Проблема подросткового суицида

13350

Многое из того, что нам, взрослым, кажется пустяком, для ребенка – глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, – не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из сложившейся ситуации нет, и единственный путь преодолеть трудности – покончить жизнь самоубийством.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) суицид является третьей причиной смертности подростков после несчастных случаев и убийств. Большинство специалистов рассматривают суицидальное поведение не только как попытки совершения самоубийства или покушение на него, но и как мысли, намерения, высказывания и угрозы человека, относящиеся к его желанию свести счеты с жизнью. Это очень важное дополнение, так как оно иллюстрирует картину подросткового самоубийства, проявляющегося в основном в недейственной форме.

Как правило, первые суицидальные попытки встречаются у детей старше 13 лет. В доподростковом возрасте дети еще во многом очень зависимы от близких взрослых, прежде всего от родителей, и у них только начинается процесс внутренней идентификации (самоопределения), поэтому мысль, что можно совершить агрессивные действия по отношению к самому себе, не приходят им в голову.

Особенности подросткового суицида

Подростковой суицид имеет две характерные особенности. Во-первых, отсутствие реального желания и четко обозначенного мотива совершения самоубийства. Психотерапевтическая практика показывает, что подростки не могут четко обозначить причину, по которой они решили совершить самоубийство (обыденно, причина суицида воспримется подростком как тяготящая его проблема, разрешить которую не представляется возможным). Обычно их объяснение суицидального намерения ограничивается лаконичной фразой "Просто надоело жить". Во-вторых, отсутствие умения вербализовать свои чувства, поделиться своими переживаниями, подробно рассказать о них, и как следствие этого неспособность их отреагировать. Невысказанные негативные чувства, не нашедшие пути выхода, аккумулируются и так уже в болезненной душе подростка, что только усиливает депрессивное состояние ребенка.

Состояние ребенка, способное привести к самоубийству

Причины, которые толкают детей принять решение о самоубийстве, во многом остаются непонятными, и пока ни медицина, ни психология, ни социология, не могут однозначно ответить, что заставляет подростков покончить с собой. Общей же причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация ребенка, то есть нарушение его взаимодействия с ближайшим окружением, чаще всего с близкими ему людьми и семьей.

И все же, основную причину детских самоубийств ВОЗ рекомендует искать в семье. Демонстрация намерения совершить самоубийство – это "крик о помощи", последний способ ребенка привлечь внимание к себе, своей беде и вызвать сочувствие у окружающих. Чаще всего суицидальное поведение подростки совершают в дневное или вечернее время (80%), когда поблизости есть кому их остановить. Самоубийства подростков часто связаны с проблемами в межличностных отношениях. В этих случаях обида на близкого человека переносится на самого себя, таким образом, внешняя агрессия, направленная на обидчика, трансформируется во внутреннюю агрессию на себя, чтобы заставить другого почувствовать вину.

Проблема подросткового суицида во многом связана с искаженным и незрелым представлением ребенка о смерти. Смерть видится подростку как временное состояние, которое можно сравнить со сном, приходящим и уходящим. В подростковом возрасте у большинства детей формируется миф об их бессмертии, отсюда любовь подрастающего поколения к небезобидным шалостям: катанию на лифтах, подножке трамвая, различным играм на строительной площадке и т.п. Такое своеобразное бесстрашие, прежде всего, объясняется тем, что у подростков еще не сформирована ориентация на будущее, прежде всего на отдаленное будущее. В силу этого и смерть саму по себе подросток воспринимает как нечто не относящееся к нему. Смерть представляется в виде желанного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков. Подросток, совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, в действительности желает наладить отношения с окружающими.

Ребенок, который намерен совершить самоубийство, находится в тяжелейшем кризисном состоянии и попытки суицида не является для него реакцией на единичное, вы­водящее из душевного равновесия событие. Решение покончить с собой вызревает в контексте накапливающихся в течение продолжительного времени личных или семейных проблем. Однако сама по себе попытка может быть импульсивной, неожиданной для самого ребенка.

Самоубийству может предшествовать длительная история проблем и неурядиц подростка в детском возрасте. Так, по данным зарубежных исследователей, 75% молодых людей, совершивших самоубийство или попытавшихся это сделать, проживали в неполных семьях, либо по причине развода родителей, либо в силу смерти одного из них.

В большинстве случаев попытки суицида можно предугадать и предотвратить, так как еще до совершения самоубийства подросток может привлечь к себе внимание или выразить свой протест через уход из дома, совершение асоциального поступка (воровство, хулиганство, употребление алкоголя). Косвенно большинство детей, покушавшихся на самоубийство, предупреждали ближайшее окружение о своем намерении покончить с жизнью. Так или иначе, поведением или высказываниями подросток выдает свое суицидальное желание, поэтому, если вовремя обнаружить признаки надвигающейся катастрофы, ее можно предотвратить.

Причины депрессии

Значительная часть подростков, покушавшихся на самоубийство, переживали депрессию. Депрессия в этом возрасте может быть вызвана многими причинами:

  • негативным отношением к своему телу (телосложению) в период полового созревания;
  • приобретенной в этот период способностью критически воспринимать любую информацию, самостоятельно выносить свои суждения, не опираясь на мнение взрослых, и, как следствие всего этого, возможной фиксацией на негативных оценках жизни;
  • одиночеством, низкой популярностью среди сверстников;
  • трудностями в обучении, низкой школьной успеваемостью.

По мнению психологов, существуют три основные группы факторов, которые помогают подросткам справляться с переходными процессами данного возраста:

  • хорошие отношения с родителями и со сверстниками;
  • внешкольная занятость подростка в спортивных секция, творческих кружках и т.п.;
  • определенная социальная роль, подразумевающая высокую личную ответственность и моральные обязательства за выполняемые дела (например, шефство младших школьников, оказание помощи престарелым людям, уход за больными, участие в воспитании младших братьев и сестер). Подобная практика позволяет определить жизненные ценности, приоритеты и встретить возникающие трудности, не впадая в уныние.

Факторы риска совершения суицида

Как уже говорилось выше, причины, подталкивающие подростков к совершению самоубийства, во многом для них самих остаются непонятными. И все же, можно выделить определенные группы факторов риска совершения в этом возрасте суицида:

· Семейные проблемы. Как показывает статистика, дети, совершающие суицидальные поступки, воспитываются в неблагополучных семьях, где часто возникают конфликты между родителями, которые порой используют насилие при выяснении отношений с ребенком. Такие родители крайне недоброжелательно относятся к своим детям, при том не замечая, как далеко заходит их рукоприкладство или унижение ребенка.

Способствовать самоубийству могут и материальные проблемы семьи, часто связанные с утратой одного из родителей. Подростки часто воспринимают конфликты в семье, потерю родителя, экономические неурядицы как собственную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, чувство беспомощности и отчаяния. Они уверены, что не могут ничего сделать, у них нет будущего.

· Школьные проблемы. Возникающие в школе проблемы с успеваемостью, в общении со сверстниками могут привести к дезадаптации подростка, его отчужденности от привычных для данного возраста личных дел. Особую роль здесь играет референтная группа ребенка (ближайший круг сверстников), чьи оценки приобретают огромное значение при формировании его представлений о самом себе. Потеря или осуждение группой может стать тем социально-психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суицидному действию. Этот фактор особенно значим для подростков с невысоким интеллектом, сочетающимся с выраженной сензитивностью и уязвимостью к различным пересудам, критике со стороны сверстников.

· Проблемы интимно-сексуальной сферы. Неудачи в личной жизни, проблемы сексуального характера также могут спровоцировать самоубийство подростка.

Измена любимого человека, отягощенная унижением достоинства подростка, может привести к совершению им суицида. Чаще всего в ситуации разлада отношений с возлюбленным (или возлюбленной) к самоубийству прибегают те подростки, которые ощущают отвержение со стороны родителей, но при этом эмоционально зависимы от их внимания, уважения, чуткости.

Также к суицидальному поведению подростка может натолкнуть неудачный половой контакт, сомнения по поводу сексуальной ориентации ("гомосексуальная паника"), беременность девушки.

· Аддиктивное поведение. Более высок риск совершения самоубийства у молодых людей, употребляющих алкоголь и наркотики, так как прием этих психоактивных веществ снижает критичность мышления и способность контролировать импульсивное поведение, предвидеть и понимать последствия своих действий.

· Незрелость личности и определенные черты характера. Склонные к самоубийству молодые люди отличаются высокой импульсивностью, агрессивностью или недостаточным уровнем личностной идентификации, что приводит к потере чувства собственного достоинства, целеустремленности и смысла жизни. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в аптечке, подоконник в квартире - все может стать средством совершения самоубийства. Поэтому родителям при выяснении отношения со своими детьми следует помнить, что если скандал уже разгорелся, нужно "не подливать масло в огонь", а попытаться остановиться и успокоиться, чтобы не спровоцировать ребенка на необдуманные действия.

Некоторые подростки, склонные к самоубийству, характеризуются высокой внушаемостью или подражанием. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает телевидение, литература, масскультура. Так, подросток, находящийся в депрессии, может решить, что самоубийство – это удел всех гениальных людей, несчастных в своем одиночестве и непонимании окружающими. Социальное подражание наиболее ха­рактерно для подросткового воз­раста, характеризуемого резким негативизмом и пессимистическим настроем молодых людей, склонных делать выводы о том, что будущее от них не зависит или что их мечты вряд ли сбудутся. Небольшие группы подростков даже объединятся и создают общества самоубийц.

Некоторые особенности характера также обусловливают склонность к самоубийству. Подростки с повышенным чувством ответственности за свои поступки, легко ранимые и берущие вину за происходящее на себя, входят в группу риска лиц, склонных к суициду. Жизненные проблемы у людей такого типа вызывают обостренное чувство вины и отчаяния, мысли о собственной никчемности и бесполезности.

Признаки намерения совершения суицида

Если говорить о ранней диагностике суицидального поведения, то о намерении подростка совершить самоубийство могут свидетельствовать ряд признаков, которые условно можно разделить на две группы: словесные и поведенческие.

Словесные признаки:

  • открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой;
  • косвенные намеки на совершение самоубийства (к примеру, "Больше я не буду никому мешать", "Скоро от меня отдохнете" и т.п.);
  • увлечение литературой по вопросам жизни и смерти, частые разговоры на эту тему (одно из самых распространенных заблуждений заключается в том, что люди, которые говорят о самоубийстве, никогда не совершат его);
  • высказывание своих мыслей по поводу самоубийство в подчеркнуто легкой и шутливой форме (к примеру, "…смерть - все лишь одна из сторон жизни", "чего бояться смерти – мы и так значительную часть жизни тратим на сон");
  • нездоровый интерес к вопросам смерти (к примеру, увлечении книгами о самоубийцах, ритуалах погребения, "загробной" жизни и т.п.).

Поведенческие признаки:

  • безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значимость; налаживание отношений с непримиримыми врагами;
  • отсутствие желание ухаживать за собой, запущенный и неряшливый внешний вид;
  • пропуск школьных занятий, потеря интереса к привычным для ребенка увлечениям, хобби;
  • отстранение от друзей и семьи;
  • частое уединение, проявление замкнутости и угрюмости;
  • безразличие к окружающему миру.

Варианты решения проблемы

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.

  1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка, узнайте его конкретный план совершения самоубийства. Ситуация будет более острой, если ребенок имеет ясное представление о том, каким способом он хотел бы покончить с собой.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им. Попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства, поделиться накопившимися проблемами.
  5. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думают ли он о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
  6. Постарайтесь акцентировать внимание ребенка на позитивных моментах жизни. Попросите подростка, чтобы он припомнил эмоционально приятные события, связанные с нечто очень важным для него, увлечением спортом, общением с друзьями, воплощением мечты, гордостью за него родителей – всем тем, что очень высоко ценится ребенком. Спросите у подростка, что ощутили бы близкие люди, узнав о его смерти – такая попытка проговорить чувства окружающих значимых людей может принести ощутимый эффект.
  7. Придайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязательно справиться со своими проблемами.

Оснований для совершения подростком самоубийства много, и во всех случаях ребенку необходима профессиональная психологическая консультация и помощь.

И.А. Паршутин,
канд. психол. наук, преподаватель каф. психологии Московского университета МВД России

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль