Роль внутришкольной методической деятельности в развитии профессиональной компетенции педагога

18751

"Учитель должен быть артист,
художник, горячо влюбленный
в свое дело"
А.П.Чехов

Президент страны В.В. Путин адресовал развивающемуся российскому обществу весьма важную мысль: "Если мы хотим избежать социальных и природных потрясений, то ΧΧΙ век должен стать Веком Человека, а, следовательно, и веком образования". Обеспечить путь к успеху – так звучит запрос к системе образования России.

Поэтому, в настоящее время, требуется учитель с личностно- гуманистической ориентацией, креативностью мышления, с основами рефлексивной культуры, способный к интеграции, с современным отечественным инновационным опытом, владеющий современными технологиями педагогической деятельности, имеющий высокие коммуникабельные способности, хорошо ориентирующийся в предметной области. Перечисленные характеристики современного компетентного педагога необходимы для реализации Закона "Об образовании" и "Программы развития образования Пермской области на период до 2005 года", целевой комплексной программы развития образования Частинского района Пермского края, программы развития школы.

В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя, модернизируются подходы и к организации школьной методической службы. На сегодняшний день в Шабуровской средней общеобразовательной школе сложилась определенная система в развитии профессиональной компетентности педагогов.

Главная цель методической работы:

Качественное и комплексное развитие профессиональных возможностей учителя к достижению оптимальных результатов воспитания, обучения и развития.

Задачи в области профессионализма педагогов:

1. Обеспечение условий для освоения и внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий;

2. Создание условий для самореализации и самосовершенствования, развития профессионально-ценностных и личностных качеств учителей;

3. Создание системы информации о педагогических находках учителей школы;

4. Изучение и распространение инновационного опыта творчески работающих педагогов.

Становление профессионально компетентного педагога, развитие его профессиональных умений и навыков, обретение им педагогической позиции являются основополагающими в содержании методической службы школы.

Для этого была пересмотрена структура методической службы школы.

Наиболее приоритетными направлениями методической работы в нашей школе в ближайшее время стали:

  • информационно-аналитическое – обеспечение в нашей школе условий для организации инновационной деятельности учителя. Формы работы различны: семинары, тренинги, деловые игры, презентации, "круглые столы", открытые уроки;
  • консультативно-информационное – изучение документов по вопросам образования, развития школы. Оказание помощи педагогам в планировании учебного материала, разработке уроков, технологизации процесса обучения. Формы работы здесь самые разнообразные: семинары, собеседование, работа творческих групп и т. д.;
  • диагностико-аналитическое – осуществление мониторинга. Основные формы работы: осуществление диагностики, анкетирование, тестирование и т.д.;
  • статистико-аналитическое – создание и апробирование форм, позволяющих осуществлять наблюдение, анализ и прогнозирование.

Вся деятельность методической службы основана на принципах:

  • принцип преемственности – соблюдение преемственности программ развития и модернизации, освоения новых образовательных технологий;
  • принцип системности – соблюдение единства целей, задач, средств, содержания, форм и методов работы и мониторинга результативности;
  • принцип толерантности – содействие в проявлении индивидуальности, поддержка социально-ценностных инициатив, увлечений, интересов;
  • принцип доступности – обеспечение доступности, открытости, равных потенциальных возможностей профессионального роста каждому учителю.

В ходе работы была пересмотрена структура организации методической деятельности педагогов. Для успешной реализации задач, поставленных перед каждым звеном методической службы, разработаны положения, определяющие их цели, содержание деятельности, права и обязанности.

Становление профессионально компетентного педагога, развитие его профессиональных умений и навыков, обретение им педагогической позиции являются основополагающими в содержании методической службы школы.

В результате исследования был выявлен недостаточный для повышения результативности образовательного процесса уровень:

  • методической и информационной культуры;
  • профессиональной активности учителей в освоении и применении современных образовательных технологий;
  • мотивации профессионального уровня.

Полученные результаты позволили сделать логичный вывод о том, что необходимо пересмотреть подходы к методической деятельности

Обоснование актуальности и новизны

Инновационная школа – это такая школа, которая позволяет работающим в ней людям постоянно быть в движении, развиваться. Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы должны помнить о том, что оно формируется личностью самого учителя. Соответственно, необходимо создать все условия для развития профессиональной компетентности педагога. Для этого нужна действенная и эффективная структура методической службы в ОУ. Профессиональная компетентность педагога формируется через постоянную систематическую профессиональную учебу в школе. Следовательно, методическая деятельность – важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива школы.

Несмотря на то, что повышение качества образования зависит от многих факторов, а методическая деятельность многопланова, повышение педагогической компетентности педагога является основным направлением методической работы в образовательном учреждении. Инертный, неразвивающийся учитель никогда не воспитает творческую созидательную личность.

В нашей школе раньше существовало несколько школьных методических объединений учителей (ШМО), в состав которых входило по 2-3 педагога-предметника. Решение задач сводилось к проблемам преподавания предмета.

Изменение структуры методической службы школы, которое заключается в создании научно- методического совета (НМС) и временных творческих и проблемных групп (ВТГ) для решения определенной проблемы, ведет:

  • к изучению общих методических подходов в образовании;
  • к расширению интегративных связей и тематически научно- исследовательской деятельности учащихся и учителей;
  • к улучшению адаптации каждого учителя к научно-методической деятельности;
  • к организации технологии педагогического взаимодействия;
  • к возможности обсудить собственно педагогические действия, новые методы преподавания, отточить их, сделать более эффективными;
  • к накоплению информационно-методической базы преподавания предметов.

Учитель будет успешным, если будет теоретически грамотен, творчески активен, если он уверен в себе и в своих силах, если его труд по достоинству оценивается морально и материально.

Ведущая роль в управлении методической работой как целостной системы принадлежит научно-методическому совету (НМС). Он призван координировать работу различных служб школы и творческих педагогов, стремящихся осуществлять преобразования в школе на научной основе. Научно-методический совет является главным консультативным органом школы по всем вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса. Возглавляет методический совет в нашей школе заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Членами совета являются руководители творческих групп, психолог, валеолог, социальный педагог, творчески работающие педагоги. Заседания научно-методического совета проходят один раз в четверть. На заседании совета выносятся важные вопросы, связанные с управлением образовательным процессом школы, вырабатываются предложения по их реализации.

Научно-методический совет школы с целью выявления отношения педагогов к нововведениям в школе и степени готовности учителей к реальному участию в инновационных процессах провел анкетирование. Это было необходимо для того, чтобы определить для каждого конкретного педагога оптимальные виды помощи для развития профессиональной компетентности.

Основные направления деятельности НМС:

  • аналитическое;
  • информационное;
  • организационно-методическое;
  • консультационное.

Деятельность НМС:

  • системное обучение групп педагогов в соответствии с учебными планами, учебными программами;
  • проведение научно-практических семинаров, семинаров-практикумов, тренингов, конференций и других активных форм повышения квалификации педагогических работников;
  • оказание консультационных услуг;
  • разработка, тиражирование и распространение методических рекомендаций, дидактических материалов, наглядных пособий, мультимедиа-материалов и т.п.;
  • подготовка публикаций в научно-педагогическую печать, координация своей деятельности с информационно-методическим центром (ИМЦ), управлением образования Частинского муниципального района.

Главным достижением проведенной модернизации стало объединение учителей разных предметов, создание временных творческих групп (ВТГ). (схема 1)

Распределение функций

Орган

Функции управления методической работой

Руководитель

Педагогический совет

Определение стратегических направлений в методической работе школы

Директор школы

НМС

Реализация стратегических задач, выработка тактических решений, оценка эффективности методической работы

Заместитель директора по УВР

Схема 1

Роль внутришкольной методической деятельности в развитии профессиональной компетенции педагога

Каждый учитель конкретизировал общую методическую тему школы и сформулировал свою методическую тему. Уровень профессиональной грамотности педагогов значительно вырос за последние 5 лет, благодаря активному участию учителей в школьных научно-практических конференциях, теоретических и практических семинарах. Совещания, заседания, семинары носят открытый характер. На них собирается весь коллектив. Результаты работы учителей сдаются в методический кабинет. Это описание опыта работы учителей, разработки уроков, методические материалы, дидактические разработки.

Но в системе повышения профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса школы. С учетом уровня профессиональной подготовки, который сами педагоги определяют для себя на основе анкетирования, все учителя нашей школы поделены на группы:

1) группа молодого учителя;

2) группа педагогического мастерства.

Каждой группе оказывается практическая помощь по вопросам профессиональных затруднений в виде памяток, методических рекомендаций, подбора специальной литературы, проводятся индивидуальные и групповые консультации.

Научно-методические формирования

1. Школа молодого учителя

Цель: Оказание помощи в профессионально-личностной адаптации начинающего специалиста, формирование профессиональной компетентности педагога.

Задачи:

1. Создать условия для реализации творческих способностей молодого специалиста;

2. Содействовать повышению уровня теоретических знаний учителя.

2. Школа передового опыта

Цель: Содействие творческому отношению к профессиональной деятельности педагога.

Задачи:

1. Развитие системы обучения всех категорий педагогов;

2. Формирование аналитической культуры учителя через организацию мониторинга качества образования;

3. Развитие творческого потенциала учителя через выявление, обобщение и распространение педагогического опыта учителя.

Условия, побуждающие учителей к развитию профессиональной компетентности:

Перед учителем поставлены привлекательные цели, достижение которых требует наличия новых знаний.

Учитель постоянно включается в новые для себя виды деятельности, работает в новых условиях, использует новые средства, меняет круг общения.

Учитель имеет широкий и разнообразный круг общения.

В школе существует конкурентная социальная профессиональная среда, стимулирующая учителя к постоянному совершенствованию.

Результаты профессионального развития являются в школе организационной ценностью.

Учитель уверен в получении внутреннего и внешнего вознаграждения.

Учитель уверен, что данное вознаграждение нельзя получить без профессионального развития.

Статус педагога в коллективе зависит от уровня его компетентности и образованности.

Стимулы профессионального развития педагога

Мотивы самореализации: реализация себя в педагогической деятельности как творческой – мастер-класс для педагогов школы или района, повышение самостоятельности, возможность работать по интересующей программе, технологии; разработка собственной авторской программы и ее распространение.

Мотив личного развития: повышение профессионализма(стажировка, престижные курсы, предоставление времени на методическую работу, дополнительные дни к отпуску, оплата высшего образования (переподготовки), оплата научно-методической литературы.

Мотив самоутверждения: достижение социального успеха – участие в работе конференций, семинаров школьного, муниципального, регионального и пр. уровня, обобщение и трансляция опыта, подготовка собственных публикаций, представительство от ОУ на ответственных мероприятиях (район, край, республика), привлечение к руководству методическими объединениями педагогов, наставничество, руководство педагогическими мастерскими.

Потребность быть в коллективе: вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы.

Мотив стабильности: гарантия защищенности от посягательств на профессиональную честь педагога, гарантия имеющегося статуса положения в коллективе.

Мотив состязательности: участие в профессиональных конкурсах (школьного, муниципального, регионального и др. уровней).

Оценить профессиональную компетентность учителя помогает новая система оплаты труда.

3. Временные творческие группы (ВТГ)

Примерное содержание и методы работы временной творческой группы по изучению педагогического опыта работы педагога в нашей школе:

1. Составление плана изучения опыта.

2. Распределение обязанностей между членами группы, изучающей опыт работы.

3. Изучение результативности педагогического опыта.

4. Определение уровня новизны педагогического опыта.

В школе выделяем 4 уровня:

  • новизна на уровне открытий;
  • эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствования на этой основе учебно-воспитательного процесса;
  • рационализация отдельных сторон педагогического труда;
  • творческий подход к применению устоявшихся, известных педагогических, методических приемов.

5. Сбор, фиксация и систематизация материала с последующей обработкой и анализом. Это одно из условий успеха изучения передового педагогического опыта, ведь накопление достаточного по количеству, качеству и разнообразию педагогических фактов- основа для описания опыта.

6. Обработка фактического материала. Основная цель обработки заключается в том, чтобы превратить конгломерат фактов в упорядоченную систему, позволяющую видеть устойчивую связь между профессиональными действиями педагога и результатами его деятельности.

Это уже переход к анализу, выявлению типичного в опыте учителя.

7. Существенным элементом анализа и обобщения педагогического опыта является определение, на каких психолого-педагогических концепциях он базируется. Если этого не сделать, анализ и обобщение лишаются научного обоснования.

8. Следующий момент – самый важный: необходимо определить, что дает данный опыт развитию личности ученика, как формируется личность в целом.

9. После того, как составлено концептуальное представление об опыте учителя, вскрыты причинно-следственные связи и выведены закономерности, наступает период подведения итогов изучения педагогического опыта

10. Далее временная творческая группа, изучавшая опыт работы учителя, определяет формы обобщения и распространения передового педагогического опыта.

4. Деятельность научно-методических формирований:

  • проведение обучающих семинаров;
  • предъявление, показ и защита педагогического опыта, внедрение в практику новых методик, технологий, программ;
  • проведение мониторинговых процедур;
  • организация индивидуальной поддержки;
  • осуществление научного анализа учебно-воспитательного процесса;
  • разработка научных планов, рекомендаций и т.д.

Управленческие технологии

Поскольку существует управленческая служба в школе, то и должны быть управленческие технологии. Наиболее эффективными для нас в школе являются:

  • Педагогические советы;
  • Теоретические семинары;
  • Семинары-практикумы
  • Круглый стол;
  • Обсуждение современных образовательных технологий, достижений психолого-педагогической науки;
  • Научно-практические конференции для учителей, учащихся и родителей;
  • Обобщение передового опыта творчески работающих учителей
  • Выставки творческих работ учителей и учащихся;

Осуществлять основные функции методической службы помогают:

  • технология комплексного исследования деятельности учителя (автор П.И. Третьяков);
  • методическая картотека на каждого учителя;
  • "Портфолио" педагога, разработанное согласно Положению;
  • рейтинговая оценка профессиональной компетентности педагога;
  • стимулирующая часть оплаты труда учителя при НСОТ.

Оценивается роль каждого члена педагогического коллектива в оптимизации образовательного процесса. На схеме 2 показана структура организации методической деятельности педагогов школы, которая свидетельствует об их активной работе.

Для определения профессионального роста педагога в школе была разработана схема анализа урока в аспекте современных образовательных идей:

1. идея субъективности в организации образовательного процесса;

2. идея мотивированности обучения;

3. идея активизации обучения;

4. идея индивидуально-личностного подхода;

5. идея рефлексивности обучения.

Планированию методической работы предшествует ежегодный глубокий анализ каждого из звеньев с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя. Такой план методической работы в школе называется "Комплексно-целевая программа управления качеством образования".

Результативность работы

Итогом работы является участие 71% педагогов в школьных НПК (уже четвертый год) с выступлениями, а также в районных предметных МО педагогов и региональных НПК.

В 2003-2004 учебном году в районном конкурсе молодых специалистов "Ищу свой урок" Воронцова Наталья Ивановна, учитель физической культуры, заняла 3 место, в 2004-2005 учебном году в этом же конкурсе Кулакова Юлия Валерьевна, учитель музыки, заняла 2 место.

2004-2005, 2008-2009 учебный год – Басалгина Елена Ивановна, учитель начальных классов, заняла 1 место в районном конкурсе профессионального мастерства "Учитель года".

2008-2009 учебный год – Шимаковская Надежда Васильевна, учитель иностранного языка заняла 2 место в районном конкурсе профессионального мастерства "Учитель года".

2005-2006 учебный год – школа заняла 1 место в районном смотре-конкурсе "Школа года".

2005-2006 учебный год – Семенова Галина Федоровна, учитель географии, заняла 1 место в районном смотре-конкурсе методических и дидактических материалов.

2007-2008 учебный год – Семенова Галина Федоровна и Онорина Любовь Алексеевна, учитель русского языка заняли 2 места в районном смотре-конкурсе методических и дидактических материалов.

2006-2007 учебный год – Семенова Галина Федоровна, учитель географии, заняла 1 место в районном смотре-конкурсе портфолио педагога.

2008-2009 учебный год – Семенова Галина Федоровна, учитель географии, стала победителем национального проекта "Образование" – "Лучшие учителя России".

За последние три года количество педагогов с высшим образованием увеличилось на 17%.

Успеваемость по школе – 97%, качество знаний свыше 37%.

За последние три года наблюдается рост профессионального уровня педагогов. Количество педагогов с высшей и первой квалификационной категорией увеличилось тоже на 17 %.

Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие "профессионализм" можно включить не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки. На развитие всего перечисленного выше направлена структура методической службы ДОУ.

Педагогический коллектив школы определил критерии оценки результатов методической работы:

  • положительный психологический климат в педагогическом коллективе;
  • рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;
  • способность и готовность педагогов к профессиональному саморазвитию;
  • владение педагогами современными образовательными технологиями и методиками;
  • рост профессионализма молодых педагогов;
  • рост профессиональной компетентности педагогов, наличие положительной динамики результатов образовательного процесса;
  • повышение качественного уровня программно-методического обеспечения образовательного процесса.

Сфера использования данного опыта работы:

Общеобразовательное учреждение с малочисленным педагогическим коллективом.

Круг пользователей:

Педагогические коллективы, имеющие вышеперечисленные проблемы.

Схема №2.

Структура организации методической деятельности педагогов

Роль внутришкольной методической деятельности в развитии профессиональной компетенции педагога

Семенова Г.Ф., МОУ Шабуровская средняя общеобразовательная школа, Пермский край 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль