмоционального настроя, причастности к общему процессу действия, ощущения тепла руки другого маленький школьник приходит к пониманию важного качества личности.

-А теперь подумайте, всегда ли вы доверчивы по отношению к своему другу и может ли он вам доверять. Если "да", то в своей тетради по этике ребенок ставит "+", если "нет" – "-" .

Так ребенок проецирует данное качество на себя, тем самым учится не только осмысливать свои нравственные проявления, но и оценивать себя с тех или иных позиций.

Еще одно начало, которое вводит ребят в проблему на занятии "Самолюб никому не люб" во 2 классе:

-У каждого из вас, ребята, в классе есть товарищи. Что вы больше всего цените в них?

Дети называют качества, учитель записывает их на доске.

-Посмотрите, какие важные качества мы записали. А теперь давайте попробуем подумать о себе. Каждый из вас напишет эти качества на листочек и против них нарисует маленький кружочек. Если у него это качество есть – закрашивает его в зеленый цвет, если не уверен – в желтый, если у него такого качества в характере нет – красным.

Когда дети выполнят эту работу, учитель предлагает поменяться листочками с соседом по парте. И теперь сосед оценивает знаками своего товарища. Когда работа выполнена, листочки возвращаются хозяину.

- Посмотрите, ребята, где у вас ваша оценка и оценка товарища не совпадают и подумайте, почему.

- А что мы не любим иногда в своих одноклассниках?

Эти качества также выписываются на доске, анализируются.

-Значит, ребята, когда кто-то вредничает, ябедничает, дерется, грубит – это не нравится товарищам. Получается, что он слишком любит себя и совсем не любит и не уважает других?

- Как одним словом назвать такого человека?

- Самолюб. Давайте порассуждаем, как сделать так, чтобы среди названных вами хороших качеств не появлялись те, которые свойственны самолюбу.

Здесь выход на проблему через введенную в диалог диагностическую методику, которая, с одной стороны, поворачивает ребенка "на себя", создает условия для осмысления школьниками своего личностного "Я", а с другой, позволяет увидеть себя со стороны, сравнить свое мнение с мнением других.

Далее разворачивается обозначенная тема, которая требует построения логической цепочки развития мысли. Основным побудителем данного развития служат вопросы "почему?", "как вы думаете?" и т.д. Последовательные, углубляющие проблему вопросы цементируют логику смысловой цепочки, выстраивают ее пошаговую структуру. Это наиболее сложный для педагога конструкт построения диалога, поскольку все время должна пульсировать пробуждающая общие размышления мысль. А чтобы она не увядала необходимо очень точно ставить вопросы и отбирать в развитии сюжета диалога только те формы, методы и средства стимулирования мысли, которые наиболее точно связывают звенья цепочки и обеспечивают ее эмоциональное насыщение.

Так цепочка последовательных вопросов, конституирующих ход размышления детей и углубляющих его, приводит учащихся к основе проблемы, необходимости не абстрактного ее осмысления, а в конкретном аспекте сопричастности с собственной жизнью и индивидуальностью.

Нить рассуждений учащихся приводит их с помощью педагога к осмыслению собственной личности, своего опыта. И проблема становится личностно значимой, требующей ответа на свои вопросы, разрешения конкретных жизненных ситуаций. Обращение к личности ребенка в соответствии с этим служит непременной смысловой составляющей диалога с детьми по этическим проблемам.

Поворот "на себя" обязателен в этическом диалоге, так как он создает условия для углубления и осмысления школьниками своего личностного Я в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ, самооценку и в связи с этим самосовершенствование. Такой поворот ведет к необходимой в дискуссионных суждениях точке наивысшего напряжения, сопряженной с обращением к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту. Напряжение мысли и чувства ученика связано с необходимостью принятия им решения, выхода на прогнозирование дальнейшей линии своего поведения в той или иной социальной ситуации, жизненной коллизии, сложившейся сфере его взаимоотношений с окружающими. Чтобы это произошло, важно, чтобы проблема, сколь глобальной она ни представлялась, могла быть конкретизирована в важном для нравственно-этического осмысления школьниками аспекте и вылилась в ясную для него дилемму. Осмысление и разрешение возникшей дилеммы и предстанет перед учеником квинтэссенцией, сущностной значимостью обсуждаемой проблемы.

Результат размышлений, самоанализа или принятие решения в обсуждаемой ситуации, есть нравственный выбор ученика в ракурсе проблемы. Обозначение выхода на нравственный выбор есть еще одна смысловая составляющая этического диалога. Рядом с ним резюме диалога как смысловое заключение или переход к следующей проблеме.

Смысловые составляющие этического диалога, превращающие его в глубокий содержательный сюжет с нравственно развивающимся человеком, содействуют оптимальному раскрытию воспитательных функций этики.

Эти составляющие позволяют добиться главного – проживания школьником поднятой проблемы. Нравственное чувство и нравственное сознание детей при этом выступают в роли опосредствующих духовных звеньев, содействуя обеспечению максимального взаимодействия и общения.

наверх

Принципы построения диалога

Подбор и использование методических средств, обеспечивающих развитие воспитательной канвы диалога на этическом уроке, определяется следующими принципами его построения:

  • педагогические приемы, средства и методы построения диалога с детьми ориентированы на возрастные особенности детей;
  • процесс диалогического взаимодействия педагога с детьми построен на восприятии ребенка как субъекта воспитания;
  • воспитательное действие организуется средствами опосредованного влияния на учащихся;
  • сюжетная канва диалога предполагает включение диагностических методик, направленных на изучение педагогом нравственного развития учеников, а также на осмысление школьниками собственных нравственных оценок и самооценок.

Кульминационный момент ведущегося диалога с детьми предопределяет его сюжетную развязку, завершающим аккордом которой служит так называемый "открытый финал", который не ставит точку по обсуждаемой проблеме, а как бы оставляет размышление на потом для индивидуального раздумья учеников.

Этим финалом педагог побуждает растущего человека к процессу рефлексии и самоосмысления, что и ведет к нравственному развитию детей.

Таким образом, этический диалог – это сюжет, развитие которого опосредованно влияет на школьников через эмоциональное насыщение разнообразными методическими формами включения их в размышление, через альтернативные суждения, погружение в исследовательский поиск, через игру, творчество, деятельность, упражнения, педагогические задачи, тесты, эксперименты, диагностические методики, раскрывающие личностный опыт, пробуждающие чувства и собственные суждения.

Шемшурина А.И.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль