Классный час "Каждый человек достоин уважения"

15161

"Один из высочайших принципов истинной нравственности заключается в уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он – человек, а потом уже за его личные достоинства" Виссарион Белинский (1811–1848). Чувство собственного достоинства, самоуважение, признание или отвержение, принятие или неприятие себя как личности – это самые болевые точки человеческого естества. Задача педагога научить детей уважать не только себя, но и всех окружающих, т. к. каждый человек уникален. В статье представлен пример проведение классного часа, направленный на выработку принципов уважительного отношения.

"Каждый человек достоин уважения,
если только он не считает
себя лучше других" (Джек Лондон)

Данный классный час направлен на воспитание чувства ответственности, самостоятельности, навыков самооценки, формирование устойчивой системы нравственных ценностей учащихся. А также на развитие творческого воображения и фантазии.

В процессе проведения мероприятия педагог знакомит учащихся с понятиями "уважение", "тщеславие", "честолюбие", "толерантность".

В начале занятия педагогу рекомендуется включить запись "Лунной сонаты" Бетховена и попросить учащихся ответить на несколько вопросов:

  • Что это за мелодия? Кто автор музыки?
  • Как вы думаете, этот человек достоин уважения?
  • А если человек ничем удивительным не прославился, не известен всему миру, он заслуживает уважения?

Людвига ван Бетховена. крещен 17.12.1770, Бонн, — 26.3.1827, Вена. Это гениальный немецкий композитор с удивительной и трагической судьбой. С 27-летнего возраста Бетховен страдал глухотой, все время прогрессировавшей. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал его общение с людьми, затруднял пианистические выступления и, наконец, заставил Бетховена совсем от них отказаться. Но он продолжал писать музыку.

"Лунная соната" – четырнадцатая в ряду фортепианных сонат Бетховена (всего он написал тридцать две сонаты для фортепиано), сочинена: 1800–1801, была издана в марте 1802 и посвящена Джульетте Гвиччарди.
Название сонаты "Лунная" принадлежит не Бетховену. Так ее уже после смерти композитора – в 1832 году – окрестил немецкий поэт Людвиг Рельштаб. Ему представилось, что Бетховен в первой части звуками запечатлел образ люцернского озера тихой лунной ночью.

После рассуждений учеников можно привести строки из стихотворения Евгения Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

В нем говорится о неповторимости каждого человека, о ценности личности, о том, что каждый человек непременно чем-нибудь интересен, и поэтому уникален, и поэтому заслуживает уважения.

Перед основной частью беседы педагог предлагает ученикам ответить письменно (только "да" или "нет") на вопрос: Хотите ли вы, чтобы вас уважали?

Листочки с ответами собираются и подсчитываются результаты.

Пока идет подсчет результатов опроса, попробуем сформулировать тему нашу в виде вопроса (так нам будет проще размышлять): Каждый ли человек достоин уважения? И второй вопрос, более важный, который каждый должен поставить себе: Достоин ли я уважения?

Представление результатов опроса (все или абсолютное большинство ответов будет "да") и их комментарий.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ (далее К.Р.) - Что такое уважение?

- Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

К.Р. - Подберите синонимы к слову уважение.

УЧАЩИЕСЯ - Почтение, почитание, пиетет, благоговение, респект.

К.Р. Вы согласны с тем, что каждый человек имеет право на уважение? Что каждый человек имеет свои таланты и достоинства?

УЧАЩИЕСЯ – Да (комментарии ответа)

К.Р. Как в поведении человека проявляется то, что он считает себя лучше других?

УЧАЩИЕСЯ: - Такой человек высокомерен, груб, равнодушен, признает только свою точку зрения, незаслуженно обижает окружающих и т.д

К.Р. - Такой человек высокомерен и тщеславен:

Высокомерие – гордое и надменное поведение, отношение к кому-нибудь;

Тщеславие – высокомерное стремление к славе, к почитанию;

Честолюбие – жажда известности, почестей, стремление к почетному положению..

В сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" говорится о таком тщеславном и честолюбивом человеке (чтение главы XI о честолюбце).

Маленький принц сбежал от честолюбца, назвав его "странным взрослым". А каковы ваши впечатления от этой встречи? Что бы вы сказали после встречи с ним?

В ситуации, когда человек ставит себя выше других, нарушаются коммуникативные связи между людьми, то есть с таким человеком тяжело общаться. Важно помнить, что уважительное отношение друг к другу лежит в основе любого коллектива, в основе дружбы, в основе любви. Не нужно забывать и о толерантности (терпимое отношение; признание равенства всех рас, полов, возрастов, социальных групп, религиозных конфессий и т.д.).

Если хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других.

Ты достоин уважения, если уважаешь других.

К.Р. - Как вы думаете, нужно стремиться к тому, чтобы тебя уважали?

УЧАЩИЕСЯ - Да, но важно, чтобы стремление к уважению не переросло в тщеславие; разумная доля честолюбия должна присутствовать в человеке.

Педагог переходит к проблемному заданию (работа в группах):

– возьмем волшебный мешочек. Он поможет нам вспомнить один важный для нас вопрос и поможет разделиться на группы. Из мешочка достаньте листочек с надписью и найдите тех, у кого та же надпись – это и есть ваша группа. (Всего 4 группы; сложив слова на листочках, получим вопрос: Достоин ли я уважения?).

Задание для групп № 1 и 3:

Продолжите фразу: МЫ УВАЖАЕМ ЧЕЛОВЕКА, ЕСЛИ ОН…

Задание для групп № 2 и 4:

Составьте правила: КАК НУЖНО СЕБЯ ВЕСТИ, ЧТОБЫ ТЕБЯ УВАЖАЛИ

Процедура проведения: на выполнение заданий отводится 5-7 минут, задание оформляется группой на большом листе бумаги, затем представляются результаты и вывешиваются на доску.

На заключительном этапе проведения классного часа педагог предлагает учащимся придумать символ взаимного уважения (могут быть различные варианты). Например: рука-ладонь.

Учитель просит учеников обвести на листке бумаги свою ладошку, вырезать ее. И ответить самим для себя на наш главный вопрос: Достоин ли я уважения?

Если ученик отвечает "ДА", то, уходя, кладет свою "ладошку" в корзинку (приклейте на стенд), если "НЕТ", то забирает ее с собой. И пусть эта ладошка напоминает о том, что нужно стремиться к тому, чтобы быть достойным уважения окружающих.

(Вновь звучит "Лунная соната").

И.В. Игнатова,

учитель школы № 2010, г. Москвы

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль